СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 8 класса к УМК Е.М.Домогацких

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 8 класса к УМК Е.М.Домогацких»

Управление образования

Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЖАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

141552, Московская область тел/факс 8(495) 546-00-73

Солнечногорский район пос.Ржавки e-mail:[email protected]





«Рекомендовано к использованию»

Педагогическим советом

Протокол №1

«__»___________2018г.


«СОГЛАСОВАНО»

зам.директора по УВР

__________________

«__»_________2018г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор

МБОУ Ржавская СОШ

______Ю.С. Шапакина

« __ » _________ 2018г.






Рабочая программа

по географии

8 класс

68 часов в год

Срок реализации: 1 год



Составитель:

Лопатина Татьяна Валерьевна,

без категории





2018-2019 учебный год



Оглавление

Пояснительная записка 3

1. Нормативные документы 3

2. Краткое описание курса географии в 8 классе 4

3. Учебно-методическое обеспечение курса географии в 8 классе 4

4. Цель и задачи курса географии в 8 классе 5

5. Разделы рабочей программы по курсу географии в 8 классе 5

6. Система оценивания по географии 6

7. Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу географии в 8 классе 12

Календарно-тематическое планирование для 8 класса 19

Список литературы 27





































































Пояснительная записка


  1. Нормативные документы

Рабочая программа по учебному предмету «География» на 2018/2019 учебный год для обучающихся 8 класса МБОУ Ржавская СОШ разработана в соответствии с требованиями:



1) Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2) Приказа Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

3) Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» (с изменениями внесенными Приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014г. №1644, от 31.12.2015г. №1577)

4) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 31.01.2012 № 2)

5) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 01.02.2012 № 5)


6) СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (в действующей редакции от 25.12.2013 №3)


7) Учебного плана МБОУ Ржавская СОШ, утверждённого 31.08.2018 приказом № 175


8) Программы курса «География» 5–9 классы, автор-составитель Е. М. Домогацких; 2-е издание; Москва: «Русское слово», 2016.



2. Краткое описание курса географии в 8 классе

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе и изучается в 8 и 9 классах. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

В Федеральном БУП на изучение курса «География России» отводится 68 часов (по 2 учебных часа в неделю) в 8 классе.



3. Учебно-методическое обеспечение курса географии в 8 классе

Данная рабочая программа реализуется на основе УМК по географии для 8 класса под редакцией Домогацких Е.М. - М.: ООО «Русское слово». (ФГОС. Инновационная школа):

1. Программа курса «География. 5-9 классы» / автор-составитель Е.М.Домогацких.

2. География: физическая география России: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций, авторы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.

3. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 8 класса общеобразовательных организаций

С.В. Банников, Д.В. Молодцов, А.Б. Эртель.

4. Рабочая программа к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 8 класса общеобразовательных организаций, авт.-сост.: Н.В. Болотникова, С.В. Банников.

5. Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Физическая география России» для 8 класса общеобразовательных организаций: контрольно-измерительные материалы, А.Б. Эртель.

6. Атлас. География. Физическая география России. Население и хозяйство России. 8-9 класс. Авторы-составители С. Банников, Е. Домогацких, Н. Клюев.

7. Контурные карты 8 класс. Авторы-составители С. Банников, Е. Домогацких.

Для учащихся:

1. География: физическая география России: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций, авторы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.

2. Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Физическая география России» для 8 класса общеобразовательных организаций: контрольно-измерительные материалы, А.Б. Эртель.

3. Атлас. География. Физическая география России. Население и хозяйство России. 8-9 класс. Авторы-составители С. Банников, Е. Домогацких, Н. Клюев.

4. Контурные карты 8 класс. Авторы-составители С. Банников, Е. Домогацких.



4. Цель и задачи курса географии в 8 классе

Изучение географии в основной школе направлено на достижение цели посредством решения задач.

Цель: Создать у учащихся целостное географическое представление о своей Родине.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

- дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

- сформировать необходимые географические умения и навыки;

- воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры, понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;

- воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

Содержание данной рабочей программы предполагает установление содержательных межпредметных связей с другими курсами: биология, физика, астрономия, а также проведение интегрированных уроков.



