СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ГЕОГРАФИИ для 5 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана, примерной программы  основного общего образования по  географии //Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.-2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75. – (Стандарты второго поколения)// с учетом авторской программы « Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин», 2012.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ГЕОГРАФИИ для 5 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа»

города Кирсанова Тамбовской области



РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла

Протокол №1 от 27.08.2015 года



СОГЛАСОВАНА

Методическим со­ветом

Протокол № 1 от 31.08.2015 года



УТВЕРЖДЕНА

приказом по школе

№168/1 от 31.08.2015 года



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

_ по ГЕОГРАФИИ

(название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)

для 5 классов

на 2015-2016 учебный год

учителя географии Тюриной Жанны Алексеевны______

(должность, Ф.И.О. педагога)



Пояснительная записка.

Цели и задачи курса.

Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Нормативно правовые документы.

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года;

2.Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

3. Приказ Минобразования России от 19.10.2009 № 427

«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

4. Приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

5. Приказ Минобразования России от 03.06.2008 № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

7. Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 года №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».

8.Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы города Кирсанова (приказ № 75/1 от 28 августа 2013 года.

Сведения о программе.

Рабочая программа по географии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, учебного плана, примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. Программа опубликована на сайте www. drofa.ru.

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин.-М.: Дрофа, 2012.-140, [4 ]с.: ил., карт.

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 272, из них 34 ч (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 (2 ч в неделю) в 7,8,9 классах.

Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам: с 5 по 7 класс— География Земли, с 8 по 9 класс - География России. В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Предмет «География» приучает детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Курс является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе, отсюда некоторые вопросы рассматриваются на уровне представлений. Это объясняется тем, что курс опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены.

Педагогические условия и средства реализации стандарта.

Формы: урок.

Типы уроков:

- урок изучение нового материала;

- урок совершенствования знаний, умений и навыков;

- урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

- комбинированный урок;

- урок контроля умений и навыков.

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1.Словесные, наглядные, практические.

2.Индуктивные, дедуктивные.

3.Репродуктивные, проблемно-поисковые.

4.Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

1.Стимулирование и мотивация интереса к учению.

2.Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

1.Устного контроля и самоконтроля.

Общая характеристика предмета

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Количество практических работ увеличено на 3, в связи с практической направленность предмета и большей накаляемости оценок.

Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей дисциплин естественно-научного цикла (физика, биология, химия, математика). Предмет «География» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные школьниками на уроках математики, биологии и технологии и физической культуры, совместно с ними, приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Формы контроля: фронтальные, групповые, индивидуальные, комбинированные, самоконтроль, текущий, итоговый контроль.

Место учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» в учебном плане.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ, на изучение предмета «География» в 5 классе выделяется 35 часов.

Согласно действующему в МБОУ ООШ учебному плану, рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 35 часов.(1 час в неделю)

Программой предусмотрено проведение:

контрольных работ - 3;

практических работ - 4.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в форме индивидуально-групповых занятий.

Требования к уровню освоения учащихся

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной

личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и

этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской

Федерации, житель конкретного региона);

— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность

их исторических судеб;

— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• гармонично развитые социальные чувства и качества:

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их

применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии

посредством географического знания:

— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и

производственной деятельности;

— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по-знавательной

деятельностью;

— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе

географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,

оценивать достигнутые результаты;

• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью

технических средств и информационных технологий;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях

гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества

и глобальных проблем;

• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций,

принципов, законов и базовых понятий);

• умение работать с разными источниками географической информации;

• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• картографическая грамотность;

• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных

характеристик компонентов географической среды;

• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и

антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к

условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы

жизнедеятельности;

• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Основные содержательные линии предмета.

Что изучает география.

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.


Иметь представление: о науках , изучающих природу.

Уметь: используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе.

Иметь опыт: в наблюдениях за погодой, фенологическими явлениями, высотой Солнца.

Как люди открывали Землю.

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.

Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы; 2. Как люди открывали Землю.

Земля во Вселенной.

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.


Иметь представление: представления о зарождении географии, об исследовательском подходе в развитии наук о Земле.

Знать: историю географических открытий, современные методы исследования космоса, планеты Солнечной системы.

