СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 

Предметная линия учебников под редакцией А.И.Алексеев, В.В.Николина. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2020.  География.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класса»

5






Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «География» в 9 классе составлена на основе нормативно-правовых документов:


  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями на 11.12.2020 (приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712).

  3. Постановление от 28 сентября 2020 года N 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  4. Постановление от 28 января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

  5. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.И.Алексеев, В.В.Николина. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2020. География.

  6. Образовательная программа основного общего образования ,утвержденная приказом № 247 от 29.08.2022 г.

  7. Годовой календарный учебный график МБОУ «Средняя школа № 50 имени Д.С.Сухорукова» приказ от 30.08.2024г. №228.



Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные

Личностные:

  1. Формирование

  • ответственного отношения к учёбе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

  • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, развитие познавательной активности;

  • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

  • основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

  • эстетического сознания, развитого через освоение художественного наследия народов России.

2. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству.


Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение правильно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, самостоятельно выработанные критерии оценки;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение составлять классифицированные и сравнительные таблицы и схемы, опорные конспекты;

  • умение делать выводы из анализа карт, составлять и классифицированные схемы, применять символико-графические средства наглядности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • умение организовывать свою работу, планировать деятельность, осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность, осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в паре и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;


Предметные:

Выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства России; —представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; —находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России, для решения практикоориентированных задач; —выделять географическую информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной; определять информацию, недостающую для решения той или иной задачи; —применять понятия «экономико-географическое положение», «состав хозяйства», «отраслевая, функциональная и территориальная структура», «условия и факторы размещения производства», «отрасль хозяйства», «межотраслевой комплекс», «сектор экономики», «территория опережающего развития», «себестоимость и  рентабельность производства», «природно-ресурсный потенциал», «инфраструктурный комплекс», «рекреационное хозяйство», «инфраструктура», «сфера обслуживания», «агропромышленный комплекс», «химико-лесной комплекс», «машиностроительный ком- ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы 45 плекс», «металлургический комплекс», «ВИЭ», «ТЭК», для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; —характеризовать основные особенности хозяйства России; влияние географического положения России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства; роль России как мировой энергетической державы; проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства и регионов России; —различать территории опережающего развития (ТОР), Арктическую зону и зону Севера России; —классифицировать субъекты Российской Федерации по уровню социально-экономического развития на основе имеющихся знаний и анализа информации из дополнительных источников; —находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на окружающую среду; условия отдельных регионов страны для развития энергетики на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ); —различать изученные географические объекты, процессы и явления: хозяйство России (состав, отраслевая, функциональная и территориальная структура, факторы и условия размещения производства, современные формы размещения производства); —различать валовой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный продукт (ВРП) и индекс человеческого развития (ИЧР) как показатели уровня развития страны и её регионов; —различать природно-ресурсный, человеческий и производственный капитал; —различать виды транспорта и основные показатели их работы: грузооборот и пассажирооборот;

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:


  • называть (показывать) численность населения РФ, крупные народы РФ, места их проживания, крупнейшие города, главную полосу расселения;

  • объяснять значение понятий: «естественное движение», «механическое движение» или «миграции» (причины, виды, направления), «состав населения» (половой, возрастной, этнический, религиозный), «трудовые ресурсы», «плотность населения», «урбанизация», «агломерация», «отрасль», «состав и структура хозяйства», «факторы размещения», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «себестоимость»;

  • объяснять демографические проблемы;

  • читать и анализировать тематические карты, половозрастные пирамиды, графические и стратегические материалы, характеризующие население РФ;

  • объяснять размещение основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;

  • описывать (характеризовать) отрасль или межотраслевой комплекс.

  • объяснять размещение основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;

  • описывать (характеризовать) отрасль или межотраслевой комплекс.


  • называть (показывать) субъекты Российской Федерации, крупные географические регионы РФ и их территориальный состав;

  • объяснять значения понятий: «районирование», «экономический район», «специализация территории», «географическое разделение труда»;

  • объяснять особенности территории, населения и хозяйства крупных географических регионов РФ, их специализацию и экономические связи;

  • описывать (характеризовать) природу, население, хозяйство, социальные, экономические и экологические проблемы регионов, отдельные географические объекты на основе различных источников информации.

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • решению практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • Прогнозировать возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.


Основные задачи курса:

География – предмет, содержание которого охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно- общественного научного знания. Это обеспечивает формирование у обучающихся:

  1. комплесного представления о географической среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

  2. целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно- общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;

  3. умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств(план, карта и т.д), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

  4. Умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

  5. предпрофильной ориентации.


