МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
МинистерствообразованияОренбургскойобласти Управлениеобразованияадминистрацииг.Оренбурга
МОАУ"Лицей№7"
РАССМОТРЕНО
МОестественно-научногоцикла
СОГЛАСОВАНО
Заместительдиректора
УТВЕРЖДАЮ
ДиректорМОАУ"Лицей№7"
( ) ( )
Протокол№ Приказ№
РуководительМО
( )
от" " 20 г. от" " 20 г.
Протокол№ от" " 20 г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА(ID274561)
учебногопредмета
«География»
для 5 класса основного общего образованияна2022-2023учебный год
г. Оренбург, 2022
РабочаяпрограммапогеографиинауровнеосновногообщегообразованиясоставленанаосновеТребованийкрезультатамосв оенияосновнойобразовательной
программыосновногообщегообразования,представленныхвФедеральном государственномобразовательномстандартеосновногообщегообразования,атакженаосновехарактеристикипланируемыхрезуль татов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примернойпрограммевоспитания(одобренорешениемФУМОот02062020г).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
ПрограммапогеографииотражаетосновныетребованияФедеральногогосударственногообразовательногостандартаосновн ого общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательныхпрограммисоставленасучётомКонцепциигеографическогообразования,принятойнаВсероссийскомсъезде учителейгеографии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от24.12.2018года.
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебногопредмета«География»;определяетвозможностипредметадляреализациитребованийкрезультатамосвоенияпрограммос новного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельностиобучающихся.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социальноориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещениинаселенияихозяйства,обособенностяхиодинамикеосновныхприродных,экологическихисоциально- экономическихпроцессов, о проб- лемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитиютерриторий.
Содержаниекурсагеографиивосновнойшколеявляетсябазойдляреализациикраеведческогоподходавобучении,изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системенепрерывногогеографическогообразования,основойдляпоследующейуровневойдифференциации.
ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ГЕОГРАФИЯ»
Изучениегеографиивобщемобразованиинаправленонадостижениеследующихцелей:
воспитаниечувствапатриотизма,любвиксвоейстране,малойродине,взаимопониманиясдругиминародаминаосновеформи рованияцелостногогеографическогообразаРоссии,ценностныхориентацийличности;
развитиепознавательныхинтересов,интеллектуальныхитворческихспособностейвпроцессенаблюденийзасост оянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованиемгеографическихзнаний,самостоятельногоприобретенияновыхзнаний;
воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основеосвоениязнанийовзаимосвязяхвПК,обосновныхгеографическихособенностяхприроды,населенияихозяйстваРоссиии мира,своейместности,оспособахсохраненияокружающейсредыирациональногоиспользованияприродныхресурсов;
формированиеспособностипоискаипримененияраз- личныхисточниковгеографическойинформации,втомчислересурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений ипроцессов,жизненныхситуаций;
формированиекомплексапрактико-ориентированныхгео- графическихзнанийиумений,необходимыхдляразвитиянавыковихиспользованияприрешениипроблемразличнойсложнос тивповседневнойжизнинаосновекраеведческогоматериала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном,полиэтничномимногоконфессиональноммире;
формированиегеографическихзнанийиумений,необходимыхдляпродолженияобразованияпонаправлениямподг отовки(специальностям),требующимналичиясерьёзнойбазыгеографическихзнаний.
МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ГЕОГРАФИЯ»ВУЧЕБНОМПЛАНЕ
Всистемеобщегообразования«География»признанаобязательнымучебнымпредметом,которыйвходитвсоставпредметнойобл асти«Общественно-научныепредметы».
Освоениесодержаниякурса«География»восновнойшколепроисходитсопоройнагеографическиезнанияиумения,сформирован ныеранеевкурсе«Окружающиймир».
Учебнымпланомнаизучениегеографииотводитсяодинчасвнеделюв5классе,всего-34часа.
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
Раздел 1. Географическое изучение ЗемлиВведение.География—наукаопланетеЗемля
Чтоизучаетгеография?Географическиеобъекты,процессыиявления.Какгеографияизучаетобъекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений.
Древогеографическихнаук.
Практическаяработа
1.Организацияфенологическихнаблюденийвприроде:планирование,участиевгрупповойработе,формаси стематизации данных.
Тема1.Историягеографическихоткрытий
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, ДревнийРим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала какмодельпутешествийвдревности.Появление географическихкарт.