5. Разделы рабочей программы по курсу географии в 8 классе

Рабочая программа включает в себя следующие разделы:

Тема 1. Географическая карта и источники географической информации - 4 часа

Тема 2. Россия на карте мира – 4 часа

Тема 3. История изучения территории России - 5 часов

Тема 4. Геологическое строение и рельеф – 5 часов

Тема 5. Климат России - 7 часов

Тема 6. Гидрография России - 8 часов

Тема 7. Почвы России - 3 часа

Тема 8. Растительный и животный мир России - 3 часа

Тема 9. Природные зоны России - 6 часов

Тема 10. Крупные природные районы России - 12 часов

Тема 11. Природа Московской области – 8 часов

Заключение. Природа и человек - 3 часа

Итого: 68 часов в год (2 часа в неделю)

Программой предусмотрено проведение:

  • 12 контрольных работ – 11 по основным темам курса и 1 итоговая по курсу географии в 8 классе

  • 18 практических работ



6. Система оценивания по географии

Уровень достижения оцениваемых результатов




Критерии оценивания




%

выполнения задания

Отметка

Устные ответы

I. Базовый уровень

Не приступал к решению задач.

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

0%

«1»

Не достигнут необходимый уровень знаний.

Не решена типовая, много раз

отработанная задача.

1. Не усвоил и не раскрыл основное

содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или

основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Допускает грубые ошибки в знании карты и

использовании ее при ответе.

1-49%

«2»

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения).

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2. Материал излагает бессистемно,

фрагментарно, не всегда последовательно.

3. Показывает недостаточную

сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дает недостаточно четкие.

5. Не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допускает ошибки при их изложении.

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

7. Неполно отвечает на вопросы учителя (упуская в том числе главное) или воспроизводит содержание текста учебника, допуская одну-две грубые ошибки.

8. Имеет скудные географические представления, преобладают формалистические знания.

9. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.

10. Географические связи устанавливает только при помощи наводящих вопросов учителя.

50-69%

«3»

Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно.

1. Показывает знания всего изученного программного материала.

2. Материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

3. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.

4. В основном правильно дает определения понятий.

5. Ответ обучающегося самостоятельный.

6. Связно и последовательно излагает материал; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски.

7. Показывает понимание основных

географических взаимосвязей и явлений.

8. Знает карту и умеет ею пользоваться.

9. При решении географических задач делает второстепенные ошибки, не влияющие на результат.
10. Соблюдает основные правила культуры устной речи, использует в речи научные термины.

70-100%

«4»

II. Повышенный уровень

Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.)

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.

3. Умеет устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

4. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; ответ строит в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формулирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

5. Умеет самостоятельно и рационально

использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

6. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении нестандартных задач, допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

7. Показывает хорошее знание карты и

использование ее во время ответа. [3]

90-100%

«5»

Тесты

I. Базовый уровень

Не приступал к решению тестовых заданий.

0%

«1»

Не достигнут необходимый уровень знаний.


1-49%
правильно выполненных заданий

«2»

Частично успешное решение.

50-69%
правильно выполненных заданий

«3»

Решение с ошибками и с небольшими недочетами, полностью самостоятельное.

70-100%
правильно выполненных заданий

«4»

II. Повышенный уровень

Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.)

1. Все задания базового уровня обучающиеся
выполнили без ошибок и недочетов.

2. Задания повышенного уровня выполнили без ошибок или допустили 1 или 2 недочета, никак не влияющих на результат.

90-100%

«5»

Географические и картографические диктанты (на знание номенклатуры карты или географических понятий).


Не приступал к решению задач.

0%

«1»

Не достигнут необходимый уровень знаний.

Не решена типовая, много раз

отработанная задача.

1-49%
правильно выполненных заданий

«2»


Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения).

50-69%
правильно выполненных заданий

«3»

Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно.

70-100%
правильно выполненных заданий

«4»

II. Повышенный уровень

Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.)

1. Все задания базового уровня обучающиеся
выполнили без ошибок и недочетов.

2. Задания повышенного уровня выполнили без ошибок или допустили 1 или 2 недочета, никак не влияющих на результат.

90-100%

«5»

Письменные работы (практические и самостоятельные работы)

I. Базовый уровень

Не приступал к решению задач.

0%

«1»

Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз отработанная задача.
1. Оказался совершенно не подготовленным к выполнению этой работы: обнаружил плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых практических навыков и умений.
2. Полученные результаты не позволяют обучающемуся сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью.
3. Руководство и помощь со стороны учителя или хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося.

1-49%

«2»

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения).
1. Обучающийся работу выполняет и оформляет с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу ребят.
2. На выполнение работы затрачивает времени больше отведенного на уроке или получает возможность доделать работу дома.
3. Показывает знания теоретического материала, но испытывал затруднения при самостоятельной работе с источниками информации и географическими инструментами.

