СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана, примерной программы основного общего образования по географии //Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.-2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75. – (Стандарты второго поколения)// с учетом авторской программы « Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин», 2012.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа»
города Кирсанова Тамбовской области
РАССМОТРЕНА
на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла
Протокол №1 от 26.08.2016 года
СОГЛАСОВАНА
Методическим советом
Протокол № 1 от 29.08.2016 года
УТВЕРЖДЕНА
приказом по школе
№250/1 от 30.08.2016 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_ по ГЕОГРАФИИ
(название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
для 9 классов
на 2016-2017 учебный год
учителя географии Тюриной Жанны Алексеевны______
(должность, Ф.И.О. педагога)
Пояснительная записка
1.Цели и задачи.
Главная цель курса формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства..
Основные задачи:
образовательные:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
воспитательные:
воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родной страны и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;
воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;
коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
развивающие:
развитие интеллектуальных особенностей личности;
различие способности личности справляться с различными задачами;
развитие коммуникативной компетенции обучающихся.
2. Нормативно-правовые документы
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года;
2.Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
3. Приказ Минобразования России от 19.10.2009 № 427
«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
4. Приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
5. Приказ Минобразования России от 03.06.2008 № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
6. Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 года №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».
7. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы города Кирсанова (приказ № 75/1 от 28 августа 2013 года)
3. Сведения о программе.
Настоящая программа составлена на основе:
-письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана»;
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 года №1089);
- примерной программы основного общего образования по географии «География России» (VII – IX классы)/ Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. –М.: Дрофа, 2008;
- сборника «Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. География»- М: Просвещение, 2011;
- примерной программы основного общего образования по географии «География. Природа России». Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
4.Обоснование выбора.
Обоснованием выбора этой программы явилось то, что она полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Программа по географии сохраняет традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрывает неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, и учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.
5. Место и роль предмета в учебном плане.
Учебный план школы отводит в 9 классе - 70 часов, 2 часа в неделю.
6. Формы организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки).
7. Технологии обучения.
В данной программе используются следующие педагогические технологии:
1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.
2. Технология проектной деятельности.
3. Технология личностно-ориентированного обучения.
4. Новые информационные технологии.
5. Нетрадиционные формы организации уроков.
6. Здоровьесберегающая технология.
8.Механизмы формирования компетентности обучающихся.
В процессе реализации программы формируются ключевые и общепредметные компетенции.
Через мировоззрение, ценностные ориентиры обучающегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях формируются ценностно-смысловые компетенции. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции формируются посредством познания и опыта деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы, социальных, общественных явлений и традиций. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приемы решения учебно-познавательных проблем; функциональная грамотность формируют учебно-познавательные компетенции.
Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Через знание языков, способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями формируются коммуникативные компетенции.
Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами без безопасной жизнедеятельности личности.
9.Виды и формы контроля.
В ходе реализации программы осуществляются следующие виды контроля:
- текущий: тесты, самостоятельные работы, практические работы, сообщения;
- итоговый: контрольная работа, зачет, защита проектов и рефератов.
Для текущего и итогового контроля используются такие формы, как самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, тестирование, самостоятельные, контрольные, творческие работы, зачеты, контрольно-измерительные материалы.
10. Ожидаемые результаты обучения.
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать
• основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
• географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
• различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
11. Информация об используемом учебнике.
1. В.П.Дронов; И.И.Баринова; В.Я.Ром; А.А.Ложбанидзе «География России» - М.:Дрофа,2008.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение (1 ч)
Тема 1.Повторение и обобщение знаний о хозяйстве России, полученных в курсе географии 8 класса.
Инструктаж по ТБ при проведении уроков в кабинете географии.
Знать/понимать:
источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве;
методы получения, обработки, передачи и представления географической информации;
роль географической науки в решении практических задач страны;
основные географические понятия и термины;
выдающиеся географические открытия и путешествия.
Уметь:
формировать задачи экономической географии;
ориентироваться по карте;
читать карты, космические и аэрофотоснимки, статистических материалы.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления особенности задач ЭСГ России; чтение карт различного содержания.
Часть IV. Хозяйство России (продолжение) (19 ч)
Тема 1:Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Что такое топливно-энергетический комплекс. Для чего и как составляется топливно-энергетический баланс. Каковы проблемы развития российского ТЭК.
Знать/понимать:
состав и значение комплекса в развитии хозяйства;
связь с другими комплексами;
топливно-энергетический баланс;
современные проблемы ТЭК;
ТЭК и охрана окружающей среды.
Уметь:
анализировать экономические карты и статистические данные.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа карт и их сопоставления.
Тема 2:Топливная промышленность.
Нефтяная промышленность. Сколько нефти добывается в России. Где расположены основные нефтяные базы страны. Куда транспортируют и где перерабатывают российскую нефть. Как нефтяная промышленность влияет на окружающую среду.
Газовая промышленность. Сколько природного газа добывают в России. Где в России расположены основные базы добычи газа. Куда транспортируют российский газ. Как газовая промышленность влияет на окружающую среду.
Угольная промышленность. Сколько угля добывается в России. Где находятся основные базы добычи угля. Как угольная промышленность влияет на окружающую среду.
Знать/понимать:
роль нефти, газа и угля в современном мире по их запасам и добыче; основные современные и перспективные районы добычи;
способы добычи и транспортировки топлива, проблемы освоения основных месторождений.
Уметь:
использовать различные источники географических информации для составления характеристики одного из угольных и нефтяных бассейнов.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения на карте крупные месторождения нефти, газа, угля, важнейших газо- и нефтепроводов.