ГеографиявэпохуСредневековья:путешествияиоткрытиявикингов,древнихарабов,русскихземлепроход цев.ПутешествияМ. Полои А. Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана.
ЗначениеВеликихгеографическихоткрытий.КартамирапослеэпохиВеликихгеографическихоткрытий. Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии.
Русскиепутешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция(РусскаяэкспедицияФ.Ф.Беллинсгаузена,М.П.Лазарева—открытиеАнтарктиды).
Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мировогоокеана.Географические открытияНовейшеговремени.
Практическиеработы
Обозначениенаконтурнойкартегеографическихобъектов,открытыхвразныепериоды.
Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителемвопросам.
Раздел2.ИзображенияземнойповерхностиТема1. Планыместности
Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Видымасштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутнаясъёмкаместности.Изображениенапланахместностинеровностейземнойповерхности.Абсо лютнаяи относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороныгоризонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические итранспортныепланы,планыместностивмобильныхприложениях)иобластиихприменения.
Практическиеработы
Определениенаправленийирасстоянийпоплануместности.
Составлениеописаниямаршрутапоплануместности.
Тема2.Географическиекарты
Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса кплоскостигеографическойкарты.Градуснаясетьнаглобусеикартах.Параллелиимеридианы.
Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическаядолгота,ихопределениена глобусеикартах. Определениерасстоянийпо глобусу.
Искажениянакарте.Линииградуснойсетинакартах.Определениерасстоянийспомощью
масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способыизображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высоти глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной
деятельности людей.Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Системакосмическойнавигации. Геоинформационные системы.
Практическиеработы
Определениенаправленийирасстоянийпокартеполушарий.
Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическимкоординатам.
Раздел3.Земля—планетаСолнечнойсистемы
Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, ихгеографическиеследствия.
Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Гео- графические следствия движенияЗемли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего
равноденствия, летнегои зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхностиЗемли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Сменадняи ночи на Земле.
ВлияниеКосмосанаЗемлюижизньлюдей.
Практическаяработа
1.ВыявлениезакономерностейизмененияпродолжительностидняивысотыСолнцанадгоризонтомвзави симостиотгео-графической широтыивременигоданатерритории России.
Раздел4.ОболочкиЗемли Тема1.Литосфера—каменнаяоболочкаЗемли
Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее
строениеЗемли:ядро,мантия,земнаякора.Строениеземнойкоры:материковаяиокеаническаякора.Вещест ваземной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные иметаморфическиегорные породы.
Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит.Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивностиземлетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушениеи изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Видывыветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних ивнешнихсил.
Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки ивпадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшиегорные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие поплощадиравнины мира.
Человекилитосфера.Условияжизничеловекавгорахинаравнинах.Деятельностьчеловека,преобразующая земнуюповерхность,исвязанныеснейэкологическиепроблемы.
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты.Острова,их типы попроисхождению. Ложе Океана,его рельеф.
Практическаяработа
1.Описаниегорнойсистемыилиравниныпофизическойкарте.
Заключение
Практикум«Сезонныеизменениявприродесвоейместности»
Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом,температурывоздуха,поверхностныхвод,растительного иживотногомира.
Практическаяработа
1.Анализрезультатовфенологическихнаблюденийинаблюденийзапогодой.
ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должныотражатьготовностьобучающихсяруководствоватьсясистемойпозитивныхценностныхориент ацийи расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направленийвоспитательнойдеятельности, втомчисле вчасти:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности вполикультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы,населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение кдостижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение кисторическому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества,традициямразныхнародов,проживающихвроднойстране;уважениексимволамРоссии,свое гокрая.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма,уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувстваответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина иреализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участиев жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны дляреализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилахмежличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность кразно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,готовностькучастиювгуманитарнойдеятельности(«экологическийпатруль»,волонтё рство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуацияхнравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также
поведение ипоступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствийдля окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностноговыбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормыповеденияс учётомосознанияпоследствийдляокружающейсреды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов,понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуресвоей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектамВсемирногокультурного наследиячеловечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научныхпредставлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества,о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой каксредством познания мира для применения различных источников географической информации прирешении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыкамиисследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта,наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективногоблагополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровыйобразжизни(здоровоепитание,соблюдениегигиеническихправил,сбалансированныйрежим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе;навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовымситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числеосмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии,признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способностьосознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологическицелесообразногообразажизни;бережноотноситьсякприродеиокружающейсреде.
