Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа»
города Кирсанова Тамбовской области
РАССМОТРЕНА
на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла
Протокол №1 от 27.08.2015 года
СОГЛАСОВАНА
Методическим советом
Протокол № 1 от 31.08.2015 года
УТВЕРЖДЕНА
приказом по школе
№168/1 от 31.08.2015 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_ по ГЕОГРАФИИ
(название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
для 7 классов
на 2015-2016 учебный год
учителя географии Тюриной Жанны Алексеевны______
(должность, Ф.И.О. педагога)
Пояснительная записка
1. Цели и задачи курса.
Актуальность введения курса объясняется тем, что изучение курса «Географии материков и океанов» предполагает освоение системы знаний о физической географии как науке о Земле и о Географической Оболочке, как целостной системе и является важнейшим этапом в формировании региональных представлений о современном состоянии природы Земли, как среды жизни человека, общества, а также в понимании связей между компонентами природы, природы и человека. А также освоение системы знаний о дифференцированности географической оболочки между отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Целью изучения данного курса является:
основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях.
Для достижения цели используются следующие задачи:
образовательные:
обеспечить усвоение школьниками многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от своей местности до Земли в целом);
усвоение знаний о закономерностях развития географической оболочки, природы материков и океанов, о природных ресурсах мира и их размещении, о проблемах взаимодействия природы и общества;
закрепление и развитие знаний, полученных в предыдущих курсах географии;
раскрытие экологической значимости географических знаний;
развитие и закрепление навыков географического мышления, которое основано на понимании тесной взаимосвязи между различными процессами и явлениями в природе совершенствование умений пользоваться различными источниками географической информации, применять приобретённые географические знания в последующей деятельности, включая правила поведения в природе.
воспитательные:
воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, способности к нравственным поступкам, готовности к эстетическому воспитанию действительности, склонности к самореализации, толерантности, экологической культуре.
развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды; решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
развивать компетенции надпрограммной, программной и ключевой. Усвоение знаний о закономерностях развития географической оболочки, природы материков и океанов, о природных ресурсах мира и их размещении, о проблемах взаимодействия природы и общества.
2. Нормативно-правовые документы
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закона Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
приказа Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
приказа управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 года №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»;
приказа МБОУ ООШ от 28.08.2013 года № 75/1 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа города Кирсанова.
3.Сведения о программе.
Настоящая программа составлена на основе:
-письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана»;
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 года №1089);
- примерной программы основного общего образования по географии «География России» (VII – IX классы)/ Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. –М.: Дрофа, 2008;
- сборника «Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. География»- М: Просвещение, 2011.
4.Обоснование выбора.
Обоснованием выбора этой программы явилось то, что она полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Программа по географии сохраняет традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрывает неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, и учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.
5. Место и роль предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для образовательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В VII классе – 68 часов. Программа адресована обучающимся 7 класса
6. Формы организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки).
7. Технологии обучения.
В данной программе используются следующие педагогические технологии:
1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.
2. Технология проектной деятельности.
3. Технология личностно-ориентированного обучения.
4. Новые информационные технологии.
5. Нетрадиционные формы организации уроков.
6. Здоровьесберегающая технология.
8.Механизмы формирования компетентности учащихся.
В процессе реализации программы формируются ключевые и общепредметные компетенции.
Через мировоззрение, ценностные ориентиры обучающегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях формируются ценностно-смысловые компетенции. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции формируются посредством познания и опыта деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы, социальных, общественных явлений и традиций. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приемы решения учебно-познавательных проблем; функциональная грамотность формируют учебно-познавательные компетенции.
Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Через знание языков, способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями формируются коммуникативные компетенции.
Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами без безопасной жизнедеятельности личности.
9.Виды и формы контроля.
В ходе реализации программы осуществляются следующие виды контроля:
- текущий: тесты, самостоятельные работы, практические работы, сообщения;
- итоговый: контрольная работа, зачет, защита проектов и рефератов.