Практическая работа № 1. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Тема3. Практическая работа № 2. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Тема 4. Электроэнергетика. Сколько электроэнергии производится в России. Как размещаются электростанции различных типов. Как в России используются нетрадиционные источники энергии. Что такое энергосистемы и для чего они нужны. Как электроэнергетика влияет на окружающую среду.
Знать/понимать:
природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов;
природные условия и ресурсы - основа отраслей первичного сектора; рациональное природопользование;
производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития;
взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем;
влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране;
деятельность человека по использованию и охране почв;
стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей;
сохранение качества окружающей среды;
основные типы природопользования;
источники загрязнения окружающей среды;
экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования.
Уметь:
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов; адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Тема 5. Отрасли производящие конструкционные материалы и химические вещества. Состав, значение, связь с другими комплексами. Классификация конструкционных материалов.
Уметь:
приводить примеры конструкционных материалов.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:.
анализа карт России для определения типов территориальной структуры.
Тема 6.Металлургия. География черной металлургии. Что такое металлургия. Сколько черных металлов производится в России. Как размещаются металлургические предприятия. Где находятся основные районы производства черных металлов. Как черная металлургия влияет на окружающую среду.
Знать/понимать:
состав, место и значение в хозяйстве страны;
факторы размещения металлургических предприятий;
типы предприятий черной металлургии;
металлургические базы;
географию легких и тяжелых цветных металлов.
Уметь:
определять на карте металлургические базы и их центры;
использовать различные источники географической информации для составления характеристики баз;
показывать центры по выплавке цветных металлов.
Тема 7. География цветной металлургии. Сколько цветных металлов производится в России. Где размещаются предприятия цветной металлургии. Где находятся основные районы производства цветных металлов. Как цветная металлургия влияет на окружающую среду.
Знать/понимать:
состав, место и значение в хозяйстве страны;
факторы размещения металлургических предприятий;
типы предприятий цветной металлургии;
металлургические базы.
Уметь:
определять на карте металлургические базы цветных металлов и их центры; использовать различные источники географической информации для составления характеристики баз;
показывать центры по выплавке цветных металлов и объяснять факторы размещения;
определять меры по сохранению природы.
Практическая работа № 3. Составление сравнительной характеристики двух металлургических районов по материалам учебника, картам и статистическим материалам
Тема 8. Химическая промышленность. Что производит химическая промышленность. Чем химическая промышленность отличается от других отраслей.
Знать/понимать:
состав и значение в хозяйстве химической промышленности;
связь с другими отраслями;
основные химические базы;
специфичность химической промышленности;
значение химизации.
Тема 9. География химической промышленности. Как размещаются предприятия химической промышленности. Где находятся основные районы химической промышленности. Как химическая промышленность влияет на окружающую среду.
Уметь:
показывать важнейшие центры, приводить примеры по сохранению природы.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:.
анализа тематических карт.
Практическая работа № 4. Определение различий в специализации основных районов химической промышленности по картам и статистическим материалам.
Тема 10. Лесная промышленность. Сколько продукции лесной промышленности производится в России. Как размещаются предприятия лесной промышленности. Где находятся основные районы лесной промышленности. Как лесная промышленность влияет на окружающую среду.
Знать/понимать:
понятие машиностроение, его значение и отраслевой состав;
связь с другими отраслями;
особенности ВПК;
состав и значение комплекса, связь с другими отраслями;
факторы размещения машиностроительных предприятий.
Уметь:
объяснять роль машиностроения в современной экономике страны.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения главных районов и центров наукоемкого, трудоемкого, металлоемкого машиностроения и объяснять факторы размещения;
владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды.
Тема 11. Машиностроение. Сколько машин производится в России. Как размещаются предприятия машиностроения. Где находятся основные районы машиностроения. Как машиностроение влияет на окружающую среду.
Знать/понимать:
понятие машиностроение, его значение и отраслевой состав;
связь с другими отраслями;
особенности ВПК;
состав и значение комплекса, связь с другими отраслями.
Уметь:
объяснять роль машиностроения в современной экономике страны;
показывать главные районы и центры наукоемкого, трудоемкого, металлоемкого машиностроения.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения факторов размещения.
Тема 12. География машиностроения, факторы размещения.
Машиностроение, его значение и отраслевой состав. Связь с другими отраслями. Особенности ВПК. Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его конверсии.
Уметь:
объяснять роль машиностроения в современной экономике страны.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
того чтобы показывать главные районы и центры наукоемкого, трудоемкого, металлоемкого машиностроения и объяснять факторы размещения.
Тема 13. Пищевая и легкая промышленность. Чем пищевая и легкая промышленность отличаются от других отраслей хозяйства. Как размещаются предприятия пищевой и легкой промышленности. Где находятся основные районы пищевой и легкой промышленности. Как пищевая и легкая промышленность влияют на окружающую среду.
Знать/понимать:
значение, состав, факторы размещения, проблемы, география;
состав, место и значение в хозяйстве страны;
группировка отраслей по характеру использования сырья;
география важнейших отраслей;
проблемы легкой и пищевой промышленности в России
Уметь:
отличать специфику отраслей легкой и пищевой промышленности;
владеть элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
использование и сопоставление карт.
«Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги»
Тема 14. Состав и значение сферы услуг. Что такое услуги и какими они бывают. Как устроена сфера услуг. Как развита в России сфера услуг.
Знать/понимать:
состав, особенности входящих в него отраслей.
Уметь:
определять роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
того чтобы приводить примеры отраслей третичного сектора и называть проблемы его развития.
Тема 15. Роль и значение транспорта. Что такое транспортная система. Как учитывается роль различных видов транспорта в транспортной системе.
