Пояснительная записка
Рабочая программа курса географии 9 класса «География : Население и хозяйство России» составлена на основе Программы Е.М. Домогацких, который подготовил ее в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В данном курсе используется учебник «География России: Население и хозяйство» для 9 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский, Н.Н. Клюев— М.: ООО Русское слово— учебник, 2016.
Курс географии 9 класса опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «География. Начальный курс», «География: Материки и океаны», « География России: Природа России».
Цели и задачи курса:
формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйстве нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуры своей страны и населяющих ее народов.
сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности.
сформировать представление о России как о целостном географическом регионе и как о субъекте мирового (глобального) пространства
вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы использовать различные источники географической информации, прежде всего географические карты;
создать образ родного края. Научить сравнивать его с другими регионами России.
Характеристика предмета:
География России. Население и хозяйство – общественная географическая наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.
Организация образовательного процесса:
В данной программе используются следующие педагогические технологии:
1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.
2. Технология проектной деятельности.
3. Технология личностно-ориентированного обучения.
4. Новые информационные технологии.
5. Нетрадиционные формы организации уроков.
6. Различные источники географической информации.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:
Данная программа рассчитана на один учебный год – 68 часов, 2 часа в неделю. В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями.
Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами:
При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов» и «География России. Природа». Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутрепредметные и межпредметные связи. Внутрепредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, биологии, культурологи, экологии, зоологии и ботаники.
Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематический, итоговый).
Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:
- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.
- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.
- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.
Планируемые результаты обучения.
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Домогацких Е. М. Население и хозяйство России, учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений/ Е.М.Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев.- М. : ООО «ТИД «Русское слово»- РС»,2016.
Атлас и комплект контурных карт/М.: «Дрофа»,2016.
Дополнительная литература:
И.И.Баринова. Поурочные разработки по географии России 9 класс . М.: Экзамен ,2015г.
Е.А Жижина, Поурочные разработки по географии. Природа России 8 класс. М.: Вако, 2016г.
И.В.Новоженин. Физическая география России. 8-9 класс. Тесты. М.: Владос, 2015г.
География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс под ред. А.И. Алексеева.-М.:Дрофа, 2015.
География России6 в 2 кн.Кн.2.Хозяйство и географические районы.9 кл.:учеб.для 8-9 кл./В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я. Ром.-М.: Дрофа, 2015.
Родионова, И.А. Экономическая география России/И.А.Родионова.М.: Московский лицей,2012.
Сиротин, В.И. География. Тесты для итогового контроля 8-9 кл.-М.: Дрофа,2014
Географические сайты в интернете
www.vokrugsveta.com/ Сайт старейшего в России журнала о путешествиях.
www.garshin.ru/ Даты истории географических открытий.
www.geo2000.nm.ru/Страны мира.Народы.Религии.Экология.
www.nature.wordstreasure.com/Чудеса природы.Природные явления. Сайт может помочь при создании рефератов и справочников.
www.fbit.ru/ Все флаги мира.
www.okeanavt.ru/ Информационно-новостной портал о Мировом океане.
www.wordgeo.ru/ Всемирная география. География России. Справочные сведения.
www.krugosvet.ru/ Географическая онлайн- энциклопедия «Кругосвет».
www.wwf.ru/ Природные объекты Всемирного наследия.
www.national –geographic.ru/ Журнал National Geographic Россия.
www.web.ru/ Всё о геологии. Камни мира.
www.geoigra.ru/ Крупнейшие города мира.
www.readr.ru/ Большая подборка книг о путешествиях и приключениях.
www.geografia.ru/ Путешествия по всему миру, рассказы, фотоальбомы и др.
www.klimadiagramme.ru/ Климатодиаграммы для самых разных уголков мира.
www.viktes.ru/ Занимательные викторины по географии .
www.veter- s.ru/ Ветер свободы- сайт путешественников.
www/adventure/hut.ru/ Мир путешествий и приключений. Информация о планете Земля.
www.gks.ru- федеральная служба государственной статистики.
geo.1september.ru-электронная версия газеты «География»
www.gov. ru- субьекты Федерации в сети Интернет
www.mnr.ru- Министерство природных ресурсов и экологии России
www.rustrana.ru-все о России на одном портале
Практические работы:
1.Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.
2.Анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.
3. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.
4. Анализ экономических карт для определения территориальной структуры хозяйства.
5. Группировка отраслей по различным показателям.
6. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
7. . Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
8. Определение главных районов размещение отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.
9. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур.
10. Определение по картам основных районов животноводства.
11. Сравнение географического положения Центрального и Северо-Западного районов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.
12. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов Западной Сибири.
13. Выявление и анализ условий для развития хозяйства региона.
14. Анализ взаимодействия природы и человека на примере своего края.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела программы (кол-во часов) | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Дата проведения |
план | факт |
1 | Введение (1ч) | 1.Экономическая и социальная география | 1 | Экономическая и социальная география-наука о развитии территориальной организации населения и хозяйства | Называют предмет изучения экономической и социальной географии. Объясняют её роль в решении социально-экономических проблем страны | Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа | | |
2 | Россия на карте мира (6ч) | 2.Экономико-географическое положение России. Экономико-географическое положение Адыгеи. | 1 | Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы. Территория и акватория. Государстенная территория России. Особенности экономико-политико-географического положения России. | Определяют специфику географического положения страны. Понимают связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями территории | Фронтальный опрос. Анализ карт | | |
| | 3.Формирование территории России | 1 | Открытие и освоение Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока.Россия в 20веке | Знают историю формирования территории России | Фронтальный опрос. Работа с картами атласа | | |
| | 4.Административно- территориальное устройство России,Адыгеи. | 1 | Административно-территориальное деление страны. | Знают специфику административно-территориального устройства | Индивидуальный опрос. Работа с картами атласа | | |
| | 5.Административно- территориальное устройство России. | 1 | Субъекта федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа | Называют и показывают федеральные округа | Индивидуальный опрос | | |
| | 6.Районирование территории России, Адыгеи. | 1 | Экономические районы России, специализация | Понимают термины «экономическое районирование», «специализация».Называют и показывают экономические районы России. | Фронтальный опрос. Анализ карт атласа. | | |
| | 7.Обобщающий урок по теме «Россия на каре мира» | 1 | | | Тестирование, с.35-36. | | |
3 | Природа и человек (4ч) | 8.Природные условия России. Природные условия Адыгеи. | 1 | Природные условия России, их комфортность и хозяйственный потенциал. Адаптация человека к условиям окружающей среды | Объясняют влияние природных условий на жизнь человека. Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды | Фронтальная беседа, анализ карт | | |
| | 9.Природные ресурсы России. Природные ресурсы Адыгеи. | 1 | Природные ресурсы: минеральные, водные, почвенные, агроклиматические, лесные,рекреационные | Приводят примеры разнообразия природных ресурсов. Характеризуют уникальность объектов природы России | Анализ рисунков и таблиц §7. | | |
| | 10.Хозяйственная деятельность и изменения природной среды | 1 | Взаимодействие человека и природы, «чистые» и «грязные» отрасли, экологические проблемы | Приводят примеры взаимодействия человека и природы, рационального природопользования. Объясняют причины возникновения экологических проблем | Фронтальный устный опрос. | | |
| | 11.Обобщающий урок по теме «Природа и человек | 1 | | | Тестирование, с. 57-58 | | |
4 | Население России (8ч) | 12.Численность населения России. Численность населения Адыгеи. | 1 | Численность населения России с другими государствами. Особенности воспроизводства населения на рубеже20-21 веков. Прогнозы изменения численности России. | Понимают что такое естественный прирост. Объясняют причины демографического кризиса. Характеризуют демографическую ситуацию в России. | Фронтальная беседа.Частично- индивидуальный опрос. Анализ рисунков §9. | | |
| | 13.Размещение населения России. Размещение население Адыгеи. | 1 | Географические особенности размещения населения. Две зоны расселения | Объясняют причины разной плотности населения страны. Характеризуют особенности двух зон расселения. | Индивидуальный опрос. Анализ рисунков §10 | | |
| | 14.Миграции населения | 1 | Направления и типы миграции на территории страны. | Прогнозируют положительные и отрицательные последствия миграционных процессов. | Индивидуальный опрос. Анализ рисунков §11 | | |
| | 15.Сельская форма расселения. | 1 | Неравномерность распределения трудоспособного населения страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России. Сельская форма расселения | Характеризуют сельскую форму расселения и факторы влияющие на эту форму расселения | Фронтальный опрос. Анализ рисунков §12 | | |
| | 16.Городская форма расселения. Особенности городского и сельского расселения Адыгеи. | 1 | Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Городская форма расселения в России. | Объясняют причины урбанизации. Называют и показывают крупнейшие города (миллионеры) | Индивидуальный письменный опрос. | | |
