СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 9 класс по учебному пособию Домогацких Е.М, Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н ..

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класса»

Пояснительная записка

Рабочая программа курса географии 9 класса «География : Население и хозяйство России» составлена на основе Программы Е.М. Домогацких, который подготовил ее в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В данном курсе используется учебник «География России: Население и хозяйство» для 9 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский, Н.Н. Клюев— М.: ООО Русское слово— учебник, 2016.

Курс географии 9 класса опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «География. Начальный курс», «География: Материки и океаны», « География России: Природа России».


Цели и задачи курса:


  • формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйстве нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуры своей страны и населяющих ее народов.

  • сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности.

  • сформировать представление о России как о целостном географическом регионе и как о субъекте мирового (глобального) пространства

  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы использовать различные источники географической информации, прежде всего географические карты;

  • создать образ родного края. Научить сравнивать его с другими регионами России.


Характеристика предмета:

География России. Население и хозяйство – общественная географическая наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.


Организация образовательного процесса:

В данной программе используются следующие педагогические технологии:

1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.

2. Технология проектной деятельности.

3. Технология личностно-ориентированного обучения.

4. Новые информационные технологии.

5. Нетрадиционные формы организации уроков.

6. Различные источники географической информации.


Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

Данная программа рассчитана на один учебный год – 68 часов, 2 часа в неделю. В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями.


Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами:

При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов» и «География России. Природа». Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутрепредметные и межпредметные связи. Внутрепредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, биологии, культурологи, экологии, зоологии и ботаники.

Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематический, итоговый).

Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.

- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.

- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.


Планируемые результаты обучения.

В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать:

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.



Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Домогацких Е. М. Население и хозяйство России, учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений/ Е.М.Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев.- М. : ООО «ТИД «Русское слово»- РС»,2016.

  • Атлас и комплект контурных карт/М.: «Дрофа»,2016.


Дополнительная литература:



  • И.И.Баринова. Поурочные разработки по географии России 9 класс . М.: Экзамен ,2015г.

  • Е.А Жижина, Поурочные разработки по географии. Природа России 8 класс. М.: Вако, 2016г.

  • И.В.Новоженин. Физическая география России. 8-9 класс. Тесты. М.: Владос, 2015г.

  • География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс под ред. А.И. Алексеева.-М.:Дрофа, 2015.

  • География России6 в 2 кн.Кн.2.Хозяйство и географические районы.9 кл.:учеб.для 8-9 кл./В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я. Ром.-М.: Дрофа, 2015.

  • Родионова, И.А. Экономическая география России/И.А.Родионова.М.: Московский лицей,2012.

  • Сиротин, В.И. География. Тесты для итогового контроля 8-9 кл.-М.: Дрофа,2014

Географические сайты в интернете


  • www.vokrugsveta.com/ Сайт старейшего в России журнала о путешествиях.

  • www.garshin.ru/ Даты истории географических открытий.

  • www.geo2000.nm.ru/Страны мира.Народы.Религии.Экология.

  • www.nature.wordstreasure.com/Чудеса природы.Природные явления. Сайт может помочь при создании рефератов и справочников.

  • www.fbit.ru/ Все флаги мира.

  • www.okeanavt.ru/ Информационно-новостной портал о Мировом океане.

  • www.wordgeo.ru/ Всемирная география. География России. Справочные сведения.

  • www.krugosvet.ru/ Географическая онлайн- энциклопедия «Кругосвет».

  • www.wwf.ru/ Природные объекты Всемирного наследия.

  • www.national –geographic.ru/ Журнал National Geographic Россия.

  • www.web.ru/ Всё о геологии. Камни мира.

  • www.geoigra.ru/ Крупнейшие города мира.

  • www.readr.ru/ Большая подборка книг о путешествиях и приключениях.

  • www.geografia.ru/ Путешествия по всему миру, рассказы, фотоальбомы и др.

  • www.klimadiagramme.ru/ Климатодиаграммы для самых разных уголков мира.

  • www.viktes.ru/ Занимательные викторины по географии .

  • www.veter- s.ru/ Ветер свободы- сайт путешественников.

  • www/adventure/hut.ru/ Мир путешествий и приключений. Информация о планете Земля.

  • www.gks.ru- федеральная служба государственной статистики.