Трудовоговоспитания:установканаактивноеучастиеврешениипрактическихзадач(врамкахсемьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способностьинициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес кпрактическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применениягеографических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешнойпрофессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор ипостроение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных иобщественныхинтересови потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решениязадач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствийдля окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и
путей ихрешения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роликак гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальнойсред;готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологическойнаправленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, втомчисле:
Овладениюуниверсальнымипознавательнымидействиями: Базовыелогическиедействия
Выявлятьихарактеризоватьсущественныепризнакигеографическихобъектов,процессовиявле ний;
устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов иявлений,основаниядляих сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений сучётомпредложенной географической задачи;
выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решенияпоставленнойзадачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов иявлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов,процессови явлений;
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравниватьнесколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельновыделенныхкритериев).
Базовыеисследовательскиедействия
Использоватьгеографическиевопросыкакисследовательскийинструментпознания;
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным ижелательнымсостояниемситуации,объекта,исамостоятельноустанавливатьискомоеиданное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов ипроблем;
проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческомматериале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами иявлениями;
оцениватьдостоверностьинформации,полученнойвходегеографическогоисследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённогонаблюденияилиисследования,оцениватьдостоверностьполученныхрезультатови выводов;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов иявлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигатьпредположенияобихразвитиивизменяющихсяусловияхокружающейсреды.
Работасинформацией
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации илиданных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи изаданныхкритериев;
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видовиформ представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,вразличных источниках географическойинформации;
самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставлениягеографическойинформации;
оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителемилисформулированным самостоятельно;
систематизироватьгеографическуюинформациювразныхформах.
Овладениюуниверсальнымикоммуникативнымидействиями:
Общение
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектамразличныхвопросоввустныхи письменных текстах;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы ивысказыватьидеи,нацеленныенарешениезадачииподдержаниеблагожелательностиобщения;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участниковдиалога,обнаруживатьразличие исходство позиций;
публичнопредставлятьрезультатывыполненногоисследованияилипроекта.
Совместнаядеятельность(сотрудничество)
проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,обсуждатьпроцесс и результатсовместной работы;
планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географическихпроектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участниковвзаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы,достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия сдругимичленами команды;
сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей иоценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферуответственности.
Овладениюуниверсальнымиучебнымирегулятивнымидействиями:Самоорганизац ия
самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ ихрешения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументироватьпредлагаемыеварианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения),корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемомобъекте.
Самоконтроль(рефлексия)
владетьспособамисамоконтроляирефлексии;
объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельности,даватьоценкупри обретённомуопыту;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,установленныхошибок, возникших трудностей;
оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям
Принятиесебяидругих
осознанноотноситьсякдругомучеловеку,егомнению;
признаватьсвоёправонаошибкуитакоежеправодругого.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различнымиветвямигеографической науки;
приводить примеры методов исследования, применяемых в географии; - выбирать источникигеографической информации (картографические, текстовые, видеои фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейшихгеографическихисследований современности;
интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованияхЗемли,представленнуюводномили нескольких источниках;
различатьвкладвеликихпутешественниковвгеографическоеизучениеЗемли;
описыватьисравниватьмаршрутыихпутешествий;
находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющиеоценитьвкладроссийскихпутешественниковиисследователейвразвитиезнанийоЗемле;
определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам,географическиекоординаты погеографическим картам;
использовать условные обозначения планов местности и географических карт для полученияинформации,необходимойдлярешенияучебныхи(или)практико- ориентированныхзадач;
применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок»,
«ориентированиена местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решенияучебныхи практико-ориентированных задач;
различатьпонятия«планместности»и«географическаякарта»,параллель»и«меридиан»;
приводитьпримерывлиянияСолнцанамирживойинеживойприроды;
объяснятьпричинысменыдняиночиивремёнгода;
устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географическойширотой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности наосновеанализа данных наблюдений;
описыватьвнутреннеестроениеЗемли;
различатьпонятия«земнаякора»;«ядро»,«мантия»;«минерал»и«горнаяпорода»;
различатьпонятия«материковая»и«океаническая»земнаякора;
различатьизученныеминералыигорныепороды,материковуюиокеаническуюземнуюкору;
показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефаЗемли;
различатьгорыиравнины;
классифицироватьформырельефасушиповысотеиповнешнемуоблику;
называтьпричиныземлетрясенийивулканическихизвержений;
применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита»,
«эпицентрземлетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико- ориентированныхзадач;
применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательныхзадач;
распознаватьпроявлениявокружающеммиревнутренних и внешних
процессоврельефообразования:вулканизма,землетрясений;физического,химическогоибиологическог овидоввыветривания;
классифицироватьостровапопроисхождению;
приводитьпримерыопасныхприродныхявленийвлитосфереисредствихпредупреждения;
приводить примеры изменений в литосфере в результате
деятельностичеловеканапримересвоейместности,России и мира;
приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно безучастияпредставителейгеографическихспециальностей,изучающихлитосферу;
приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезныхископаемыхвсвоей местности;
представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме(табличной,графической, географического описания)
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/ п | Наименованиеразделови темпрограммы | Количествочасов | Датаизуче ния | Видыдеятельности | Виды, формыкон троля | Электронные (цифровые)об разовательны ересурсы |
всего | контроль ныеработ ы | Практиче скиеработ ы |
1. | Географическое изучение Земли Введение.География -наука о ПланетеЗемля. Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. | 1 | | | | Приводитьпримерыгеографическихобъектов,процессо виявлений,изучаемыхразличнымиветвями географической науки находить в тексте аргументы, подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в текстепараграфаилиспециальноподобранномтекстеин формацию,подтверждающуюто,чтолюдиобладалигео графическимизнаниямиещёдотого,какгеографияпояв иласькакнаука); | Устный опрос | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
2 | Как география изучает объекты, процессы и явления.Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук. | 1 | | 0,5 | | Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов исследований, применяемых в географии;; | Устный опрос Практическ ая работа | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
| Практическая работа 1 | | | | | |
| Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных | | | | | |
3 | Входная диагностическая работа. | 1 | 1 | | | Применять знания для решения учебных и практико- ориентированных задач | Письменны й контроль. | |
4 | Историягеографическихо ткрытий. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление гео- графических карт. Практическая работа 2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам. | 1 | | 0,5 | | Характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности) сравниватьспособыполучениягеографическойинфор мациинаразныхэтапахгеографическогоизученияЗем ли;; сравнивать географические карты | Устный опрос Практиче ская работа | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
5 | География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина. | 1 | | | | Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий;; характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья | Устный опрос | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
6 | Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба | 1 | | | | Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий;; характеризовать основные этапы географического изучения Земли ( в эпоху Великих географических открытий ) | Устный опрос. | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
7 | Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий. | 1 | | | | Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий;; характеризовать основные этапы географического изучения Земли ( в эпоху Великих географических открытий ) | Устный опрос. Картографи ческий диктант. | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
8 | Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. | 1 | | | | Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий;; характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в XVII—XIX вв , современные географические исследования и открытия); | Картографи ческий диктант | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
9 | Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кру- госветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды) | 1 | | | | Различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое изучение Земли, описывать маршруты их путешествий | | |
