СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана, примерной программы основного общего образования по географии //Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.-2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75. – (Стандарты второго поколения)// с учетом авторской программы « Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин», 2012.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа»
города Кирсанова Тамбовской области
РАССМОТРЕНА
на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла
Протокол №1 от 26.08.2016 года
СОГЛАСОВАНА
Методическим советом
Протокол № 1 от 29.08.2016 года
УТВЕРЖДЕНА
приказом по школе
№250/1 от 30.08.2016 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_ по ГЕОГРАФИИ
(название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
для 8 классов
на 2016-2017 учебный год
учителя географии Тюриной Жанны Алексеевны______
(должность, Ф.И.О. педагога)
Пояснительная записка
1.Цели и задачи.
Главная цель - формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи:
образовательные:
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
воспитательные:
воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;
воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;
коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
развивающие:
развитие интеллектуальных особенностей личности;
различие способности личности справляться с различными задачами;
развитие коммуникативной компетенции обучающихся.
2. Нормативно-правовые документы.
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года;
2.Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
3. Приказ Минобразования России от 19.10.2009 № 427
«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
4. Приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
5. Приказ Минобразования России от 03.06.2008 № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
6. Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 года №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».
7. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы города Кирсанова (приказ № 75/1 от 28 августа 2013 года).
3. Сведения о программе.
Настоящая программа составлена на основе:
-письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана»;
- примерной программы основного общего образования по географии «География. Природа России». Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 года №1089).
- авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений 8 классов под редакцией И.В. Душиной, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации;
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «ООШ» города Кирсанова Тамбовской области на 2016-2017 годы.
В содержание рабочей программы в качестве модуля включён региональный компонент «Геоэкология Тамбовской области» в общем объёме 17 часов. Географический региональный компонент направлен на всестороннее и взаимосвязанное познание школьниками природы, природных богатств местного края, то есть изучение географии своей местности, или "малой географии". Суть применения регионального принципа в курсе «Географии России. Природа» сводится к тому, чтобы учащиеся учились понимать часть целого, т.е. понимать географию своего края в общей системе природного комплекса страны.
Изучение геоэкологии имеет особое значение в познании взаимосвязей и взаимодействий в системе «человек – природа – хозяйство – окружающая среда». Приобретенные геоэкологические знания умения и навыки позволят школьникам поддерживать определенный уровень качества окружающей среды самостоятельно оценивать степень ее безопасности как сферы жизнедеятельности.
4.Обоснование выбора.
Обоснованием выбора этой программы явилось то, что она полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Программа по географии сохраняет традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрывает неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, и учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.
5. Место и роль предмета в учебном плане.
Учебный план школы отводит в 8 классе - 70 часов, 2 часа в неделю.
6. Формы организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки).
7. Технологии обучения.
В данной программе используются следующие педагогические технологии:
1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.
2. Технология проектной деятельности.
3. Технология личностно-ориентированного обучения.
4. Новые информационные технологии.
5. Нетрадиционные формы организации уроков.
6. Здоровьесберегающая технология.
8.Механизмы формирования компетентности обучающихся.
В процессе реализации программы формируются ключевые и общепредметные компетенции.
Через мировоззрение, ценностные ориентиры обучающегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях формируются ценностно-смысловые компетенции. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции формируются посредством познания и опыта деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы, социальных, общественных явлений и традиций. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приемы решения учебно-познавательных проблем; функциональная грамотность формируют учебно-познавательные компетенции.
Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Через знание языков, способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями формируются коммуникативные компетенции.
Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами без безопасной жизнедеятельности личности.
9.Виды и формы контроля.
В ходе реализации программы осуществляются следующие виды контроля:
- текущий: тесты, самостоятельные работы, практические работы, сообщения;
- итоговый: контрольная работа, защита проектов и рефератов.
Для текущего и итогового контроля используются такие формы, как самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, тестирование, самостоятельные, контрольные, творческие работы, контрольно-измерительные материалы.
10. Ожидаемые результаты обучения.
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
географические особенности природы Тамбовской области, населения родного края; связь между природными условиями и культурно-бытовыми особенностями Тамбовской области;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном и региональном уровнях; меры по сохранению природы и защите населения от природных и техногенных явлений.
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
выявлять геоэкологические проблемы на местности и по карте, пути сохранения и улучшения качества окружающей среды;
приводить примеры влияния хозяйственной деятельности на природу Тамбовской области.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;
составления краткой географической характеристики ландшафтов Тамбовской области на основе разнообразных источников географической информации.
11. Информация об используемом учебнике.
