СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ГЕОГРАФИИ для 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана, примерной программы  основного общего образования по  географии //Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.-2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75. – (Стандарты второго поколения)// с учетом авторской программы « Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин», 2012.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ГЕОГРАФИИ для 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа»

города Кирсанова Тамбовской области





РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла

Протокол №1 от 26.08.2016 года


СОГЛАСОВАНА

Методическим со­ветом

Протокол № 1 от 29.08.2016 года


УТВЕРЖДЕНА

приказом по школе

№250/1 от 30.08.2016 года



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

_ по ГЕОГРАФИИ

(название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)

для 6 классов


на 2016-2017 учебный год

учителя географии Тюриной Жанны Алексеевны______

(должность, Ф.И.О. педагога)

















Пояснительная записка.

Сведения об авторской программе.

Данная рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана, примерной программы  основного общего образования по  географии //Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.-2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75. – (Стандарты второго поколения)// с учетом авторской программы « Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин», 2012.

Так же в программе учитывается авторская программа курса регионального компонента «Географическое краеведение» (С.Д. Аленина, Н.С. Иванова, Е.С. Федорова и др. (2006 г)).

Информация об используемом учебнике.

«География. Начальный курс. 6 класс» - авторы Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова, «Дрофа» 2016 г.

С данным учебником выпускается рабочая тетрадь «География. Начальный курс. 6 класс» - авторы Т.А.Карташева, С.В.Курчина, «Дрофа» 2016 г., которая включает в себя тестовые задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Основная цель программы, реализующей курс «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Особое внимание уделяется месту и роли человека в формировании природы Земли. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, и прежде всего карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности («Географическое краеведение») для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в дальнейшем при изучении географии.

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

- показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

- приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе.

Методы работы с детьми.

Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.

Частично-поисковый метод обучения географии включает в себя: работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой.

Широко используется наглядный метод обучения: учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, рисуноки, карты.

В составе практических методов выделяются наблюдения объектов и явлений в природе и на производстве, методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.






Содержание учебного предмета.

ВВЕДЕНИЕ  (1 ч.)

Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком .Современная география.

Земля — планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна — спутник Земли


Иметь представление: предмет изучения географии, основные этапы познания планеты, о Солнечной систееа, движение Земли вокруг Солнца.

Уметь: используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе.

Иметь опыт: в наблюдениях за погодой, фенологическими явлениями, высотой Солнца.

ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ.(9 ч.)

План местности  (4 ч.)

Понятие о плане местности. Условные знаки плана. Масштабы плана.

Стороны горизонта на местности и на плане. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направление по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями. Профиль местности.

Составление простейших планов местности. Глазомерная съёмка. Полярная съёмка. Маршрутная съёмка.

Р.к. Тамбовская   область  на  географической  карте.

Практическая работа №1. 

На местности. Составление плана местности методом маршрутной съёмки.

Иметь представление: о плане местности, масштабе, особенностях различных видов изображения местности.

Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу;определять направления, расстояния; объяснять черты сходства и различия плана г.Тамбова и топографической гипсометрической картами области.

Иметь опыт: читать план местности.

Географическая карта.(5 ч.)

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота.

Практическая работа №2. 

Обучение приемам: определять географические координаты объектов и объекты по их географическим координатам. Р.к. Путешествие по картам области.

Иметь представление: о форме и размере Земли, о градусной сети на глобусе и карте, о классификации карт.

Уметь: определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор; определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки; определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу.

Иметь опыт: владения приемами определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности; определения местоположения географических объектов Тамбовской области и явлений на карте, их описания по карте.


СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (22 ч.)

Литосфера(5 ч.)

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Магматические горные породы, осадочные горные породы, метаморфические горные породы.

Р.к. Горные породы и минеральные богатства Тамбовской области.

Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры.

Р.к. Строение поверхности Тамбовской области.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Р.к. Основные черты рельефа Тамбовской области.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Практическая работа № 3. 

На местности. Описание форм рельефа.

