УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
«ГИМНАЗИЯ № 118 ИМЕНИ ВАЛЕРИЯ НИКОЛАЕВИЧА ЦЫГАНОВА»
«Согласовано» УТВЕРЖДАЮ
на заседании МС, протокол № 1 Директор МБОУ «Гимназия № 118»
«____»____________2021 г. Приказ от __________№ _______
_______/____________/руководитель МО/ _________________Т.С. Балашова
_______/____________/председатель МС/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ________________ГЕОГРАФИИ __________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
__________основное общее, 9 класс _____________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов __9 «А» - 67 часов; 9 «М» – 68 часов___________
Учитель __________Петрик Лариса Александровна_____________________
Программа разработана на основе примерной рабочей программы. География. В.В. Николина, А. И. Алексеев, Е.К.Липкина. Предметные линии «Полярная звезда». 5—9 классы. Москва. «Просвещение» 2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 9-го класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС ООО на основе авторской программы В.В. Николина, А.И.Алексеева, Е.К.Липкина «География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы» (М.: «Просвещение», 2020 год) к учебнику География 9 класс для общеобразовательных организаций под редакцией А.И. Алексеева 2020. Полярная звезда (М.: «Просвещение», 2020).
Данная программа по географии рассчитана на уровень основного общего образования и обеспечивает преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО и с учетом Примерной программы основного общего образования.
Цель:
Создать у учащихся целостное представление об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве.
Задачи:
• приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
• изучение природно-ресурсного потенциала России;
• анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;
• изучение отраслевой структуры экономики России;
• знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.
• изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;
• анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.
В процессе изучения курса используются следующие формы контроля: проверка знаний обучающихся через защиту проектов, тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами.
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения
Место предмета в учебном плане
Изучение курса «География России» проходит в 8 и 9 классах, 138 часов за два учебных года. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России - 70 часов, а в 9 классе населения и хозяйства - 68 часов (2 часа в неделю), таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины. Фактически в 9 «М» классе программа будет выполнена в полном объёме в количестве 68 часов. В 9 «А», 9 «В» классах программа будет выполнена в количестве 67 часов. В 9 «Б» классе в количестве 65 часов. Материал будет компенсирован за счёт обобщения в конце учебного года.
Результаты обучения географии
Личностные результаты:
- овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;
- уважительное отношение к окружающим, любовь к Родине;
- эмоционально-положительное принятие своей этнической принадлежности и принятие других народов мира;
- толерантность;
- любовь к природе;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Метапредметные результаты.
Программа обеспечивает обучающимся организацию своей учебной деятельности через сформированные УУД. К ним относятся:
регулятивные УУД:
- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ТСО и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
познавательные УУД включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;
- осознанно оформлять речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять смысловое чтение, извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;
коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом;
- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Предметные результаты образовательной деятельности обучающихся выражаются в следующем:
- использовании различных источников географической информации (картографические, статистические, видео- и фотоизображение, Интернет) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико - ориентированных задач;
- умении анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- различать и сравнивать изученные географические объекты;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра;
- сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира, различать изученные демографические процессы и явления;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в отдельных территориях;
- создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Хозяйство
Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».
Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий.
Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.
Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения.
Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.
Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.
Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.
Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем.
Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.
Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур. Животноводство. Особенности животноводства России. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района.
Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности.
Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.
Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.
Раздел 2. Регионы России
Европейская Россия
Тема 1. Центральная Россия
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.
Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.
Волго-Вятский район. Своеобразие района. Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье. Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Тема 2. Северо-Запад
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада: Великий Новгород. Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности. Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города.
Тема 3. Европейский Север
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала.
Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Тема 4. Европейский Юг
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.
Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.
Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
Тема 5. Поволжье
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.
Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.
Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
Тема 6. Урал
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.
Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.
Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск.
Азиатская Россия
Тема 7. Сибирь
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы.
Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации.
Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития.
Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири. Байкал — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района.
Тема 8. Дальний Восток
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.
Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения.
Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.
Раздел 3. Изучаем свой край.
Раздел 4. Заключение. Россия в мире.Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.