    1. Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества. Особенностью курса является гуманизация его содержания. «География России» изучается в 8 и 9 классах. Предлагаемое в

планировании распределение часов по темам соответствует Примерной программе курса «География» на базовом уровне. В 9 классе изучается вторая часть курса «География России» , которая состоит из четырех разделов: «Регионы России», «Европейская Россия», «Азиатская Россия» и

«Заключение». Под региональным компонентом содержания географического образования понимается педагогически отобранный материал в контексте базового содержания предмета «География», раскрывающий типичное и особенное в образе геокультурного пространства.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения географии в 9-м классе основной школы

из расчета 2 учебных часа в неделю Практические работы - 18

Срок реализации программы - 1 год.

Классификация рабочей программы – модифицированная.

Формы обучения: урок

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, эвристический, проблемного обучения, исследовательский.

Технологии обучения: традиционное обучение; личностно – ориентированное; здоровьесберегающие; разноуровневое обучение, информационно – коммуникативные.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения: устный ответ; проверочные работы, тесты, практические работы и занятия, самостоятельные работы, работы в рабочей тетради и контурными картами, творческие работы, проекты, семинары, зачеты,

географические диктанты, индивидуальный и фронтальный опрос. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Так же выборочно проверяться могут проверяться: рабочие тетради, контурные карты, участие в семинарах.

Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.

    1. Уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «География России» ученик должен:

знать/ понимать
  1. Основные географические понятия и термины: федерация, государственная территория, экономическая зона, континентальный шельф, экономико-географическое положение, геополитическое положение, местное время и поясное время, циклон, антициклон, мелиорация, рациональное природопользование, естественное движение населения, миграция, экономически активное население, трудовые ресурсы, агломерация, природные ресурсы, природно-ресурсный потенциал, ресурсная база, хозяйство страны, предприятие, отрасль хозяйства, межотраслевой комплекс, отраслевая и территориальная структура хозяйства, кооперирование, специализация, транспортная система, транспортный узел, грузооборот, пассажирооборот, экономическая интеграция;

  2. географические явления и процессы в геосфере, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

  3. географическую зональность и поясность;

  4. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;

  5. связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных территорий; 6.специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации;

7.особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации; 8.природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; 9.меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь
  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  2. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  3. приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России;

  4. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления;

  5. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для определения поясного времени;

-для чтения карт различного содержания;

-для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

  1. оценки их последствий.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний I.Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий,

законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник,

дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  1. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  2. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач. Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки. Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи. Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки

  1. Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе

  1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

  2. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе:

«условные знаки»).

  1. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

  2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

  3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно). Названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

  4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесения «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)

  5. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

  6. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

  7. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

  8. Над северной рамкой (в правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс).

  9. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

  10. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

  1. Критерии оценки контурных карт.

«5» - Отлично выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

«4» - Хорошо выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.

«3» - Удовлетворительно выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.

«2» - Неудовлетворительно выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.

  1. Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17; «3» - 10-13; «2» - менее 10 правильных ответов, т.е: это

«5»- 90 %-100 % «4»- 70 %-85 %

«3»- 50 %-65 % «2»- менее 50 %


  1. Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для

проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися. Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

  1. Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

  • соблюдение требований к его оформлению;

  • необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

  • умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

  • способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.


V. Содержание учебного предмета.

Название темы

Название темы

Количество часов

Практические работы

Раздел 1

Хозяйство России

21

3

Раздел 2

Регионы Россия

43

4

Тема 1

Центральная Россия

7

1

Тема 2

Северо – Запад

5

1

Тема 3

Европейский Север

4

0

Тема 4

Северный Кавказ

4

1

Тема 5

Поволжье

5

0

Тема 6

Урал

4

1

Раздел 3

Азиатская Россия

14

2

Тема 7

Сибирь

6

1

Тема 8

Дальний Восток

7

1


Заключение

4

0

Итого:

68

9



Содержание учебного предмета География. Россия. 9 класс

(64 ч - 2 ч в неделю)

Хозяйство России

Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их

формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития её хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и

факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.

Топливно- энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных месторождений по картам и статистическим материалам.

Машиностроение. Состав , место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий . География металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав , место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав , место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Агропромышленный комплекс. Состав , место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого- климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур главных районов животноводства.

Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав , место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Легкая промышленность. Состав , место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Легкая промышленность и охрана окружающей среды.

Сфера услуг (инфраструктурных комплекс). Состав , место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав , место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав , место и значение в хозяйстве: основные районы и центры, города науки. Социальная среда: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.

РАЗДЕЛ 9. РАЙОНЫ РОССИИ.

Природно хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно – хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.

Крупные регионы и районы России.

Регионы России: Западный и Восточный.

Районы России: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост, миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально- экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно- хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь

людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

РАЗДЕЛ 10. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного и культурного наследия России.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Для учителя:

  1. А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина «География. 9 класс». М, Просвещение 2019

  2. Атлас Линия Полярная звезда . Изд.Просвещение.

  3. Тетрадь- тренажер 9 класс Дополнительная литература:

  1. Жижина, Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2019.

  2. Маерова, Н. Ю. Уроки географии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.