Иметь представление: о литосфере, рельефе, горных породах, полезных ископаемых; об образовании гор, равнин, об основных формах рельефа Тамбовской области и своей местности, среднюю высоту территории области влияние рельефа на жизнь человека.

Уметь: описывать горы, равнины земного шара по типовому плану, приводить примеры минеральных ресурсов Тамбовской области.

Иметь опыт: работать с географической и контурной картой.

Гидросфера  (6 ч.)

Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.

Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения.

Р.к. Разнообразие вод суши Тамбовской области.

Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды.

Практическая работа №4. 

На местности. Описание внутренних вод. Р.к. Роль водных ресурсов Тамбовской области в жизни человека.

Иметь представление: о составе гидросферы, о составных частях Мирового океана, о средней солености Мирового океана, об особенностях рельефа дна Мирового океана, о составе вод суши, об особенностях рек, озер, подземных вод, о мерах по их бережному использованию и охране; о поверхностных водах, подземных водах, реках, озерах, болотах Тамбовской области.

Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождении; находить и показывать на карте следующие реки: Цну, Ворону, Савалу, Воронеж, озеро Рамза, водохранилище Челнавское.

Иметь опыт: работать с географической и контурной картой.

Атмосфера  (7 ч.)

Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период). Р.к. Климат и человек (на примере Т.о.)

Водяной пар. Облака. Атмосферные осадки.

Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды. Р.к. Времена года и типы погоды в Тамбовской области.

Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Р.к. Распределение климатических показателей на территории Тамбовской области.

Практические работы №5 и №6. 

Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графика хода температуры, вычисление средней температуры; розы ветров; диаграммы количества осадков, описание погоды за день, месяц). Р.к. Климат своей местности.

Иметь представление: о поясах освещенности, о тепловых поясах Земли, об основных причинах, влияющих на климат (климатообразующие факторы); о временах года в Тамбовской области , их астрономическое, географическое и фенологическое начало.

Уметь: объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков; определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность в своей местности, различать основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур.

Иметь опыт: описывать погоду и климат своей местности.

Биосфера . Географическая оболочка. (4 ч.)

Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане. Р.к. Растительный и животный мир родного края.

Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Географическая оболочка и биосфера. Р.к. Почвы Тамбовской области.

Практическая работа №7. На местности.  Описание растительного и животного мира, почв своей местности. Р.к. Природные комплексы родного края. Меры по охране природы.

Иметь представление: о разнообразии и неравномерности распространения растений и животных на Земле.

Уметь: объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле,  приводить примеры, объяснять воздействие организмов на земные оболочки; читать почвенную карту Тамбовской области; приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на почву в своей местности.

Иметь опыт: описывать разнообразие биологического мира своей местности.

Население Земли.(2 ч.)

Основные человеческие расы; равенство рас. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления. Р.к. Население Тамбовской области, его численность и плотность. Основные типы населенных пунктов области.

Иметь представление: о численности населения Земли, об основных расах.

Уметь: приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран; определять плотность населения Тамбовской области по карте; показывать на карте города области.


Учебно-тематическое планирование.

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)


1

Введение


1

Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля — планета Солнечной системы

Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. Формирование определения понятия «экватор». Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг Солнца»

2

Виды изображений поверхности Земли.



9

Понятие о плане местности. Масштаб.

Стороны горизонта. Ориентирование.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Составление простейших планов местности.

Форма и размеры Земли. Географическая карта.

Градусная сеть на глобусе и картах.

Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин.

Обобщение и контроль знаний по разделу 1 «Виды изображений поверхности Земли»

Формулирование определений понятий «градусная сеть», «параллель», «меридиан». Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов.

Формулирование определений понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты». Определение географических координат объектов.

Формирование определений понятий «изобаты», «шкала высот и глубин». Определение по картам высот и глубин объектов.

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом.

3

Строение Земли. Земные оболочки


22

Земля и ее внутреннее строение.
















Движения земной коры.















Рельеф суши. Горы.

Равнины суши.























Рельеф дна Мирового океана.













Вода на Земле. Части Мирового океана.











Движение воды в океане.










Подземные воды.