1. В.П.Дронов; И.И.Баринова; В.Я.Ром; А.А.Ложбанидзе «География России» - М.:Дрофа,2008.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Что изучает география России. Источники географических знаний.
Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации (карты, справочники, словари и др.) Современные географические исследования космического пространства.
Р.к. Предмет изучения геоэкологии. Особенности геоэкологии в Тамбовской области. Природный и экологический потенциал области. Понятие «окружающая среда».
Знать/понимать:
предмет изучения география России;
карты материков;
природный и экологический потенциал Тамбовской области, понятие «окружающая среда»
Уметь:
• читать и анализировать географические карты.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• владеть информацией о важнейших событиях исторического и географического развития России.
РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (12 ч)
Тема 1: Географическое положение России (4 часа)
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Знать/понимать:
географическое положение объектов;
разницу в поясном времени территорий;
Уметь:
читать и анализировать географические карты.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• объяснения влияния географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России.
Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России
(8 часов)
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Этапы и методы географического изучения территории России.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Знать/понимать:
субъекты Российской Федерации;
пограничные государства;
особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
Уметь:
определять разницу в поясном времени территорий;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России.
Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.
ПРИРОДА (33 ч)
Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (8 часов)
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Р. к. Природные факторы и процессы на территории Тамбовской области.
Знать/понимать:
основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории.
Уметь:
объяснять образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных место рождений полезных ископаемых.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения по географической карте месторождений полезных ископаемых России.
Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Тема 2: Климат и климатические ресурсы (7 часов)
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Р.к. Воздушная среда. Благоприятность климатических условий в геосистеме Тамбовской области.
Знать/понимать:
климатообразующие факторы, особенности по годы в циклонах и антициклонах.;
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека.
Уметь:
определять погоду по синоптической карте.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснять образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога.
Практические работы. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов. 3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов)
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Р.к. Водная среда Тамбовской области. Влагооборот и водные ресурсы области.
Знать/понимать:
распределение рек страны по бассейнам океанов;
основные области современного оледенения и крупные ледники.
Уметь:
показывать на географической карте крупные реки России;
показывать на географической карте распространение многолетней мерзлоты.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
знаний распространения многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком.
Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.
Тема 4: Почва и почвенные ресурсы (3 часа)
Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.
Р.к. Геоморфологическая среда. Эрозиционные процессы. Биопочвенная среда Тамбовской области. Основные типы экосистем области и их антропогенные изменения.
Знать/понимать:
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах.
Уметь:
объяснять почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения зональных типов почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах.
Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (2 часа)
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.
Р.к. Геоэкологические основы рационального природопользования в Тамбовской области.
Знать/понимать:
разнообразие растительного и животного мира России.
Уметь:
оценивать экологическую ситуацию в стране, регионе.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения ареалов обитания и распространения разных видов животных и растений.
Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Тема 6: Природное районирование (8 часов)
Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия. Экологические проблемы.
Р.к. Развитие геоэкологической среды в Тамбовской области. Эколого-географическое положение Тамбовской области. Геоэкологические зоны и районы Тамбовской области.
Знать/понимать:
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-истори ческие, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные.
Уметь:
показывать на географической карте важнейшие природно-хозяйственные объекты страны.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявление и объяснение зависимостей между компонентами природы.
Практическая работа. Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ
НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (10 часов)
Тема 1: Численность населения
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Знать/понимать:
численность населения России.
Уметь:
объяснять различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения.
Тема 2: Национальный состав
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.
Знать:
языковой, национальный, религиозный состав населения России;
размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально- экономическими факторами.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа территориальных аспектов межнациональных отношений.
Тема 3: Городское и сельское население страны
Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, исторически ми и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Знать/понимать:
изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений.
Уметь:
показывать на географической карте крупнейшие города и городские агломерации.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения основной полосы расселения городского и сельского населения.
Тема 4: Миграции населения.
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Знать/понимать:
определение миграции населения;
причины, порождающие миграцию, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Уметь:
определять по географической карте основные районы миграции населения России.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения направлений и типов миграции на территории
страны.
Тема 5: Трудовые ресурсы
Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.
Знать/понимать:
неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны;
собенности ЭГП Тамбовской области, геоэкологические взаимосвязи области с соседними областями, местонахождение основных источников загрязнений.
понятие «геоэкологическая ситуация»,типы геоэкологических ситуаций.
Уметь:
определять по географической карте районы с высоким и низким уровнем трудовых ресурсов;
проводить геоэкологический мониторинг.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
изучения географических различий в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.
Практические работы. 1. Изучение этнического состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ. 2. Определение различий в расселении населения по территории. 3. Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своей области. Сопоставление со средними показателями по стране. 4. Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций.
ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (11 ч)
Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие — первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.
Р.к. Геоэкология города Кирсанова. Геоэкологический мониторинг. Природосберегающее поведение в повседневной жизни.
Тема 1: Первичный сектор экономики — отрасли, эксплуатирующие природу
Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.
Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.
Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.
Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения.
Охота. Заготовка пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.
Р. к. Техногенные факторы и процессы на территории Тамбовской области. Геоэкологические проблемы сельского хозяйства области. Геоэкологические проблемы промышленности. Геоэкологические проблемы транспорта и энергетики. Геоэкологические процессы и их влияние на здоровье человека.
Знать/понимать:
изменение пропорций между сферами, сектора ми, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
что такое первичный сектор экономики;
его состав, особенности входящих в него отраслей;
природно- ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования;
основные ресурсные базы;
экологические проблемы Тамбовской области и их причины, роль географии в решении экологических проблем, особенности расположения городов и районных центров, дорог области.
Уметь:
группировать отрасли по их связи с природными ресурсами;
отличать сельское хозяйства от других хозяйственных отраслей.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
комплексного представления об основных видах отраслей народного хозяйства своей страны.
Практические работы. 1. Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хозяйства. 2. Составление типовой схемы АПК. 3. Определение по картам основных р-нов выращивания с/х культур, гл. р-нов животноводства.
Учебно – тематический план:
№ п/п | Тема | Количество часов | |||
| всего | теория | пр. раб. | к. раб. | |
1. | Введение. | 1 | 1 | --- | --- |
2. | Россия на карте мира. Географическое положение России. | 4 | 3 | 1 | --- |
3. | Границы и административно территориальное устройство России. | 8 | 6 | 1 | 1 |
4. | Природа России. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. | 8 | 5 | 2 | 1 |
5. | Климат и климатические ресурсы. | 7 | 6 | 1 | --- |
6. | Внутренние воды и водные ресурсы. | 5 | 3 | 1 | 1 |
7. | Почвы и почвенные ресурсы. | 3 | 2 | 1 | --- |
8. | Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. | 2 | 2 | --- | --- |
9. | Природное районирование. | 8 | 6 | 1 | 1 |
10. | Население России. | 10 | 7 | 1 | 1 |
11. | Хозяйство России. | 2 | 2 | --- | --- |
12. | Первичный сектор экономики- отрасли, эксплуатирующие природу. | 9 | 6 | 1 | 1 |
13. | Обобщающее повторение. | 1 | | | 1 |
14. | Резерв | 2 | | | |
| ИТОГО: | 70 | 54 | 10 | 6 |
Календарно-тематический план ( 8«А» )
№ урока | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения уроков | Дата факт. проведения урока |
| Введение. | 1 | | |
1. | Что изучает география России. Р.к. Предмет изучения геоэкологии. Особенности геоэкологии в Тамбовской области. | 1 | 5-9.09 | |
|
| 12 | | |
| Тема 1. Географическое положение России. | 4 | | |
2. | Географическое положение как зеркало России. | 1 | 5-9.09 | |
3. | Особенности физико-географического положения России. Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте границ России, соседних государств, крайних точек». | 1 | 12-16.09 | |
4. | Экономико- и транспортно-географическое положение России. | 1 | 12-16.09 | |
5. | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. | 1 | 19-23.09 | |
| Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство России. | 8 | | |
6. | Государственная территория России. | 1 | 19-23.09 | |
7. | Российские пространства: вопросы и проблемы. | 1 | 26-30.09 | |
8. | Государственные границы России. Типы и виды границ. | 1 | 26-30.09 | |
9. | Сухопутные и морские границы России. | 1 | 3-7.10 | |
10. | Россия на карте часовых поясов. Практическая работа №2 «Определение поясного времени для разных пунктов России». | 1 | 3.- 7.10 | |
11. | Этапы и методы географического изучения территории. | 1 | 10-14.10 | |