  3. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением /И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. – М.: Глобус, 2010.

Для обучающихся:

  1. А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина «География. 9 класс». М, Просвещение 2019

  2. Атлас Линия Полярная звезда . Изд.Просвещение. Дополнительная литература:

  1. Бабурин, В. Л. География Российского порубежья: мы и наши соседи. 8-9 класс / Бабурин В. Л., Даньшин А. И., Елховская Л. Н. – М.,

«Просвещение», 1999.

  1. География в таблицах 6-10 класс. М., «Дрофа», 2010.

  2. Евдокимов, В. И. География. Полный курс в географических диктантах. – 2-е изд. – М.: «Московский Лицей», - 2004.

  3. Печатные пособия: Таблицы и плакаты: Географические карты (комплексные, политические, физические, России), комплекты таблиц демонстрационных по географии, портреты ученых-географов и путешественников. Природные зоны. Воздействие человека на природу. Карты: Физическая карта полушарий. Физическая карта России. Физические и экономические карты России, отдельных районов России.

Учебно-практическое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, приборы и приспособления для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов (линейка, транспортир, циркуль, компас, курвиметр). Глобус Земли. Коллекция минералов, горных пород (магматические, осадочные, метаморфические), полезных ископаемых, почвы Гербарные материалы (растения, мхи, лишайники, папоротники). Макет вулкана, холма Коллекции: Волокна. Гранит и его составные части. Известняки. Кальцит в природе. Каменный уголь и продукты его переработки. Минералы и горные породы. Минеральные удобрения. Нефть и продукты ее переработки. Полезные ископаемые. Топливо. Торф и продукты его переработки. Чугун и сталь.

Информационные ресурсы:
  1. Центр образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

  2. Педсовет: http://pedsovet.org/

  3. Официальный информационный портал единого государственного экзамена: http://www1.ege.edu.ru/

  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: http://obrnadzor.gov.ru/ 5.Федеральный институт педагогических измерений: http://fipi.ru/

  1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window

  2. Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/

  1. Учеба.RU: http://www.ucheba.ru/ege/

  2. Кирилл и Мефодий – КМ образование: http://km-school.ru/company/companies.asp

  3. Федеральный образовательный портал: http://www.edu.ru/

  4. Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru/default.asp

  5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/


Географическая номенклатура


Тема "География отраслей и межотраслевых комплексов"

Машиностроительный комплекс. Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург,Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск.

Центры трудоѐмкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.

Центры металлоѐмкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск

Топливно-энергетический комплекс.

Месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское. Система трубопроводов с Тюменского севера на запад.

ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская. ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская. АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская. Единая Энергетическая система (ЕЭС)

Металлургический и химико-лесной комплекс.

Центры чѐрной металлургии: Череповецк, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк. Центры передельной металлургии: Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на-Амуре.

Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск. Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березняки, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на-Амуре.

Инфраструктурный комплекс. Центры туризма и отдыха. Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавлровск-Камчатский.

Железнодорожные магистрали: Транссибирская, Южносибирская, БАМ РЕГИОНЫ РОССИИ

Европейский Север.

Моря: Баренцево, Белое. Заливы: Кандалакшский, Онежская губа. Полуострова: Рыбачий, Канин, Кольский. Острова: Соловецкие, Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач. Возвышености: Тиманский кряж, Северные Увалы. Горы: Хибины. Низменность: Печорская. Реки: Северная Двина, Печора, Онега, Мезень. Озѐра: Имандра. Беломоро-Балтийский канал. Заповедники: Кандалакшский, Лапландский. Печорский угольный бассейн.

Месторождения: апатитов, руд чѐрных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии.

Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута Кислогубская ПЭС. Кольская АЭС Центральная Россия.

Моря: Балтийское. Финский залив. Окско-Донская равнина. Возвышенности: Среднерусская, Валдайская. Низменности: Окско-Донская, Мещерская.

Реки: Дон, Ока, Вятка, Кама, Нева. Озѐра: Ладожское, Онежское, Чудское, Псковское, Ильмень, Селигер. Водохранилища: Рыбинское, Горьковское.

Каналы: Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы (Москва-Волга). Заповедники: Дарвинский, Приокско-Террасный. Подмосковный угольный бассейн, КМА. Города: Москва и подмосковные города науки (Пущино, Дубна, Троицк), Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк.

Поволжье.

Моря: Каспийское. Возвышенности: Приволжская. Низменности: Прикаспийская. Реки: Волга, Дон. Озѐра: Эльтон, Баскунчак. Водохранилища: Куйбышевское, Волгоградское, Цимлянское. канал: Волго-Донской. Заповедники и национальные парки: Астраханский национальный парк,

Самарская Лука. Месторождения солей: Баскунчак. Города: Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань. Северный Кавказ

Моря: Азовское, Чѐрное. Проливы: Керченский. Полуостров: Таманский. Ставропольская возвышенность Горы: Большой Кавказ, гора Казбек, гора Эльбрус. Низменности: Прикубанская, Терско-Кумская, Кумо-Манычская впадина. Реки: Кубань, Кума, Терек. Заповедники: Тебердинский. Месторождения цветных металлов: Большого Кавказа.

Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.

Урал.

Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал. Горы: Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар. Реки: Печора, Кама, Урал, Чусовая, Северная Сосьва, Тура, Исеть. Заповедники: Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский.

Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березняки, Краснотурьинск, салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.

Западная Сибирь.

Заливы: Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский. Полуострова: Ямал, Гыданский. Горы: Алтай (гора Белуха), Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный Саян. Возвышенности: Сибирские Увалы. Равнины: Ишимская, Барабинская. Котловины: Кузнецкая. Реки: Обь, Бия, Катунь, Иртыш, Тобол, Ишим, Пур, Таз. Озѐра: Кулундинское, Чаны, Телецкое.

Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные редкие металлы Рудного Алтая.

Заповедники: Алтайский. Сургутская ТЭЦ.

Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск,

Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул. Технополисы: Томск, Новосибирск, Омск. Нефтяные концерны: "Лукойл", "Сургутнефтегназ",.

Восточная Сибирь.

Моря: Карское, Лаптевых. Заливы: Енисейский. Полуостров Таймыр. Острова Северная Земля. Возвышенности: Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана. Горы: Бырранга, Енисейский кряж, Восточный Саян, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет.

Низменности: Северо-Сибирская. Котловины: Минусинская, Тувинская.

Реки: Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Хатанга, Ангара, Селенга, Алдан, Шилка, Аргунь. Озѐра: Байкал, Таймыр. Заповедники: Таймырский, Баргузинский, Кодаро-Чарский.

Месторождения: Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны; железные руды Хакасии, Забайкалья; Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья. Транссибирская магистраль, БАМ (Большой и Малый). Города: Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск.

Дальний Восток.

Моря: Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово. Охотское, Японское. Проливы: Берингов, Татарский, Лаперуза, Кунаширский. Заливы: Пенжинская Губа, Петра Великого. Острова: Новосибирские, Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.

Полуострова: Чукотский, Камчатка. Горы: Верхоянский хребет, хребет Черского, Яно-Оймяконское нагорье, Чукотское нагорье, Джугджур, СихотэАлинь. Вулканы: Ключевская Сопка, Авачинская Сопка. Равнины: Зейско-Буреинская; Центрально-Якутская, Яно-Индигирская,

Колымская, Среднеамурская низменности. Реки: Вилюй, Алдан, Оленѐк, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Амур, Зея, Уссури, Камчатка, Анадырь. Водохранилища: Вилюйское, Зейское.

Озѐра: Ханка.

Заповедники: Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской, Кедровая Падь. Бассейны буро- и каменноугольные: Ленский, Зырянский, Нижнезейский.

Нефтегазоносные бассейны: Охотский (остров Сахалин и шельф). Месторождения цветных металлов: Северо-Восток Сибири, золотые прииски: Алдан и Бодайбо, Сихотэ-Алинь. Амуро-Якутская магистраль. Города: Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск

Календарно- тематическое планирование по географии 9 класс. Алексеев , Николина. Просвещение 2023-2024г.

Тема урока

Количество часов

Тип урока/ форма проведения

ФОПД

Система контроля

Универсальные учебные действия: предметные, метапредметные, личностные

Дома шнее задан ие

Дата

фак т

план

1.

Развитие хозяйства

1

Изучение нового

Материала.

Индивидуальная, парная

Сопоставление карт атласа

Учит, самоконтроль

знать понятия, «уметь характеризовать, как шло развитие хозяйства России; знать особенности циклич-- ности развития хозяйства; ставить учебную задачу; формировать действие целеполагания; планировать пути достижения цели; осуществлять сравнение; преобразовывать и создавать схемы (модели) для решения задач; осуществлять саморе- гуляцию в учебной деятель- ности; осуществлять познавательную рефлексию; формулировать собственное мнение; аргументировать их обмениваться сужде- ниями о результатах прогнозирования в науке; формировать потребность в самовыражении и оценивать личность ученого; оценивать особенности ры-

ночных отношений в хозяйстве страны;

§1

03.09-9а,в

02.09-9б.

03.09-9в







2

Особенности экономики Практическая работы. 1 Сравнение географического положения России с другими странами

1

Урок

Формирования и

закрепления знаний и умений.

Индивидуальная, парная

Анализ карт, составление

таблиц

§2

6.09-9а

03.09-9б

04.09-9в


3

Население России. Городское, сельское население.