Программой предусмотрено проведение и выполнение обучающимися практических работ, из них:
Оценочные (3) | Тренировочные (6) | Обучающие (6) |
Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности | Составление схемы «Структура ТЭК» | Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии |
Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации | Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности | Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны |
Составление туристического маршрута по природным и историческим местам родного края | Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору) | Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт |
| Создаем электронную презентацию «Санкт-Петербург — вторая столица России | Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт |
| Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала | Создание (описание) образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы |
| Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири | Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт) |
Требования к уровню подготовки
1. Оценивать и прогнозировать:
• изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;
• природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
• основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.
2. Объяснять:
• особенности расового и этнического состава населения;
• различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;
• различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;
• особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах;
• основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
3. Описывать:
• основные источники географической информации;
• географическое положение объектов (по карте);
• существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);
• компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и крупнейших стран мира;
• объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ
4. Определять (измерять):
• географическую информацию по картам различного содержания;
• вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и (или) показывать:
• важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;
• типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
• факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;
• крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;
• основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;
• ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности
Список литературы
1. Учебник: А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. География. 9 класс. Полярная звезда.Москва. «Просвещение» 2020 год
2. Атлас: География 9 класс. Москва. «Просвещение» 2020 год
3. Контурные карты: География 9 класс. Москва. «Просвещение» 2020 год
Атлас Ростовской области.Ростов/Дону
Цифровое обеспечение:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru
2. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru
3. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru
7. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru
8. Решу ОГЭ
9. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии «Полярная звезда» 5-11 классы. Москва. «Просвещение». 2020 -file:///C:/Users/Larisa/Desktop/ПРОГРАММА%20СБОРНИК.pdf
Тематическое планирование 9 класс
Тематическое планирование по географии для 9-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
3. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.
4. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.
5. Развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы.
6. Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни;
7. Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
8. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
9. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
№ | Наименование раздела, темы | Общее количество часов | Количество часов, отведенных на |
Контрольные работы | Практические работы | Проектную и исследовательскую деятельность |
1 | Введение | 1 | | | |
2 | Хозяйство России | 21 | 1 | 6 | 2 |
3 | Регионы России | 38 | 2 | 8 | 7 |
4 | География Ростовской области | 6 | | 1 | 1 |