12. | Особенности административно-территориального устройства России. | 1 | 10-14.10 | |
13. | Контрольная работа. | 1 | 17-21.10 | |
|
| 33 | | |
| Тема 1. Географическое положение, рельеф и полезные ископаемые. | 8 | | |
14. | Географическая история и геологическое строение территории России. | 1 | 17-21.10 | |
15. | Практическая работа №3 «Взаимосвязь рельефа и геологического строения России». | 1 | 24-28.10 | |
16. | Рельеф России: основные формы рельефа – горы и равнины. | 1 | 24-28.10 | |
17. | Формы рельефа: горы, их типы, характеристика гор. | 1 | 7.11-11.11 | |
18. | Как и почему изменяется рельеф России. Практическая работа №4 «Составление сравнительных характеристик крупных форм рельефа». | 1 | 7.11-11.11 | |
19. | Стихийные и природные явления в литосфере. | 1 | 14-18.11 | |
20. | Человек и литосфера. Р. к. Природные факторы и процессы на территории Тамбовской области. | 1 | 14-18.11 | |
21. | Контрольная работа. | 1 | 21-25.11 | |
| Тема 2. Климат и климатические ресурсы. | 7 | | |
22. | Факторы, определяющие климат России. | 1 | 21-25.11 | |
23. | Р.к. Воздушная среда. Благоприятность климатических условий в геосистеме Тамбовской области. | 1 | 28.11-2.12 | |
24. | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. | 1 | 28.11-2.12 | |
25. | Типы климатов России. | 1 | 5-9.12 | |
26. | Практическая работа №5 «Чтение и анализ климатических карт, характеристика климата отдельных территорий России». | 1 | 5-9.12 | |
27. | Комфортность (дискомфортность) климатических условий. | 1 | 12-16.12 | |
28. | Климат и человек. | 1 | 12-16.12 | |
| Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы. | 5 | | |
29. | Разнообразие внутренних вод России. | 1 | 19-23.12 | |
30. | Реки. Практическая работа №6 «Характеристика реки». | 1 | 19-23.12 | |
31. | Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. | 1 | 26-29.12 | |
32. | Водные ресурсы и человек. Р.к. Водная среда Тамбовской области. Влагооборот и водные ресурсы области. | 1 | 26-29.12 | |
33. | Контрольная работа. | 1 | 11.01 | |
| Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы. | 3 | | |
34. | Образование почв и их разнообразие. | 1 | 16-20.01 | |
35. | Закономерности распространения почв. | 1 | 16-20.01 | |
36. | Р.к. Геоморфологическая среда. Эрозиционные процессы. Биопочвенная среда Тамбовской области. Почвенные ресурсы России. Практическая работа №7 «Чтение и анализ почвенных карт, характеристика почв Тамбовского края». | 1 | 23-27.01 | |
| Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. | 2 | | |
37. | Растительный и животный мир России. Р.к. Основные типы экосистем области и их антропогенные изменения. | 1 | 23-27.01 | |
38. | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Р.к. Геоэкологические основы рационального природопользования в Тамбовской области. | 1 | 30.01-3.02 | |
| Тема 6. Природное районирование. | 8 | | |
39. | Разнообразие природных комплексов. Р.к. Развитие геоэкологической среды в Тамбовской области. Эколого-географическое положение Тамбовской области. | 1 | 30.01-3.02 | |
40. | Природно-хозяйственные зоны России. Р.к. Геоэкологические зоны и районы Тамбовской области. | 1 | 6-10.02 | |
41. | Арктические пустыни, тундра, лесотундра. | 1 | 6-10.02 | |
42. | Леса. | 1 | 13-17.02 | |
43. | Лесостепи, степи и полупустыни. | 1 | 13-17.02 | |
44-45. | Высотная поясность. Практическая работа №8 «Сравнительная характеристика природных зон России». | 2 | 20-24.02 20-24.02 | |
46. | Контрольная работа. | 1 | 27.02-3.03 | |
|
| 10 | | |
47. | Численность населения России. | 1 | 27.02-3.03 | |
48. | Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. | 1 | 13-17.03 | |
49. | Этнический, языковый и религиозный состав населения России, Тамбовской области. | 1 | 13-17.03 | |
50. | Городское и сельское население. Р.к. Геоэкология города Кирсанова. | 1 | 20-22.03 | |
51. | Р.к. Геоэкологический мониторинг своего населенного пункта. | 1 | 20-22.03 | |
52. | Размещение населения России. | 1 | 3-7.04 | |
53. | Миграция населения в России. | 1 | 3-7.04 | |
54-55. | Люди и труд. Практическая работа №9 «Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства». | 2 | 10-14.04 | |
56. | Контрольная работа. | 1 | 10-14.04 | |
|
| 11 | | |