Для текущего и итогового контроля используются такие формы, как самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, тестирование, самостоятельные, контрольные, творческие работы, зачеты, контрольно-измерительные материалы.
10. Ожидаемые результаты обучения.
В результате реализации программы учащиеся должны:
1.Называть (показывать):
- географическую номенклатуру;
- географические (климатические) пояса;
- географические зоны;
- крупнейшие народы материков;
- климатообразующие факторы;
- последние (3) исторические эры геологического времени Земли;
- важнейшие события в истории Земли (образование планеты; появление человека и т.д.);
- методы изучения природы материков и океанов.
2. Определять (измерять):
- координаты крайних точек материков;
- протяженность материков с севера на юг; с запада на восток;
- плотность населения отдельных стран.
3. Описывать:
- географические зоны отдельных материков;
- географическое положение крупнейших географических объектов материков, стран;
- культурные особенности населения изучаемых стран;
- природные, социальные и экономические особенности страны (стран);
- особенности открытия и освоения материков.
4. Объяснять:
- влияние географического положения материков на формирование их природы;
- причины закономерностей смены природных зон на Земле (в том числе высотных поясов);
- взаимосвязи природных компонентов отдельных территорий;
- некоторые способы адаптации растений и животных к условиям обитания;
- значение Мирового океана в жизни человека;
- необходимость охраны природы, международного сотрудничества для этой цели;
- влияние истории освоения территории на некоторые особенности ее хозяйства и население (на примере материков и отдельных стран);
- влияние природных условий на расселение, занятия и быт населения (на примере отдельных стран);
- некоторые причины формирования традиционных и современных отраслей хозяйства отдельных стран;
- некоторые черты сходства и различия отдельных материков, регионов и стран.
5. Прогнозировать:
- последствия преобразования отдельных географических зон человеком;
- последствия антропогенного воздействия на местные ландшафты.
6. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
чтение карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
11. Информация об используемом учебнике.
1. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. «География материков и океанов» -М.: Дрофа, 2008.
Учебно-тематический план:
№ п/п | название разделов и тем | количество часов |
всего | теория | практич. | контр.работы |
| Введение | 3 | 3 | --------- | ------------- |
Итого: | 3 | 3 | --------- | ------------- |
I | Главные особенности природы Земли. | | | | |
--Литосфера и рельеф Земли | 3 | 2 | ---------- | --------------- |
--Атмосфера и климаты Земли | 5 | 4 | ---------- | ---------------- |
--Гидросфера. Мировой океан- главная часть гидросферы | 3 | 3 | ---------- | --------------- |
Географическая оболочка | 3 | 3 | ----------- | --------------- |
Итого: | 14 | 12 | ----------- | 2 |
II | Океаны и материки | | | | |
Океаны | 4 | 4 | ---------- | -------------- |
Южные материки | 26 | 24 | ---------- | 1 |
Северные материки | 19 | 16 | ----------- | 1 |
Итого: | 49 | 43 | ----------- | 3 |
III | Географическая оболочка – наш дом | 2 | 2 | ---------- | -------------- |
Итого: | 2 | 1 | ----------- | 1 |
| Итого: | 68 | 60 | ---------- | 8 |
СОДЕРЖАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ. VII КЛАСС
(68 ч, 2 часа в неделю)
Введение 3 часа.
1. Что изучает география материков и океанов.
Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации ( карты, справочники, словари и др.), составление «летописей» наиболее важных путешествий разных эпох. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные географические исследования космического пространства.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
2 .Как открывали и изучали Землю.
Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах. Прокладка по карте маршрутов путешествий с определением местоположения, относительных высот мест остановок, а также направлений от пункта к пункту. Урок формирования новых знаний.
Знать:
основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и учёных.
Уметь:
показывать маршруты важнейших путешествий и объяснять результаты путешествий.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
3. Карты материков и океанов. Урок формирования новых знаний.
Знать:
историю создания карт, роль, свойства, виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах.