Реки.
















Озера.












Ледники.













Атмосфера: строение, значение, изучение.









Температура воздуха.

















Атмосферное давление. Ветер.














Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.















Погода.









Климат.








Причины, влияющие на климат.















Разнообразие и распространение организмов на Земле.












Распространение организмов в Мировом океане.





Природный комплекс.












Обобщение и контроль знаний по разделу 2 «Строение Земли. Земные оболочки»

Формирование определений понятий «магма», «излившиеся (эффузивные) породы», «глубинные магматические породы», «обломочные породы», «органические осадочные породы». Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород, различающихся по происхождению.

Формирование определений понятий «землетрясение», «сейсмические пояса», «очаг магмы», «лава», «вулканический остров», «горячие источники», «гейзер». Подготовка сообщений о крупнейших землетрясениях и извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения.

Формирование определений понятий «горы», «горный хребет», «горная долина», «нагорье», «горная система». Определение по карте расположения на материках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке.

Формирование определений понятий «равнина», «низменность», «возвышенность», «плоскогорье», «впадина». Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов.

Формирование определений понятий «материковая отмель (шельф)», «материковый склон», «глубоководный океанический желоб», «котловина», «срединно-океанический хребет», «атолл». Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, срединно-океанических хребтов океанов.

Формирование определений понятий «гидросфера», «мировой круговорот воды», «материк», «остров», «архипелаг», «полуостров», «море», «залив», «пролив», «соленость». Составление схемы мирового круговорота воды. Обозначение на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей.

Формирование определений понятий «зыбь», «прилив», «отлив», «теплое течение», «холодное течение». Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны. Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений.

Формирование определений понятий «подземные воды», «водопроницаемые горные породы», «водоупорные горные породы», «водоносный слой», «грунтовые воды», «источник (родник)», «межпластовые воды», «минеральные воды». Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды». Формирование определений понятий «река», «речная долина», «исток», «устье», «длина реки», «речная система», «водораздел», «режим реки», «половодье», «паводок», «пойма», «речная терраса», «порог», «водопад», «канал». Составление описания реки своей местности по плану. Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов.

Формирование определений понятий «озеро», «карст», «старица», «сточное озеро», «бессточное озеро», «болото», «пруд». Обозначение на контурной карте крупных озер и водохранилищ. Сравнение озер тектонического и ледникового происхождения. Описание озера или водохранилища.

Формирование определений понятий «ледник», «снеговая граница», «айсберг», «многолетняя мерзлота». Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границы зоны вечной мерзлоты на территории нашей страны. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты.

Формирование определений понятий «тропосфера», «стратосфера». Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем.

Формирование определений понятий «суточная амплитуда температуры воздуха», «годовая амплитуда температуры воздуха». Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчет средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой солнца над горизонтом.

Формирование определений понятий «атмосферное давление», «ветер», «бриз», «муссон», «роза ветров». Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение в тетради рисунка: изображение направлений движений воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью. Построение розы ветров.

Формирование определений понятий «абсолютная влажность воздуха», «относительная влажность воздуха», «насыщенный воздух», «ненасыщенный воздух», «туман», «облако», «атмосферные осадки». Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

Формирование определения понятия «воздушные массы». Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для территории своей местности.

Формирование определения понятия «климат». Описание климата своей местности по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на формирование климата своей местности.

Формирование определений понятий «Северный тропик», «Южный тропик», «полярный круг», «полярная ночь», «Северный полярный круг», «Южный полярный круг». Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к солнцу зимой и летом; областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь.

Обозначение на контурной карте границ природных зон. Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира». Подготовка сообщений по теме «Охрана биосферы». Характеристика наиболее известных заповедников и национальных парков. Рассказы о представителях растительного и животного мира.

Работа по группам: изучение жизни и деятельности наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений.

Формирование определений понятий «почва», «гумус», «плодородие», «цепь питания», «природный комплекс», «заповедник», «географическая оболочка», «биосфера». Изучение природных комплексов своей местности и их описание по плану.

Составление характеристики природного комплекса (ПК)

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой.