  • geo.1september.ru-электронная версия газеты «География»

  • www.gov. ru- субьекты Федерации в сети Интернет

  • www.mnr.ru- Министерство природных ресурсов и экологии России

www.rustrana.ru-все о России на одном портале




Практические работы:

1.Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

2.Анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

3. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

4. Анализ экономических карт для определения территориальной структуры хозяйства.

5. Группировка отраслей по различным показателям.

6. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

7. . Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

8. Определение главных районов размещение отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.

9. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур.

10. Определение по картам основных районов животноводства.

11. Сравнение географического положения Центрального и Северо-Западного районов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

12. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов Западной Сибири.

13. Выявление и анализ условий для развития хозяйства региона.

14. Анализ взаимодействия природы и человека на примере своего края.




Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела программы (кол-во часов)

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Дата проведения

план

факт

1









Введение (1ч)








1.Экономическая и социальная география








1

Экономическая и социальная география-наука о развитии территориальной организации населения и хозяйства

Называют предмет изучения экономической и социальной географии. Объясняют её роль в решении социально-экономических проблем страны

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа



2

Россия на карте мира (6ч)

2.Экономико-географическое положение России. Экономико-географическое положение Адыгеи.

1

Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы. Территория и акватория. Государстенная территория России. Особенности экономико-политико-географического положения России.

Определяют специфику географического положения страны. Понимают связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями территории

Фронтальный опрос. Анализ карт





3.Формирование территории России

1

Открытие и освоение Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока.Россия в 20веке

Знают историю формирования территории России

Фронтальный опрос. Работа с картами атласа






4.Административно- территориальное устройство России,Адыгеи.

1

Административно-территориальное деление страны.

Знают специфику административно-территориального устройства

Индивидуальный опрос. Работа с картами атласа





5.Административно- территориальное устройство России.

1

Субъекта федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа

Называют и показывают федеральные округа

Индивидуальный опрос





6.Районирование территории России, Адыгеи.

1

Экономические районы России, специализация

Понимают термины «экономическое районирование», «специализация».Называют и показывают экономические районы России.

Фронтальный опрос. Анализ карт атласа.





7.Обобщающий урок по теме «Россия на каре мира»

1



Тестирование, с.35-36.




3

Природа и человек (4ч)

8.Природные условия России. Природные условия Адыгеи.

1

Природные условия России, их комфортность и хозяйственный потенциал. Адаптация человека к условиям окружающей среды

Объясняют влияние природных условий на жизнь человека. Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды

Фронтальная беседа, анализ карт





9.Природные ресурсы России. Природные ресурсы Адыгеи.

1

Природные ресурсы: минеральные, водные, почвенные, агроклиматические, лесные,рекреационные

Приводят примеры разнообразия природных ресурсов. Характеризуют уникальность объектов природы России

Анализ рисунков и таблиц §7.








10.Хозяйственная деятельность и изменения природной среды

1

Взаимодействие человека и природы, «чистые» и «грязные» отрасли, экологические проблемы

Приводят примеры взаимодействия человека и природы, рационального природопользования.

Объясняют причины возникновения экологических проблем

Фронтальный устный опрос.





11.Обобщающий урок по теме «Природа и человек

1



Тестирование, с. 57-58



4

Население России (8ч)

12.Численность населения России. Численность населения Адыгеи.



1

Численность населения России с другими государствами. Особенности воспроизводства населения на рубеже20-21 веков. Прогнозы изменения численности России.

Понимают что такое естественный прирост. Объясняют причины демографического кризиса. Характеризуют демографическую ситуацию в России.

Фронтальная беседа.Частично- индивидуальный опрос. Анализ рисунков §9.










13.Размещение населения России. Размещение население Адыгеи.

1

Географические особенности размещения населения. Две зоны расселения

Объясняют причины разной плотности населения страны. Характеризуют особенности двух зон расселения.


Индивидуальный опрос. Анализ рисунков §10







14.Миграции населения

1

Направления и типы миграции на территории страны.

Прогнозируют положительные и отрицательные последствия миграционных процессов.


Индивидуальный опрос. Анализ рисунков §11









15.Сельская форма расселения.


1

Неравномерность распределения трудоспособного населения страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России. Сельская форма расселения

Характеризуют сельскую форму расселения и факторы влияющие на эту форму расселения

Фронтальный опрос. Анализ рисунков §12





16.Городская форма расселения. Особенности городского и сельского расселения Адыгеи.