Сухопутный транспорт. Какой вид транспорта ведущий в России. Почему автомобильный транспорт недостаточно развит в России. Как железнодорожный и автомобильный транспорт влияют на окружающую среду.
Знать/понимать:
понятие коммуникационная система;
важнейшие транспортные пути, узлы;
проблемы и перспективы развития;
важнейшие транспортные магистрали и узлы.
Уметь:
определять роль транспорта в размещении населения и хозяйства;
преимущества и недостатки.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
использования и сопоставления карт.
Тема 16. Другие виды транспорта. Связь.
Водный транспорт. Каковы особенности морского транспорта России. Какой морской бассейн ведущий в морском транспорте страны. Что перевозят внутренним водным транспортом. Как водный транспорт влияет на окружающую среду.
Авиационный и трубопроводный транспорт. Связь. Каковы особенности авиационного транспорта России. Какова роль трубопроводного транспорта в транспортной системе. Как авиационный и трубопроводный транспорт влияют на окружающую среду. Какие бывают виды связи. Как в России развита связь.
Знать/понимать:
особенности водного транспорта и его значение в экономике страны;
проблемы морского транспорта России;
крупнейшие порты;
преимущества и недостатки других видов транспорта;
связь и ее роль в период развития НТР.
Уметь:
показывать по карте океанические бассейны, крупные порты, Северный морской путь, основные судоходные речные порты, транспортные пути.
Тема 17. Сфера обслуживания. Наука. Какова роль науки и образования в современном обществе. Какова география российской науки. Что такое наукограды.
Знать/понимать:
сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения;
географию жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в России;
социальную инфраструктура: ее состав и роль;
наука, ее состав место и роль в жизни современного общества;
города науки и технополисы.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
умения работать с разными источниками географической информации.
Тема 18. Жилищное и рекреационное хозяйство. Каковы особенности жилищного фонда России. Как россияне обеспечены жильем. Как жилой фонд размещен по территории страны. Что такое рекреационное хозяйство.
Знать/понимать:
жилищное и рекреационное хозяйство;
географические различия в обеспеченности россиян жильем.
Тема 19. Итоговый тест по «Хозяйство России»
Часть V. География крупных регионов России (48 ч)
Тема 1. Зачем районировать территорию страны. Что такое районирование. Как отличаются виды районирования.
Знать/понимать:
понятие районирование – важнейший метод изучения в географии;
виды районирования;
зоны России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера;
их особенности и проблемы.
Уметь:
объяснять значение районирования и зонирования России.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
того чтобы приводить примеры экономических районов, федеральных округов.
Тема 2. Общая характеристика Европейской России. Что такое Европейская Россия и каково ее географическое положение. Каковы особенности природы Европейской России. Чем характеризуются природные ресурсы, население и хозяйство этой части страны.
Знать/понимать:
основы формирования территории Российского государства;
специфику природы и ресурсный потенциал;
влияние природных условий ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Уметь:
давать оценку географическому положению региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения.
Тема 3. Европейский Север. Географическое положение. Почему Европейский Север освоен слабее своих соседей. В чем выгодны приморское положение района. Как влияют на развитие района особенности соседского положения.
Знать/понимать:
состав района;
специфику геополитического, эколого-географического положения и его влияние на формирования района.
Уметь:
давать оценку ГП района на природу, заселение и развитие хозяйства.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа экономических карт.
Тема 4. Природа Европейского Севера. Чем различается природа различных частей района. Чем богаты моря, омывающие Европейский Север.
Знать/понимать:
внутренние различия природы района: Кольско-Карельская и Двино- Печорская части, формирование их природы;
природные ресурсы и их использование;
моря Европейского Севера.
Уметь:
сравнивать характеристики двух частей района.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа физической карты.
Тема 5. Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. Каковы особенности современного населения района. Как заселялся и осваивался Европейский Север.
Знать/понимать:
влияние историко-географического фактора на население и его традиции, культуру и хозяйственное освоение района;
современное население, размещение, структура, демографические проблемы.
Уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, хозяйственную деятельность;
умение работать с разными источниками географической информации.
Тема 6. Хозяйство Европейского Севера. В чем главные особенности хозяйства Европейского Севера. Каковы ведущие отрасли промышленности района. Каковы экологические проблемы района.
Знать/понимать:
влияние историко-географического фактора на население и его традиции, культуру и хозяйственное освоение района;
современное население, размещение, структура, демографические проблемы.
Уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, хозяйственную деятельность;
умение работать с разными источниками географической информации.
Практическая работа № 5. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского района.
Тема 7. Северо-Западный район. Географическое положение. Каковы главные черты географического положения района. Как влияло на развитие района его столичное положение.
Знать/понимать:
состав района;
особенности географического, экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения и их влияние на формирование района на разных этапах развития.
Уметь:
давать оценку ГП района для его формирования и развития.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа экономических карт.
Тема 8. Природа Северо-Запада. С чем связаны особенности природы Северо-Запада. Какими природными ресурсами богат район.
Знать/понимать:
специфику природы района;
действие оледенения;
природные ресурсы, их размещение и использование.
Уметь:
объяснять специфику природы района, роль городов в размещении населения и формировании культур.
Тема 9. Население и хозяйственное освоение Северо-Запада. Сколько людей проживает в Европейском Северо-Западе. Как заселялся и обживался район.
Знать/понимать:
Северо-Запад –район древнего заселения;
качество жизни населения.
Уметь:
показывать на карте основные районы освоения Северо-Запада России.