5 | Россия в мире(заключение) | 2 | | | |
Календарно – тематическое планирование по географии
9 «А» класс
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | Дата | Дата |
план | факт |
| Введение | 1час | | |
1. | Что изучает экономическая география? | 1 | 03.09 | |
| Хозяйство России | 21 час | | |
2 | Развитие хозяйства | 1 | 07.09 | |
3 | Особенности экономики России. Выделение циклов в развитии экономики своего региона | 1 | 10.09 | |
4 | Учимся с «Полярной звездой» - 1. Реализуем проект: «Что мы оставим потомкам» | 1 | 14.09 | |
5 | Топливно – энергетический комплекс. Угольная промышленность | 1 | 17.09 | |
6 | Нефтяная промышленность | 1 | 21.09 | |
7 | Газовая промышленность Тренировочная практическая работа: «Составление схемы «Структура ТЭК» | 1 | 24.09 | |
8 | Электроэнергетика | 1 | 28.09 | |
9 | Чёрная металлургия | 1 | 01.10 | |
10 | Цветная металлургия Обучающая практическая работа: «Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии» | 1 | 05.10 | |
11 | Машиностроение Тренировочная практическая работа: «Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности» | 1 | 08.10 | |
12 | Химическая промышленность | 1 | 12.10 | |
13 | Лесопромышленный комплекс | 1 | 15.10 | |
14 | Сельское хозяйство. Растениеводство Обучающая практическая работа: «Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны» | 1 | 19.10 | |
15 | Сельское хозяйство. Животноводство | 1 | 22.10 | |
16 | Учимся с «Полярной звездой» - 2. Планируем деятельность. Работаем с информацией | 1 | 26.10 | |
17 | Транспортная инфраструктура | 1 | 29.10 | |
18 | Тренировочная практическая работа: «Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору)» | 1 | 09.11 | |
19 | Социальная инфраструктура | 1 | 12.11 | |
20 | Учимся с «Полярной звездой» - 3. Оценочная практическая работа: «Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности» | 1 | 16.11 | |
21 | Информационная инфраструктура | 1 | 19.11 | |
22 | Контрольная работа по теме: «Хозяйство России» | 1 | 23.11 | |
| Регионы России | 38 час | | |
| Европейская Россия | | | |
23 | Пространство Центральной России | 1 | 26.11 | |
24 | Центральная Россия: освоение территории и население | 1 | 30.11 | |
25 | Центральная Россия: хозяйство | 1 | 03.12 | |
26 | Оценочная практическая работа: «Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации» | 1 | 07.12 | |
27 | Учимся с «Полярной звездой» - 4. Работаем с текстом | 1 | 10.12 | |
28 | Москва – столица России - проект | 1 | 14.12 | |
29 | Пространство Северо – Запада | 1 | 17.12 | |
30 | Северо – Запад: «окно в Европу» | 1 | 21.12 | |
31 | Северо – Запад: хозяйство | 1 | 24.12 | |
32 | Санкт – Петербург – культурная столица России Тренировочная практическая работа: «Создаем электронную презентацию «Санкт-Петербург — вторая столица России» | 1 | 28.12 | |
33 | Пространство Европейского Севера | 1 | 11.01 | |
34 | Европейский Север: освоение территории и население | 1 | 14.01 | |
35 | Европейский Север: хозяйство и проблемы | 1 | 18.01 | |
36 | Учимся с «Полярной звездой» - 5.Составляем карту. Обучающая практическая работа: «Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт» | 1 | 21.01 | |
37 | Пространство Европейского Юга | 1 | 25.01 | |
38 | Европейский Юг: население | 1 | 28.01 | |
39 | Европейский Юг: освоение территории и хозяйство Обучающая практическая работа: «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт» | 1 | 01.02 | |
40 | Учимся с «Полярной звездой» - 6. Разрабатываем проект: «Развитие рекреации на Северном Кавказе» | 1 | 04.02 | |
41 | Пространство Поволжья | 1 | 08.02 | |
42 | Поволжье: освоение территории и население | 1 | 11.02 | |
43 | Поволжье: хозяйство и проблемы | 1 | 15.02 | |
44 | Учимся с «Полярной звездой» - 7. Готовимся к дискуссии: «Экологические проблемы Поволжья» | 1 | 18.02 | |
45 | Пространство Урала Тренировочная практическая работа: «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала» | 1 | 22.02 | |
46 | Урал: население и города | 1 | 25.02 | |
47 | Урал: освоение территории и хозяйство | 1 | 01.03 | |
48 | Учимся с «Полярной звездой» - 8.Анализируем ситуацию: «Специфика проблем Урала» | 1 | 04.03 | |