1

Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Городская форма расселения в России.

Объясняют причины урбанизации. Называют и показывают крупнейшие города (миллионеры)

Индивидуальный письменный опрос.





17.Этнический состав населения. Национальный состав населения Адыгеи.

1

Многонациональность. Языковой состав населения. География религий. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений.

Знают географию народов, населяющих страну. Характеризуют этнический и религиозный состав населения. Объясняют причины этнорелигиозных конфликтов

Сообщения по вопросам семинара





18.Трудовые ресурсы и рынок труда. Трудовые ресурсы Адыгеи

1


Половозрастная структура населения России. Трудовые ресурсы. Рынок труда


Характеризуют половозрастной состав населения. Объясняют причины преобладания женщин и последствия снижения доли молодых людей.

Анализ рисунков §15. Решение проблемных задач






19.Обобщающий урок по теме «Население России»

1



Тестирование, с. 101-102



5

Отрасли хозяйства России (18ч)

20. Национальная экономика. Территориальная организация хозяйства Адыгеи.

1

Народное хозяйство и его структра. Предприятие- первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли.

Понимают термины «национальная экономика», «отрасль», «отраслевая структура хозяйства», «предприятие». Называют отрасли первичного, вторичного и третичного секторов народного хозяйства

Фронтальная беседа по рисункам с.46-47 с.105-107





21.Факторы размещения производства. Производящая инфраструктура Адыгеи

1

Факторы размещения производства. Территориальная структура хозяйства. Группировка отраслей. Основные ресурсные базы.

Называют и приводят примеры факторов размещения производства

Индивидуальный опрос. Анализ рисунков 48, 49 с.111-112





22. Нефтяная и газовая промышленность

1

Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная и газовая промышленность. современные проблемы отрасли и охрана окружающей среды

Знают отраслевой состав, районы добычи нефти и газа. Называют и показывают важнейшие магистральные нефте- и газопроводы

Фронтальный опрос. Анализ карты атласа. таблицы 6-7 с.121





23. Угольная промышленность.




1

Угольная промышленность. Основные районы добычи. Охрана окружающей среды

Знают особенности и способы добычи угля. Называют и показывают важнейшие угольные бассейны России

Индивидуальный письменный опрос. Анализ рисунков §19 и таблицы





24. Электроэнергетика.



1

Электроэнергетика. Единая энергетическая система

Знают основные типы электростанций. Называют и показывают самые мощные из электростанций

Индивидуальный опрос, беседа по рисункам 58,59 с.131-132 и таблице 9





25. Чёрная металлургия



1

Состав, место и значение отрасли в хозяйстве. Чёрная металлургия. Металлургические центры. Охрана окружающей среды

Знают и факторы размещения отрасли в хозяйстве страны. Называют и показывают Уральскую, Центральную, Сибирскую металлургические базы

Работа с картами, рисунками §21





26. Цветная металлургия


1

Цветная металлургия. Факторы размещения отрасли

Знают факторы размещения медной, алюминиевой, свинцово-цинковой и золотодобывающей промышленности


Работа с картами и рисунками §22





27.Машиностроительный комплекс



1

Состав, значение, место отрасли в народном хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Главные районы и центры

Знают отраслевой состав машиностроения. Объясняют факторы размещения и показывают на карте крупнейшие предприятия отрасли. Находят информацию для характеристики отрасли. Оценивают и объясняют степень природных, антропогенных, и техногенных изменений отдельных территорий.



Составление схемы «Отрасли машиностроения», с указанием главных районов и центров, на основе анализа карт и рисунка 67 с.148





28.Машиностроительный комплекс (продолжение)




1

Особенности географии транспортного машиностроения и военно-промышленного комплекса. Экологические проблемы отрасли






29.Химическая промышленность

1

Состав, место и значение отрасли в народном хозяйстве. Факторы размещения. Основные базы, химические комплексы. Охрана окружающей среды

Знают отраслевой состав и географию предприятий горной и основной химии. Показывают районы добычи и местонахождения горнохимического сырья.

Фронтальный опрос, беседа по картам и рисунку с.73 и таблице 10 с.160





30.Лесная промышленность.

Лесная промышленность Адыгеи.

