Муниципальное казенное образовательное учреждение
Баклушинская средняя школа
Рабочая программа рассмотрена на методическом совете протокол № 1_ от _26.08.21г._ _________ Муртазина О.Н.. | Согласовано: Зам. директора по УВР _________Муртазина О.Н.. протокол № 1_ от _30.08.21г._ | Утверждаю: Директор школы ___________ Косинская О.В. приказ №_94__ от 31.08.21г._ |
Рабочая программа учебного предмета
География. 6 класс
(базовый уровень)
Учитель географии
Абуталипов Н.Д.
2021 - 2022 учебный год
Планируемые результаты изучения предмета
Предметные
Определять значение географических знаний. Выявлять методы географической науки. Устанавливать основные приемы работы с учебником. Смогут определять значение современных географических исследований. Выделять и анализировать источники географической информации. Смогут определять направление по компасу, расположение объектов с помощью условных знаков, составлять и читать простейшие планы. Определять географические координаты и местоположение объектов.
Выявлять признаки принадлежности к расам, и приводить доказательства равенства народов. Описание горных пород, выявление их свойств. Устанавливать с помощью карт сейсмические районы, наносить на контурную карту вулканы.
Метапредметные
регулятивные
Самостоятельно определять цель своего обучения, планировать пути достижения. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. Выдвигать версии решения проблем, осознавая конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки.
познавательные
Смогут самостоятельно создавать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, применять и преобразовывать знания символов, определять источники информации и применять ее.
коммуникативные
Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения , приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различить в его речи: мнение, доказательство, факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой стороны и договориться с людьми иных позиций.
Личностные
Ответственное отношение к учебе: осознанное, уважительное отношение к другому человеку, его мнению, Основы экологической культуры ,гражданский патриотизм, любовь к Родине, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Содержание тем учебного предмета
Тема 1. Гидросфера - водная оболочка Земли. (11 ч. )
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движения вод в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы океана, их значениеи хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Мирового океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озера, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Практические работы:
Описание по карте моря.
Обозначение на к.карте объектов гидросферы.
Описание по карте ГП реки.
Описание озера по плану Обозначение на к.к. крупных озер. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с др. оболочками Земли.
Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. (11 ч.)
Атмосфера. Состав атмосферы, ее структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Практические работы:
5. Ведение дневника погоды.
6. Построение и работас графиками хода температур.
7. Построение розы ветров.
8. Решение практических задач с использованием информации о показателях погоды.
Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли. (5 ч.)
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром какспособ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Практические работы:
9. Описание растений и животных своей местности.Составление схемы взаимодействия оболочек Земли.
Тема 4. Географическая оболочка Земли (6 ч.)
Географическая оболочка. Строение, свойства и закономерности, взаимосвязи между ее составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка - крупный природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Практические работы:
10. Защита проектов положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли | 11 | |
1 | Состав и строение гидросферы | | 1 |
2 | Мировой океан, его части. Жизнь в океане | | 1 |
3 | Мировой океан | | 1 |
4 | Учимся с «Полярной звездой».Решение практических задач по карте. | | 1 |
5. | Воды океана. | | 1 |
6. | Реки-артерии Земли. Как устроены реки. | | 1 |
7. | Реки-артерии Земли. Как работают реки. | | 1 |
8. | Озера и болота. | | 1 |
9. | Подземные воды и ледники | | 1 |
10. | Гидросфера и человек | | 1 |
11. | Обобщение по разделу «Гидросфера-водная оболочка Земли» | | 1 |
| Тема 2. Атмосфера - воздушная оболочка Земли | 11 | |
12. | Состав и строение атмосферы | | 1 |
13. | Тепло в атмосфере(1) | | 1 |
14. | Тепло в атмосфере(2) | | 1 |
15. | Атмосферное давление | | 1 |
16. | Ветер | | 1 |
17. | Влага в атмосфере(1). | | 1 |
18. | Вага в атмосфере(2) | | 1 |
29. | Погода и климат | | 1 |
20. | Урок-практикум «Наблюдение за погодой» Учимся с Полярной звездой. | | 1 |
21. | Атмосфера и человек | | 1 |
22. | Обобщение по разделу «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» | | 1 |
| Тема 3. «Биосфера – живая оболочка Земли» | 5 | |
23 | Биосфера-земная оболочка | | 1 |
24 | Биосфера-сфера жизни. | | 1 |
25 | Почвы. | | 1 |
26. | Биосфера и человек. | | 1 |
27. | Обобщение по разделу Биосфера-живая оболочка Земли. | | 1 |
| Тема 4. «Географическая оболочка Земли» | 6 | |
28. | Географическая оболочка Земли.Свойства и закономерности географической оболочки | | 1 |
29. | Природные комплексы. | | 1 |
30. | Природные зоны Земли. | | 1 |
31. | Культурные ландшафты. | | 1 |
32. | Природное и культурное наследие. | | 1 |
33. | Обобщение по разделам «Биосфера – живая оболочка Земли» и «Географическая оболочка» | | 1 |
34- 35 | Обобщение по разделу «География Земли» за курс 6 класса | | 2 |
| Итого | | 35 |