Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя школа им. М.Горького»
Холм-Жирковского района Смоленской области
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «28» августа 2017 г. | «Согласовано» Зам.директора по УВР ___________Г.И.Косачева «30» августа 2018 | «Утверждено И.о.Директора МБОУ «СШ им. М.Горького» ___________Г.И.Косачева Приказ № 79 от 31.08. 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 11 класса
на 2018-2019 учебный год
Учитель географии и биологии
Панченкова Оксана Петровна,
первая квалификационная категория
БОГОЛЮБОВО
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта география (11 класс, Линия учебно-методических комплексов по географии для 10–11 классов В.П.Максаковский)
Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Курс «Экономическая и социальная география мира» – это пятый по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор населения и хозяйства мира. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 11 класса формируются представления об особенностях экономического и социального развития стран мира. Экономическая и социальная география мира формирует в основном представления учащихся о целостности дифференцированности регионов мира и связях между их отдельными компонентами. Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
федеральный компонент государственного образованного стандарта, утвержденные Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года №1089
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: Н.В.Болотникова География. Программы для общеобразоват. учреждений. 10-11 кл.- М.: Глобус, 2009.
Программа курса «Экономическая и социальная география мира», Х класс (В.П.Максаковский)/ М.: Просвещение, 1995
Учебный план МБОУ СШ имени М.Горького.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
Цель: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов.
Задачи:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
По географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, развивать у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
- правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 11 класса. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-10 классах при изучении предыдущих курсов географии. Рабочая программа по географии для 11 класса к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические аспекты территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА
Тема 6: Зарубежная Европа. (5 часов)
Общая характеристика Зарубежной Европы. Население и хозяйство. Субрегионы и страны Зарубежной Европы. Великобритания, Италия, Франция, Германия- ведущие страны мира.
Практическая работа № 1
«Составление комплексной географической характеристики стран зарубежной Европы (по выбору учащихся)».
Тема 7: Зарубежная Азия. Австралия. (10 часов)
Общая характеристика Зарубежной Азии. Население и хозяйство. Китай, Япония, Индия. Австралийский Союз.
Тема 8: Африка. (4 часа)
Общая характеристика региона «Африка». Население и хозяйство стран Африканского региона. Субрегионы Северной и Тропической Африки.
Тема 9: Северная Америка. (7 часов)
Общая характеристика США. Макрорегионы США. Население и хозяйство США. Канада.
Тема 10: Латинская Америка. (5 часов)
Общая характеристика региона «Латинская Америка». Население и хозяйство Латинской Америки. Бразилия.
ГЛОБАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Тема 11: Глобальные проблемы человечества. (3 часа)
Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Проблема мира и разоружения. Продовольственная проблема. Энергетическая и сырьевая проблемы. Проблема здоровья людей. Проблема использования Мирового океана. Освоение космоса. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты.
Практическая работа № 2: «Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества».
Учебно-тематический план по географии 11 класс:
№ раздела | Наименование разделов | Кол-во часов в программе В.П. Максаковского | Кол-во часов в рабочей программе | Кол-во практических работ |
1 | Зарубежная Европа | 5 | 7 | 1 |
2 | Зарубежная Азия. Австралия | 10 | 9 | |
3 | Африка | 4 | 4 | |
4 | Северная Америка | 7 | 5 | |
5 | Латинская Америка | 5 | 2 | |
6 | Глобальные проблемы человечества | 3 | 4 | 1 |
7 | Обобщение по курсу | - | 1 | |
8 | Промежуточная аттестация | - | 1 | |
| Всего | 34 | 33 | 2 |
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература:
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. - М.: Просвещение, 11 и 12 издания.2014.
Максаковский В.П. Географическая культура. Учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС. 2013. Раздел 9.
Максаковский В.П. Географическая картина мира. Углубленные материалы по курсу 11 класса. Ярославль, Изд."Верхняя Волга".
Максаковский В.П. Географическая картина мира. -М.: Дрофа, 2013-2014 . Издание 2-е.
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику для 11 класса. - М.: Дрофа, 2014
Максаковский В. П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику для 11 класса. - М.: Дрофа, 2014. Издание 2-е.
Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. 11 класс. - М.: Просвещение, 2014. 2-е издание
Интернет-ресурсы:
http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.
http://geographer.ru – Географический портал.
http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.
http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.
http://www. для подготовки к ЕГЭ.
http://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии.
fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.
Оборудование:
Комплект настенных карт.
6