1

Изучение нового материала

Индивид уальная. Групповая

Анализ карт, составление

таблиц

Выучить материал с конспекта урока

10.09-9а

9.09-09-9б

10.09-9в


4

Миграции населения

1

Изучение нового материала

Индивидуальная, парная

Учит, самоконтроль

Выучить термины

13.09-9а

10.09-9б

11.09-9в


5




Научный комплекс


1

Урок

Новых знаний

Индивидуальная, парная

Использование интернет ресурсов, СМИ, анализ карт

§3

17.09-9а

16.09-9б

17.09-9в



6

ТЭК. Угольная промышленность

1

Урок

практикум

Индивид уальная. Групповая

Анализ карт, составление

таблиц ПР «Описание

каменноугольного бассейна»

знать понятия; уметь раскрывать факторы

размещения ТЭК; выявлять и предлагать пути решения проблем ТЭК;

формулировать собственное мнение и позицию,

аргументировать их;

формировать потребность в самовыражении и

самореализации; ставить учебную задачу,

формулировать действия целеполагания; плани- рование пути достижения цели; адекватно

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;

§4

20.-9-9а

17.09-9б

18.09-9в


7

Нефтяная промышленность

1

Урок

29ормировании я и

закрепления

знаний и умений.

Индивидуальная, парная

Сопоставление карт атласа

§5

24.09-9а

23.09-9б

24.09-9в


8

Газовая промышленность

1

Урок

29ормировании я и

закрепления знаний и умений.

Индивид уальная. Групповая

Анализ карт, составление

таблиц

§6

27.09-9а

24.09-9б.25.09-9в


9

Электроэнергетика.

1

Урок

практикум

Индивид уальная. Групповая

Сопоставление карт атласа

знать понятия; уметь характеризовать типы электростанций России; сформулировать потребность в

самовыражении и самореализации.

§7

01.10-9а

30.09-9б

01.10-9в


10

Черная металлургия

1

Урок

30ормировании я и

закрепления знаний и умений.

Индивидуальная, парная

Анализ карт, составление

таблиц

знать понятия; уметь характеризовать

металлургические базы России; сформулировать потребность в

самовыражении и самореализации.

§8

04.10-9а

01.10-9б.02.10-9в



11

Цветная металлургия

1

Урок

31ормировании я и

закрепления знаний и умений.

Индивид уальная. Групповая

Анализ карт, составление

таблиц

планировать

пути достижения цели; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; осуществлять

саморегуляцию

в учебной деятельности, аргументировать свою

позицию.

§9

15.10-9а

14.10-9б

15.10-9в



12

Машиностроение. Значение. Состав

1

Урок

31ормировании я и

закрепления

знаний и умений.

Индивидуальная, парная

Сопоставление карт атласа

знать понятия; уметь выявлять проблемы и предлагать пути решения, уметь показывать по карте центры машиностроения. Определять стратегию развития

машиностроительного комплекса для

инновационной экономики России ставить учебную задачу, формулировать действия целеполагания; планирование пути достижения цели; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; осуществлять

саморегуляцию в учебной деятельности,

§10

18.10-9а

15.10-9б

16.10-9в


13



Факторы размещение машиностроения. Практические работы. № 2. Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения

1

практикум

Индивид уальная. Групповая


§10

22.10-9а

22.10-9б

22.10-9в


14

Химическая промышленность

1

Урок

Индивидуальная, парная

Анализ карт,

знать значение химической

§11

25.10-9а

23.10-9б.23.10-9в






.


33ормировании я и

закрепления знаний и умений.


Составление таблиц

промышленности; факторы размещения химической промышленности; особенности размещения химической промышленности; использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов, потребностей. Ставить учебную задачу; планировать пути достижения цели; осуществлять

саморегуляцию в учебной деятельности





15


Лесопромышленный комплекс

1

Урок

33ормировании я и закреп- ления знаний и умений.

Индивидуальная, парная

Сопоставление карт атласа

выбирать и использовать различные источники информации для определения состава, значения и особенностей лесной промышленности; ценностно-смысловые установки о значимости леса и лесной

промышленности для себя и хозяйства страны;

формулировать учебно- познавательную задачу;

самостоятельно составлять план учебной деятельности;

§12

29.10-9а

28.10-9б.29.10-9в



16


Сельское хозяйство.

1

Урок

формирования

Индивид уальная. Групповая

Анализ карт, составление

знать понятия; уметь

анализировать

§13

01.11-9а.29.10-9б




Растениеводство. Пр раб № 3. Определение

основных районов выращивания

зерновых и технических культур. Определение главных районов животноводства

1

и

закрепления знаний умений


таблиц

статистические материалы и тематические карты; уметь создавать логические схемы использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей,

мотивов, потребностей. Планировать пути достижения цели; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения

действия


30.10.9в




17



Сельское хозяйство. Животноводство

1

Урок

формировани я и

закрепления знаний и умений.

Индивидуальная, парная

Сопоставление карт атласа

§14

05.11-9а

05.11-9б.05.11-9в



18


Транспортная

инфраструктура.

1

Урок

формировани я и

закрепления знаний и умений.