Уметь: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной учебной задачей под руководством учителя.

Иметь опыт: в практическом применении географических изображений Земли в решении географических задач.

Виды изображений поверхности Земли .

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу. Практическая работа № 2.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты; Практическая работа № 4. Самостоятельное построение простейшего план.


Знать: стороны горизонта, понятие – компаса, способы ориентирования на местности.

Уметь: способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников.

Иметь опыт: практического применения знаний о плане местности и географической карты.

Природа Земли.

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,

И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Практическая работа №6. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?


Знать: особенности каждой из оболочек Земли.

Уметь: отбирать и вести самостоятельный поиск, находить информацию в тексте учебной литературы, делать анализ.

Иметь опыт: в использовании географических карт, в описании географических объектов (океанов, материков).






Учебно-тематическое планирование.


п/п

Тема раздела

Общее

кол-во часов

Темы уроков

Виды деятельности ученика

  1. 1

Что изучает география

5

Мир, в котором мы живем.

Науки о природе.

География–наука о Земле.

Методы географических

исследований.


Обобщение знаний по разделу «Что изучает география».


Формировать и развивать практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географических задач;

Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе;

Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдениями за погодой, фенологическими явлениями, высотой Солнца.

Как люди открывали Землю

5

Географические открытия древности и Средневековья.


Важнейшие открытия

древности и Средневековья.


Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1.

Важнейшие географические открытия.


Открытия русских путешественников.


Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю.


Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географических задач;

Сформировать представления о зарождении географии, об исследовательском подходе в развитии наук о Земле;

Развитие этических и моральных чувств понимания страданий и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России.

Земля во Вселенной

9

Как древние люди представляли себе Вселенную.


Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

Соседи Солнца.


Планеты-гиганты и маленький Плутон.


Астероиды. Кометы. Метеоры.


Мир звёзд.


Уникальная планета – Земля.


Современные исследования космоса.


Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».


Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации;

Сформировать представления о Вселенной и Солнечной системе;

Формировать умения ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной учебной задачей под руководством учителя;

Оценивать вклад отечественных ученых.

Виды изображений поверхности Земли

4

Стороны горизонта.


Ориентирование


План местности и географическая карта.


Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Практическая работа № 2.

Ориентирование по

плану и карте

Формировать способности практического применения знаний о плане местности и географической карты;

Развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников;

Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Природа Земли

11

Как возникла Земля.


Внутреннее строение Земли.


Землетрясения и вулканы.

Практическая работа №3.Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов.


Путешествие по материкам.

Практическая работа №4.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.


Вода на Земле.


Воздушная одежда Земли.


Живая оболочка Земли.


Почва – особое природное тело.


Человек и природа.


Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».

Осознавать ценность полученных знаний об основных оболочках Земли;

Формировать и развивать творческие способности учащихся;

Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации.






















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5 классе содержит, кроме учебников, методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.

1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).

2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).

3.География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).

4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.

Интернет-ресурсы

http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru


























Результаты изучения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.

Календарно-тематическое планирование.

Тема разделов и уроков

Количество часов

Тип урока

Вид контроля

Планируемые результаты

Дата

Предметные результаты

Метапредмет. результаты

Личностные результаты

Планируемая

Фактическая

Что изучает география 5 часов

1.

Мир, в котором мы живем.



1

Вводный

Текущий

1. Называть характерные черты живой природы, приводить примеры тел живой и неживой природы.

2.Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы»

Формирование приёмов работы с учебником; умение выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.


Формирование ответственного отношения к учёбе.


1.09.-4.09.


2.

Науки о природе



1

Комбинированный

Входной

Текущий


1.Называть основные естественные науки и знать, что они изучают. Знать значение понятий: естественные науки, вещества, явления природы.


Формирование и развитие по средствам географических знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном

и локальном уровнях (житель планеты Земля)

7.09.-11.09.


3.

География – наука о Земле.



1

Комбинированный

Текущий

1.Объяснять значение понятий: география, разделы географии.

2.Приводить примеры географических наук.

Формирование умения ставить учебную цель.

Формирование приёмов работы с учебником: искать и отбирать информацию.

14.09.-18.09.


4.