4

Население Земли

2

Население Земли.

Человек и природа.

Обобщение и контроль знаний по курсу «География. Начальный курс. 6 класс»

Формирование определения понятия «человеческая раса». Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, особенностей быта, праздников. Посещение краеведческих и этнографических музеев. Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее населенных стран, численности их населения; городов с населением более 10 млн. Человек.

Формирование определений понятий «смерч», «ураган». Определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствий (пожара, урагана, наводнения, землетрясения, сильной жары, холода, града, грозы и т. д.)

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом и контурной картой.


Планируемые результаты изучения курса

«География. Начальный курс»


Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

1. Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач.

2. Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию.

3. По результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности.

4. Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания.


1. Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов.

2. Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

3. Строить простые планы местности.

4. Создавать простейшие географические карты различного содержания.

5. Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

6. Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию.

7. Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий.

Календарно-тематическое планирование.


Название раздела. Название темы раздела

Количество часов, выделяемых на изучение раздела, темы раздела

Тип урока

Планируемые результаты

Методы обучения

Формы организации урока

Деятельность учеников

Формы и виды контроля

Информационно-методическое обеспечение

Дата проведения

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

планируемая

фактическая

Введение (1 час)

1.

Открытие ,изучение и преобразование Земли. Земля-планета Солнечной системы

1

Урок изучения нового материала.

Называть методы изучения Земли;

Называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий; объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «географический полюс»,«экватор»; приводить примеры географических следствий движения Земли.

Формулировать определение понятия «география». Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Находить на иллюстрациях способы современных географических исследований

 Сформировать убежденность в возможности познания природы.


Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Составление схемы (таблицы) «Великие путешественники»;

Работа с контурной картой по нанесению маршрутов путешествий.

Составление и объяснение схемы «Виды движения Земли»

Текущий, эвристичес-кая беседа

ЭОР (презентация), глобус, карта полушарий, теллурий, атлас

5. 09 - 9. 09


Виды изображений поверхности Земли (9 часов).

2.

План местности

(4 часа).

Понятие о плане местности. Масштаб.




















1

Урок-практикум

Объяснять значение понятий: «план местности», «масштаб»; называть масштаб плана, карты и глобуса и показывать изображения разных видов масштаба; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; читать план местности; определять (измерять) расстояния на плане.

Развитие умений работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Изучения понятий «план местности», «масштаб». Работа с планом местности.


Текущий, проверочная работа (тест)

ЭОР (презентация), топографическая карта, циркуль – измеритель

12.09-16.09


3.

Стороны горизонта.

Ориентирование.

1

Урок-практикум

Объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»; определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.

Умение планировать свою деятельность под руководством учителя.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности.

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Определение расстояний, направлений и азимута на плане местности. Движение по азимуту, осуществление привязки азимута к местности.

Текущий, решение ситуацион-ных задач

ЭОР (презентация), компас, транспортир, топогр. карта

19.09.-23.09


4.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Р.к. Тамбовская   область  на  географической  карте.


1

Комбинированный

Объяснять значение понятий: «рельеф», «относительная высота», «абсолютная высота», «горизонталь»; определять по плану местности абсолютную и относительную высоту точек местности, направление понижения (повышения) рельефа; строить профиль местности.

Уметь выделять главное, существенные признаки понятия.


Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов.

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Определение по плану местности высот и глубин впадин. Изображение возвышенностей и впадин с помощью горизонталей. Знакомство с атласом Тамбовской области.

Текущий практикум

ЭОР (презентация).

26.09-30.09


5.

Составление простейших планов местности..

1

Урок-практикум

Производить простейшую съемку местности; строить простейший план местности с учетом масштаба.

Умение планировать свою деятельность под руководством учителя.

Адаптировать знания к условиям окружающей среды. Уметь использовать знания в реальной жизни. Развитие речи учащихся

Наглядный, практический

Индивидуальные, фронтальные

Построение плана местности по описанию.

Полярная съемка местности и составление плана класса (пришкольного участка)

Практическая работа № 1. Составление плана местности методом машрутной съемки.

ЭОР (презентация).