| | 17.Этнический состав населения. Национальный состав населения Адыгеи. | 1 | Многонациональность. Языковой состав населения. География религий. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. | Знают географию народов, населяющих страну. Характеризуют этнический и религиозный состав населения. Объясняют причины этнорелигиозных конфликтов | Сообщения по вопросам семинара | | |
| | 18.Трудовые ресурсы и рынок труда. Трудовые ресурсы Адыгеи | 1 | Половозрастная структура населения России. Трудовые ресурсы. Рынок труда | Характеризуют половозрастной состав населения. Объясняют причины преобладания женщин и последствия снижения доли молодых людей. | Анализ рисунков §15. Решение проблемных задач | | |
| | 19.Обобщающий урок по теме «Население России» | 1 | | | Тестирование, с. 101-102 | | |
5 | Отрасли хозяйства России (18ч) | 20. Национальная экономика. Территориальная организация хозяйства Адыгеи. | 1 | Народное хозяйство и его структра. Предприятие- первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли. | Понимают термины «национальная экономика», «отрасль», «отраслевая структура хозяйства», «предприятие». Называют отрасли первичного, вторичного и третичного секторов народного хозяйства | Фронтальная беседа по рисункам с.46-47 с.105-107 | | |
| | 21.Факторы размещения производства. Производящая инфраструктура Адыгеи | 1 | Факторы размещения производства. Территориальная структура хозяйства. Группировка отраслей. Основные ресурсные базы. | Называют и приводят примеры факторов размещения производства | Индивидуальный опрос. Анализ рисунков 48, 49 с.111-112 | | |
| | 22. Нефтяная и газовая промышленность | 1 | Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная и газовая промышленность. современные проблемы отрасли и охрана окружающей среды | Знают отраслевой состав, районы добычи нефти и газа. Называют и показывают важнейшие магистральные нефте- и газопроводы | Фронтальный опрос. Анализ карты атласа. таблицы 6-7 с.121 | | |
| | 23. Угольная промышленность. | 1 | Угольная промышленность. Основные районы добычи. Охрана окружающей среды | Знают особенности и способы добычи угля. Называют и показывают важнейшие угольные бассейны России | Индивидуальный письменный опрос. Анализ рисунков §19 и таблицы | | |
| | 24. Электроэнергетика. | 1 | Электроэнергетика. Единая энергетическая система | Знают основные типы электростанций. Называют и показывают самые мощные из электростанций | Индивидуальный опрос, беседа по рисункам 58,59 с.131-132 и таблице 9 | | |
| | 25. Чёрная металлургия | 1 | Состав, место и значение отрасли в хозяйстве. Чёрная металлургия. Металлургические центры. Охрана окружающей среды | Знают и факторы размещения отрасли в хозяйстве страны. Называют и показывают Уральскую, Центральную, Сибирскую металлургические базы | Работа с картами, рисунками §21 | | |
| | 26. Цветная металлургия | 1 | Цветная металлургия. Факторы размещения отрасли | Знают факторы размещения медной, алюминиевой, свинцово-цинковой и золотодобывающей промышленности | Работа с картами и рисунками §22 | | |
| | 27.Машиностроительный комплекс | 1 | Состав, значение, место отрасли в народном хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Главные районы и центры | Знают отраслевой состав машиностроения. Объясняют факторы размещения и показывают на карте крупнейшие предприятия отрасли. Находят информацию для характеристики отрасли. Оценивают и объясняют степень природных, антропогенных, и техногенных изменений отдельных территорий. | Составление схемы «Отрасли машиностроения», с указанием главных районов и центров, на основе анализа карт и рисунка 67 с.148 | | |
| | 28.Машиностроительный комплекс (продолжение) | 1 | Особенности географии транспортного машиностроения и военно-промышленного комплекса. Экологические проблемы отрасли | | |
| | 29.Химическая промышленность | 1 | Состав, место и значение отрасли в народном хозяйстве. Факторы размещения. Основные базы, химические комплексы. Охрана окружающей среды | Знают отраслевой состав и географию предприятий горной и основной химии. Показывают районы добычи и местонахождения горнохимического сырья. | Фронтальный опрос, беседа по картам и рисунку с.73 и таблице 10 с.160 | | |
| | 30.Лесная промышленность. Лесная промышленность Адыгеи. | 1 | Роль леса в экономике страны. Факторы размещения предприятий. Основные базы. Лесоперерабатывающие комплексы. География пушного промысла. Охрана природы | Понимают и оценивают роль отраслей лесной промышленности в хозяйстве страны, проблемы связанные с потерей древесины. Прогнозируют перспективы развития лесопромышленных комплексов | Работа с картами и дополнительными источниками информации | | |