49 | Контрольная работа по теме: «Европейская Россия» | 1 | 11.03 | |
| Азиатская Россия | | | |
50 | Пространство Сибири | 1 | 15.03 | |
51 | Сибирь: освоение территории, население и хозяйство | 1 | 18.03 | |
52 | Западная Сибирь Тренировочная практическая работа: «Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири» | 1 | 22.03 | |
53 | Восточная Сибирь Обучающая практическая работа: «Создание (описание) образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы» | 1 | 05.04 | |
54 | Учимся с «Полярной звездой» - 9. Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге» | 1 | 08.04 | |
55 | Пространство Дальнего Востока Обучающая практическая работа: «Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт)» | 1 | 12.04 | |
56 | Дальний Восток: освоение территории и население | 1 | 15.04 | |
57 | Дальний Восток: хозяйство | 1 | 19.04 | |
58 | Дальний Восток: хозяйство и перспективы | 1 | 22.04 | |
59 | Учимся с «Полярной звездой» - 10. Разрабатываем проект: «Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку» | 1 | 26.04 | |
60 | Контрольная работа по теме: «Азиатская Россия» | 1 | 29.04 | |
| География Ростовской области | 6 час | | |
61 | Особенности ЭГП Ростовской области | 1 | 03.05 | |
62 | Население. Города | 1 | 06.05 | |
63 | Оценочная практическая работа: «Составление туристического маршрута по природным и историческим местам родного края» | 1 | 10.05 | |
64 | Особенности хозяйства. Промышленность | 1 | 13.05 | |
64 | АПК Ростовской области | 1 | 17.05 | |
66 | Транспорт. Внешние экономические связи Ростовской области | 1 | 20.05 | |
| Россия в мире (заключение) | 1 час | | |
67 | Россия в мире. Обобщение и подведение итогов | 1 | 24.05 | |
Календарно – тематическое планирование по географии
9 «М» класс
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | Дата | Дата |
план | факт |
| Введение | 1час | | |
1. | Что изучает экономическая география? | 1 | 01.09 | |
| Хозяйство России | 21 час | | |
2 | Развитие хозяйства | 1 | 07.09 | |
3 | Особенности экономики России. Выделение циклов в развитии экономики своего региона | 1 | 08.09 | |
4 | Учимся с «Полярной звездой» - 1. Реализуем проект: «Что мы оставим потомкам» | 1 | 14.09 | |
5 | Топливно – энергетический комплекс. Угольная промышленность | 1 | 15.09 | |
6 | Нефтяная промышленность | 1 | 21.09 | |
7 | Газовая промышленность Тренировочная практическая работа: «Составление схемы «Структура ТЭК» | 1 | 22.09 | |
8 | Электроэнергетика | 1 | 28.09 | |
9 | Чёрная металлургия | 1 | 29.09 | |
10 | Цветная металлургия Обучающая практическая работа: «Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии» | 1 | 05.10 | |
11 | Машиностроение Тренировочная практическая работа: «Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности» | 1 | 06.10 | |
12 | Химическая промышленность | 1 | 12.10 | |
13 | Лесопромышленный комплекс | 1 | 13.10 | |
14 | Сельское хозяйство. Растениеводство Обучающая практическая работа: «Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны» | 1 | 19.10 | |
15 | Сельское хозяйство. Животноводство | 1 | 20.10 | |
16 | Учимся с «Полярной звездой» - 2. Планируем деятельность. Работаем с информацией | 1 | 26.10 | |
17 | Транспортная инфраструктура | 1 | 27.10 | |
18 | Тренировочная практическая работа: «Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору)» | 1 | 09.11 | |
19 | Социальная инфраструктура | 1 | 10.11 | |
20 | Учимся с «Полярной звездой» - 3. Оценочная практическая работа: «Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности» | 1 | 16.11 | |
21 | Информационная инфраструктура | 1 | 17.11 | |
22 | Контрольная работа по теме: «Хозяйство России» | 1 | 23.11 | |
| Регионы России | 38 час | | |
| Европейская Россия | | | |
23 | Пространство Центральной России | 1 | 24.11 | |
24 | Центральная Россия: освоение территории и население | 1 | 30.11 | |
25 | Центральная Россия: хозяйство | 1 | 01.12 | |
26 | Оценочная практическая работа: «Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации» | 1 | 07.12 | |
27 | Учимся с «Полярной звездой» - 4. Работаем с текстом | 1 | 08.12 | |
28 | Москва – столица России - проект | 1 | 14.12 | |