3.

10-7.

10


6.

Географическая карта (5 часов).


Форма и размеры Земли. Географическая карта.

1

Комбинированный

Объяснять значение понятия «географическая карта»; классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; приводить примеры разных видов географических карт.


Уметь выделять главное, существенные признаки понятия.





Овладение на уровне общего образования системой географических знаний.

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Работа с глобусом и картами различных масштабов. Описание карты по типовому плану. Определение направлений и расстояний по глобусу и картам.

Текущий, географический диктант

ЭОР (презентация), карта полушарий и России, глобус

10.10-14.10


7.

Градусная сеть на глобусе и картах

1

Комбинированный

Объяснять значение понятий: «градусная сеть», «меридианы», «параллели»; называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности; находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и на карте; определять (измерять) направления на глобусе и географической карте.

Уметь выделять главное, существенные признаки понятия.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Работа с картой полушарий в атласе - нахождение меридианов, параллелей, экватора, полюсов.

Текущий, практикум

ЭОР (презентация),карта полушарий и России, глобусы

17.10-21.10


8.

Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты.

1

Урок изучения нового материала

Объяснять значение понятий: «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»; определять географические координаты точки, местонахождение географических объектов на глобусе и географической карте.

Развитие умений анализировать текст учебника, выделять главное; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Адаптировать знания к условиям окружающей среды. Уметь использовать знания в реальной жизни

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Определение географических координат объектов на карте.

Практическая работа № 2. Определение географических координат объектов и объектов по их координатам.

ЭОР (презентация)

24.10-28.10


9.

Изображение на физических картах высот и глубин.


Р.к. Путешествие по картам области.

1

Комбинированный

Определять по карте абсолютную и относительную высоту точек и глубину морей.

Уметь выделять главное, существенные признаки понятия.

Адаптировать знания к условиям окружающей среды. Уметь использовать знания в реальной жизни

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Определение абсолютных высот по карте. Работа в картах атласа по определению высот и глубин. Изучение карт Тамбовской области.

Текущий, эвристическая беседа

ЭОР (презентация), карта полушарий и России, глобусы

7. 11-11.11


10.

Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1

Обобщающий урок

Выполнение тестовых заданий.

Оценивать работу одноклассников.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности.



Работа с учебником, атласом. Тестирование.

Проверочная работа, работа с атласом. Взаимоконтроль


14.11 -18.11


Строение Земли. Земные оболочки (22часа ).

11.

Литосфера

(5 часов).


Земля и её внутреннее строение.


Р.к. Строение поверхности Тамбовской области.

1

Урок изучения нового материала.

Объяснять значение понятий: «литосфера», «земная кора», «горные породы», «полезные ископаемые»; называть и показывать на схеме составные части литосферы; называть отличия материковой и океанической земной коры; называть особенности образования горных пород различных групп; приводить примеры горных пород.

Уметь выделять главное, существенные признаки понятия. Оценивать работу одноклассников. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.










Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов .Развитие речи учащихся

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Составление схемы «Строение Земли». Работа с коллекциями горных пород и минералов по определению их свойств.

Текущий, эвристическая беседа

ЭОР (презентация), таблица «Внутренне строение Земли»

21.11 -25.11


12.

Движения земной коры. Вулканизм.

1

Комбинированный

Объяснять значение понятий: «землетрясение», «очаг магмы», «лава», «сейсмический пояс», «гейзер»; называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой; называть методы изучения земных недр; определять по карте сейсмические районы мира.

Умение организовать свою деятельность. Уметь выделять главное, существенные признаки понятия. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира.

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Подготовка сообщений о крупнейших землетрясениях и извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и их предотвращение.

Текущий, эвристическая беседа

ЭОР (презентация), карта полушарий

28.11 — 2.

12


13.

Рельеф суши. Горы.


Р.к. Горные породы и минеральные богатства Тамбовской области.


1

Комбинированный

Объяснять значение понятий: «рельеф», «горы»; работать с контурной картой; классифицировать горы по высоте; приводить примеры гор и показывать их на географической карте; составлять краткую характерису гор по плану.