Индивидуальная, парная

Сопоставление карт атласа

уметь анализировать карты и статистические данные, уметь объяснять особенности размещения видов транспорта; давать оценку непроизводственной сфере; оценивать значение транспорта для развития

экономики и себя лично; ставить учебную задачу, формулировать действия целеполагания; планировать пути достижения цели;

§16

08.11-9а

11.11-9б.06.11-9в


19

Транспортная инфраструктура.

1

формировани е и закреп- ления знаний

и умений.

Индивид уальная. Групповая

Анализ карт, составление

таблиц

§17

12.11-9а12.11-9б.12.11-9в



20


Социальная

инфраструктура. Информационная инфраструктура .

1

Урок

формировани я и закреп-

ления знаний и умений.

Индивидуальная, парная

Анализ таблиц приложения в учебнике

§18,20

15.11-9а

25.11-9б.13.11-9в



22.1

Пространство Центральной России

1

Урок изучения нового

материала

Индивид уальная. Групповая

Работа с

картами

знать состав района; особенности хозяйства и отрасли специализации; уметь определять ЭГП Центрального района; проявлять уважение к истории становления территории района, его памятникам природы, истории, культуры; использовать личный

опыт при анализе ситуаций; формировать учебную задачу; самостоятельно составлять план для решения учебной задачи, учитывая время, необходимое для этого; использовать

межпредметные понятия, термины, отражающие связи и отношения между объектами; владеть умением работы с информацией из

двух и более источников;

§21

26.11-9а

26.11-9б.26.11-9в


23.2

Центральная Россия: освоение территории и населения. П.Р №4 Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников

информации.

1

комбинирован ный

Индивидуальная, парная

Анализ карт, составление

таблиц

§22

29.11-9а

02.12-9б.27.11-9в



24.3


Центральная Россия: хозяйство (1)

1

Изучение нового

материала

Индивидуальная, парная

Эвристическая беседа с использованием

карт атласа.

§23

03.12-9а

03.12-9б.03.12-9в


25.4


Центральная Россия: хозяйство.Население. (2)

1

тест

Индивид уальная. Групповая

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.

§24

06.12-9а

09.12-9б.04.12-9в


26.5

Москва- столица России

1

Урок - дискуссия

Индивидуальная, парная

Эвристическая беседа

§26

10.12-9а

10.12-9в.10.12-9б









самостоятельно планировать деятельность; владеть умениями осуществлять совместную

деятельность;




27.6

Волго-Вятский экономический район


1

Урок новых знаний

Индивидуальная, парная

Тест, проверочная

работа

уметь определять ГП и ЭГП района; оценивать влияние географического положения

повто р

13.12-9а

16.12-9б.11.12-9в


28.7

Центрально-Черноземный экономический район.


1

закрепление знаний и

умений.





17.12-9а

17.12-9б.17.12.-9в





29.1

Пространство Северо- Запада

1

Изучение нового

материала

Индивидуальная, парная

Работа с

использованием карт атласа

уметь определять ГП и ЭГП района; оценивать влияние географического положения района на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность людей;

выявлять отрасли специализации; называть и показывать по карте крупные города, промышленные и историко- культурные центры; проявлять интерес к истории становления и развития района, его памятникам природы,

истории, культуры;

формировать учебную задачу; самостоятельно составлять план для решения учебной задачи, учитывая время, необходимое для этого;

использовать

§ 27

20.12-9а

23.12-9б


30.2

Северо –Запад: «окно в Европу»

1

Работа с использовани

ем карт атласа

Индивид уальная. Групповая

Работа с

использованием карт атласа

§ 28

24.12-9а

24.12-9б.18.12.-9в


31.3

Северо-Запад: хозяйство ПР № 5 Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера

1

Работа с использовани ем карт атласа

Индивидуальная, парная

Работа с

использованием карт атласа

§ 29

27.12-9а13.01-9б.24.12-9в



32.4

Санкт-Петербург- культурная столица.

1



Урок –

виртуальная экскурсия

Индивидуальная, парная

Урок с

использованием Интернет ресурсов

§ 30

10.01-9а

14.01-9б.25.12-9в









межпредметные понятия, термины, участвовать в диалоге; формулировать

собственные суждения.




33.5

Обобщение и повторение темы Северо- Запад

1

Урок

закрепления знаний

Индивидуальная, парная

Тест,

проверочная работа


повто р

14.01-9а

20.01-9б.14.01-9в





34.1

Пространство


Изучение

Индивид уальная. Групповая

Учебное

знать ЭГП Европейского Севера; особенности природных формировать учебную задачу; самостоятельно составлять план для решения учебной задачи, учитывая время, необходимое для этого; использовать

межпредметные понятия, термины, осуществлять анализ изучаемого содержания; владеть умением работы с

информацией двух и более источников; самостоятельно планировать деятельность;

§ 31

17.01-9а

21.01-9б.15.01-9в



Европейского

1

нового


исследование



Севера»


материала


по картам.



Европейский Север:


Изучение

Индивидуальная, парная

Учебное

§ 32

21.01-9а

27.01-9б.21.01-9в


35.2

освоение территории

1

нового


исследование



и население.


материала


по картам.





Изучение


исследование

§ 33

24.01-9а

28.01-9б.22.01-9в



Европейский Север:

1

нового

Индивидуальная, парная

по картам.



хозяйство и


материала


Решение



проблемы




географическ


36.3





их задач


37.4

Повторение темы

1

формирование и

закрепления знаний

Индивидуальная, парная

Тест,

проверочная работа


повто рить

28.01-9а

03.02-9б.28.01-9в







38.1

Пространство Европейского Юга



1

Урок

актуализации знаний и

умений

Индивидуальная, парная

Учебное исследование по картам.

Составление

знать состав территории и ЭГП Европейского Юга; особенности природных

условий и ресурсов

31.01-9а

04.02-9б.14.02-9в









таблиц

Европейского Юга; знать отрасли специализации; состав населения и особенности его размещения; проявлять уважение к истории становления территории района, его памятникам природы, использовать личный опыт при анализе ситуаций; формировать учебную задачу; самостоятельно составлять план для решения учебной задачи; учитывать необходимое для этого время; использовать межпредметные понятия, термины, формулировать собственные суждения;




39.2

Европейский Юг: население

1

Урок

актуализации знаний и

умений

Индивид уальная. Групповая

Учебное исследование по картам.

Составление таблиц

§ 36

04.02-9а

10.02-9б.15.02-9в


40.3

Европейский Юг: освоение территории и хозяйство ПР№6 Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства.

1

Урок

актуализации знаний и

умений

Индивидуальная, парная

Учебное исследование по картам.

Составление таблиц

§ 37

11.02-9а

11.02-9б.21.02-9в


41.5

Повторение темы

1

Урок

формировани я и

закрепления знаний и умений.

Индивид уальная. Групповая

Тест, проверочная работа

§ повтор

14.02-9а

25.02-9б22.02-9в





42.1

Пространство Поволжья

1

Урок

актуализации знаний и

умений

Индивидуальная, парная

Учебное исследование по картам.

Составление таблиц

оценивать влияние ГП Поволжья и определять его влияние на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; раскрывать инновационный потенциал Поволжья для становления

и развития современной

§ 39

25.02-9а

03.03-9б.28..02-9в


43.2


Поволжье: освоение территории и население

1

Урок

актуализации знаний и

умений

Индивидуальная, парная

Учебное исследование по картам.

Составление таблиц

§ 40

28.02-9а

4.03-9б.29.02-9в



44.3

Поволжье: хозяйство и проблемы

1

Урок

актуализации знаний и

умений

Индивид уальная. Групповая

Учебное исследование по картам.

Составление таблиц

экономики; проявлять уважение к истории становления и развития Поволжского региона, его многонациональному составу, национальной культуре, традициям

народов Поволжья; формировать ценностно- смысловые установки, использовать

межпредметные знания по истории, литературе, биологии, раскрывающие особенности развития

Поволжья и его связи с другими районами;

§ 41

04.03-9а.

10.03-9б.04.03-9в


45.4

Ульяновская область.Географическое положение,хозяйство и экономика.

1

Урок

актуализации знаний и

умений

Индивидуальная, парная

исследование по картам. Составление

таблиц

§ 42

07.03-9а

11.03-9б.05.03-9в



46.5


Повторение темы

«Поволжье»

1

Урок

формировани я и

закрепления знаний и умений.

Индивидуальная, парная

Тест, проверочная работа

§ повтор

11.03-9а

17.03.-9б.11.03-9в


47.1

Пространство Урала

1

Урок

актуализации знаний и

умений

Индивидуальная, парная

Учебное исследование по картам.

Составление таблиц

Оценивать особенности ГП Урала и его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения; устанавливать ценностно- смысловые отношения, отражающие значение Урала для России; проявлять уважение к истории развития Урала, его народу, традициям и культуре; формулировать учебно-познавательную задачу; находить необходимую

информацию для ее

§ 43.

14.04-9а

18.03-9б.12.03-9в


48.2

Урал: население

1

Урок

актуализации знаний и

умений

Индивид уальная. Групповая

Учебное исследование по картам.

Составление таблиц

§ 44

18.04-9а

24.04-9б.25.03-9в


49.3

Урал: освоение территории и хозяйство. П.Р. №7 « Сравнение Поволжья и Урала»

1

актуализация знаний и

умений

Индивидуальная, парная

Учебное исследование по картам.

Составление таблиц

§ 45

21.04-9а

25.03-9б.26.03-9в



50.4

Повторение темы

«Урал». Тест.

1

Урок

закрепления знаний и умений.

Индивид уальная. Групповая

Тест, проверочная работа


повтор

25.04-9а

31.03-9б.01.04-9в


51.1

Пространство Сибири.

1

Урок

актуализации знаний и

умений

Индивид уальная. Групповая

Учебное исследование по картам.