29 | Пространство Северо – Запада | 1 | 15.12 | |
30 | Северо – Запад: «окно в Европу» | 1 | 21.12 | |
31 | Северо – Запад: хозяйство | 1 | 22.12 | |
32 | Санкт – Петербург – культурная столица России Тренировочная практическая работа: «Создаем электронную презентацию «Санкт-Петербург — вторая столица России» | 1 | 28.12 | |
33 | Пространство Европейского Севера | 1 | 29.12 | |
34 | Европейский Север: освоение территории и население | 1 | 11.01 | |
35 | Европейский Север: хозяйство и проблемы | 1 | 12.01 | |
36 | Учимся с «Полярной звездой» - 5.Составляем карту. Обучающая практическая работа: «Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт» | 1 | 18.01 | |
37 | Пространство Европейского Юга | 1 | 19.01 | |
38 | Европейский Юг: население | 1 | 25.01 | |
39 | Европейский Юг: освоение территории и хозяйство Обучающая практическая работа: «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт» | 1 | 26.01 | |
40 | Учимся с «Полярной звездой» - 6. Разрабатываем проект: «Развитие рекреации на Северном Кавказе» | 1 | 01.02 | |
41 | Пространство Поволжья | 1 | 02.02 | |
42 | Поволжье: освоение территории и население | 1 | 08.02 | |
43 | Поволжье: хозяйство и проблемы | 1 | 09.02 | |
44 | Учимся с «Полярной звездой» - 7. Готовимся к дискуссии: «Экологические проблемы Поволжья» | 1 | 15.02 | |
45 | Пространство Урала Тренировочная практическая работа: «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала» | 1 | 16.02 | |
46 | Урал: население и города | 1 | 22.02 | |
47 | Урал: освоение территории и хозяйство | 1 | 01.03 | |
48 | Учимся с «Полярной звездой» - 8.Анализируем ситуацию: «Специфика проблем Урала» | 1 | 02.03 | |
49 | Контрольная работа по теме: «Европейская Россия» | 1 | 09.03 | |
| Азиатская Россия | | | |
50 | Пространство Сибири | 1 | 15.03 | |
51 | Сибирь: освоение территории, население и хозяйство | 1 | 16.03 | |
52 | Западная Сибирь Тренировочная практическая работа: «Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири» | 1 | 22.03 | |
53 | Восточная Сибирь Обучающая практическая работа: «Создание (описание) образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы» | 1 | 05.04 | |
54 | Учимся с «Полярной звездой» - 9. Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге» | 1 | 06.04 | |
55 | Пространство Дальнего Востока Обучающая практическая работа: «Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт)» | 1 | 12.04 | |
56 | Дальний Восток: освоение территории и население | 1 | 13.04 | |
57 | Дальний Восток: хозяйство | 1 | 19.04 | |
58 | Дальний Восток: хозяйство и перспективы | 1 | 20.04 | |
59 | Учимся с «Полярной звездой» - 10. Разрабатываем проект: «Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку» | 1 | 26.04 | |
60 | Контрольная работа по теме: «Азиатская Россия» | 1 | 27.04 | |
| География Ростовской области | 6 час | | |
61 | Особенности ЭГП Ростовской области | 1 | 03.05 | |
62 | Население. Города | 1 | 04.05 | |
63 | Оценочная практическая работа: «Составление туристического маршрута по природным и историческим местам родного края» | 1 | 10.05 | |
64 | Особенности хозяйства. Промышленность | 1 | 11.05 | |
64 | АПК Ростовской области | 1 | 17.05 | |
66 | Транспорт. Внешние экономические связи Ростовской области | 1 | 18.05 | |
| Россия в мире (заключение) | 2 час | | |
67 | Россия в мире. | 1 | 24.05 | |
68 | Обобщение и подведение итогов | 1 | 25.05 | |
Контрольный работа по географии 9 класс
1. Определите правильное значение площади Российской Федерации (в млн.кв.км.):
а) 12,0; б) 14,8; в) 17,1; г) 22,1.
2. Укажите страны, с которыми Россия имеет только морские границы:
а) Грузия, Казахстан; в) КНДР, Белоруссия;
б) Швеция, Турция; г) США, Япония.
3. Сколько республик входит в состав РФ?
а) 22; б) 8; в) 9; г) 4.
4. Сколько федеральных округов в России?
а) 9; б) 8; в) 6; г) 7.
5. Какая религия преобладает в республике Калмыкия?
а) ислам; б) христианство; в) буддизм; г) иудаизм.
6. Самый большой рост населения характерен для республики:
а) Калмыкия; б) Дагестан; в) Алтай; г) Мари Эл.
7. Укажи город-миллионер в России:
а) Ростов-на-Дону; б) Калининград; в) Томск; г) Ульяновск.