Развитие умения планировать свою учебную деятельность, грамотно пользоваться учебником; классифицировать информацию по заданным признакам.

Овладение на уровне общего образования системой географических знаний .Развитие речи учащихся

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Определение по карте расположения крупнейших горных систем и равнин мира. Знакомство с минералами Тамбовской области.

Текущий, эвристическая беседа

ЭОР (презентация), карта полушарий, коллекция горных пород и минералов

5. 12 -9.12


14.

Равнины суши.



Р.к. Основные черты рельефа Тамбовской области.


1

Урок-практикум

Объяснять значение понятия «равнина»; классифицировать равнины по высоте; называть и показывать крупнейшие равнины мира; работать с контурной картой; составлять краткую характеристику равнин по плану.

Умение анализировать и отбирать информацию, классифицировать информацию по заданным признакам. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности.

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов. Работа с атласами Тамбовской области (оценка природных богатств Тамбовщины)

Практическая работа № 3. Составление описания форм рельефа

ЭОР (презентация), карта полушарий

12.12 -16.12


15.

Рельеф дна Мирового океана.


1

Комбинированный

Объяснять значение понятий: «материковая отмель» или шельф, «материковый склон», «глубоководный океанический желоб», «срединно-океанический хребет»; называть и показывать на схеме основные элементы рельефа дна океана; называть методы изучения Мирового океана; приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами.

Выделять существенные признаки понятий при определении форм рельефа.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира. .Развитие речи учащихся

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Работа с картами атласа по определению основных форм рельефа дна океана.

Текущий, практикум

ЭОР (презентация), карта полушарий, карта океанов

19.12 — 23.12


16.

Гидросфера

(6 часов).


Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана.




1

Изучение нового материала

Объяснять значение понятий: «гидросфера», «мировой круговорот воды», «море», «залив», «пролив», «остров», «полуостров», «солёность»; объяснять процесс мирового круговорота воды; называть и показывать части Мирового океана; составлять краткую характеристику моря по плану.

Выделять существенные признаки понятий при определении форм рельефа. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Формирование основ экологической культуры. Развитие речи учащихся

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Работа с картой по определению положения океанов, морей, рельефа дна мирового океана. Составление и объяснение схемы «Мировой круговорот воды». Описание моря по типовому плану.

Текущий, решение ситуационных задач

ЭОР (презентация), карта полушарий

26.12 -29.12


17.

Движение воды в океане

1

Комбинированный

Объяснять значение понятий: «волна», «прилив», «отлив», «океаническое течение»; объяснять особенности движения вод в Мировом океане

Уметь выделять главное, существенные признаки понятия. Сравнивать и анализировать текст и рисунки учебника.


Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов

Наглядный, практический

Индивидуальные, фронтальные

Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием Луны. Нанесение на контурную карту основных течений в Мировом океане.

Текущий, эвристическая беседа

ЭОР (презентация), карта океанов

16.01 -20.01


18.

Подземные воды

1

Комбинированный

Объяснять значение понятий: «подземные воды», «водопроницаемые породы», «водоупорные породы», «грунтовые воды», «межпластовые воды», «минеральные воды»; называть меры по охране подземных вод.


Формирование умения ставить учебную цель.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование умения работать с текстом учебника. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование основ экологической культуры

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды».

Текущий, эвристическая беседа

ЭОР (презентация), карта полушарий и России

23.01 — 27.01


19.

Реки.


Р.к. Разнообразие вод суши Тамбовской области.

1

Комбинированный

Объяснять значение понятий :» река», «речная долина», « исток», «устье», « речная система», «бассейн реки», » водораздел», «режим реки», «половодье», «пойма», «паводок», «пороги и водопады». Показывать по карте географические объекты, Наносить на к/карту и правильно подписывать реки. Составлять краткую характеристику реки по плану; называть меры по охране рек.

Формирование умения ставить учебную цель.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости её сохранения и рационального использования.

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные, работа в группах

Описание реки Тамбовской области (на примере рек Ворона, Цна, Лесной Воронеж) по плану. Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек/каналов

Текущий, работа в к/к.