Методы географических исследований.



1

Изучение нового материала.

Текущий

1.Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический).


Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.


Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками, их применения в различных жизненных ситуациях


21.09.-25.09.


Как люди открывали Землю 4 часа

5.

Географические открытия древности и Средневековья.



1

Изучения нового материала.

Текущий

1.Знать географические открытия, которые люди совершали в древности: Геродот, Пифей, Эратосфен; Средневековья.




Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуал. и творческих результатов

Осознание ценности географических знаний, как

важнейшего компонента научной картины мира


28.09.-2.10.


6.

Важнейшие географические открытия.



1

Изучение нового материала.

Текущий

1.Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь. Показывать их маршруты по карте.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических

карт

Осознание ценности географических открытий, как важнейшего компонента научной картины мира


5.10.-9.10.


7.

Открытия русских путешественников.



1

Изучение нового материала.

Текущий

Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь, показывать их маршруты.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических

карт

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира


12.10.-16.10.


8.

Урок обобщения по теме «Как люди открывали Землю»



1

Обобщение и систематизация знаний.

Текущий




19.10-23.10.


Земля во Вселенной 6 часов

9.

Изучение Вселенной



1

Комбинированный

Текущий

1.Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная»

2.Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Умения управлять своей познавательной деятельностью

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)


26.10.-30.10.


10.

Соседи Солнца. Планеты-гиганты



1

Комбинированный

Текущий

1.Знать особенности всех планет Солнечной системы

2.Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.


9.11.-13.11.


11.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты



1

Комбинированный

Текущий

1. Объяснять значение понятий:

небесные тела, метеоры и метеориты

2. Уметь называть малые небесные

тела и их характерные черты.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и сравнению: выделять сходства и различия

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты

Земля)

16.11.-20.11.


12.

Мир звезд

1

Комбинированный

Текущий

1. Объяснять значение понятия звезда, созвездия.

2.Знать на какие группы звёзды делятся.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Формирование умения ставить учебную цель


Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

23.11.-27.11


13.

Уникальная планета Земля. Современные исследования космоса



1

Изучение нового материала.

Итоговый

1.Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет

1.Объяснять значение

понятий: астрономия, её задачи.


Формирование способностей к самостоятельном

у приобретению новых знаний. Выделять главные отличительные черты.


Выяснить значение изучения космоса в настоящее время.


30.11.-4.12.


14.

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

1

Обобщение и систематизация знаний.

Текущий

Формирование ответственного отношения к учёбе, учить работе в группах, взаимопомощи при подготовке к ответам.

Оценивание работы одноклассников.

Знать, какой вклад внесли отечественные учёные:К.Э.Циалковский, С.П.Королёв,

Ю.А.Гагарин

7.12.-11.12.


Виды изображений поверхности Земли 4 часа

15.

Стороны горизонта



1

Изучение нового материала.

Текущий

1. Объяснять значение понятий:

горизонт,

линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта.


Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Использование приобретённых знаний и умений для чтения карт любого содержания, для ориентированияна местности и проведения съёмок.


14.12.-18.12


16.

Ориентирование



1

Изучение нового материала.

Тематический

1. Объяснять значение понятий: ориентирование, компас.2.Знать способы ориентирования на местности и с помощью компаса.


Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Проводить самостоятельный поиск информации о своей местности

Из различных источников.

21.12.-25.12.


17.

План местности



1

Изучение нового материала.

Текущий

Виды изображения земной поверхности. Объяснять значение понятий:

план,

масштаб,

условные знаки


Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью

плана местности


Формирование ответственного отношения к учёбе. Знакомство с условными знаками плана, их оформление в тетради.

11.01.-15.01.


18.

Практическая работа № 3 «Составление плана местности по описанию»

1

Комбинированный

Тематический

Глазомерная съёмка.

Уметь ориентироваться на местности по плану и при помощи компаса, карты, местных признаков.

Формирование умения выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

18.01.-22.01.


19.

Географическая карта



1

Изучение нового материала.

Текущий

1. Объяснять значение понятий:

географическая карта,

градусная сеть,

меридианы,

параллели,

экватор.


Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических

Карт.

Выделять, описывать существенные признаки географических карт, их различия.

25.01.-29.01.