Тема 10. Хозяйство Северо-Запада. Как на хозяйство района влияет его приморское положение. Какую роль в хозяйстве страны играет промышленность Северо-Запада. Какая отрасль – ведущая в сельском хозяйстве района. Какова экологическая ситуация в районе.
Тема 11. Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо –Запада.
Знать/понимать:
Санкт- Петербург –северная столица России: история создания, радиально-дуговая структура города;
функциональные зоны города;
Санкт-Петербургская агломерация.
Уметь:
составлять характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации и ее форм представления.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
работы с различными источниками географической информации.
Тема 12. Центральная Россия. Географическое положение. Каков состав Центральной России. Какова главная черта географического положения района. Как влияет на развитие района столичность положения.
Знать/понимать:
состав территории;
преимущества ГП;
факторы формирования района в различное время;
столичное положение района после распада СССР.
Уметь:
анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района.
Тема 13. Природа Центральной России. Как различаются природные
условия в Центральной России. Какими природными ресурсами богат район.
Знать/понимать:
особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов;
Уметь:
приводить примеры факторов способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его.
Тема 14. Население и хозяйственное освоение Центральной России. Сколько людей живет в Центральной России. Как размещается городское и сельское население района. Какие народы населяют район. Как осваивался и заселялся район.
Знать/понимать:
ЦР-ядро формирования русского народа.
качество жизни населения, демографические проблемы.
Уметь:
приводить примеры факторов способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
того чтобы называть и показывать главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы, учебное исследование по картам.
Практическая работа № 6. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.
Тема 15. Московская столичная агломерация.. Москва –столица РФ, представитель России на мировой арене. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва –крупнейший транспортный узел.
Уметь:
сравнивать планировку Москвы и С-П. Н. учебное исследование по картам
Тема 16. Хозяйство Центральной России. Чем отличается хозяйство Центральной России. Какие отрасли промышленности развиты в районе. Каково внутреннее различие сельского хозяйства Центральной России. Каковы экологические проблемы района.
Знать/понимать:
наукоемкую специализацию района;
ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в с/х;
проблемы и перспективы развития хозяйства.
Уметь:
составлять характеристику территории, используя различные источники информации и формы ее представления.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследований по картам.
Тема 17.Европейский Юг. Географическое положение. Каковы главные особенности географического положения района. Как влияют на природу и хозяйство Европейского Юга омывающие его моря.
Знать/понимать:
состав района;
особенности географического положения, его влияние на природу; хозяйственное развитие района и геополитические интересы России;
историко-географические этапы развития района.
Уметь:
объяснять уникальность района;
достоинства и сложность ГП района, роль Европейского Юга в геополитических интересах России.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
сопоставление карт атласа.
Тема 18. Природа Европейского Юга. Чем определяются особенности природы Европейского Юга. Каково главное природное богатство района.
Знать/понимать:
специфику природы района (природный амфитеатр);
природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Уметь:
устанавливать связи между компонентами природы;
выявлять и анализировать условия для рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
пользования различными источниками информации.
Практическая работа № 7. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
Тема 19. Население и хозяйственное освоение Европейского Юга. Почему население Европейского Юга быстро увеличивается. Где проживает большинство населения Европейского Юга. Какие народы проживают на Европейском Юге. В чем заключаются социальные проблемы Европейского Юга. Как заселялся и осваивался Европейский Юг.
Знать/понимать:
численность населения;
основные проблемы естественного прироста;
самый многонациональный район;
структуру населения, традиции, культура, промыслы коренных народов;
качество жизни населения;
важнейшие отрасли хозяйства и их главные центры.
Уметь:
вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
объяснять причины многочисленности и многонациональности населения района.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
узнавания географических объектов и явления по их признакам.
Тема 20.Хозяйство Европейского Юга. В чем особенности хозяйства Европейского Юга. Какая отрасль главная в хозяйстве района. Какие отрасли промышленности развиты на Европейском Юге. Почему Европейский Юг главный курортный район страны. Каковы экологические проблемы района.
Уметь:
приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды и ее влияние на формирование культуры народов;
специализацию района, географию важнейших отраслей и место района в географическом разделении труда;
приводить примеры основных экономических и социальных проблем района, объяснять их причины.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
узнавания географических объектов и явления по их признакам.
Тема 21. Поволжье. Географическое положение. В чем главные особенности физико-географического положения района. В чем главные особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения района.
Знать/понимать:
состав района;
основные историко-географические этапы формирование района.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения по картам природных ресурсов района.
Тема 22. Природа Поволжья. Как географическое положение влияет на природу Поволжья. Какие природные ресурсы Поволжья наиболее ценные. Какие неблагоприятные природные явления характерны для Поволжья.
Знать/понимать:
специфику природы: рельеф, климат, природные ресурсы и ПЗ.
Уметь:
составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения по картам природных ресурсов района.
Тема 23. Практическая работа № 8. Экологические и водные проблемы Волги – оценки и пути решения.
Уметь: работать с к/к.
Тема 24.Население и хозяйственное освоение Поволжья. Сколько людей живет в Поволжье. Как размещено население по территории Поволжья. Какие народы заселяют Поволжье. Как заселялось и осваивалось Поволжье.
Знать/понимать:
численность, естественный прирост населения;
миграции;
специфику расселения;
города, качество жизни;
историю заселения района;
особенности размещения населения.
Уметь:
показывать по картам крупные города.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
работы с картами; картографической грамотности.
Тема 25.Хозяйство Поволжья. В чем особенности хозяйства Поволжья. Какие отрасли промышленности развиты в Поволжье. Что производит сельское хозяйство района. Каковы экологические проблемы района.