10 | Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени. Практическая работа 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды. | 1 | | 0,5 | | Различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое изучение Земли, описывать маршруты их путешествий; Применять знания по теме для решения учебных и практико-ориентированных задач. Выбиратьспособыпредставленияинформациивкартогр афическойформе | Устный опрос Практическ ая работа. | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
11 | Планыместности. Виды изображения земной поверхности. Планы местности.Условные знаки. Ориентирование по плану местности:стороныгоризо нта. | 1 | | | | Применятьпонятия«планместности»,«аэрофотоснимо к»,«ориентированиенаместности», «стороныгоризонта» ,«условныезнаки»длярешенияучебных задач; ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности | Устныйопр ос. Письменны й контроль. | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
12 | Масштаб. Виды масштаба. Способы определениярасстоянийнаме стности. Практическая работа 4. Определениенаправленийира сстоянийпоплануместности. | 1 | | 0,5 | | Применять понятия «масштаб» для решения учебных и практико-ориентированных задач. Определять по плану направления и расстояния между объектами на местности. | Практическ ая работа. | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
13 | Глазомерная,полярнаяимар шрутная съёмка местности. Практическая работа 5. Составлениеописаниямаршр утапоплануместности. | 1 | | 0,5 | | Составлять описание маршрута по плану местности. | Практическ ая работа | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
14 | Изображение на планах местностинеровностей земной поверхности. Абсолютная и относительнаявысоты. Профессия топограф | 1 | | | | Сравнивать абсолютные и относительные высоты объектов с помощью плана местности. | Устный опрос | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
15 | Разнообразиепланов(планг орода,туристическиеплан ы,военные,историческиеит ранспортныепланы, планы местности в мобильных приложениях) и областиихприменения. | 1 | | | | Проводить по плану несложное географическое исследование. Ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности в мобильных приложениях; | Зачет. | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
16. | Географическиекарты. Различияглобусаигеогра фическихкарт.Сходство и различие плана местности игеографической карты. Способыпереходаот сферической поверхности глобуса к плоскости географическойкарты.Иска жениянакарте...Определен иерасстоянийпоглобусу. | 1 | | | | Различатьпонятия«планместности»и«географи ческаякарта»,; Применятьпонятия«географическаякарта» длярешенияучебныхи практико- ориентированных задач. | Устный опрос. | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
17 | Градуснаясетьнаглобусеика ртах.Параллелии меридианы. Экватор и нулевой меридиан. | 1 | | | | Различатьпонятия«параллель»и«меридиан»;; Применятьпонятия«параллель»,«меридиан»длярешен ияучебных и практико-ориентированныхзадач;; | Устный опрос. | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
18 | Географическиекоординаты .Географическаяширотаигео графическаядолгота,ихопре делениенаглобусеикартах. Практическая работа 6. Определение географических координат объектов и определениеобъектовпоихгео графическимкоординатам. | 1 | | 0,5 | | Определять географические координаты по картам | Устный опрос. Практическ ая работа. | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
19 | Линииградуснойсетинакарт ах.Определениерасстоянийсп омощьюмасштабаиградусной сети. Практическая работа7. Определение направлений и расстояний по карте полушарий. | 1 | | 0,5 | | Определятьнаправления,расстоянияпокартам Объяснятьразличиярезультатовизмеренийрасстояни ймеждуобъектамипокартамприпомощимасштабаип рипомощиградуснойсети;; | Устный опрос. Практическ ая работа. | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
20 | Разнообразиегеографически хкартиихклассификации.Сп особыизображениянамелко масштабныхгеографических картах.Изображениенафизи ческихкартахвысотиглубин. Географическийатлас.Испол ьзованиекартвжизниихозяйс | 1 | | | | Определятьисравниватьабсолютныевысотыгеографич ескихобъектов,сравнивать глубинны морейиокеановпофизическимкартам;; приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и хозяйственнойдеятельностилюдейгеографическихкар т,плановместностиигеоинформационныхсистем(ГИС) | Письменны й контроль. | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
| твенной деятельности людей. Профессия картограф. Система космическойнавигации.Геои нформационныесистемы. | | | | | | | |
21. | Земля – планетаСолнечнойсистемы. Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли.Форма,размерыЗемли ,ихгеографическиеследстви я. | 1 | | | | Приводитьпримерыпланетземнойгруппы;; сравниватьЗемлюипланетыСолнечнойсистемыпозад аннымоснованиям,связавсреальнымиситуациями— освоениякосмоса;; объяснятьвлияниеформыЗемлинаразличиевколичеств есолнечноготепла,получаемогоземнойповерхностьюн аразныхширотах;; различатьнаучнуюгипотезуинаучныйфакт; | Устный опрос. | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
22 | Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Сменавремён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия,летнего и зимнего солнцестояния. | 1 | | | | Использоватьпонятия«земнаяось»,«географическиепо люсы»,«дниравноденствияисолнцестояния»прирешен ии задач: объяснятьсменувремёнгоданаЗемледвижениемЗемл ивокругСолнцаипостояннымнаклономземнойосикп лоскостиорбиты;; | Письменн ый опрос ( таблица) | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