20.

Обобщающий урок по теме «Виды изображения поверхности Земли»



1

Изучение нового материала.

Тематический

Овладение основами картографической грамотности.

Оценивать работу одноклассников при парной работе. Развитие умения взаимодействов.

Формирование ответственного отношения к учёбе и коммуникативной компетенции через сотрудничество с одноклассниками

1.02.-5.02.



Природа Земли 10 часов

21.

Как возникла Земля



1

Изучение нового материала.

Текущий

Объяснять значение понятий:

гипотеза .

Знать разные гипотезы возникновения

Земли и их особенности.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений


Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

8.02.-12.02


22.

Внутренне строение Земли



1

Изучение нового материала.

Текущий

1. Объяснять значение понятий:

ядро,

мантия,

земная кора, горные породы, минералы, рельеф,

литосфера

полезные.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и высказывать суждения, подтверждая их фактами. Формирование умения составлять описание по плану.

Формирование ответственного отношения к учёбе и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

15.02.-19.02.


23.

Землетрясения и вулканы Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов

1

Комбинированный

Текущий

1. Объяснять значение понятий:

землетрясение, очаг землетрясения,

эпицентр, вулкан, кратер, жерло

2.Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений и вулканы.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт


Осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде.

22.02.-26.02


24.

Материки



1

Комбинированный

Текущий

1. Объяснять значение

понятий: материк,

остров, архипелаг,

часть света.

2.Уметь показывать на карте полушарий все материки.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий, умение работать с текстовым компонентом, умения составлять описание объектов.

Формирование осознания единства географического пространства.

29.02.- 4.03.


25.

Материки

Обобщение знаний по теме.

1

Комбинированный

Текущий

1. Объяснять значение понятий: материк,

остров,

часть света.

2.Уметь называть особенности каждого материка.

Способность к самостоятельном

у приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт.

Осознание себя как члена

общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель)


7.03.-11.03.


26.

Вода на Земле




1

Комбинированный

Текущий

Объяснять значение понятий:

гидросфера, мировой океан, айсберг, ледник.

2.Уметь показывать на карте полушарий все океаны.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.


Формирование основ экологической культуры;

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

14.03.-18.03


27.

Воздушная одежда Земли

Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений

1

Комбинированный

Текущий

Объяснять значение

понятия: атмосфера ветер, бриз, муссон.

Называть свойства воздуха.

Объяснять причины возникновения ветра.

Формирование умения выделять

ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.


Формирование

экологического

сознания: о необходимости не загрязнять воздух; осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.


4.04.-8.04.


28.

Погода



1

Комбинированный

Текущий

Объяснять значение понятий: погода, элементы погоды. Описывать погоду текущего дня.

Формирование умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Составлять описание результатов наблюдений

Фактической погоды и будущего состояния атмосферы.

11.04.-15.04.


29.

Климат



1

Изучение нового материала.

Текущий

Объяснять значение понятий: климат, элементы климата. Типы климата: холодный, умеренный, жаркий..

Отбирать источники географической информации для объяснения причин

Разнообразия климата на Земле.

Использовать приобретённые знания и умения для чтения карт погоды. Иметь представление о характерных чертах типов климата.


18.04.-22.04.


30.

Живая оболочка

Земли

1

Изучение нового материала.

Тематический

Объяснять значение понятия

биосфера

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)


25.04.-29.04.


31.

Почва – особое природное тело



1

Изучение нового материала.

Тематический

Объяснять значение понятий:

почва, гумус, плодородие

Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли.

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.

2.05.-6.05.


32.

Человек и природа



1

Комбинированный

Текущий

Объяснять значение понятий:

заповедники, заказники, национальные парки

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.


Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


9.05.-13.05.


33.

Обобщающий урок по теме «Природа земли»

1

Комбинированный

Итоговый

Уметь объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера».

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.

Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

16.05.-20.05.


34.

Итоговый урок по всему курсу

1

Комбинированный

Итоговый

1.Называть и показывать по карте основные географические объекты.

2.Наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты.

3.Приводить примеры форм рельефа суши и дна океана.

4. Объяснять особенности строения рельефа суши

Применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

Умение слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

23.05.-27.05.