57. | Что такое хозяйство? Как география изучает хозяйство страны? Р.к. Природосберегающее поведение в повседневной жизни. | 2 | 17-21.04 17-21.04 | |
| Тема 1. Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу. | 9 | | |
58. | Состав первичного сектора экономики. Р.к. Геоэкологические проблемы промышленности. | 1 | 24-28.04 | |
59. | Природно-ресурсный потенциал России. Р. к. Техногенные факторы и процессы на территории Тамбовской области. | 1 | 24-28.04 | |
60. | Сельское хозяйство. Р. к. Геоэкологические проблемы сельского хозяйства Тамбовской области. | 1 | 2-5.05 | |
61. | Земледелие. Р.к. Геоэкологические процессы и их влияние на здоровье человека. | 1 | 2-5.05 | |
62-63. | Животноводство. Практическая работа №10 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства». | 2 | 8-12.05 15-19.05 | |
64. | Лесное хозяйство. Охота. | 1 | 15-19.05 | |
65. | Рыбное хозяйство. Р.к. Геоэкологические проблемы транспорта и энергетики Тамбовской области. | 1 | 22- 26.05 | |
66. | Итоговая контрольная работа. | 1 | 22-26.05 | |
Резерв | 1 | | | |
| ИТОГО | 69 | | |
Календарно-тематический план ( 8«Б» )
№ урока | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения уроков | Дата факт. проведения урока |
| Введение. | 1 | | |
1. | Что изучает география России. Р.к. Предмет изучения геоэкологии. Особенности геоэкологии в Тамбовской области. | 1 | 5-9.09 | |
|
| 12 | | |
| Тема 1. Географическое положение России. | 4 | | |
2. | Географическое положение как зеркало России. | 1 | 5-9.09 | |
3. | Особенности физико-географического положения России. Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте границ России, соседних государств, крайних точек». | 1 | 12-16.09 | |
4. | Экономико- и транспортно-географическое положение России. | 1 | 12-16.09 | |
5. | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. | 1 | 19-23.09 | |
| Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство России. | 8 | | |
6. | Государственная территория России. | 1 | 19-23.09 | |
7. | Российские пространства: вопросы и проблемы. | 1 | 26-30.09 | |
8. | Государственные границы России. Типы и виды границ. | 1 | 26-30.09 | |
9. | Сухопутные и морские границы России. | 1 | 3-7.10 | |
10. | Россия на карте часовых поясов. Практическая работа №2 «Определение поясного времени для разных пунктов России». | 1 | 3.- 7.10 | |
11. | Этапы и методы географического изучения территории. | 1 | 10-14.10 | |
12. | Особенности административно-территориального устройства России. | 1 | 10-14.10 | |
13. | Контрольная работа. | 1 | 17-21.10 | |
|
| 33 | | |
| Тема 1. Географическое положение, рельеф и полезные ископаемые. | 8 | | |
14. | Географическая история и геологическое строение территории России. | 1 | 17-21.10 | |
15. | Практическая работа №3 «Взаимосвязь рельефа и геологического строения России». | 1 | 24-28.10 | |
16. | Рельеф России: основные формы рельефа – горы и равнины. | 1 | 24-28.10 | |
17. | Формы рельефа: горы, их типы, характеристика гор. | 1 | 7.11-11.11 | |
18. | Как и почему изменяется рельеф России. Практическая работа №4 «Составление сравнительных характеристик крупных форм рельефа». | 1 | 7.11-11.11 | |
19. | Стихийные и природные явления в литосфере. | 1 | 14-18.11 | |
20. | Человек и литосфера. Р. к. Природные факторы и процессы на территории Тамбовской области. | 1 | 14-18.11 | |
21. | Контрольная работа. | 1 | 21-25.11 | |
| Тема 2. Климат и климатические ресурсы. | 7 | | |
22. | Факторы, определяющие климат России. | 1 | 21-25.11 | |
23. | Р.к. Воздушная среда. Благоприятность климатических условий в геосистеме Тамбовской области. | 1 | 28.11-2.12 | |
24. | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. | 1 | 28.11-2.12 | |
25. | Типы климатов России. | 1 | 5-9.12 | |
26. | Практическая работа №5 «Чтение и анализ климатических карт, характеристика климата отдельных территорий России». | 1 | 5-9.12 | |
27. | Комфортность (дискомфортность) климатических условий. | 1 | 12-16.12 | |
28. | Климат и человек. | 1 | 12-16.12 | |
| Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы. | 5 | | |
29. | Разнообразие внутренних вод России. | 1 | 19-23.12 | |
30. | Реки. Практическая работа №6 «Характеристика реки». | 1 | 19-23.12 | |
31. | Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. | 1 | 26-29.12 | |