Знать/понимать:
географию важнейших отраслей хозяйства;
особенности его территориальной организации;
внутренние природно-хозяйственные различия.
Уметь:
определять по картам основные с/х районы и сравнивать их.
Тема 26.Урал. Географическое положение. Какова главная черта географического положения Урала. Как географическое положение влияет на развитие района.
Знать/понимать:
состав района;
основные историко-географические этапы формирования района.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
работы с картами; картографической грамотности.
Тема 27.Природа Урала. Как пограничность проявляется в особенностях природы Урала. Почему столь разнообразны природные ресурсы Урала.
Знать/понимать:
специфику природы Урала: рельеф, климат, природные зоны и природные ресурсы.
Уметь:
по карте определять ГП района;
показывать формы рельефа, объяснять различия в природе Урала.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
работы с картами; картографической грамотности.
Тема 28.Население и хозяйственное освоение Урала. Сколько людей живет на Урале. Как размещено население по территории Урала. Какие народы населяют Урал. Как заселялся и осваивался Урал.
Знать/понимать:
численность населения;
естественный прирост населения;
миграции;
специфику расселения;
города, качество жизни;
территориальную структура агломераций;
особенности размещения населения.
Уметь:
объяснять этническую пестроту и проблемы населения;
показывать по картам крупные города.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
работы с картами; картографической грамотности.
Тема 29. Хозяйство Урала. Каковы особенности хозяйства Урала. Какие отрасли промышленности, ведущие в хозяйстве района. Как на Урале развито сельское хозяйство. Какова экологическая ситуация на Урале.
Знать/понимать:
географию важнейших отраслей хозяйства;
особенности его территориальной организации;
проблемы района.
Уметь:
объяснять проблемы развития хозяйства.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
работы с картами; картографической грамотности.
Практическая работа № 9. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем
Тема 30. Итоговый тест по теме «Западный макрорегион»
Тема 31.Азиатская Россия. Географическое положение. Каковы особенности геополитического положения и природных условий Азиатской России. Какие природные ресурсы Азиатской России используются наиболее активно.
Знать/понимать:
различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения;
особенности ГП Азиатской части.
Уметь:
показывать по карте районы Азиатской части.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
работы с картами; картографической грамотности.
Тема 32. Западная Сибирь. Географическое положение. Как географическое положение влияет на ее природу и хозяйство. Чем определяется геополитическое положение района.
Знать/понимать:
состав района;
факторы формирования района
особенности ГП;
этапы формирования района.
Уметь:
определять по картам ЭГП Западной Сибири.
. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследований по картам, решение географических задач.
Тема 33. Природа Западной Сибири. Какой рельеф преобладает в Западной Сибири. Какие факторы влияют на климат района. Почему в Западной Сибири много болот. Сколько природных зон в Западной Сибири. Какими природными ресурсами богата Западная Сибирь.
Знать/понимать:
специфику природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы;
своеобразие природы Западной Сибири.
Уметь:
показывать и отличать на картах природные ресурсы Западной Сибири.
. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследований по картам, решение географических задач.
Тема 34. Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. Сколько людей живет в Западной Сибири. Как осваивалась Западная Сибирь.
Знать/понимать:
системность, естественный прирост, миграции;
национальный состав, культуру;
особенности размещения населения;
географию важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.
Уметь:
показывать на карте крупные города;
прогнозировать развитие хозяйства в будущем.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследований по картам, решение географических задач.
Практическая работа № 10. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека
Тема 35.Хозяйство Западной Сибири. В чем особенности хозяйства Западной Сибири. Какие отрасли промышленности главные в хозяйстве района. Где производится основная часть сельскохозяйственной продукции района. Каковы экологические проблемы Западной Сибири.
Знать/понимать:
отрасли специализации района.
Уметь:
показывать на карте крупные города; прогнозировать развитие хозяйства в будущем.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследований по картам, решение географических задач.
Тема 36.Север Восточной Сибири. Географическое положение. Каковы главные особенности физико-географического положения района. Как оценивается экономико-географическое и геополитическое положение района.
Знать/понимать:
состав района;
особенности ГП;
факторы формирования района.
Уметь:
оценивать особенности ГП района.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
работы с к/к, географической грамотности.
Тема 37. Природа Севера Восточной Сибири. Каковы особенности рельефа Восточной Сибири. Почему в Восточной Сибири резко континентальный климат. Куда впадают реки Восточной Сибири. Сколько в районе природных зон. Какими природными ресурсами богата Восточная Сибирь.
Знать/понимать:
специфику природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Уметь:
прогнозировать развитие хозяйства в будущем;
оценивать обеспеченность природными ресурсами;
работать с к/к.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
работы с к/к, географической грамотности.
Тема 38. Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири. Каково население района и как оно размещается. Какие народы проживают в Восточной Сибири. Как заселялась и осваивалась Восточная Сибирь.
Знать/понимать:
специфику расселения, численность, естественный прирост, миграции, культуру и традиции;
влияние особенностей природы на жизнь и хоз. деятельность людей.
Уметь:
по картам определять особенности размещения населения.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
работы с к/к, географической грамотности.
Тема 39. Хозяйство Севера Восточной Сибири. Каковы особенности хозяйства района. Какие отрасли промышленности развиты в Восточной Сибири. В чем особенности сельского хозяйства района. В каких частях района наиболее остры экологические проблемы.
Знать/понимать:
географию важнейших отраслей хозяйства;
особенности территориальной организации;
географические аспекты основных экономических проблем района; специфику размещения важнейших отраслей хозяйства.
Уметь:
давать оценку природным ресурсам края.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследований по картам, решение географических задач.
Практическая работа № 11. Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение. Природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.