ЭОР (презентация), карта полушарий и России

30.01 — 3. 02


20.

Озера.

1

Урок-практикум

Объяснять значение понятий: «озеро», «сточное» и «бессточное» озеро, «болото», «водохранилище» . Показывать по карте географические объекты. Наносить на контурную карту и правильно подписывать озера; называть меры по охране озер.

Формирование умения ставить учебную цель.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости её сохранения и рационального использования

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Обозначение на контурной карте

крупных озер и водохранилищ. Сравнение озер тектонического и ледникового происхождения. Описание озера или водохранилища.

Практическая работа № 4. Составление описания внутренних вод

ЭОР (презентация), карта полушарий и России

6. 02 - 10.02


21.

Ледники.

1

Комбинированный

Объяснять значение понятий: «ледники», «снеговая граница», «айсберг», «многолетняя мерзлота»; определять с помощью карты снеговую границу; показывать ледники на географической карте; работать с контурной картой.

Формирование умения ставить учебную цель.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.

Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование основ экологической культуры.

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границы зоны вечной мерзлоты на территории нашей страны. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты

Текущий, эвристическая беседа

ЭОР (презентация), карта полушарий и России

13.02 -17.02


22.

Атмосфера

(7 часов).


Атмосфера: строение, значение.


Р.к. Климат и человек.





1




Изучение нового материала





Объяснять значение понятий: «атмосфера»; объяснять строение, состав и значение атмосферы; называть методы изучения атмосферы; составлять характеристику атмосферы по плану.




Формирование умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.




Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование основ экологической культуры Формирование любви к своей местности. Формирование чувства личной ответственности за природу Земли.




Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля




Индивидуальные, фронтальные




Составление и объяснение схемы «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем




Текущий, эвристическая беседа



ЭОР (презентация)

20.02 — 24.02


23.

Температура воздуха.


Р.к. Распределение климатических показателей на территории Тамбовской области.

1

Урок-практикум

Объяснять значение понятий: «амплитуда температуры воздуха», «средняя температура воздуха»; измерять (определять) температуру воздуха, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц, год.

Формирование умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи под руководством учителя, выбирать средства реализации цели, применять их на практике.

Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование основ экологической культуры Формирование любви к своей местности. Формирование чувства личной ответственности за природу Земли.

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчет средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом

Практическая работа № 5. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры

ЭОР (презентация), термометр, календарь погоды

27.02 — 3. 03


24.

Атмосферное давление. Ветер.


Р.к. Климат своей местности.


1

Урок-практикум

Объяснять значение понятий: «атмосферное давление», «ветер», «бриз», «муссоны», уметь объяснять причину образования ветра; измерять атмосферное давление с помощью барометра, строить розу ветров.

Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Формирование основ экологической культуры.

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Измерение атмосферного давления

с помощью барометра. Выполнение в тетради рисунка: изображение направлений движений воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью

Практическая работа № 6. Построение розы ветров.

ЭОР (презентация), барометр-анероид

6. 03 -

10.03


25.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки

1

Урок-практикум

Объяснять значение понятий: «абсолютная влажность воздуха», «относительная влажность воздуха» «облако», «атмосферные осадки»; называть виды облаков и атмосферных осадков; объяснять зависимость выпадения осадков от влажности воздуха;определять облачность; строить диаграмму количества осадков по многолетним данным.

Планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование основ экологической культуры. .Развитие речи учащихся

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах.

Текущий, устный опрос

ЭОР (презентация), таблица «Виды облаков»

13.03 - 17.03


26.

Погода.


Р.к. Времена года и типы погоды в Тамбовской области.

1

Комбинированный

Объяснять значение понятий: «погода», «воздушная масса», описывать погоду своей местности.

Формирование умения ставить учебную цель.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.

Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры

зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, харак­терных для своей местности.

Текущий, анализ календаря погоды

ЭОР (презентация), карта полушарий, климатическая карта

20.03 - 22.03


27.

Климат.