32. | Водные ресурсы и человек. Р.к. Водная среда Тамбовской области. Влагооборот и водные ресурсы области. | 1 | 26-29.12 | |
33. | Контрольная работа. | 1 | 11.01 | |
| Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы. | 3 | | |
34. | Образование почв и их разнообразие. | 1 | 16-20.01 | |
35. | Закономерности распространения почв. | 1 | 16-20.01 | |
36. | Р.к. Геоморфологическая среда. Эрозиционные процессы. Биопочвенная среда Тамбовской области. Почвенные ресурсы России. Практическая работа №7 «Чтение и анализ почвенных карт, характеристика почв Тамбовского края». | 1 | 23-27.01 | |
| Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. | 2 | | |
37. | Растительный и животный мир России. Р.к. Основные типы экосистем области и их антропогенные изменения. | 1 | 23-27.01 | |
38. | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Р.к. Геоэкологические основы рационального природопользования в Тамбовской области. | 1 | 30.01-3.02 | |
| Тема 6. Природное районирование. | 8 | | |
39. | Разнообразие природных комплексов. Р.к. Развитие геоэкологической среды в Тамбовской области. Эколого-географическое положение Тамбовской области. | 1 | 30.01-3.02 | |
40. | Природно-хозяйственные зоны России. Р.к. Геоэкологические зоны и районы Тамбовской области. | 1 | 6-10.02 | |
41. | Арктические пустыни, тундра, лесотундра. | 1 | 6-10.02 | |
42. | Леса. | 1 | 13-17.02 | |
43. | Лесостепи, степи и полупустыни. | 1 | 13-17.02 | |
44-45. | Высотная поясность. Практическая работа №8 «Сравнительная характеристика природных зон России». | 2 | 20-24.02 20-24.02 | |
46. | Контрольная работа. | 1 | 27.02-3.03 | |
|
| 10 | | |
47. | Численность населения России. | 1 | 27.02-3.03 | |
48. | Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. | 1 | 13-17.03 | |
49. | Этнический, языковый и религиозный состав населения России, Тамбовской области. | 1 | 13-17.03 | |
50. | Городское и сельское население. Р.к. Геоэкология города Кирсанова. | 1 | 20-22.03 | |
51. | Р.к. Геоэкологический мониторинг своего населенного пункта. | 1 | 20-22.03 | |
52. | Размещение населения России. | 1 | 3-7.04 | |
53. | Миграция населения в России. | 1 | 3-7.04 | |
54-55. | Люди и труд. Практическая работа №9 «Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства». | 2 | 10-14.04 | |
56. | Контрольная работа. | 1 | 10-14.04 | |
|
| 11 | | |
57. | Что такое хозяйство? Как география изучает хозяйство страны? Р.к. Природосберегающее поведение в повседневной жизни. | 2 | 17-21.04 17-21.04 | |
| Тема 1. Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу. | 9 | | |
58. | Состав первичного сектора экономики. Р.к. Геоэкологические проблемы промышленности. | 1 | 24-28.04 | |
59. | Природно-ресурсный потенциал России. Р. к. Техногенные факторы и процессы на территории Тамбовской области. | 1 | 24-28.04 | |
60. | Сельское хозяйство. Р. к. Геоэкологические проблемы сельского хозяйства Тамбовской области. | 1 | 2-5.05 | |
61. | Земледелие. Р.к. Геоэкологические процессы и их влияние на здоровье человека. | 1 | 2-5.05 | |
62-63. | Животноводство. Практическая работа №10 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства». | 2 | 8-12.05 15-19.05 | |
64. | Лесное хозяйство. Охота. | 1 | 15-19.05 | |
65. | Рыбное хозяйство. Р.к. Геоэкологические проблемы транспорта и энергетики Тамбовской области. | 1 | 22- 26.05 | |
66. | Итоговая контрольная работа. | 1 | 22-26.05 | |
Резерв | 1 | | | |
| ИТОГО | 69 | | |
Календарно-тематический план ( 8«В» )
№ урока | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения уроков | Дата факт. проведения урока |
| Введение. | 1 | | |
1. | Что изучает география России. Р.к. Предмет изучения геоэкологии. Особенности геоэкологии в Тамбовской области. | 1 | 5-9.09 | |
|
| 12 | | |
| Тема 1. Географическое положение России. | 4 | | |
2. | Географическое положение как зеркало России. | 1 | 5-9.09 | |
3. | Особенности физико-географического положения России. Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте границ России, соседних государств, крайних точек». | 1 | 12-16.09 | |
4. | Экономико- и транспортно-географическое положение России. | 1 | 12-16.09 | |
5. | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. | 1 | 19-23.09 | |
| Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство России. | 8 | | |
6. | Государственная территория России. | 1 | 19-23.09 | |
7. | Российские пространства: вопросы и проблемы. | 1 | 26-30.09 | |
8. | Государственные границы России. Типы и виды границ. | 1 | 26-30.09 | |
9. | Сухопутные и морские границы России. | 1 | 3-7.10 | |
10. | Россия на карте часовых поясов. Практическая работа №2 «Определение поясного времени для разных пунктов России». | 1 | 3.- 7.10 | |
11. | Этапы и методы географического изучения территории. | 1 | 10-14.10 | |
12. | Особенности административно-территориального устройства России. | 1 | 10-14.10 | |
13. | Контрольная работа. | 1 | 17-21.10 | |
|
| 33 | | |
| Тема 1. Географическое положение, рельеф и полезные ископаемые. | 8 | | |
14. | Географическая история и геологическое строение территории России. | 1 | 17-21.10 | |
15. | Практическая работа №3 «Взаимосвязь рельефа и геологического строения России». | 1 | 24-28.10 | |
16. | Рельеф России: основные формы рельефа – горы и равнины. | 1 | 24-28.10 | |
17. | Формы рельефа: горы, их типы, характеристика гор. | 1 | 7.11-11.11 | |
18. | Как и почему изменяется рельеф России. Практическая работа №4 «Составление сравнительных характеристик крупных форм рельефа». | 1 | 7.11-11.11 | |
19. | Стихийные и природные явления в литосфере. | 1 | 14-18.11 | |
20. | Человек и литосфера. Р. к. Природные факторы и процессы на территории Тамбовской области. | 1 | 14-18.11 | |
21. | Контрольная работа. | 1 | 21-25.11 | |
| Тема 2. Климат и климатические ресурсы. | 7 | | |
22. | Факторы, определяющие климат России. | 1 | 21-25.11 | |
23. | Р.к. Воздушная среда. Благоприятность климатических условий в геосистеме Тамбовской области. | 1 | 28.11-2.12 | |
24. | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. | 1 | 28.11-2.12 | |
25. | Типы климатов России. | 1 | 5-9.12 | |
26. | Практическая работа №5 «Чтение и анализ климатических карт, характеристика климата отдельных территорий России». | 1 | 5-9.12 | |
27. | Комфортность (дискомфортность) климатических условий. | 1 | 12-16.12 | |
28. | Климат и человек. | 1 | 12-16.12 | |
| Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы. | 5 | | |
29. | Разнообразие внутренних вод России. | 1 | 19-23.12 | |
30. | Реки. Практическая работа №6 «Характеристика реки». | 1 | 19-23.12 | |
31. | Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. | 1 | 26-29.12 | |
32. | Водные ресурсы и человек. Р.к. Водная среда Тамбовской области. Влагооборот и водные ресурсы области. | 1 | 26-29.12 | |
33. | Контрольная работа. | 1 | 11.01 | |
| Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы. | 3 | | |
34. | Образование почв и их разнообразие. | 1 | 16-20.01 | |
35. | Закономерности распространения почв. | 1 | 16-20.01 | |
36. | Р.к. Геоморфологическая среда. Эрозиционные процессы. Биопочвенная среда Тамбовской области. Почвенные ресурсы России. Практическая работа №7 «Чтение и анализ почвенных карт, характеристика почв Тамбовского края». | 1 | 23-27.01 | |
| Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. | 2 | | |
37. | Растительный и животный мир России. Р.к. Основные типы экосистем области и их антропогенные изменения. | 1 | 23-27.01 | |
38. | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Р.к. Геоэкологические основы рационального природопользования в Тамбовской области. | 1 | 30.01-3.02 | |
| Тема 6. Природное районирование. | 8 | | |
39. | Разнообразие природных комплексов. Р.к. Развитие геоэкологической среды в Тамбовской области. Эколого-географическое положение Тамбовской области. | 1 | 30.01-3.02 | |
40. | Природно-хозяйственные зоны России. Р.к. Геоэкологические зоны и районы Тамбовской области. | 1 | 6-10.02 | |
41. | Арктические пустыни, тундра, лесотундра. | 1 | 6-10.02 | |
42. | Леса. | 1 | 13-17.02 | |
43. | Лесостепи, степи и полупустыни. | 1 | 13-17.02 | |
44-45. | Высотная поясность. Практическая работа №8 «Сравнительная характеристика природных зон России». | 2 | 20-24.02 20-24.02 | |
46. | Контрольная работа. | 1 | 27.02-3.03 | |
|
| 10 | | |
47. | Численность населения России. | 1 | 27.02-3.03 | |
48. | Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. | 1 | 13-17.03 | |
