Управление образования
Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЖАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
141552, Московская область тел/факс 8(495) 546-00-73
Солнечногорский район пос.Ржавки e-mail:[email protected]
«Рекомендовано к использованию» Педагогическим советом Протокол №1 «__»___________2018г. | «СОГЛАСОВАНО» зам.директора по УВР __________________ «__»_________2018г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ Ржавская СОШ ______Ю.С. Шапакина « __ » _________ 2018г. |
Рабочая программа
по географии
6 класс
34 часа в год
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Лопатина Татьяна Валерьевна,
без категории
2018-2019 учебный год
Оглавление Пояснительная записка 2
1. Нормативные документы 2
2. Краткое описание курса географии в 6 классе 3
3. Учебно-методическое обеспечение курса географии в 6 классе 4
4. Цель и задачи курса географии в 6 классе 5
5. Разделы рабочей программы по курсу географии в 6 классе 5
6. Система оценивания по географии 6
7. Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу географии 12
в 6 классе 12
Календарно-тематическое планирование по географии в 6а и 6б классах 16
Список литературы 19
Пояснительная записка
Нормативные документы
Рабочая программа по учебному предмету «География» на 2018/2019 учебный год для обучающихся 6 классов МБОУ Ржавская СОШ разработана в соответствии с требованиями:
1) Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2) Приказа Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
3) Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» (с изменениями внесенными Приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014г. №1644, от 31.12.2015г. №1577)
4) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 31.01.2012 № 2)
5) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 01.02.2012 № 5)
6) СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (в действующей редакции от 25.12.2013 №3)
7) Учебного плана МБОУ Ржавская СОШ, утверждённого 31.08.2018 приказом № 175
8) Программы курса «География» 5–9 классы, автор-составитель Е. М. Домогацких; 2-е издание; Москва: «Русское слово», 2016.
2. Краткое описание курса географии в 6 классе
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Курс географии 6 класса продолжает цикл изучения географии в школе, начатый в 5 классе. Материал курса сгруппирован в 7 разделов.
Введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей.
Раздел «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.
Раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба.
Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.
Последний раздел «Почва и географическая оболочка» призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.
В Федеральном БУП на изучение курса «География России» отводится 34 часа (по 1 учебному часу в неделю) в 6а и 6б классе.
3. Учебно-методическое обеспечение курса географии в 6 классе
Данная рабочая программа реализуется на основе УМК по географии для 6 класса под редакцией Домогацких Е.М. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2014. (ФГОС. Инновационная школа):
1. География. Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций, авторы Е.М. Домогацких, .И.Алексеевский.
2. Методические рекомендации к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевского «География» для 6 класса общеобразовательных организаций.
3. Программа курса «География» 5–9 классы, автор-составитель Е. М. Домогацких; 2-е издание; Москва: «Русское слово», 2016.
Для обучающихся:
1. Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Физическая география» для 6 класса общеобразовательных организаций: контрольно-измерительные материалы, автор С.В. Ряховский. Тестовые задания для текущего и итогового контроля по курсу «География. Физическая география» для 6 класса предназначены для проведения экспресс-диагностики в процессе урочной деятельности. Задания сгруппированы по темам параграфов и основаны на их содержании. Форма представления тестов соответствует формату Государственной итоговой аттестации учащихся как за курс основной, так и за курс средней школы. Использование заданий текущего и итогового контроля будет способствовать формированию тематических знаний у обучающихся, навыков и умений учебной деятельности на предметном и метапредметном уровнях.
2. География. 5-6 классы. Введение в географию. Физическая география. Атлас, автор-составитель С.В. Банников.
3. География. Физическая география 6 кл. Контурные карты.
Авторы-составители Банников С., Домогацких Е.
4. Цель и задачи курса географии в 6 классе
Изучение географии в основной школе направлено на достижение цели посредством решения задач.