8.Крупнейшая ГЭС России построена на реке
а) Енисей; б) Дон; в) Обь; г) Лена.
9. Неисчерпаемые источники энергии:
а) энергия ветра; б) газ; в) нефть; г) уголь.
10. Какие полезные ископаемые преобладают на Кольском полуострове:
а) апатиты; б) каменный уголь; в) алмазы; г) золото.
11.Какой из перечисленных городов является центром автомобилестроения?
а) Сочи;б) Волгоград; в) Тольятти; г) Краснодар.
12. Основная нефтяная база России – это:
а) Северокавказская; б) Западно-Сибирская; в) Дальневосточная; г) Тимано-Печорская. 13. Большая часть электроэнергии России вырабатывается на:
а) ТЭС; б) ГЭС; в) АЭС; г) Ветроэнергетических установках.
14. Какой город европейской части России не является металлургическим центром?
а) Старый Оскол; б) Липецк; в) Ростов-на-Дону; г) Череповец.
15. Установите соответствие между субъектом РФ и его центром:
1) Татарстан А. Грозный
2) Кабардино-Балкария Б. Якутск
3) Республика Саха(Якутия) В. Казань
4) Чеченскаяреспулика Г. Нальчик
16. Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения в 2007 г. Ответ запишите в виде числа.
годы | Число родившихся | Число умерших |
1989 | 10,8 | 14,5 |
1994 | 9,8 | 15,8 |
2007 | 11,6 | 14,6 |
_______________________
17. Почему в Братске построен алюминиевый завод?
Контрольный работа по географии 9 класс
1. Какое место в мире по численности населения занимает Россия в мире?
а) 3; б) 7; в) 10; г) 9.
2. С каким государством Россия имеет самую протяжённую сухопутную границу?
а) с Китаем; в) с Украиной;
б) с Казахстаном; г) с Узбекистаном.
3. Сколько областей входит в состав РФ?
а) 21; б) 46; в) 83; г) 11.
4.Самая большая республика в России:
а) Карелия; б) Коми; в) Саха-Якутия; г) Тыва.
5. Какая религия преобладает в Чеченскойреспублике?
а) ислам; б) христианство; в) буддизм; г) иудаизм.
6. Доля городского населения в России составляет:
а) 75%; б) 50%; в) 25%; г) 2%.
7. Какие полезные ископаемые преобладают в Западной Сибири:
а)нефть и газ; б) графиты и асбест; в) апатиты и фосфориты; г) железные и медные руды.
8. Укажи город-миллионер в России:
а) Ростов-на-Дону; б) Калининград; в) Краснодар; г) Ульяновск.
9.На этой электростанции вырабатывают электроэнергию и тепло:
а) ГЭС; б) ТЭЦ; в) АЭС; г) ТЭС.
10. Неисчерпаемый источник энергии- это:
а) энергия солнца; б) газ; в) нефть; г) уголь.
11. Какой из перечисленных городов является центром автомобилестроения?
а) Тольятти ; б) Тула; в) Рязань; г) Ставрополь
12. На какую базу приходится основное количество добываемого газа России?
а) на Тимано-Печорскую; б) на Дальневосточную; в) на Западно-Сибирскую; г) на Оренбургско-Астраханскую.
13. На какой реке создан каскад ГЭС в Европейской части России?
а) Волга; б) Дон; в) Печора; г) Северная Двина.
14. Крупнейшим в мире месторождением железной руды, расположенном на территории России, является:
а) КМА; б) Таштагол; в) Качканарское; г) Таёжное.
15. Установите соответствие между субъектом РФ и его центром:
1) Забайкальский край А. Нарьян-Мар
2) Ненецкий А.О. Б. Екатеринбург
3) Республика Дагестан В. Чита
4) Свердловская область Г. Махачкала
16. Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения в 2012 г. Ответ запишите в виде числа.
годы | Число родившихся | Число умерших |
1989 | 10,8 | 14,5 |
1994 | 9,8 | 15,8 |
2012 | 13,3 | 13,3 |
________________
17. Почему в Липецке находится крупный центр чёрной металлургии?