Составление таблиц

знать состав территории Западной и

Восточной Сибири; ЭГП Западной и Восточной Сибири; природные условия и ресурсы Сибири; знать арктические моря и уметь объяснять изменения в природе этих морей (с запада на восток), их влияние на климат Сибири; использовать личный опыт при анализе ситуаций; формировать учебную задачу, самостоятельно составлять план для решения учебной задачи, учитывая время, необходимое для этого; использовать

межпредметные понятия, термины,

§ 47

28.04-9а

01.01-9б.2.04-9в


52.2

Сибирь: освоение территории и население

1

Урок

актуализации знаний и

умений

Индивидуальная, парная

Учебное исследование по картам.

Составление таблиц

§ 48

01.04-9а

07.04-9б.08.04-9в


53.3

Западная Сибирь.

1

Урок

актуализации знаний и

умений

Индивидуальная, парная

Учебное исследование по картам.

Составление таблиц

§ 49

04.04-9а.

08.04-9б.09.04-9в


54.4.

Восточная Сибирь

1

Урок

актуализации знаний и

умений

Индивид уальная. Групповая

Учебное исследование по картам.

Составление таблиц

§ 50

08.04-9а. 14.04-9б.15.04-9в


55.5

Практичекая работа № 8 « Сравнение хозяйства Западной Сибири и Восточной Сибири»

1

практикум

Индивидуальная, парная

исследование по картам.

§ 51

11.04-9а

15.04-9б.16.04-9в



56.6

Повторение темы

«Сибирь».

1

Урок

формировани я и

закрепления

знаний и умений.

Индивидуальная, парная

Тест, проверочная работа


Повтор

15.04-9а

21.04-9б.22.04-9в


57.1

Пространство Дальнего Востока. ПР №9 Оценка

географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием

географических карт)

1

Урок

актуализации знаний и

умений

Индивидуальная, парная

Учебное исследование по картам.

Составление таблиц

характеризовать состав и оценивать ГП Д.Востока; определять особенность природных условий и ресурсов района, наносить географические объекты на контурную карту; объяснять

§ 52

18.04-9а

22.04-9б23.04-9в


58.2

Дальний Восток: освоение территории и население

1

Урок

актуализации знаний и

умений

Индивид уальная. Групповая

Учебное исследование по картам.

Составление таблиц

размещение населения по территории Д.Востока; объяснять причины сокращения населения в районе; проявлять уважение к истории освоения и развития Д. Востока; понимать героический вклад первопроходцев, путешественников, ученых в освоении Д..Востока; понимать значение Д. Востока для хозяйства России; осознавать уникальность Д. Востока как межконтинентального

«моста» между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом; формулировать

§ 53

22.04-9а

28.04-9б.29.04-9в


59.3

Дальний Восток: хозяйство

1

Урок

актуализации знаний и

умений

Индивидуальная, парная

Учебное исследование по картам.

Составление таблиц

§ 54

25.04-9а

29.04-9б.30.04-9в


60.4

Дальний Восток:

хозяйство и

перспективы

1

Урок

актуализации знаний и

умений

Индивид уальная. Групповая

Учебное исследование по картам.

Составление таблиц

§55

29.04-9а02.05-9а

05.05-9б.25.04-9в.06.05-9в



61.5

Повторение темы

«Дальний Восток»

2

формировани я и

закрепления знаний и умений.

Индивидуальная, парная

Тест, проверочная работа

учебно-познавательную задачу на уроках; самостоятельно составлять алгоритмы решения учебно-познавательной задачи; преобразовывать текстовую информацию в модельную форму, схему, таблицу в соответствии с поставленной задачей; включаться в обсуждение географических проблем

Д. Востока;

Повтор

06.05-9а,13.05-9а.06.05-9б.12.05-9б.7, 13.05-9в


62.1

Россия в мире

2

формировани я и

закрепления знаний

Индивидуальная, парная

Тест, проверочная работа

Повторить Объекты Всемирного и культурного наследия России.


§ 57

16.05,20.05-9а.13,19.05-9б.20.05.14.05-9в


63.2

Итоговое повторение и обобщение

2

Закрепление знаний

Индивид уальная. Групповая

викторина

раскрыть типичные и особенности в образе геокультурного пространства


20.05-9б.21.05-9в




Формы учёта рабочей программы воспитания


в рабочей программе по географии


Рабочая программа воспитания МБОУ «Средняя школа №50 имени Д.С.Сухорукова» реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала уроков литературного чтения. Эта работа осуществляется в следующих формах:

    1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;

    2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;

    3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о  способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

    4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

    5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

    6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.



































КОРРЕКТИРОВКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ по географии

учителя Кузиной Д.С

2023-2024 учебный год 9 «А» класс

ПРИЧИНА: …

Дата

по плану

Дата фактического проведения

Тема урока

Количество уроков по плану


Количество уроков по факту





2

1


















































































Рассмотрено и утверждено на заседании ШМО

Учителей «живая и неживая природа» протокол № от 20 г.