1

Роль леса в экономике страны. Факторы размещения предприятий. Основные базы. Лесоперерабатывающие комплексы. География пушного промысла. Охрана природы

Понимают и оценивают роль отраслей лесной промышленности в хозяйстве страны, проблемы связанные с потерей древесины. Прогнозируют перспективы развития лесопромышленных комплексов

Работа с картами и дополнительными источниками информации





31.Агропромышленный комплекс. Растениеводство


1

Отличие сельского хозяйства от других отраслей. Земля- главное богатство России. Земледелие. Садоводство и виноградарство.

Знают состав агропромышленного комплекса. Определяют роль зерновых культур в развитии отрасли

Индивидуальный опорос, работа с картами атласа





32. Животноводство. Агропромышленный комплекс Адыгеи.

1

Животноводство. География отраслей животноводства.

Знают особенности отрасли. Объясняют направленность скотоводства в разных районах страны

Заполнение таблицы рисунок 71 с.176












33.Зональная специализация сельского хозяйства

1

Природные зоны России и зональные типы сельского хозяйства

Определяют степень зависимости развития отраслей от природных условий и факторы их размещения

Работа с картами, беседа по таблице 11 на с. 181





34.Пищевая и легкая промышленность


1

Группировка отраслей. Пищевая проблема в России. География текстильной промышленности. Рыбопромысловые бассейны. География переработки рыбы

Знают отраслевой состав пищевой и лёгкой промышленности. Определяют отрасли ориентированные на источники сырья и потребителя

Индивидуальный опрос, беседа по рисункам 84-87 на с.186-188





35.Транспортный комплекс. Транспортная система Адыгеи.



1

Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Виды транспорта. Транспортные узлы.

Определяют роль транспорта в развитии хозяйства страны. Характеризуют разные виды транспорта по грузо- и пассажироперевозкам.

Самостоятельная работа с картами, анализ таблицы 12на с.192





36. Нематериальная сфера хозяйства. Социальная инфраструктура Адыгеи.



1

Отрасли и факторы размещения нематериальной сферы хозяйства. Наука, её роль в жизни современного общества. Города науки. Технополисы. Сфера услуг, жилищного и рекреационного хозяйства

Знают отрасли нематериальной сферы. Определяют их роль в обеспечении качества жизни населения. Показывают на карте города науки и технополисы. Приводят примеры наукоёмкости производства

Фронтальный опрос, решение географических задач





37. Обобщающий урок по теме « Хозяйство России»

1



Тестирование, с.201-202






6

Экономические районы России (28ч)

38.Европейский Север. Общие сведения


1

Состав, географическое положение.

Называют и показывают области, входящие в состав района.

Фронтальный опрос, анализ карт атласа, составление схемы





39. Европейский Север. Население, природные ресурсы и хозяйство


1

Обеспеченность природными ресурсами, преобладание в экономике отраслей добывающей промышленности

Выделяют и объясняют роль ЭГП и природных ресурсов в развитии хозяйства. Характеризуют отрасли специализации

Индивидуальный опрос, анализ карт, рисунка 96 с.210





40.Практическая работа «Европейский Север»

1

Административный состав региона

Нанесение на контурную карту и сдача номенклатуры данного региона

Работа с картой





41.Европейский Северо-Запад. Общие сведения.



1

Самый урбанизированный индустриально развитый, обладающий высоким научно-техническим потенциалом

Называют и показывают области, входящие в состав района

Фронтальный опрос, анализ карты атласа





42. Европейский Северо-Запад. Население, природные ресурсы и хозяйство


1

Главные отрасли специализации. Машиностроение. Санкт-Петербург- многофункциональный город


Приводят примеры центров производства важнейших видов продукции, объектов мирового природного и культурного наследия в России

Индивидуальные сообщения, анализ рисунка 105 с.225





43.Практическая работа «Европейский Северо-Запад»

1

Особенности географического и геополитического положения.


Нанесение на контурную карту и сдача номенклатуры данного региона

Работа с картой






44.Центральная Россия. Общие сведения

1

Состав, географическое положение. Главный центр страны

Выделяют и объясняют роль ЭГП в развитии хозяйства

Индивидуальный опрос





45. Центральная Россия. Население и природные ресурсы

1

Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района. Объекты мирового природного и культурного наследия страны

Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения территории, её обеспеченности природными и человеческими ресурсами

Индивидуальные сообщения





46.Центральная Россия. Хозяйство

1

Важнейшие отрасли хозяйства, особенности его территориальной организации

Приводят примеры центров производства важнейших видов продукции

Исследование по картам и другим источникам информации





47.Практическая работа «Центральная Россия»

1

Административный состав региона

Нанесение на контурную карту и сдача номенклатуры данного региона

Работа с картой





48.Европейский Юг. Общие сведения.