1

Комбинированный

Объяснять значение понятий: «климат»; называть основные элементы климата; составлять краткую характеристику климатического пояса по плану; описывать климат своей местности.

Формирование умения ставить учебную цель.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.

Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Описание климата своей местности по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на его формирование.

Работа на уроке

ЭОР (презентация)

3. 04 — 7. 04


28.

Причины, влияющие на климат.

1

Комбинированный

Объяснять значение понятий: Северный и Южный тропики, полярные круги. Называть причины влияющие на климат

Выделять главное, и существенные признаки понятий. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к Солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом; областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь

Текущий, решение ситуационных задач

ЭОР (презентация), карта полушарий, климатическая карта

10.04 -

14.04


29.

Биосфера.

Географическая оболочка. (4 часа)


Разнообразие и распространение организмов на Земле.


Р.к. Растительный и животный мир родного края.







1







Изучение нового материала








Объяснять значение понятий: «биосфера», «природная зона»; называть и показывать основные природные зоны; называть меры по охране природы.







Ставить учебную задачу под руководством учителя; выделять главное, существенные признаки понятий. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.







Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.







Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля







Индивидуальные, фронтальные






Обозначение на контурной карте границ природных зон. Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира». Подготовка сообщений по теме.

«Охрана биосферы». Характеристика заповедника «Воронинский». Рассказы о представителях растительного и животного мира.






Текущий, эвристическая беседа






ЭОР (презентация), карта природных зон

17.04 — 21.04


30.

Распространение организмов в Мировом океане.


Р.к. Природные комплексы родного края. Меры по охране природы.

1

Комбинированный

Объяснять особенности распределения организмов в толще Мирового океана; называть меры по охране природы.

Ставить учебную задачу под руководством учителя; выделять главное, существенные признаки понятий

Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Работа по группам: изучение жизни и деятельности наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений

Текущий, эвристическая беседа

ЭОР (презентация), видеофильм «Жизнь в Тихом океане»

24.04 — 28.04


31.

Природный комплекс.


Р.к. Почвы Тамбовской области.



1

Урок-практикум

Объяснять значение понятия: «почва», «природный комплекс», «географическая оболочка»; называть основные типы природных комплексов; называть меры по охране природы..

Выделять главное, существенные признаки понятий; создавать описательные тексты .

Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы. Развитие речи учащихся

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальные, фронтальные

Изучение природных комплексов своей местности и их описание по плану. Знакомство с почвенной картой Тамбовской области.

Практическая работа № 7. Составление характеристики природного комплекса (ПК).

Работа на уроке

ЭОР (презентация)

8. 05 — 12.05


32.

Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки»

1

Обобщающий урок.

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой.

Оценивать работу одноклассников.

Формирование основ экологической культуры. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.



Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой

Проверочная работа (задания для подготовки ГИА ЕГ)

ЭОР (презентация)

15.05 - 19.05


33.

Население Земли.(2 часа)


Население Земли.

Человек и природа.


Р.к. Население Тамбовской области, его численность и плотность. Основные типы населенных пунктов области.

1

Комбинированный

Называть основные человеческие расы и их признаки; рассказывать об изменении численности населения Земли; называть основные типы населенных пунктов; составлять характеристику своего населенного пункта по плану.

Формирование умения ставить учебную цель.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий..

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов



Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Посещение краеведческого музея. Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее населенных стран, городов с населением более 10 млн человек.

Определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствий (пожара, урагана, наводнения, землетрясения, сильной жары, холода, града, грозы и т. д.)

Текущий, эвристическая беседа

ЭОР (презентация), политическая карта мира

22.05 - 26.05


34.

Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли»

1

Обобщающий урок.

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом и контурной картой.

Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.



Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом и контурной картой.

Проверочная работа


29.05 - 30.05


35.

Резерв учителя.


















Перечень обязательной географической номенклатуры:


Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема: «Литосфера»

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская (Русская), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность, Бразильское плоскогорье

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали.

Тема: «Гидросфера»

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Мексиканский, Персидский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Канарское, Лабрадорское, Перуанское,.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика.