Управление образования
Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЖАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
141552, Московская область тел/факс 8(495) 546-00-73
Солнечногорский район пос.Ржавки e-mail:[email protected]
«Рекомендовано к использованию» Педагогическим советом Протокол №1 «__»___________2018г. | «СОГЛАСОВАНО» зам.директора по УВР __________________ «__»_________2018г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ Ржавская СОШ ______Ю.С. Шапакина « __ » _________ 2018г. |
Рабочая программа
по географии
7 класс
68 часов в год
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Лопатина Татьяна Валерьевна,
без категории
2018-2019 учебный год
Оглавление
Пояснительная записка 3
1. Нормативные документы 3
2. Краткое описание курса географии в 7 классе 3
3. Учебно-методическое обеспечение курса географии в 7 классе 4
4. Цель и задачи курса географии в 7 классе 5
5. Разделы рабочей программы по курсу географии в 7 классе 5
6. Система оценивания по географии 6
7. Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу географии в 7 классе 12
Календарно-тематическое планирование для 7а, 7б классов 16
Список литературы 22
Пояснительная записка
Нормативные документы
Рабочая программа по учебному предмету «География» на 2018/2019 учебный год для обучающихся 7а и 7 б классов МБОУ Ржавская СОШ разработана в соответствии с требованиями:
1) Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2) Приказа Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
3) Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» (с изменениями внесенными Приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014г. №1644, от 31.12.2015г. №1577)
4) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 31.01.2012 № 2)
5) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 01.02.2012 № 5)
6) СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (в действующей редакции от 25.12.2013 №3)
7) Учебного плана МБОУ Ржавская СОШ, утверждённого 31.08.2018 приказом № 175
8) Программы курса «География» 5–9 классы, автор-составитель Е. М. Домогацких; 2-е издание; Москва: «Русское слово», 2016.
2. Краткое описание курса географии в 7 классе
Построение учебного содержания курса географии в 7 классе осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Курс состоит из трех частей:
1. Планета, на которой мы живем
При изучении тем данного раздела раскрываются закономерности развития и общих процессов , происходящих во всех оболочках Земли: литосфере, атмосфере, гидросфере, географической оболочке в целом, а также рассматриваются формы и результаты взаимодействия природы и человека.
2. Материки планеты Земля
В данном разделе изучаются материки нашей планеты (Африка, Австралия и Океания, Антарктида, Сев.Америка, Юж.Америка, Евразия) по единому плану:
- географическое положение и история исследования
- геологическое строение и рельеф
- климат
- гидрография
- разнообразие природы
- население
- регионы
Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах и вместе с тем выявить общее в природе всех материков.
3. Взаимоотношения природы и человека
В данной теме рассматривается эволюция взаимодействия природы и человечества, акцентируя внимание школьников на положительной стороне этого взаимодействия.
В Федеральном БУП на изучение курса «География» в 7 классе отводится 68 часов (по 2 учебных часа в неделю).
3. Учебно-методическое обеспечение курса географии в 7 классе
Данная рабочая программа реализуется на основе УМК по географии для 7 класса под редакцией Домогацких Е.М. - М.: ООО «Русское слово». (ФГОС. Инновационная школа):
1. Программа курса «География. 5-9 классы» / автор-составитель Е.М.Домогацких.
2. География. Материки и океаны: в 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.
3. География. Материки и океаны: в 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.
4. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» для 7 класса общеобразовательных организаций Л.В. Пацукова.
Для обучающихся:
1. Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Материки и океаны» для 7 класса общеобразовательных организаций: контрольно-измерительные материалы Л.В. Пацукова, Д.В. Молодцов. Контрольно-измерительные материалы предназначены для проведения текущего и итогового контроля по курсу «География. Материки и океаны». Пособие включает задания в формате ОГЭ и ЕГЭ по всем разделам курса географии 7 класса.
2. География. 7 класс. Материки и океаны. Атлас, авторы-составители С.В. Банников, Е.М.Домогацких.
3. География. Материки и океаны. 7 кл. Контурные карты.
Авторы-составители Банников С.В, Домогацких Е.М.
4. Цель и задачи курса географии в 7 классе
Изучение географии в основной школе направлено на достижение цели посредством решения задач.
Основная цель курса: создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
Расширить знания учащихся о Земле как уникальной планете Солнечной системы, о разнообразии природы материков и океанов
Познакомить с географическими открытиями древности, Средневековья, эпохи Великих географических открытий, а также географических открытий XVII–XXвеков
Продолжить формирование навыков работы с различными источниками географической информации
Сформировать понимание основных закономерностей землеведческого характера, показывающих единство природы, населения и его хозяйственной деятельности
Способствовать развитию познавательной активности, творческой деятельности учащихся, любознательности
Содействовать развитию мышления, памяти, речи
Развивать умение вести учебный диалог, отстаивая свою точку зрения
Способствовать воспитанию убеждений о необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий и жизни людей
Содержание данной рабочей программы предполагает установление содержательных межпредметных связей с другими курсами: биология, физика, астрономия, а также проведение интегрированных уроков.
5. Разделы рабочей программы по курсу географии в 7 классе
Рабочая программа включает в себя следующие разделы:
1. Планета, на которой мы живем – 21 час
1.1. Литосфера – подвижная твердь – 6 часов
1.2. Атмосфера – мастерская климата – 4 часа
1.3. Мировой океан – синяя бездна – 4 часа
1.4. Географическая оболочка – живой механизм – 2 часа
1.5. Человек – хозяин планеты – 5 часов
2. Материки планеты Земля – 43 часа
2.1. Африка – 9 часов
2.2. Австралия и Океания – 6 часов
2.3. Антарктида – 2 часа
2.4. Южная Америка – 8 часов
2.5. Северная Америка – 8 часов
2.6. Евразия – 10 часов
3. Взаимоотношения природы и человека – 4 часа
Итого: 68 часов в год (2 часа в неделю)
Программой предусмотрено проведение:
8 контрольных работ – 7 по основным темам курса: «Литосфера. Атмосфера», «Планета, на которой мы живем», «Африка», «Австралия и Океания», «Антарктида. Южная Америка», «Северная Америка», «Евразия» и 1 итоговая по курсу географии в 7 классе
23 практические работы
6. Система оценивания по географии
Уровень достижения оцениваемых результатов | Критерии оценивания | % выполнения задания | Отметка |
Устные ответы |
I. Базовый уровень | Не приступал к решению задач. 1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов; 2. Полностью не усвоил материал. | 0% | «1» |
Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз отработанная задача. 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 2. Не делает выводов и обобщений. 3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов. 4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу. 5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 6. Допускает грубые ошибки в знании карты и использовании ее при ответе. | 1-49% | «2» |
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения). 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. 2. Материал излагает бессистемно, фрагментарно, не всегда последовательно. 3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 4. Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дает недостаточно четкие. 5. Не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допускает ошибки при их изложении. 6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. 7. Неполно отвечает на вопросы учителя (упуская в том числе главное) или воспроизводит содержание текста учебника, допуская одну-две грубые ошибки. 8. Имеет скудные географические представления, преобладают формалистические знания. 9. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый. 10. Географические связи устанавливает только при помощи наводящих вопросов учителя. | 50-69% | «3» |
Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно. 1. Показывает знания всего изученного программного материала. 2. Материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 3. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины. 4. В основном правильно дает определения понятий. 5. Ответ обучающегося самостоятельный. 6. Связно и последовательно излагает материал; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски. 7. Показывает понимание основных географических взаимосвязей и явлений. 8. Знает карту и умеет ею пользоваться. 9. При решении географических задач делает второстепенные ошибки, не влияющие на результат. 10. Соблюдает основные правила культуры устной речи, использует в речи научные термины. | 70-100% | «4» |
II. Повышенный уровень | Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. 3. Умеет устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. 4. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; ответ строит в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формулирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 5. Умеет самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводы из наблюдений и опытов. 6. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении нестандартных задач, допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. 7. Показывает хорошее знание карты и использование ее во время ответа. [3] | 90-100% | «5» |
Тесты |
I. Базовый уровень | Не приступал к решению тестовых заданий. | 0% | «1» |
Не достигнут необходимый уровень знаний. | 1-49% правильно выполненных заданий | «2» |
Частично успешное решение. | 50-69% правильно выполненных заданий | «3» |
Решение с ошибками и с небольшими недочетами, полностью самостоятельное. | 70-100% правильно выполненных заданий | «4» |
II. Повышенный уровень | Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Все задания базового уровня обучающиеся выполнили без ошибок и недочетов. 2. Задания повышенного уровня выполнили без ошибок или допустили 1 или 2 недочета, никак не влияющих на результат. | 90-100%
| «5» |
Географические и картографические диктанты (на знание номенклатуры карты или географических понятий). |
| Не приступал к решению задач. | 0% | «1» |
Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз отработанная задача. | 1-49% правильно выполненных заданий | «2» |
| Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения). | 50-69% правильно выполненных заданий | «3» |
Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно. | 70-100% правильно выполненных заданий | «4» |
II. Повышенный уровень | Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Все задания базового уровня обучающиеся выполнили без ошибок и недочетов. 2. Задания повышенного уровня выполнили без ошибок или допустили 1 или 2 недочета, никак не влияющих на результат. | 90-100%
| «5» |
Письменные работы (практические и самостоятельные работы) |
I. Базовый уровень | Не приступал к решению задач. | 0% | «1» |
Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз отработанная задача. 1. Оказался совершенно не подготовленным к выполнению этой работы: обнаружил плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых практических навыков и умений. 2. Полученные результаты не позволяют обучающемуся сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. 3. Руководство и помощь со стороны учителя или хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося. | 1-49% | «2» |
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения). 1. Обучающийся работу выполняет и оформляет с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу ребят. 2. На выполнение работы затрачивает времени больше отведенного на уроке или получает возможность доделать работу дома. 3. Показывает знания теоретического материала, но испытывал затруднения при самостоятельной работе с источниками информации и географическими инструментами. | 50-69% | «3» |
Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно. 1. Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимся в полном объеме и самостоятельно. 2. Допускает отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике географического объекта и т.д.). 3. Использует указанные учителем источники знаний и показывает умение работать с ними самостоятельно. 4. Показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. 5. Допускает неточности и небрежность в оформлении результатов работы. | 70-100% | «4» |
II. Повышенный уровень | Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Работа выполнена обучающимся полностью самостоятельно, в полном объеме и с соблюдением необходимой последовательности изложения материала и результатов деятельности. 2. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самим обучающимся. [3] | 90-100% | «5» |
Работа с картой и другими источниками географических знаний |
I. Базовый уровень | Не приступал к решению задач. Показывает полное неумение использовать карту и источники знаний. | 0% | «1» |
Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз отработанная задача. 1. Не умеет отбирать и использовать основные источники знаний. 2. Допускает ошибки в выполнении задания и в оформлении работы, существенно влияющие на результат проделанной работы. 3. Неаккуратно и с ошибками оформляет результаты проделанной работы. | 1-49% | «2» |
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения). 1. Правильно использует основные источники знаний. 2. Неаккуратно оформляет результаты работы. 3. Допускает неточности в содержании работы или формулировке выводов, а так же ошибки, существенно не влияющие на результат проделанной работы. | 50-69% | «3» |
Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно. 1. Полностью самостоятельно выполняет работу. 2. Правильно, полно и самостоятельно отбирает источники необходимой информации. Допускает неточности в их использовании, существенно не влияющие на результат проделанной работы. 3. Допускает несущественные неточности в содержании работы или формулировке выводов, при оформлении результатов проделанной работы. | 70-100% | «4» |
II. Повышенный уровень | Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Самостоятельно, правильно и полно отбирает источники информации, рационально использует их в определенной последовательности. 2. Умело использует источники географической информации при решении нестандартных задач. 3. Самостоятельно выполняет и формулирует выводы на основе практической деятельности. 4. Аккуратно и в соответствии с требованиями оформляет результаты проделанной работы. | 90-100% | «5» |
7. Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу географии в 7 классе
Учащиеся должны
Знать/понимать:
географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия
причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов
основные географические закономерности (зональность, ритмичность, высотная поясность)
связи между географическим положением, природными условиями и хоз.особенностями отдельных стран и регионов
причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению
географию крупнейших народов Земли
Уметь:
давать характеристики материков и океанов
характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа
приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рац.природопользования и др.
определять географическое положение природных объектов
Предполагаемые результаты освоения географии
Личностными результатами обучения географии 7 класса являются формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в 7 классе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание толерантного отношения к истории, языку, культуре народов мира; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей разных стран; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
В процессе обучения обучающиеся научатся:
Понимать и объяснять:
основные географические понятия: природный комплекс, географическая оболочка, природная зона, платформа, складчатая область, воздушная масса, пассаты, климатический пояс, режим реки, широтная зональность, вертикальная поясность, географическое положение материка, этнос, антропогенный ландшафт, природные ресурсы;
различия карт по содержанию, масштабу, способам картографического отображения;
результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
взаимосвязи компонентов природы, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий материков и акваторий океанов;
связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях;
меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Обучающиеся получат возможность научиться
выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов и явлений на материках и в океанах;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для объяснения географических явлений на различных материках и в океанах, а также обеспеченность природными и человеческими ресурсами различных территорий материков, их хозяйственный потенциал и экологические проблемы;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткие географические описания и характеристики различных территорий на основе разнообразных источников географической информации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
свободного чтения карт различного содержания;
оценивания последствий антропогенных воздействий на природу отдельных территорий материков, океанов, стран;
проведения поиска географической информации из различных источников.
Календарно-тематическое планирование для 7а, 7б классов
№ п/п | № урока | № урока в теме | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
По плану | Фактически | По плану | Фактически |
1 | Планета, на которой мы живем. Литосфера – подвижная твердь | 6 | | | |
1 | 1 | Суша в океане. Материки на поверхности Земли | 1 | | | |
2 | 2 | Геологическое время | 1 | | | |
3 | 3 | Строение земной коры. Происхождение материков и океанов, современное ГП материков и океанов | 1 | | | |
4 | 4 | Литосферные плиты и современный рельеф. Главные черты рельефа Земли ПР№1 Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем | 1 | | | |
5 | 5 | Платформы и равнины | 1 | | | |
6 | 6 | Складчатые пояса и горы ПР№2 Сопоставление карты строения земной коры и физической карты мира, выявление взаимосвязи тектоники и рельефа | 1 | | | |
2 | Планета, на которой мы живем. Атмосфера – мастерская климата | 4 | | | |
7 | 1 | Пояса планеты ПР№3 Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира | 1 | | | |
8 | 2 | Воздушные массы, климатические пояса и климаты Земли ПР№4 Определение типов климата по предложенным климатограммам | 1 | | | |
9 | 3 | Климатообразующие факторы | 1 | | | |
10 | 4 | Урок контроля и коррекции знаний по темам 1 и 2 | 1 | | | |
3 | Планета, на которой мы живем. Мировой океан – синяя бездна | 4 | | | |
11 | 1 | Океаны на поверхности Земли. Мировой океан и его части ПР№5 Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана | 1 | | | |
12 | 2 | Движение вод Мирового океана | 1 | | | |
13 | 3 | Жизнь в океане | 1 | | | |
14 | 4 | Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Мировой океан и его роль в жизни людей | 1 | | | |
4 | Планета, на которой мы живем. Географическая оболочка – живой механизм | 2 | | | |
15 | 1 | Географическая оболочка Земли: строение, свойства и закономерности, взаимосвязи между составными частями | 1 | | | |
16 | 2 | Зональные природные комплексы Земли. Широтная зональность и высотная поясность ПР№6 Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. | 1 | | | |
5 | Планета, на которой мы живем. Человек – хозяин планеты | 5 | | | |
17 | 1 | Заселение человеком планеты. Основные пути расселения древних людей. | 1 | | | |
18 | 2 | Охрана природы. Памятники природного и культурного наследия человечества | 1 | | | |
19 | 3 | Население Земли ПР№7 Определение и сравнение различий численности, плотности и динамики населения в разных регионов и стран мира | 1 | | | |
20 | 4 | Политическая карта мира ПР№8 Изучение политической карты мира | 1 | | | |
21 | 5 | Урок контроля и коррекции знаний по разделу | 1 | | | |
6 | Материки планеты Земля. Африка | 9 | | | |
22 | 1 | ГП и история исследования Африки ПР№9 Определение крайних точек Африки и их геогр.координат, протяженности материка в градусах и километрах. Нанесение объектов ГП на к.к. | | | | |
23 | 2 | Основные черты рельефа Африки. Полезные ископаемые ПР№10 Обозначение на контурной карте главных форм рельефа Африки и месторождений пол.ископаемых | | | | |
24 | 3 | Основные черты климата Африки и определяющие их факторы | | | | |
25 | 4 | Гидрография Африки | | | | |
26 | 5 | Разнообразие природы Африки | | | | |
27 | 6 | Население Африки | | | | |
28 | 7 | Историко-культурные регионы: Северная и Западная Африка ПР№11 Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке (дом.задание с опережением) | | | | |
29 | 8 | Историко-культурные регионы: Восточная и Южная Африка | | | | |
30 | 9 | Урок контроля и коррекции знаний по теме | | | | |
7 | Материки планеты Земля. Австралия и Океания | 6 | | | |
31 | 1 | ГП и история исследования Австралии ПР№12 Сравнение ГП Африки и Австралии , определение черт сходства и различия основных компонентов природы | 1 | | | |
32 | 2 | Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Австралии и определяющие их факторы | 1 | | | |
33 | 3 | Особенности природы Австралии | 1 | | | |
34 | 4 | Австралийский Союз | 1 | | | |
35 | 5 | Океания – островной регион | 1 | | | |
36 | 6 | Урок контроля и обобщения знаний по теме | 1 | | | |
8 | Антарктида | 2 | | | |
37 | 1 | ГП и история исследования Антарктиды | 1 | | | |
38 | 2 | Основные черты рельефа , климата, природы Антарктиды и определяющие их факторы | 1 | | | |
9 | Южная Америка | 8 | | | |
39 | 1 | ГП , история открытия и исследования материка ПР№13 Сравнение ГП Ю.Америки и Африки. Определение координаткрайних точек и протяженности материка в км и градусах | 1 | | | |
40 | 2 | Основные черты рельефа Ю.Америки и определяющие его факторы. Полезные ископаемые | 1 | | | |
41 | 3 | Основные черты климата Ю.Америки и определяющие их факторы | 1 | | | |
42 | 4 | Гидрография Ю.Америки | 1 | | | |
43 | 5 | Разнообразие природы Ю.Америки ПР№14 Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа | 1 | | | |
44 | 6 | Население Ю.Америки ПР№15 Сравнение характера размещения населения Ю.Америки | 1 | | | |
45 | 7 | Крупные природные, историко-культурные регионы. Страны Ю.Америки | 1 | | | |
46 | 8 | Урок контроля и коррекции знаний по теме | 1 | | | |
10 | Северная Америка | 8 | | | |
47 | 1 | ГП и история открытия и исследований С.Америки | 1 | | | |
48 | 2 | Основные черты рельефа С.Америки и определяющие их факторы. Полезные ископаемые | 1 | | | |
49 | 3 | Основные черты климата С.Америки и определяющие их факторы ПР№16 Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе | 1 | | | |
50 | 4 | Гидрография С.Америки | 1 | | | |
51 | 5 | Разнообразие природы С.Америки | 1 | | | |
52 | 6 | Население С.Америки ПР№17 Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения | 1 | | | |
53 | 7 | Крупные природные, историко-культурные регионы. Страны С.Америки | 1 | | | |
54 | 8 | Урок контроля и коррекции знаний по теме | 1 | | | |
11 | Евразия | 10 | | | |
55 | 1 | ГП и история открытия и исследований Евразии ПР№18 Составление характеристики ГП Евразии. Работа с контурной картой | 1 | | | |
56 | 2 | Основные черты рельефа Евразии и определяющие их факторы. Полезные ископаемые | 1 | | | |
57 | 3 | Основные черты климата Евразии и определяющие их факторы ПР№19 Определение типов климата по климатограммам | 1 | | | |
58 | 4 | Гидрография Евразии | 1 | | | |
59 | 5 | Разнообразие природы Евразии | 1 | | | |
60 | 6 | Население Евразии. Многообразие стран, их типы | 1 | | | |
61 | 7 | Крупные природные и историко-культурные регионы Европы ПР№20 Составление характеристики страны Европы по картам атласа и другим источникам географической информации | 1 | | | |
62 | 8 | Регионы Азии | 1 | | | |
63 | 9 | Регионы Азии ПР№21 Составление географической характеристики страны Азии по картам атласа и другим источникам географической информации | 1 | | | |
64 | 10 | Урок контроля и коррекции знаний по теме | 1 | | | |
12 | Взаимоотношения природы и человека | 4 | | | |
65 | 1 | Природа и человек. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека | 1 | | | |
66 | 2 | Влияние природной среды на человека ПР№22 Выявление связи между компонентами ПК (на примере своей местности) | 1 | | | |
67 | 3 | Катастрофические явления природного характера в оболочках Земли ПР№23 Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных и техногенных явлений | 1 | | | |
68 | 4 | Урок контроля и коррекции знаний по курсу географии 7 класса | 1 | | | |
ИТОГО | 68 | | | |
Список литературы
1. Программа курса «География. 5 -9 классы» / Автор-составитель Домогацких Е.М. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
2. География. Материки и океаны: в 2 ч.: учебник для 7 кл.общеодразовательных организаций, авторы Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский
3. Методические рекомендации к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевского «География. Материки и океаны. 7 кл.», автор Пацукова Л.В.
4. Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Материки и океаны. 7 кл: контрольно-измерительные материалы»
5. Атлас «География. Материки и океаны. 7 класс», авторы Е.М.Домогацких, С.В.Банников
6. Контурные карты «География. Материки и океаны. 7 класс» авторы Е.М.Домогацких, С.В.Банников
7. Интернет-ресурсы