Основная цель курса – продолжить формирование и систематизацию знаний о природе и человеке, способствуя восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;
- формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
- формирование умений использовать источники географической информации, прежде всего карты;
- формирование представлений о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Содержание данной рабочей программы предполагает установление содержательных межпредметных связей с другими курсами: биология, физика, астрономия, а также проведение интегрированных уроков.
5. Разделы рабочей программы по курсу географии в 6 классе Рабочая программа включает в себя следующие разделы:
1. Земля во Вселенной – 5 часов
2. Географическая карта – 5 часов
3. Литосфера – 7 часов
4. Атмосфера – 8 часов
5. Гидросфера – 4 часа
6. Биосфера – 2 часа
7. Почва и геосфера – 3 часа
Программой предусмотрено проведение:
6 контрольных работ: 5 по основным темам «Земля во Вселенной», «Географическая карта», «Литосфера», «Атмосфера», «Гидросфера» и 1 итоговая по курсу географии в 6 классе
13 практических работ
6. Система оценивания по географии
Уровень достижения оцениваемых результатов | Критерии оценивания | % выполнения задания | Отметка |
Устные ответы |
I. Базовый уровень | Не приступал к решению задач. 1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов; 2. Полностью не усвоил материал. | 0% | «1» |
Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз отработанная задача. 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 2. Не делает выводов и обобщений. 3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов. 4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу. 5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 6. Допускает грубые ошибки в знании карты и использовании ее при ответе. | 1-49% | «2» |
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения). 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. 2. Материал излагает бессистемно, фрагментарно, не всегда последовательно. 3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 4. Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дает недостаточно четкие. 5. Не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допускает ошибки при их изложении. 6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. 7. Неполно отвечает на вопросы учителя (упуская в том числе главное) или воспроизводит содержание текста учебника, допуская одну-две грубые ошибки. 8. Имеет скудные географические представления, преобладают формалистические знания. 9. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый. 10. Географические связи устанавливает только при помощи наводящих вопросов учителя. | 50-69% | «3» |
Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно. 1. Показывает знания всего изученного программного материала. 2. Материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 3. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины. 4. В основном правильно дает определения понятий. 5. Ответ обучающегося самостоятельный. 6. Связно и последовательно излагает материал; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски. 7. Показывает понимание основных географических взаимосвязей и явлений. 8. Знает карту и умеет ею пользоваться. 9. При решении географических задач делает второстепенные ошибки, не влияющие на результат. 10. Соблюдает основные правила культуры устной речи, использует в речи научные термины. | 70-100% | «4» |
II. Повышенный уровень | Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. 3. Умеет устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. 4. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; ответ строит в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формулирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 5. Умеет самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводы из наблюдений и опытов. 6. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении нестандартных задач, допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. 7. Показывает хорошее знание карты и использование ее во время ответа. [3] | 90-100% | «5» |
Тесты |
I. Базовый уровень | Не приступал к решению тестовых заданий. | 0% | «1» |
Не достигнут необходимый уровень знаний. | 1-49% правильно выполненных заданий | «2» |
Частично успешное решение. | 50-69% правильно выполненных заданий | «3» |
Решение с ошибками и с небольшими недочетами, полностью самостоятельное. | 70-100% правильно выполненных заданий | «4» |
II. Повышенный уровень | Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Все задания базового уровня обучающиеся выполнили без ошибок и недочетов. 2. Задания повышенного уровня выполнили без ошибок или допустили 1 или 2 недочета, никак не влияющих на результат. | 90-100%
| «5» |
Географические и картографические диктанты (на знание номенклатуры карты или географических понятий). |
| Не приступал к решению задач. | 0% | «1» |
Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз отработанная задача. | 1-49% правильно выполненных заданий | «2» |
| Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения). | 50-69% правильно выполненных заданий | «3» |
Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно. | 70-100% правильно выполненных заданий | «4» |
II. Повышенный уровень | Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Все задания базового уровня обучающиеся выполнили без ошибок и недочетов. 2. Задания повышенного уровня выполнили без ошибок или допустили 1 или 2 недочета, никак не влияющих на результат. | 90-100%
| «5» |
Письменные работы (практические и самостоятельные работы) |
I. Базовый уровень | Не приступал к решению задач. | 0% | «1» |
Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз отработанная задача. 1. Оказался совершенно не подготовленным к выполнению этой работы: обнаружил плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых практических навыков и умений. 2. Полученные результаты не позволяют обучающемуся сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. 3. Руководство и помощь со стороны учителя или хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося. | 1-49% | «2» |
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения). 1. Обучающийся работу выполняет и оформляет с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу ребят. 2. На выполнение работы затрачивает времени больше отведенного на уроке или получает возможность доделать работу дома. 3. Показывает знания теоретического материала, но испытывал затруднения при самостоятельной работе с источниками информации и географическими инструментами. | 50-69% | «3» |
Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно. 1. Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимся в полном объеме и самостоятельно. 2. Допускает отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике географического объекта и т.д.). 3. Использует указанные учителем источники знаний и показывает умение работать с ними самостоятельно. 4. Показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. 5. Допускает неточности и небрежность в оформлении результатов работы. | 70-100% | «4» |
II. Повышенный уровень | Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Работа выполнена обучающимся полностью самостоятельно, в полном объеме и с соблюдением необходимой последовательности изложения материала и результатов деятельности. 2. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самим обучающимся. [3] | 90-100% | «5» |
Работа с картой и другими источниками географических знаний |
I. Базовый уровень | Не приступал к решению задач. Показывает полное неумение использовать карту и источники знаний. | 0% | «1» |
Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз отработанная задача. 1. Не умеет отбирать и использовать основные источники знаний. 2. Допускает ошибки в выполнении задания и в оформлении работы, существенно влияющие на результат проделанной работы. 3. Неаккуратно и с ошибками оформляет результаты проделанной работы. | 1-49% | «2» |
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения). 1. Правильно использует основные источники знаний. 2. Неаккуратно оформляет результаты работы. 3. Допускает неточности в содержании работы или формулировке выводов, а так же ошибки, существенно не влияющие на результат проделанной работы. | 50-69% | «3» |
Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно. 1. Полностью самостоятельно выполняет работу. 2. Правильно, полно и самостоятельно отбирает источники необходимой информации. Допускает неточности в их использовании, существенно не влияющие на результат проделанной работы. 3. Допускает несущественные неточности в содержании работы или формулировке выводов, при оформлении результатов проделанной работы. | 70-100% | «4» |
II. Повышенный уровень | Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Самостоятельно, правильно и полно отбирает источники информации, рационально использует их в определенной последовательности. 2. Умело использует источники географической информации при решении нестандартных задач. 3. Самостоятельно выполняет и формулирует выводы на основе практической деятельности. 4. Аккуратно и в соответствии с требованиями оформляет результаты проделанной работы. | 90-100% | «5» |
7. Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу географии
в 6 классе
Учащиеся должны:
Знать/понимать/называть/показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
- части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа;
- части Мирового океана;
- виды вод суши;
- причины изменения погоды;
- типы климатов;
- виды ветров, причины их образования;
- виды движения воды в океане;
- пояса освещенности Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой.
Приводить примеры:
- различных видов карт;
- горных пород и минералов;
-типов погод;
- взаимовлияния всех компонентов природы.
Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;
- расстояния и направления по плану и карте;
- осадочные и магматические горные породы;
- направление ветра.
Описывать:
- географические объекты.
Объяснять:
- особенности компонентов природы своей местности.
Планируемые результаты изучения курса географии в 6 классе
Предметные
Осознание роли географии в познании окружающего мира:
Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
Объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
Объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
Различать видовое разнообразие компонентов природы в пределах географической оболочки;
Выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
Выделять причины стихийных явлений в геосферах;
Использование географические умений:
Составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
Использование карт как моделей;
Определять на карте местоположение географических объектов;
Понимание смысла собственной деятельности:
Использовать географические знаний для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явления;
Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды
Личностными результатами обучения географии в 6 классе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование личностных представлений о целостности природы Земли и её крупных районов;
формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познании тельной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции).