1

Особенности положения района, состав, их влияние на жизнь населения

Характеризуют особенности этнического состава населения. Приводят примеры использования природных ресурсов, влияние окружающей среды на формирование культуры народов; специализации района, объектов мирового и культурного наследия

Фронтальный опрос, анализ рисунка 117 с.243







49.Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хозяйство

1

Население: численность, естественный прирост, специфика расселения, национальный состав, традиции, культура. Главные рекреационные районы.

Характеризуют особенности этнического состава населения. Приводят примеры центров производства важнейших видов продукции

Защита рекламных буклетов об отдыхе в районе Кавказских Минеральных Вод. Анализ карт и рисунка 122 на с.252





50.Практическая работа «Европейский Юг»

1

Административный состав региона

Нанесение на контурную карту и сдача номенклатуры данного региона

Работа с картой





52.Поволжье. Общие сведения.

1

Место и роль района в экономике страны. Состав района

Называют и показывают области входящие в состав района.

Индивидуальный опрос





53.Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство

1

Важнейшие отрасли хозяйства, Экономические, социальные, экологические проблемы

Природные ресурсы, уровень урбанизации, национальный состав населения, отрасли специализации

Фронтальный опрос, беседа с использованием карт





54.Практическая карта «Поволжье»

1

Административный состав региона

Нанесение на контурную карту и сдача номенклатуры данного региона

Работа с картой





55.Урал. Общие сведения


1

Состав, географическое положение, обеспеченность природными ресурсами

Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района. Характеризуют природные ресурсы.

Исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации





56.Урал. Население, природные ресурсы и хозяйство

1

Металлургическая база страны, машиностроение, лесная и химическая промышленность.

Оценивают экологическую ситуацию. Характеризуют уровень урбанизации и национальный состав населения.

Индивидуальный письменный опрос





57.Практическая работа «Урал»

1

Административный состав региона

Нанесение на контурную карту и сдача номенклатуры данного региона

Работа скартой







58.Западная Сибирь. Общие сведения.

1

Состав района. Главное богатство района- нефть, газ, каменный уголь. Лесные и водные ресурсы

Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района. Характеризуют хозяйство района. Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации к условиям окружающей среды

Индивидуальный опрос, исследование по картам атласа





59. Западная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство

1

Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблемы района. Объекты мирового природного и культурного наследия

Характеризуют хозяйство района. Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации к условиям окружающей среды

Фронтальная беседа, анализ рисунка 135 с.277





60.Практическая работа «Западная Сибирь»

1

Административный состав региона

Нанесение на контурную карту и сдача номенклатуры данного региона

Работа с картой





61. Восточная Сибирь. Общие сведения

1

Состав района и особенности экономико- географического положения. Суровость климата.

Показывают субъекты федерации. Характеризуют экономико-географическое положение района

Исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации





62. Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство

1

Богатство природных ресурсов. Факторы, затрудняющие хозяйственное освоение ресурсов

Характеризуют природные ресурсы. Прогнозируют перспективы дальнейшего развития района

Индивидуальный письменный опрос





63.Практическая работа «Восточная Сибирь»

1

Административный состав региона

Нанесение на контурную карту и сдача номенклатуры данного региона

Работа скартой








64.Дальний Восток. Общие сведения.

1

Состав района, главные черты экономико-географического положения, приморское положение

Оценивают экономико-географического положения района.

Индивидуальный опрос, исследование по картам атласа





65.Дальний Восток. Население, природные ресурсы и хозяйство

1

Природные условия. Объекты мирового природного и культурного наследия в России

Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование центров производства важнейших видов продукции

Фронтальный опрос





66.Практическая работа «Дальний Восток»

1

Административный состав региона

Нанесение на контурную карту и сдача номенклатуры данного региона

Работа скартой



8.

Заключение (1ч)

67. Место России в мировой экономике

1

Экономический потенциал страны, Взаимосвязи России с другими странами мира

Характеризуют экономический потенциал страны. Приводят примеры внутригосударственных и внешних экономических связей России

Составление развернутого плана по ходу лекции





68. Обобщающее повторение повторение по всему курсу

1



Письменная контрольная работа








12