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Тема 2: Главные особенности природы Земли. 12 часов + 2 часа
4. Происхождение материков и океанов. Изучение нового материала. Геологическая история Земли. Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане.
Знать:
Уметь:
показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма; объяснять понятия: «платформа», «рельеф»
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
5. Рельеф Земли. Актуализация знаний и умений Анализ карты «Строение земной коры». Подготовка. к к/р
6. Контроль знаний К/р
7. Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле. Актуализация знаний и умений Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.
Знать:
Уметь:
положение климатических поясов и давать их характеристику.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
8. Распределение осадков на Земле. Актуализация знаний и умений
Уметь:
9. Климатические пояса. Изучение нового материала Анализ карты, работа в к/к .
10. Воды Мирового океана. Изучение нового материала Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы Знать части гидросферы (Мировой океан, ледники, воды суши), свойства водных масс, различие в при роде частей Мирового океана и вод суши.
Уметь:
описывать примеры взаимодействия океана с атмосферой и сушей, объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, объяснять причины образования течений.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
11. Схемы поверхностных течений. Жизнь в океане. Актуализация знаний и умений Работа в к/к.
Уметь:
12. Взаимодействие океана с сушей. Обобщение знаний по теме Составление плана §, составление вопросов к § 12
13. Строение и свойства ГО. ПК суши и океанов. Изучение нового материала Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности их распространения на суше и в мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания.
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
14. Природная зональность. Комбинированный. Чтение карты «Природные зоны»
15. Освоение Земли человеком. Страны мира. Урок - путешествие Численность населения планеты, размещение, народы и религии, основные виды хозяйственной деятельности.
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
16. Обобщение по теме «Главные особенности природы Земли». Урок повторения и обобщения Закрепление знаний и умений по разделу. Работа по карточкам, индивидуальный опрос.
17. Контроль знаний К/р
Тема 3: Океаны и материки. Океаны. 4 часа.
18. Тихий океан. Изучение нового материала Рельеф дна Мирового океана. Движение воды в океане. Обмен теплом и влагой между океанами и сушей. Источники загрязнения вод океанов, сохранение биоресурсов.
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
19. Индийский океан. Комбинированный. Путешествие по океану. «Чтение» карты океана
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
20 .Атлантический океан. Комбинированный Вычерчивание «лоции».
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
21. Северный Ледовитый океан. Комбинированный Самостоятельная работа
Знать:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Тема 4: Южные материки. 22 часа+4 часа
22 .Общие особенности южных материков. Вводная беседа Особенности ГП, рельефа, климата, природных зон южных материков.
Тема 5: Африка.
23. Африка. Географическое положение и история исследования: Определение географических координат крайних точек, протяжённости материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению ГП материка. Изучение нового материала . Особенности географического положения ,Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природные, природно-хозяйственные и историко - культурные регионы.
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
24. Особенности форм рельефа Африки. Размещение полезных ископаемых.
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
26. Работа с к/к крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Уметь:
27. Климат. Актуализация знаний и умений.
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
28. Внутренние воды. Актуализация знаний и умений.
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
29. Природные зоны: Определение причин разнообразия природных зон материка.
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
30. Промежуточная контрольная работа. Контроль знаний и умений.
31. Население. Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описание климата этого района. Численность и размещение населения. Историко - географические этапы заселения Африки. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности.
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
32. Работа с к/к по размещению и плотности населения.
Уметь:
33. Страны Северной Африки. Актуализация знаний и умений. Анализ комплексных карт .
Уметь:
34. Центральная и Западная Африка. Актуализация знаний и умений. Составление характеристики страны.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
35. Восточная и Южная Африка: Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран ( по выбору) «Африка»
Знать:
Уметь :
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
36.Повторение и систематизация знаний. Тестирование, карточки.
Тема 6: Австралия.
37. Австралия, ее географическое положение и история исследования. Сравнение ГП Австралии и Африки: определение черт сходства и различия основных компонентов природы. Изучение нового материала. Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории.
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
38. Особенности компонентов природы Австралии. Актуализация знаний и умений. Деление Австралии на природные, природно – хозяйственные и историко – культурные регионы.
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
39. Население. Актуализация знаний и умений. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Австралии. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). География основных типов хозяйственной деятельности.
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
40. Океания. Урок - путешествие Особенности географического положения. Основные черты природы
Знать :
Тема 7: Южная Америка.
41. Америка. ГП, история исследования. Изучение новой темы. Исследование. Особенности ГП Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Южной Америки на природные, природно – хозяйственные и историко – культурные регионы.
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
42. Особенности форм рельефа и размещения полезных ископаемых. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Ю. Америки. Актуализация знаний и умений.
Знать:
Уметь:
43. Особенности климата, внутренние воды, их зависимость от рельефа. Описание крупных речных систем Ю. Америки и Африки ( по выбору). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного использования этих рек. Изучение нового материала.
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
44. Природные зоны
Южной Америки Урок - путешествие
Знать:
Уметь:
45. Население Южной Америки. Исследование Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Южной Америки. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности. Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
46. Страны Южной Америки. Обобщение знаний Состав территории и ее регионы. Черты различия между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия. Крупные города .
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Тема 8: Антарктида.
47. Полярные области. Антарктида: ГП и история исследования. Изучение нового материала Особенности географического положения Антарктиды. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории.
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
48. Природа Антарктиды.
Знать:
Уметь:
Тема 9: Северные материки. Северная Америка. 19 часов.
49. Северная Америка, географическое положение и история исследования. Изучение нового материала Особенности географического положения материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материка на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
50. Особенности форм рельефа материка. Размещение полезных ископаемых. Актуализация знаний и умений.
Знать:
Уметь:
51. Климат Северной Америки. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климата для жизни и хоз. деятельности.
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
52. Внутренние воды Северной Америки. Актуализация знаний и умений.
Знать:
Уметь
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
53. Природные зоны. Урок – путешествие.
Знать:
Уметь:
54. Население и страны. Канада, США. Актуализация знаний и умений. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде.
Знать:
Уметь:
55. Обобщение знаний и умений по теме «Северная Америка». Систематизация и обобщение знаний Карточки. Тестирование.
Тема 10: Евразия.
56. Географическое положение и история исследования Евразии. Изучение нового материала Особенности географического положения Евразии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природные, природно- хозяйственные и историко-культурные регионы.
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
57. Современный рельеф и полезные ископаемые. Актуализация знаний и умений.
Знать:
Уметь:
58. Климат Евразии. Сравнение климата Евразии и С. Америки: определение типов климата Евразии по климатограммам, оценка климата для жизни и хоз. деятельности. Актуализация знаний и умений.
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
59. Крупнейшие речные системы и озёра . Актуализация знаний и умений.
Знать :
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
60. Природные зоны. Актуализация знаний и умений
Знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
61. Природные зоны. Высотная поясность: Сравнение природных зон по 40 параллели в Евразии и С. Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, степени их антропогенного изменения. Оценочная п/р.
62. Население и страны. Северная и Западная Европа Урок - путешествие Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Евразии. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде. География основных типов хозяйственной деятельности.
Знать:
Уметь:
63. Восточная и Южная Европа. Семинар Сообщения учащихся
64. Страны Юго – Западной и Центральной Азии. Семинар Сообщения учащихся
65. Страны Восточной Азии. Япония. Китай. Семинар Сообщения учащихся
66. Страны Южной и Юго – Восточной Азии. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Европы и одной из стран Азии.
Тема 11: ГО – наш дом. 2 часа.
67. Закономерности развития ГО. Изучение нового материала Географическая оболочка, ее свойства и части, взаимосвязь между ними. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Знать:
Уметь:
называть состав географической оболочки и объяснять связи между ее компонентами; как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу.
объяснять причины географической зональности, значение природных богатств для человека, влияние человека на природу
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
68. Итоговая проверочная работа по курсу
«ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ. VII КЛАСС»
69-70 Резерв времени.