Контрольная работа по географии. 9 класс
Часть А содержит 12 заданий (А1-А12) с выбором ответа. К каждому заданию дается четыре варианта ответа,
только один из них верный. Запишите число, соответствующее выбранному ответу.
А1.Какое утверждение о географическом положении России является верным?
1)Россия граничит с Грузией, Арменией, Азербайджаном.
2)Крайняя материковая северная точка России является крайней точкой Евразии.
3)Моря России относятся к бассейнам всех четырех океанов.
4)Самую протяженную сухопутную границу Россия имеет с Китаем.
А2. Какое утверждение о народах России является верным?
1)Россия - самая многонациональная страна в мире.
2)Карелы и коми относятся к индоевропейской языковой семье.
3)Татары - второй по численности народ России.
4)Калмыки и удмурты исповедуют ислам.
А3.Буддизм-религия большинства верующего населения республики:
Татарстан
Башкортостан
Бурятия
Адыгея
А4. Наибольшая доля горожан в структуре населения характерна:
1)Магаданская область
2)Ставропольский край
3)Тамбовская область
4)Республика Калмыкия
А5. Какая отрасль хозяйства относится к производственной сфере экономики?
1)рекреационное
2)управление
3)обслуживания
4)сельское хозяйство
А6.Какое соответствие «электростанция-тип электростанции» является верным?
1)Братская - тепловая электростанция
2)Саянно – Шушенская – гидроэлектростанция.
3)Паужетская-атомная электростанция
4)Билибинская – геотермальная электростанция.
А7. Лидером по добыче нефти в России является:
1)Татарстан
2)Ханты-Мансийский автономный округ
3)Ямало - Ненецкий автономный округ
4)Башкортостан
А8. Какое утверждение о промышленности России является верным?
1)Заводы по производству с/х техники размещаются в районах добычи железной руды.
2)Наиболее трудоёмкими производствами машиностроения являются приборостроение, электроника и электротехника
3)Размещение предприятий по выплавке алюминия ориентировано на источники сырья.
4)Наибольшая доля производства электроэнергии в России приходится на АЭС
А9. Для размещения предприятий по выплавке алюминия ведущее значение имеет фактор
1)водный
2)транспортный
3)энергетический
4)трудовых ресурсов
А10.Наибольшее количество предприятий автомобилестроения сосредоточено в:
1).Поволжье
2)Ц. России
3)Северном Кавказе
4)Дальнем Востоке
А11. Производство азотных удобрений развивается вблизи предприятий:
1)Черной металлургии полного цикла
2)Алюминиевой промышленности
3) Медеплавильной промышленности
4).Передельной металлургии
А12.Добыча калийной соли в России в основном производится в:
1)Западной Сибири
2)Урале
3)Дальнем Востоке
4)Восточной Сибири
ЧАСТЬ В
В1. Установите соответствие между республикой РФ и её столицей.
1.Бурятия А.Элиста
2.Калмыкия Б.Казань
3.Башкортостан В.Улан-Удэ
4.Татарстан Г. Уфа
В2. Установите соответствие между морским портом и морем, на побережье которого он расположен.
1.Архангельск А. Баренцево
2. Туапсе Б. Белое
3.Мурманск В.Японское
4.Владивосток Г. Черное
В3. Из предложенного списка выберите три города- миллионера
1.Ульяновск
2.Нижний Новгород
3.Оренбург
4.Санкт – Петербург
5. Челябинск
6.Ставрополь
В4. Из предложенного списка городов выберите три центра автомобилестроения
1.Тольятти
2.Волгоград
3.Новокузнецк
4.Ижевск
5.Петрозаводск
6.Ульяновск
В5. Из предложенного списка выберите три региона РФ, специализирующихся на молочном животноводстве
1.Республика Дагестан
2.Смоленская область
3.Вологодская область
4.Астраханская область
5.Тверская область
6.Республика Калмыкия
ЧАСТЬ С
С1. Чем объяснить размещение в г. Липецке производства тракторов и тракторных культиваторов? ( АО « Липецкий тракторный завод»)
Контрольная работа по географии. 9 класс
Часть А содержит 12 заданий (А1-А12) с выбором ответа. К каждому заданию дается четыре варианта ответа, только один из них верный. Запишите число, соответствующее выбранному ответу.