Тема 40.Южная Сибирь. Факторы формирования района. Состав района. Особенности ЭГП. Факторы формирования района. Историко-географические этапы формирования района. Отличительные черты природы.
Знать/понимать:
специфику размещения важнейших отраслей хозяйства.
Уметь:
давать оценку природным ресурсам края.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследований по картам, решение географических задач.
Тема 41. Кузнецко- Алтайский подрайон. Состав подрайона. Особенности развития хозяйства.
Знать/понимать:
специфику ГП и отраслей специализации района;
история заселения районов.
Уметь:
вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
работы с различными источниками информации.
Тема 42. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Состав подрайона. Особенности ЭГП. Население и развитие хозяйства.
Уметь:
давать сравнительную характеристику подрайонов.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа карт, сопоставление карт атласа.
Тема 43. Дальний Восток. Географическое положение. Каковы особенности физико-географического положения Дальнего Востока. Как географическое положение влияет на развитие Дальнего Востока.
Знать/понимать:
состав района;
особенности ЭГП и геополитического положения района;
основные факторы формирования района;
особенности географического и геополитического положения;
свободные экономические зоны Дальнего Востока- проблемы и перспективы развития.
Уметь:
прогнозировать развитие экономики района;
сравнивать географические объекты и явления.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследований по картам, решение географических задач.
Тема 44.Природа Дальнего Востока. Почему природа Дальнего Востока столь разнообразна. Каковы особенности морей, омывающих Дальний Восток. Какими природными ресурсами богат район на Дальнем Востоке. Сколько в районе городов. Какие народы населяют район. Как заселялся и осваивался Дальний Восток.
Знать/понимать:
специфику природы: геологическое строение, рельеф, климат, ПЗ и природные ресурсы;
особенности природы района.
Уметь:
оценивать природные ресурсы и обозначать их на к/к;
устанавливать связь между географическими явлениями и процессами.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Тема 45. Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока. Специфика расселения, численность, естественный прирост, миграции, культура и традиции.
Знать/понимать:
специфику расселения, численность, естественный прирост, миграции, культура и традиции;
этапы заселения района, традиции и культуру народов;
роль района в социально-экономическом развитии страны;
географию важнейших отраслей хозяйства;
отраслевой состав района и ведущие отрасли хозяйства.
Уметь:
объяснять неравномерное размещение населения;
основные проблемы района и пути их решения.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа экономических карт.
Тема 46.Хозяйство Дальнего Востока. В чем особенности хозяйства Дальнего Востока. Какие отрасли — ведущие в промышленности района. Почему сельское хозяйство не обеспечивает потребности района. Каковы экологические проблемы Дальнего Востока.
Знать/понимать:
географию важнейших отраслей хозяйства;
отраслевой состав района и ведущие отрасли хозяйства.
Уметь:
объяснять причины размещения хозяйства данного района.
Тема 47. Итоговый тест по теме «Восточный макрорегион».
Тема 48. Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Взаимосвязи России с другими странами мира.
Знать/понимать:
место России по уровню экономического развития;
главных внешнеэкономических партнеров страны;
объекты мирового природного и культурного наследия в России.
Уметь:
приводить примеры сотрудничества России со странами СНГ;
показывать страны СНГ;
объяснять международную специализацию России в мире и СНГ.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
нахождение в разных источниках и анализа информации, необходимой для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственным потенциалом.
Учебно–тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | |||
| всего | теория | практ. раб. | контр.раб. | |
| Введение. | 1 | 1 | --- | --- |
1 | Раздел 1. Хозяйство России (продолжение) | 19 | 14 | 4 | 1 |
2 | Раздел 2. География крупных регионов РФ | 48 | 39 | 7 | 2 |
3 | Резерв | 2 | --- | --- |
|
| Всего | 70 | 54 | 11 | 3 |
Календарно-тематический план (9 "А»)
№ урока | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения уроков | Дата фактического проведения урока |
1. | Введение | 1 | 2.09. | |
2. | ХОЗЯЙСТВО РОССИИ Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его значение и проблемы. | 19 1 | 5.09.-9.09. | |
3. | Топливная промышленность. Практическая работа № 1. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам. | 1 | 5.09.-9.09. | |
4. | Практическая работа № 2. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. | 1 | 12.09.-16.09. | |
5. | Электроэнергетика. | 1 | 12.09.-16.09. | |
6. | Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. | 1 | 19.09.-23.09. | |
7. | Металлургия. География черной металлургии. | 1 | 19.09.-23.09. | |
8. | География цветной металлургии. Практическая работа № 3. Составление сравнительной характеристики двух металлургических районов по материалам учебника, картам и статистическим материалам. | 1 | 26.09.-30.09. | |
9. | Химическая промышленность. | 1 | 26.09.-30.09. | |
10. | География химической промышленности. Практическая работа № 4. Определение различий в специализации основных районов химической промышленности по картам и статистическим материалам. | 1 | 3.10.-7.10. | |