| | 31.Агропромышленный комплекс. Растениеводство | 1 | Отличие сельского хозяйства от других отраслей. Земля- главное богатство России. Земледелие. Садоводство и виноградарство. | Знают состав агропромышленного комплекса. Определяют роль зерновых культур в развитии отрасли | Индивидуальный опорос, работа с картами атласа | | |
| | 32. Животноводство. Агропромышленный комплекс Адыгеи. | 1 | Животноводство. География отраслей животноводства. | Знают особенности отрасли. Объясняют направленность скотоводства в разных районах страны | Заполнение таблицы рисунок 71 с.176 | | |
| | 33.Зональная специализация сельского хозяйства | 1 | Природные зоны России и зональные типы сельского хозяйства | Определяют степень зависимости развития отраслей от природных условий и факторы их размещения | Работа с картами, беседа по таблице 11 на с. 181 | | |
| | 34.Пищевая и легкая промышленность | 1 | Группировка отраслей. Пищевая проблема в России. География текстильной промышленности. Рыбопромысловые бассейны. География переработки рыбы | Знают отраслевой состав пищевой и лёгкой промышленности. Определяют отрасли ориентированные на источники сырья и потребителя | Индивидуальный опрос, беседа по рисункам 84-87 на с.186-188 | | |
| | 35.Транспортный комплекс. Транспортная система Адыгеи. | 1 | Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Виды транспорта. Транспортные узлы. | Определяют роль транспорта в развитии хозяйства страны. Характеризуют разные виды транспорта по грузо- и пассажироперевозкам. | Самостоятельная работа с картами, анализ таблицы 12на с.192 | | |
| | 36. Нематериальная сфера хозяйства. Социальная инфраструктура Адыгеи. | 1 | Отрасли и факторы размещения нематериальной сферы хозяйства. Наука, её роль в жизни современного общества. Города науки. Технополисы. Сфера услуг, жилищного и рекреационного хозяйства | Знают отрасли нематериальной сферы. Определяют их роль в обеспечении качества жизни населения. Показывают на карте города науки и технополисы. Приводят примеры наукоёмкости производства | Фронтальный опрос, решение географических задач | | |
| | 37. Обобщающий урок по теме « Хозяйство России» | 1 | | | Тестирование, с.201-202 | | |
6 | Экономические районы России (28ч) | 38.Европейский Север. Общие сведения | 1 | Состав, географическое положение. | Называют и показывают области, входящие в состав района. | Фронтальный опрос, анализ карт атласа, составление схемы | | |
| | 39. Европейский Север. Население, природные ресурсы и хозяйство | 1 | Обеспеченность природными ресурсами, преобладание в экономике отраслей добывающей промышленности | Выделяют и объясняют роль ЭГП и природных ресурсов в развитии хозяйства. Характеризуют отрасли специализации | Индивидуальный опрос, анализ карт, рисунка 96 с.210 | | |
| | 40.Практическая работа «Европейский Север» | 1 | Административный состав региона | Нанесение на контурную карту и сдача номенклатуры данного региона | Работа с картой | | |
| | 41.Европейский Северо-Запад. Общие сведения. | 1 | Самый урбанизированный индустриально развитый, обладающий высоким научно-техническим потенциалом | Называют и показывают области, входящие в состав района | Фронтальный опрос, анализ карты атласа | | |
| | 42. Европейский Северо-Запад. Население, природные ресурсы и хозяйство | 1 | Главные отрасли специализации. Машиностроение. Санкт-Петербург- многофункциональный город | Приводят примеры центров производства важнейших видов продукции, объектов мирового природного и культурного наследия в России | Индивидуальные сообщения, анализ рисунка 105 с.225 | | |
| | 43.Практическая работа «Европейский Северо-Запад» | 1 | Особенности географического и геополитического положения. | Нанесение на контурную карту и сдача номенклатуры данного региона | Работа с картой | | |
| | 44.Центральная Россия. Общие сведения | 1 | Состав, географическое положение. Главный центр страны | Выделяют и объясняют роль ЭГП в развитии хозяйства | Индивидуальный опрос | | |
| | 45. Центральная Россия. Население и природные ресурсы | 1 | Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района. Объекты мирового природного и культурного наследия страны | Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения территории, её обеспеченности природными и человеческими ресурсами | Индивидуальные сообщения | | |
| | 46.Центральная Россия. Хозяйство | 1 | Важнейшие отрасли хозяйства, особенности его территориальной организации | Приводят примеры центров производства важнейших видов продукции | Исследование по картам и другим источникам информации | | |
| | 47.Практическая работа «Центральная Россия» | 1 | Административный состав региона | Нанесение на контурную карту и сдача номенклатуры данного региона | Работа с картой | | |
| | 48.Европейский Юг. Общие сведения. | 1 | Особенности положения района, состав, их влияние на жизнь населения | Характеризуют особенности этнического состава населения. Приводят примеры использования природных ресурсов, влияние окружающей среды на формирование культуры народов; специализации района, объектов мирового и культурного наследия | Фронтальный опрос, анализ рисунка 117 с.243 | | |