А1.Какое утверждение о географическом положении России является верным?
1.Россия граничит с Эстонией, Латвией, Литвой.
2.Крайняя восточная точка России имеет восточную долготу.
3. Моря России относятся к бассейнам всех четырех океанов.
4.Самую протяженную сухопутную границу Россия имеет с Монголией.
А2. В каком из регионов России структура населения отличается наибольшей долей горожан?
1.Архангельской области
2.Республике Калмыкия
3.Саратовской области
4.Республикне Дагестан
А3. Естественный прирост населения – это:
1.увеличение численности населения в результате увеличения рождаемости
2. разность между числом родившихся и умерших на одну тысячу жителей.
3. увеличение численности населения в результате иммиграции
4.разностьмежду числом иммигрантов и эмигрантов на одну тысячу жителей.
А5. Какая из перечисленных отраслей относится к непроизводственной сфере экономики?
1.промышленность
2. образование
3. строительство
4.сельское хозяйство
А6. В структуре топливно-энергетического комплекса России основная часть электроэнергии производится на:
1.АЭС
2.ТЭС
3. ПЭС
4.ГЭС
А7.Лидером по добыче природного газа в России является:
1.Ставропольский край
2.Ханты-Мансийский АО
3.Ямало-Ненецкийс АО
4.Астраханская область
А8.Какое утверждение о цветной металлургии России является верным?
1.По количеству производимого металла цветная металлургия превосходит черную металлургию.
2. Руды цветных металлов отличаются высоким содержанием металла
3.Исторически первым районом цветной металлургии был Урал
4.Большая часть выплавки алюминия приходится на европейскую территорию.
А9. Транспортный фактор сыграл решающую роль при создании металлургического комбината полного цикла в:
1.Липецке
2.Череповце
3.Новокузнецке
4.Магнитогорске
А10.На размещение какой из перечисленных отраслей машиностроительного комплекса наибольшее влияние оказал сырьевой фактор (металлоемкости)
1.авиастроение
2.автомобилестроение
3.производство горно-шахтного оборудования
4.электронное машиностроение
А11.Какое соответствие «промышленный центр-отрасль химической промышленности» является верным?
1.Кемерово-производство калийных удобрений.
2.Невинномыск-производство азотных удобрений.
3.Липецк-производство фосфорных удобрений
4.Норильск- производство синтетического каучука.
А12.Укажите зерновую культуру, потребность в которой удовлетворяется в РФ в основном за счет импорта:
1.пшеница
2.овес
3.рис
4.ячмень
Часть В.
В1. Установите соответствие между республикой РФ и ее столицей
Республика Столица
1.Татарстан А. Сыктывкар
2.Карелия Б. Уфа
3.Коми В.Петрозаводск
4.Башкортостан Г.Казань
В2. Установите соответствие между народом и языковой семьей, к которой он относится.
Народ Языковая семья
1.ингуши А.северокавказская
2.коми Б.индоевропейская
3.буряты В.уральско-юкагирская
4.русские Г.алтайская
В3.Из предложенного ниже списка городов выберите три центра черной металлургии.
1.Братск 4.Норильск
2.Магниторгск 5.Липецк
3.Нижний Тагил 6.Краснотуринск
В4. Из предложенного списка выберите три региона, специализирующихся на овцеводстве
1.Республика Дагестан 4.Ставропольский край
2.Смоленская область 5.Тверская область
3.Вологодская область 6.Читинская область
В5. Установите соответствие между морским портом основными видами продукции, экспортируемыми через него.
Морской порт Экспортная продукция
1.Архангельск А.нефть
2.Новороссийск Б.апатиты, цветные металлы
3.Мурманск В.лес
Часть С
С1. Что, кроме наличия электроэнергии (Архангельская ТЭС), повлияло на размещение целлюлозно-бумажного комбината в г. Новодвинске?
52