Календарно-тематическое планирование по географии в 6а и 6б классах
№ п/п | № урока | № урока в теме | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
По плану | Фактически | По плану | Фактически |
1 | Земля во Вселенной | 5 | | | |
1 | 1 | Введение. Земля и Вселенная | 1 | | | |
2 | 2 | Система географических координат ПР №1 Определение по карте координат различных географических объектов | 1 | | | |
3 | 3 | Времена года | 1 | | | |
4 | 4 | Пояса освещенности | 1 | | | |
5 | 5 | Урок контроля и коррекции знаний по теме | 1 | | | |
2 | Географическая карта | 5 | | | |
6 | 1 | Географическая карта и ее масштаб ПР№2 Определение направлений и расстояний по карте | 1 | | | |
7 | 2 | Виды условных знаков ПР№3 Чтение тематических карт | 1 | | | |
8 | 3 | Ориентирование | 1 | | | |
9 | 4 | Изображение рельефа на карте | 1 | | | |
10 | 5 | Урок контроля и коррекции знаний по теме | 1 | | | |
3 | Литосфера | 7 | | | |
11 | 1 | Строение земного шара | 1 | | | |
12 | 2 | Виды горных пород | 1 | | | |
13 | 3 | Полезные ископаемые | 1 | | | |
14 | 4 | Движение земной коры | 1 | | | |
15 | 5 | Выветривание горных пород ПР№4 Определение и объяснение изменений состояния земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека на примере своей местности | 1 | | | |
16 | 6 | Рельеф суши и дна Мирового океана ПР№5 Определение по карте географического положения гор , равнин. ПР№6 Составление схемы различий гор и равнин по высоте | 1 | | | |
17 | 7 | Урок контроля и коррекции знаний | 1 | | | |
4 | Атмосфера | 8 | | | |
18 | 1 | Строение атмосферы | 1 | | | |
19 | 2 | Температура воздуха | 1 | | | |
20 | 3 | Атмосферное давление | 1 | | | |
21 | 4 | Движение воздуха | 1 | | | |
22 | 5 | Вода в атмосфере | 1 | | | |
23 | 6 | Погода ПР№7 Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды | 1 | | | |
24 | 7 | Климат | 1 | | | |
25 | 8 | Урок контроля и коррекции знаний | 1 | | | |
5 | Гидросфера | 4 | | | |
26 | 1 | Единство гидросферы ПР№8 Описание путешествия капельки воды из своего нас.пункта по большому круговороту воды | 1 | | | |
27 | 2 | Воды суши: реки и озера ПР№9 Нанесение на контурную карту объектов гидросферы ПР№10 Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли | 1 | | | |
28 | 3 | Воды суши: подземные воды и природные льды | 1 | | | |
29 | 4 | Урок контроля и коррекции знаний | 1 | | | |
6 | Биосфера | 2 | | | |
30 | 1 | Царства живой природы | 1 | | | |
31 | 2 | Биосфера и охрана природы ПР№11 Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности | 1 | | | |
7 | Почва и геосфера | 3 | | | |
32 | 1 | Почва | 1 | | | |
33 | 2 | Природный комплекс и природные зоны ПР№12 Описание природных зон Земли по географическим картам | 1 | | | |
34 | 3 | Урок контроля и коррекции знаний по курсу географии 6 класс | 1 | | | |
ИТОГО | 34 | | | |
Список литературы
1. Программа курса «География. 5 -9 классы» / Автор-составитель Домогацких Е.М. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
2. География. Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций, авторы Е.М. Домогацких, .И.Алексеевский.
3. Методические рекомендации к учебнику Е.М.Домогацких, И.И.Алексеевского «География» для 6 класса общеобразовательных организаций.
4. Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Физическая география» для 6 класса общеобразовательных организаций: контрольно-измерительные материалы, автор С.В. Ряховский.
5. Интернет-ресурсы