Календарно-тематический план (7 "А»)
№ урока | Тема | Кол-во часов | ДАТА |
планируемая | фактическая |
ВВЕДЕНИЕ |
1 | Что изучают в курсе географии материков и океанов. | 1 | 1.09.-4.09. | |
2 | Как люди открывали мир. | 1 | 1.09.-4.09. | |
3 | Карта – особый источник географических знаний. | 1 | 7.09.-11.09. | |
I. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ |
4 | Состав и строение литосферы | 1 | 7.09.-11.09. | |
5 | Рельеф Земли. | 1 | 14.09.-18.09. | |
6 | Контрольная работа. | 1 | 14.09.-18.09. | |
7-8 | Климатообразующие факторы. | 2 | 21.09.-25.09. 21.09.-25.09. | |
9 | Климатические пояса Земли. | 1 | 28.09.-2.10. | |
10 | Мировой океан – главная часть гидросферы. | 1 | 28.09.-2.10. | |
11-12 | Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. | 2 | 5.10.-9.-10. 5.10.-9.10. | |
13 | Географическая оболочка планеты. | 1 | 12.10.-16.10. | |
14-15 | Природные комплексы – составные части географической оболочки. | 2 | 12.10.-16.10 19.10. -23.10. | |
16 | Освоение Земли человеком. Страны мира. | 1 | 19.10.-23.10. | |
17 | Контрольная работа | 1 | 26.10.-30.10. | |
18 | Тихий океан | 1 | 26.10.-30.10. | |
19 | Индийский океан. | 1 | 9.11.-13.11. | |
20-21 | Атлантический и Северный Ледовитый океаны. | 2 | 9.11.-13.11. 16.11.-20.11. | |
22-23 | Географическое положение Африки. История открытия и исследования. | 2 | 16.11.-20.11. 23.11.-27.11. | |
24-25 | Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые. | 2 | 23.11.-27.11. 30.11.-4.12. | |
26 | Климат Африки. | 1 | 30.11.-4.12. | |
27 | Внутренние воды Африки. | 1 | 7.12.-11.12. | |
28 | Природные зоны Африки. | 1 | 7.12.-11.12. | |
29 | Контрольная работа | 1 | 14.12.-18.12. | |
30 | Население Африки. | 1 | 14.12.-18.12. | |
31 | Работа с к/к | 1 | 21.12.-25.12. | |
32 | Страны Северной Африки. | 1 | 21.12.-25.12. | |
33 | Страны Западной и Центральной Африки. | 1 | 11.01.-15.01. | |
34 | Страны Восточной и Южной Африки | 1 | 11.01.-15.01. | |
35 | Обобщение по теме „Африка“.(тест) | 1 | 18.01.-22.01. | |
36 | Австралия: географическое положение и история исследования материка. | 1 | 18.01.-22.01. | |
37 | Особенности природы Австралии. | 1 | 25.01.-29.01. | |
38 | Население Австралии. Австралийский союз. | 1 | 25.01.-29.01. | |
39 | Океания. | 1 | 1.02.-5.02. | |
40 | Южная Америка: географическое положение. История открытия и освоения. | 1 | 1.02.-5.02. | |
41 | Особенности рельефа Южной Америки. Размещение полезных ископаемых на материке. | 1 | 8.02.-12.02. | |
42 | Климат и внутренние воды Южной Америки. | 1 | 8.02.-12.02. | |
43 | Природные зоны Южной Америки. | 1 | 15.02.-19.02. | |
44 | Население Южной Америки. | 1 | 15.02.-19.02. | |
45 | Страны Южной Америки. | 1 | 22.02.-26.02. | |
46 | Полярные области. Антарктида – особенности географического положения. | 1 | 22.02.-26.02. | |
47 | Природа Антарктиды. | 1 | 29.02.-4.03. | |
48 | Северная Америка: географическое положение, история открытия и исследования материка. | 1 | 29.02.-4.03. | |
49 | Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки. | 1 | 7.03.-11.03. | |
50 | Климат Северной Америки. | 1 | 7.03.-11.03. | |
51 | Внутренние воды Северной Америки. | 1 | 14.03.-18.03. | |
52 | Природные зоны Северной Америки. | 1 | 14.03.-18.03. | |
53 | Население и страны Северной Америки. | 1 | 4.04.-8.04. | |
54 | Итоговый урок по теме „Северная Америка“ | 1 | 4.04.-8.04 | |
55 | Евразия: географическое положение и история исследования материка. | 1 | 11.04.-15.04 | |
56 | Особенности рельефа Евразии и полезные ископаемые. | 1 | 11.04.-15.04. | |
57 | Климат Евразии | 1 | 18.04.-22.04. | |
58 | Внутренние воды Евразии. | 1 | 18.04.-22.04. | |
59 | Природные зоны Евразии. | 1 | 25.04.-29.04 | |
60 | Население и страны. | 1 | 25.04.-29.04. | |
61 | Страны Северной и западной Европы. | 1 | 2.05.-6.05. | |
62 | Страны Восточной Европы. | 1 | 2.05.-6.05. | |
63 | Страны Южной Европы. | 1 | 9.05.-13.05. | |
64 | Страны Юго-Западной и Центральной Азии. | 1 | 9.05.-13.05. | |
65 | Страны Восточной Азии (Китай, Япония). | 1 | 16.05.-20.05. | |
66 | Страны Южной и Юго-Восточной Азии. | 1 | 16.05.-20.05. | |
III. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ |
67 | Закономерности развития географической оболочки. Взаимодействие природы и общества. | 1 | 23.05.-27.05. | |
8 | Итоговое тестирование по курсу „География материков и океанов“. | 1 | 23.05.-27.05. | |
Общее количество часов | 68 | | |
69-70 | Резерв учителя | 2 | 30.05.,31.05. | |
Литература и средства обучения.
Использованная литература
1.Программа детских общеобразовательных учреждений: География 6-11 кл. Е.В. Овсянникова – М.:Дрофа, 2008-128с.
2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: народное образование, 1998г-256с.
3.Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. Составитель Е.И. Рогов- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999-448с.
4.Климов. Е.А. Основы психологии учебник для вузов. –М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997г-295с.
5.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования часть II. Среднее (полное) общее образование. Министерство образования РФ. –М.: 2004г-266с.
6.Сиротин. В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10кл). Пособие для учителя. –М.: 1997г-144с.
7.Молонов. Г.Ц, Намсараев. С.Д., Санжиев. Н.Ж. Педагогика. Учебное пособие для студентов высшей и средней учебных заведений. У-У. Издательство «Бэлиг», 2005г-230с.
Литература для учителя.
1.Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. «География материков и океанов» М.: Дрофа, 2006.
2.Крылова О.В. «Уроки географии» 7класс. М.: Просвещение, 1990г.
3.Душина И.В. «География: Наш дом - Земля» «Материки и океаны, народы и страны. 7кл». Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 6-е издание. М.: Дрофа, 2002г.
4. Меняйлов А.А. вулканы. М.: Знание, 1965г.
5.Подборка журналов «Экология» за 2008г.
6.Подборка журналов «География в школе» за 2007-2008г.
7.Большой атлас мира «Глобус» М.: ООО 2007г.
8.Электронный учебник: «География материков и океанов» 7кл.
9.Максаковский В.П. Географическая картина мира. Часть 1. Общая характеристика мира. Ярославль: Добро, 1993г.
10.Климанов О.А., Климанов В.В. «Страноведение» 7кл
11.Брук С.А. Население мира. М.: 1981г.
12.Интернет – ресурсы.
Литература для учащихся
1. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. «География материков и океанов» М.: Дрофа, 2006.
2. Энциклопедия для детей М.: Аванта+, 1994г.
3.Атлас «География материков и океанов» М.: Дрофа,2002г.
4.Электронный учебник: «География материков и океанов» 7кл.