11. | Лесная промышленность. | 1 | 3.10.-7.10. | |
12. | Машиностроение. | 1 | 10.10.-14.10. | |
13. | География машиностроения. | 1 | 10.10.-14.10. | |
14. | Пищевая и легкая промышленность. | 1 | 17.10.-21.10. | |
15. | Контрольная работа по разделу «Хозяйство России» | 1 | 17.10.-21.10. | |
16. | Состав и значение третичного сектора. | 1 | 24.10.-28.10. | |
17. | Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт. | 1 | 24.10.-28.10. | |
18. | Другие виды транспорта. Связь. | 1 | 7.11.-11.11. | |
19. | Сфера обслуживания. Наука. | 1 | 7.11.-11.11. | |
20. | Жилищное и рекреационное хозяйство | 1 | 14.11.-18.11. | |
21. | ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ Зачем районировать территорию страны? | 47 1 | 14.11.-18.11. | |
22. | Общая характеристика Европейской России. | 1 | 21.11.-25.11. | |
23. | Европейский Север. Факторы формирования района. | 1 | 21.11.-25.11. | |
24. | Природа Европейского Севера. | 1 | 28.11.-2.12. | |
24. | Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. | 1 | 28.11.-2.12. | |
26. | Хозяйство Европейского Севера. Практическая работа № 5. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского района. | 1 | 5.12.-9.12. | |
27. | Северо-Западный район. Факторы формирования района. | 1 | 5.12.-9.12. | |
28. | Природа Северо-Запада. | 1 | 12.12.-16.12. | |
29. | Население и хозяйственное освоение Северо-Запада. | 1 | 12.12.-16.12. | |
30. | Хозяйство Северо-Запада. | 1 | 19.12.-23.12. | |
31. | Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада. | 1 | 19.12.-23.12. | |
32. | Центральная Россия. Факторы формирования района. | 1 | 26.12-29.12 | |
33. | Природа Центральной России. | 1 | 11.01.-13.01. | |
34. | Население и хозяйственное освоение Центральной России. Практическая работа № 6. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. | 1 | 11.01.-13.01. | |
35. | Московская столичная агломерация. | 1 | 16.01.-20.01. | |
36. | Хозяйство Центральной России. | 1 | 16.01.-20.01. | |
37. | Европейский Юг. Факторы формирования района. | 1 | 23.01.-27.01. | |
38. | Природа Европейского Юга. Практическая работа № 7. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе. | 1 | 23.01.-27.01. | |
39. | Население и хозяйственное освоение Европейского Юга | 1 | 23.01.-27.01. | |
40. | Хозяйство Европейского Юга | 1 | 30.01.-3.02. | |
41. | Поволжье. Факторы формирования района. | 1 | 30.01.-3.02. | |
42. | Природа Поволжья | 1 | 6.02.-10.02. | |
43. | Практическая работа № 8. Экологические и водные проблемы Волги – оценки и пути решения. | 1 | 6.02.-10.02. | |
44. | Население и хозяйственное освоение Поволжья | 1 | 13.02.-17.02. | |
45. | Хозяйство Поволжья | 1 | 13.02.-17.02. | |
46. | Урал. Факторы формирования района. | 1 | 20.02.-24.02. | |
47. | Природа Урала. | 1 | 20.02.-24.02. | |
48. | Население и хозяйственное освоение Урала | 1 | 27.02.-3.03. | |
49. | Хозяйство Урала. Практическая работа № 9. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем | 1 | 27.02.-3.03. | |
50. | Контрольная работа по Западному макрорегиону | 1 | 6.03.-10.03. | |
51. | Азиатская Россия. Общая характеристика | 1 | 13.03.-17.03. | |
52. | Западная Сибирь Факторы формирования района | 1 | 13.03.-17.03. | |
53. | Природа Западной Сибири | 1 | 20.03.-22.03. | |
54. | Население и хозяйственное освоение Западной Сибири Практическая работа № 10. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека | 1 | 3.04.-7.04. | |
55. | Хозяйство Западной Сибири | 1 | 3.04.-7.04. | |
56. | Север Восточной Сибири. Факторы формирования района | 1 | 10.04.-14.04. | |
57. | Природа Севера Восточной Сибири | 1 | 10.04.-14.04. | |
58. | Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири | 1 | 17.04.-21.04. | |
59. | Хозяйство Севера Восточной Сибири Практическая работа № 11. Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение. Природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры. | 1 | 17.04.-21.04. | |
60. | Южная Сибирь. Факторы формирования района | 1 | 24.04.-28.04. | |
61. | Кузнецко-Алтайский подрайон | 1 | 24.04.-28.04. |
|
62. | Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны | 1 | 2.05.-5.05. | |
63. | Дальний Восток. Факторы формирования района | 1 | 2.05.-5.05. | |
64. | Природа Дальнего Востока | 1 | 8.05.-12.05. | |
65. | Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока | 1 | 8.05.-12.05. | |
66. | Хозяйство Дальнего Востока | 1 | 15.05.-19.05. | |
67. | Контрольная работа по Восточному макрорегиону | 1 | 15.05.-19.05. | |
68. | Россия в современном мире | 1 | 22.05.-24.05. |
|
Календарно-тематический план (9 "Б»)
№ урока | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения уроков | Дата фактического проведения урока |
1. | Введение | 1 | 2.09. | |
2. | ХОЗЯЙСТВО РОССИИ Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его значение и проблемы. | 19 1 | 5.09.-9.09. | |
3. | Топливная промышленность. Практическая работа № 1. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам. | 1 | 5.09.-9.09. | |
4. | Практическая работа № 2. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. | 1 | 12.09.-16.09. | |
5. | Электроэнергетика. | 1 | 12.09.-16.09. | |
6. | Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. | 1 | 19.09.-23.09. | |
7. | Металлургия. География черной металлургии. | 1 | 19.09.-23.09. | |