50-69%

«3»

Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно.
1. Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимся в полном объеме и самостоятельно.
2. Допускает отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике географического объекта и т.д.).
3. Использует указанные учителем источники знаний и показывает умение работать с ними самостоятельно.
4. Показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
5. Допускает неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

70-100%

«4»

II. Повышенный уровень

Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Работа выполнена обучающимся полностью самостоятельно, в полном объеме и с соблюдением необходимой последовательности изложения материала и результатов деятельности.
2. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самим обучающимся. [3]

90-100%

«5»

Работа с картой и другими источниками географических знаний

I. Базовый уровень

Не приступал к решению задач. Показывает полное неумение использовать карту и источники знаний.

0%

«1»

Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз отработанная задача.
1. Не умеет отбирать и использовать основные источники знаний.

2. Допускает ошибки в выполнении задания и в оформлении работы, существенно влияющие на

результат проделанной работы.

3. Неаккуратно и с ошибками оформляет

результаты проделанной работы.

1-49%

«2»

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения).

1. Правильно использует основные источники

знаний.
2. Неаккуратно оформляет результаты работы.

3. Допускает неточности в содержании работы

или формулировке выводов, а так же ошибки, существенно не влияющие на результат проделанной работы.

50-69%

«3»

Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно.

1. Полностью самостоятельно выполняет работу.
2. Правильно, полно и самостоятельно отбирает источники необходимой информации. Допускает неточности в их использовании, существенно не влияющие на результат проделанной работы.
3. Допускает несущественные неточности в

содержании работы или формулировке выводов, при оформлении результатов проделанной работы.

70-100%

«4»

II. Повышенный уровень

Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Самостоятельно, правильно и полно отбирает источники информации, рационально использует их в определенной последовательности.
2. Умело использует источники географической информации при решении нестандартных задач.

3. Самостоятельно выполняет и формулирует выводы на основе практической деятельности.

4. Аккуратно и в соответствии с требованиями оформляет результаты проделанной работы.

90-100%

«5»



7. Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу географии в 8 классе

Учащиеся должны

Знать/понимать:

географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;  положение России на карте часовых поясов; административно-территориальное деление России;

историю формирования и заселения территории России;  вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;

связь рельефа с тектоническим строением; закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;

факторы, определяющие особенности климата России;  основные климатические пояса и типы климата России; влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;

 меры по борьбе с загрязнением атмосферы;

особенности морей, омывающих берега России;  ресурсы морей и их использование человеком;  крупнейшие речные системы и озера страны; границу распространения многолетней мерзлоты;  меры по охране и восстановлению водных ресурсов;

основные типы почв, их размещение по территории страны, особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;

природные зоны России, особенности природно-хозяйственных зон;  влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;  пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;

что такое территориальная организация общества, что такое Всемирное наследие; объекты Всемирного природного и культурного наследия России;  что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества;

Уметь:

  • характеризовать географическое положение страны и своей области (республики,  края);

  • определять поясное время;

  • устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории,  размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам;

  • пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения  типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;

  • анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;

  • устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России;

  •  отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;

  • оценивать географическое положение России, своей области (республики, края); климатические ресурсы России; водные ресурсы России и своей местности; влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения современные проблемы России;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения поясного времени; чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «География»

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).



Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

  • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).



Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

  • использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

  • использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;

- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.

  • использование географических умений:

- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;

- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;

- составлять рекомендации по решению географических проблем.

  • использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике

























































































Календарно-тематическое планирование для 8 класса



п/п

урока

урока в теме

Название раздела, темы

Количество часов

Дата проведения урока

По плану

Фактически

По плану

Фактически

1

Географическая карта и источники географической информации

4




1

1

Вводный инструктаж по ТБ и ОТ на рабочем месте

Карта и ее математическая основа

ПР№1 Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях

1




2

2

Топографическая карта

ПР№2 Чтение топографической карты

1




3

3

Космические и цифровые источники информации

1




4

4

Урок контроля и коррекции знаний по теме

1




2

Россия на карте мира

4




5

1

ГП России

ПР№3 Характеристика ГП России по типовому плану

1




6

2

Природные условия и ресурсы

1




7

3

Часовые пояса и зоны

ПР№4 Определение местного времени для разных пунктов России

1




8

4

Урок контроля и коррекции знаний по теме

1




3

История изучения территории России

5




9

1

Русские землепроходцы 11-17вв

1




10

2

Географические открытия 18-19вв

ПР№5 Обозначение на к.к. географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение на к.к. объектов, названных в честь русских первопроходцев