49. | Этнический, языковый и религиозный состав населения России, Тамбовской области. | 1 | 13-17.03 | |
50. | Городское и сельское население. Р.к. Геоэкология города Кирсанова. | 1 | 20-22.03 | |
51. | Р.к. Геоэкологический мониторинг своего населенного пункта. | 1 | 20-22.03 | |
52. | Размещение населения России. | 1 | 3-7.04 | |
53. | Миграция населения в России. | 1 | 3-7.04 | |
54-55. | Люди и труд. Практическая работа №9 «Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства». | 2 | 10-14.04 | |
56. | Контрольная работа. | 1 | 10-14.04 | |
|
| 11 | | |
57. | Что такое хозяйство? Как география изучает хозяйство страны? Р.к. Природосберегающее поведение в повседневной жизни. | 2 | 17-21.04 17-21.04 | |
| Тема 1. Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу. | 9 | | |
58. | Состав первичного сектора экономики. Р.к. Геоэкологические проблемы промышленности. | 1 | 24-28.04 | |
59. | Природно-ресурсный потенциал России. Р. к. Техногенные факторы и процессы на территории Тамбовской области. | 1 | 24-28.04 | |
60. | Сельское хозяйство. Р. к. Геоэкологические проблемы сельского хозяйства Тамбовской области. | 1 | 2-5.05 | |
61. | Земледелие. Р.к. Геоэкологические процессы и их влияние на здоровье человека. | 1 | 2-5.05 | |
62-63. | Животноводство. Практическая работа №10 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства». | 2 | 8-12.05 15-19.05 | |
64. | Лесное хозяйство. Охота. | 1 | 15-19.05 | |
65. | Рыбное хозяйство. Р.к. Геоэкологические проблемы транспорта и энергетики Тамбовской области. | 1 | 22- 26.05 | |
66. | Итоговая контрольная работа. | 1 | 22-26.05 | |
Резерв | 1 | | | |
| ИТОГО | 69 | | |
Литература и средства обучения:
1.Дронов В.П.,Баринова И.И.,Ром В.Я.,Ложбанидзе А.А. География России.Природа.Население.Хозяйство.Учебник .8 класс. –М.: Дрофа,2008 год.
2.Алексеев А.И., География России.Природа и население.- М.: Дрофа,2004 год.
3.Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля.8 -9 классы.- М.: Дрофа,2004 год.
4. География России. Природа. 8 класс. Рекомендации к планированию уроков по учебнику И. И. Бариновой "География России. Природа"
Автор: И. И. БариноваИздательство: Издательский дом "Дрофа"Год издания: 2003 г.
5. География России. 8-9 классы. Методическое пособие Автор: И. И. Баринова, В. Я. РомИздательство: ДрофаГод издания: 2002 г.
6. Сборник заданий и упражнений по географии. 8 класс
Автор: Л. Н. ПоляковаИздательство: ЭкзаменГод издания: 2007 г.
7. Ресурсы Интернета
8. Природа России.Мультимедийный компакт –диск.Разработан межвузовской лабораторией интенсивных методов обучения SPLINT
9. Программа курса регионального компонента базисного учебного плана «Геоэкология Тамбовской области» (С.Д. Аленина, М.М.Кузьмина. (2006 г) с методическими рекомендациями.
10. Атлас Тамбовской области.
Литература для обучающихся:
1. . География России: 8 (Кл.): задания и упражнения: пособие для учащихся / Е.В. Баранчиков, А.Е. Козаренко, О.А. Петрусюк. – М.: Просвещение, 2008. – 112 с. : ил. – (Шаг за шагом к пятерке).
2. В. А. КопыловГеография населенияУчеб. пособие В. А. Копылов - М.: ИТК Дашков и К2005г
3. Наумов А.С., Даньшин А.И., Денисов Н.Б. и др. Задачи по географии. - М.: МИРОС, 1993
4. Физическая география: Справочные материалы: Книга для учащихся / А.М. Берлянт и др. - М.: Просвещение, 1994.
5. Энциклопедия для детей. География. - М.: Аванта+, 1994.
6. Энциклопедия для детей. Т. 3. География. - 3-е изд. / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 1997.
7. Энциклопедия для детей. Т. 12. Россия: природа, население, экономика / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 1999.
8. Справочник школьника. География / Сост. Т.С. Майорова. - М.: Филолог. общ-во “Слово”, Центр гуманитар. наук при ф-те журналистики МГУ, ТКО “АСТ”, 1996. - 576 с.
9. Тематический словарь-справочник по географии для школьников и поступающих в вузы. - М., 1994.
10. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии. - М.: Просвещение, 1994 год.
11. Скиннер М., Рэдферн Д., Фармер Д. География. А - Я: Словарь-справочник/ Пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 528 с.
12. Берлянт А.М., Душина И.В., Неклюкова Н.П., Раковская Э.М. Физическая география. Справочные материалы. - М.: Просвещение, 1994.