23 | Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Поясаосвещённости. Тропики и полярные круги. | 1 | | | | Использоватьпонятия«тропики», «полярныекруги»,«поясаосвещённости; выявлятьзакономерностиизмененияпродолжитель ностисветовогодняотэкваторакполюсамвднисолнц естоянийнаосновепредоставленныхданных;; | Устный опрос. Географич еский диктант. | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
24 | Вращение Земливокругсвоейоси.Смен адняиночинаЗемле. ВлияниеКосмосанаЗемлюи жизньлюдей. Практическая работа 8. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географическойширотыивре менигоданатерриторииРосси и. | 1 | | 0,5 | | ОбъяснятьсуточноевращениеЗемлиосевымвращением Земли;; объяснятьразличиявпродолжительностисветовогодня втечениегоданаразныхширотах; объяснятьразличиявпродолжительностисветовогодня втечениегоданаразныхширотах;;приводить примеры влияния формы, размеров и движений Земли на мир живой и неживойприроды;; устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений | Устный опрос. Практичес кая работа. | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
25 | Оболочки Земли. Литосфера- каменнаяоболочкаЗемли. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изученияземныхглубин.Внут реннеестроениеЗемли:ядро, мантия,земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническаякора. | 1 | | | | ОписыватьвнутреннестроениеЗемли;; ,различатьпонятия«ядро»,«мантия», «земнаякора»,«минерал»и«горнаяпорода»;; Различатьматериковуюиокеаническуюземнуюкору;пр именятьпонятия«литосфера | Устный опрос. | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
26 | Веществаземнойкоры:минер алыигорныепороды.Образов ание горных пород. Магматические, осадочные и метаморфическиегорныепор оды. | 1 | | | | Различатьизученныеминералыигорныепороды, Приводитьпримерыгорныхпородразногопроисхожден ия;; Классифицироватьизученныегорныепородыпопроисх ождению | Письменны й опрос (таблица) | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
27 | Проявления внутренних и внешних процессов образованиярельефа.Движе ниелитосферныхплит.Образ ованиевулканови причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивностиземлетрясени й.Изучениевулкановиземлет рясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. | 1 | | | | Распознаватьпроявлениявокружающеммиревнутрен нихивнешнихпроцессоврельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического ибиологическоговидоввыветривания;; применятьпонятия«литосфера»,«землетрясение»,«вул кан»,«литосферныеплиты»длярешения учебных и практикоориентированныхзадач;; | Картографи ческий диктант | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
28 | Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних ивнутреннихпроцессов.Ви дывыветривания.Формиро вание рельефа земной поверхности как результат действия внутреннихивнешнихсил. | 1 | | | | Приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования в своей местности. Распознаватьпроявлениявокружающеммирефизичес кого, химического ибиологическоговидоввыветривания;; | Устный опрос. | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
29 | Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, | 1 | | 0,5 | | Показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупныеформырельефаЗемли,островаразличногопроисх ождения;;различать горыиравнины;; Классифицироватьгорыиравниныповысоте;; Описыватьгорнуюсистемуилиравнинупофизическойкар те | Практическ ая работа. Письменны й опрос | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
| высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира. Практическая работа 9. Описание горной системы или равнины по физической карте. | | | | | | | |
30 | Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и наравнинах.Деятельностьч еловека,преобразующаязе мнуюповерхность,исвязан ныеснейэкологическиепро блемы. | 1 | | | | Приводитьпримерыизмененийвлитосфереврезультате деятельностичеловеканапримересвоейместности, Россииимира;; Приводитьпримерыопасныхприродныхявленийвлито сфере;; | Картографи ческий диктант | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
31 | Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы попроисхождению.ЛожеОк еана,егорельеф. | 1 | | | | Показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формырельефаЗемли,островаразличногопроисхожден ия;; | Устный опрос | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
32 | Обобщение материала за курс 5 класса. | 1 | | | | Знать и различать основные понятия . Применять знания для решения учебных и практико-ориентированных задач | Устный опрос. | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
33 | Промежуточная аттестация. Комплекс заданий стандартизированной формы | 1 | 1 | | | Применять знания для решения учебных и практико-ориентированных задач | Письменны й контроль | |
34 | Заключение. Практикум «Сезонныеизменения в природесвоейместности» Сезонные изменения продолжительности светового дня и высотыСолнцанадгоризонт ом,температурывоздуха,пов ерхностныхвод,растительно гоиживотногомира. Практическая работа 10. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюденийзапогодой. | 1 | | 0.5 | | Различатьпричиныиследствиягеографическихявлений ; ПриводитьпримерывлиянияСолнцанамирживойин еживой природы;; Выбиратьформупредставлениярезультатовнаблюдени й за отдельнымикомпонентамиприроды;; представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме, описания);;устанавливать на основе анализа данных наблюдений эмпирические зависимости междувременемгода,продолжительностьюдняивысото йСолнцанадгоризонтом,температуройвоздуха;; делатьпредположения,объясняющиерезультатынаблю дений;; | Устный опрос. Практичес кая работа. | https://resh.edu.r u/subject/4/5/ |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГР АММЕ | 34 | 2 | 5 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯЛАБОРАТОРНЫХ,ПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ,ДЕМО НСТРАЦИЙ