1




11

3

Географические исследования в 20в

1




12

4

Роль географии в современном мире

ПР№6 Анализ источников информации об истории освоения территории России

1




13

5

Урок контроля и коррекции знаний по теме

1




4

Геологическое строение и рельеф России

5




14

1

Геологическое летоисчисление и геологическая карта

1




15

2

Тектоническое строение

1




16

3

Общие черты рельефа России

ПР№7 Нанесение на к.к. основных форм рельефа России

1




17

4

Литосфера и человек

ПР№8 Выявление зависимости между строением земной коры, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий

1




18

5

Урок контроля и коррекции знаний по теме

1




5

Климат России

7




19

1

Факторы, определяющие климат России

ПР№9 Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте

1




20

2

Распределение тепла и влаги по территории России

1




21

3

Климаты России

ПР№10 Анализ климатограмм, характерных для различных типов климатов России

1




22

4

Воздушные массы и атмосферные фронты

1




23

5

Атмосферные вихри

ПР№11 Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте

1




24

6

Атмосфера и человек

1




25

7

Урок контроля и коррекции знаний по теме

1




6

Гидрография России

8




26

1

Моря, омывающие берега России

ПР№12 Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России

1




27

2

Характеристики реки

1




28

3

Реки России

ПР№13 Составление характеристики одной из рек России с использованием тематических карт и климатограмм , определение возможностей их хозяйственного использования

1




29

4

Озера и болота

1




30

5

Природные льды

1




31

6

Великое оледенение

1




32

7

Гидросфера и человек

ПР№14 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений

1




33

8

Урок контроля и коррекции знаний по теме

1




7

Почвы России

3




34

1

Формирование и свойства почвы

1




35

2

Зональные типы почв

ПР№15 Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их образования

1




36

3

Урок контроля и коррекции знаний по теме

1




8

Растительный и животный мир

3




37

1

Растительный и животный мир России

ПР№16 Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы

1




38

2

Ресурсы растительного и животного мира

1




39

3

Урок коррекции и контроля знаний по теме

1




9

Природные зоны России

6




40

1

Природные комплексы России

1




41

2

Природные зоны Арктики и Субарктики

1




42

3

Леса умеренного пояса

ПР№17 Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон России.

1




43

4

Безлесные зоны юга России. Высотная поясность

1




44

5

Природно-хозяйственные зоны

ПР№18 Составление описания одной из природных зон России по типовому плану

1




45

6

Урок контроля и коррекции знаний по теме

1




10

Крупные природные зоны России

12




46

1

Островная Арктика

1




47

2

Восточно-Европейская равнина

1




48

3

Восточно-Европейская равнина

1




49

4

Северный Кавказ

1




50

5

Крым

1




51

6

Уральские горы

1




52

7

Западно-Сибирская равнина

1




53

8

Средняя Сибирь

1




54

9

Северо-Восточная Сибирь

1




55

10

Пояс гор Южной Сибири

1




56

11

Дальний Восток

1




57

12

Урок контроля и коррекции знаний по теме

1




11

География Московской области

8




58

1

Особенности ФГП Московской области

1




59

2

Геологическая история и рельеф территории МО

1




60

3

Особенности климата МО

1




61

4

Разнообразие внутренних вод МО

1




62

5

Закономерности распространения почв в МО

1




63

6

Природные комплексы МО

1




64

7

Охрана и преобразование природы МО

1




65

8

Контроль знаний по теме

1





Заключение – 3 часа





66

1

Природа и человек





67

2

Контроль знаний по курсу «Физическая география России»






68

3

Итоговый урок по курсу





Итого

68






























































Список литературы

1. Программа курса «География. 5-9 классы» / автор-составитель Е.М.Домогацких.

2. География: физическая география России: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций, авторы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.

3. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 8 класса общеобразовательных организаций

С.В. Банников, Д.В. Молодцов, А.Б. Эртель.

4. Рабочая программа к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 8 класса общеобразовательных организаций, авт.-сост.: Н.В. Болотникова, С.В. Банников.

5. Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Физическая география России» для 8 класса общеобразовательных организаций: контрольно-измерительные материалы, А.Б. Эртель.

6. Атлас. География. Физическая география России. Население и хозяйство России. 8-9 класс. Авторы-составители С. Банников, Е. Домогацких, Н. Клюев.

7. Контурные карты 8 класс. Авторы-составители С. Банников, Е. Домогацких.

8. Интернет-ресурсы