| | 49.Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хозяйство | 1 | Население: численность, естественный прирост, специфика расселения, национальный состав, традиции, культура. Главные рекреационные районы. | Характеризуют особенности этнического состава населения. Приводят примеры центров производства важнейших видов продукции | Защита рекламных буклетов об отдыхе в районе Кавказских Минеральных Вод. Анализ карт и рисунка 122 на с.252 | | |
| | 50.Практическая работа «Европейский Юг» | 1 | Административный состав региона | Нанесение на контурную карту и сдача номенклатуры данного региона | Работа с картой | | |
| | 52.Поволжье. Общие сведения. | 1 | Место и роль района в экономике страны. Состав района | Называют и показывают области входящие в состав района. | Индивидуальный опрос | | |
| | 53.Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство | 1 | Важнейшие отрасли хозяйства, Экономические, социальные, экологические проблемы | Природные ресурсы, уровень урбанизации, национальный состав населения, отрасли специализации | Фронтальный опрос, беседа с использованием карт | | |
| | 54.Практическая карта «Поволжье» | 1 | Административный состав региона | Нанесение на контурную карту и сдача номенклатуры данного региона | Работа с картой | | |
| | 55.Урал. Общие сведения | 1 | Состав, географическое положение, обеспеченность природными ресурсами | Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района. Характеризуют природные ресурсы. | Исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации | | |
| | 56.Урал. Население, природные ресурсы и хозяйство | 1 | Металлургическая база страны, машиностроение, лесная и химическая промышленность. | Оценивают экологическую ситуацию. Характеризуют уровень урбанизации и национальный состав населения. | Индивидуальный письменный опрос | | |
| | 57.Практическая работа «Урал» | 1 | Административный состав региона | Нанесение на контурную карту и сдача номенклатуры данного региона | Работа скартой | | |
| | 58.Западная Сибирь. Общие сведения. | 1 | Состав района. Главное богатство района- нефть, газ, каменный уголь. Лесные и водные ресурсы | Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района. Характеризуют хозяйство района. Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации к условиям окружающей среды | Индивидуальный опрос, исследование по картам атласа | | |
| | 59. Западная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство | 1 | Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблемы района. Объекты мирового природного и культурного наследия | Характеризуют хозяйство района. Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации к условиям окружающей среды | Фронтальная беседа, анализ рисунка 135 с.277 | | |
| | 60.Практическая работа «Западная Сибирь» | 1 | Административный состав региона | Нанесение на контурную карту и сдача номенклатуры данного региона | Работа с картой | | |
| | 61. Восточная Сибирь. Общие сведения | 1 | Состав района и особенности экономико- географического положения. Суровость климата. | Показывают субъекты федерации. Характеризуют экономико-географическое положение района | Исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации | | |
| | 62. Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство | 1 | Богатство природных ресурсов. Факторы, затрудняющие хозяйственное освоение ресурсов | Характеризуют природные ресурсы. Прогнозируют перспективы дальнейшего развития района | Индивидуальный письменный опрос | | |
| | 63.Практическая работа «Восточная Сибирь» | 1 | Административный состав региона | Нанесение на контурную карту и сдача номенклатуры данного региона | Работа скартой | | |
| | 64.Дальний Восток. Общие сведения. | 1 | Состав района, главные черты экономико-географического положения, приморское положение | Оценивают экономико-географического положения района. | Индивидуальный опрос, исследование по картам атласа | | |
| | 65.Дальний Восток. Население, природные ресурсы и хозяйство | 1 | Природные условия. Объекты мирового природного и культурного наследия в России | Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование центров производства важнейших видов продукции | Фронтальный опрос | | |
| | 66.Практическая работа «Дальний Восток» | 1 | Административный состав региона | Нанесение на контурную карту и сдача номенклатуры данного региона | Работа скартой | | |
8. | Заключение (1ч) | 67. Место России в мировой экономике | 1 | Экономический потенциал страны, Взаимосвязи России с другими странами мира | Характеризуют экономический потенциал страны. Приводят примеры внутригосударственных и внешних экономических связей России | Составление развернутого плана по ходу лекции | | |
| | 68. Обобщающее повторение повторение по всему курсу | 1 | | | Письменная контрольная работа | | |
12