8. | География цветной металлургии. Практическая работа № 3. Составление сравнительной характеристики двух металлургических районов по материалам учебника, картам и статистическим материалам. | 1 | 26.09.-30.09. | |
9. | Химическая промышленность. | 1 | 26.09.-30.09. | |
10. | География химической промышленности. Практическая работа № 4. Определение различий в специализации основных районов химической промышленности по картам и статистическим материалам. | 1 | 3.10.-7.10. | |
11. | Лесная промышленность. | 1 | 3.10.-7.10. | |
12. | Машиностроение. | 1 | 10.10.-14.10. | |
13. | География машиностроения. | 1 | 10.10.-14.10. | |
14. | Пищевая и легкая промышленность. | 1 | 17.10.-21.10. | |
15. | Контрольная работа по разделу «Хозяйство России» | 1 | 17.10.-21.10. | |
16. | Состав и значение третичного сектора. | 1 | 24.10.-28.10. | |
17. | Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт. | 1 | 24.10.-28.10. | |
18. | Другие виды транспорта. Связь. | 1 | 7.11.-11.11. | |
19. | Сфера обслуживания. Наука. | 1 | 7.11.-11.11. | |
20. | Жилищное и рекреационное хозяйство | 1 | 14.11.-18.11. | |
21. | ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ Зачем районировать территорию страны? | 47 1 | 14.11.-18.11. | |
22. | Общая характеристика Европейской России. | 1 | 21.11.-25.11. | |
23. | Европейский Север. Факторы формирования района. | 1 | 21.11.-25.11. | |
24. | Природа Европейского Севера. | 1 | 28.11.-2.12. | |
24. | Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. | 1 | 28.11.-2.12. | |
26. | Хозяйство Европейского Севера. Практическая работа № 5. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского района. | 1 | 5.12.-9.12. | |
27. | Северо-Западный район. Факторы формирования района. | 1 | 5.12.-9.12. | |
28. | Природа Северо-Запада. | 1 | 12.12.-16.12. | |
29. | Население и хозяйственное освоение Северо-Запада. | 1 | 12.12.-16.12. | |
30. | Хозяйство Северо-Запада. | 1 | 19.12.-23.12. | |
31. | Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада. | 1 | 19.12.-23.12. | |
32. | Центральная Россия. Факторы формирования района. | 1 | 26.12-29.12 | |
33. | Природа Центральной России. | 1 | 11.01.-13.01. | |
34. | Население и хозяйственное освоение Центральной России. Практическая работа № 6. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. | 1 | 11.01.-13.01. | |
35. | Московская столичная агломерация. | 1 | 16.01.-20.01. | |
36. | Хозяйство Центральной России. | 1 | 16.01.-20.01. | |
37. | Европейский Юг. Факторы формирования района. | 1 | 23.01.-27.01. | |
38. | Природа Европейского Юга. Практическая работа № 7. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе. | 1 | 23.01.-27.01. | |
39. | Население и хозяйственное освоение Европейского Юга | 1 | 23.01.-27.01. | |
40. | Хозяйство Европейского Юга | 1 | 30.01.-3.02. | |
41. | Поволжье. Факторы формирования района. | 1 | 30.01.-3.02. | |
42. | Природа Поволжья | 1 | 6.02.-10.02. | |
43. | Практическая работа № 8. Экологические и водные проблемы Волги – оценки и пути решения. | 1 | 6.02.-10.02. | |
44. | Население и хозяйственное освоение Поволжья | 1 | 13.02.-17.02. | |
45. | Хозяйство Поволжья | 1 | 13.02.-17.02. | |
46. | Урал. Факторы формирования района. | 1 | 20.02.-24.02. | |
47. | Природа Урала. | 1 | 20.02.-24.02. | |
48. | Население и хозяйственное освоение Урала | 1 | 27.02.-3.03. | |
49. | Хозяйство Урала. Практическая работа № 9. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем | 1 | 27.02.-3.03. | |
50. | Контрольная работа по Западному макрорегиону | 1 | 6.03.-10.03. | |
51. | Азиатская Россия. Общая характеристика | 1 | 13.03.-17.03. | |
52. | Западная Сибирь Факторы формирования района | 1 | 13.03.-17.03. | |
53. | Природа Западной Сибири | 1 | 20.03.-22.03. | |
54. | Население и хозяйственное освоение Западной Сибири Практическая работа № 10. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека | 1 | 3.04.-7.04. | |
55. | Хозяйство Западной Сибири | 1 | 3.04.-7.04. | |
56. | Север Восточной Сибири. Факторы формирования района | 1 | 10.04.-14.04. | |
57. | Природа Севера Восточной Сибири | 1 | 10.04.-14.04. | |
58. | Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири | 1 | 17.04.-21.04. | |
59. | Хозяйство Севера Восточной Сибири Практическая работа № 11. Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение. Природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры. | 1 | 17.04.-21.04. | |
60. | Южная Сибирь. Факторы формирования района | 1 | 24.04.-28.04. | |
61. | Кузнецко-Алтайский подрайон | 1 | 24.04.-28.04. |
|
62. | Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны | 1 | 2.05.-5.05. | |
63. | Дальний Восток. Факторы формирования района | 1 | 2.05.-5.05. | |
64. | Природа Дальнего Востока | 1 | 8.05.-12.05. | |
65. | Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока | 1 | 8.05.-12.05. | |
66. | Хозяйство Дальнего Востока | 1 | 15.05.-19.05. | |
67. | Контрольная работа по Восточному макрорегиону | 1 | 15.05.-19.05. | |
68. | Россия в современном мире | 1 | 22.05.-24.05. |
|
Литература и средства обучения:
1.Дронов В.П.,Баринова И.И.,Ром В.Я.,Ложбанидзе А.А. География России.Природа.Население.Хозяйство.Учебник .9 класс. –М.: Дрофа,2008 год.
2.Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. У.В.Овсянникова.- 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. – 128 с.,
3.Евдокимов В.И.. География. Полный курс в географических диктантах. – 2-е изд. – М.: «Московский Лицей», - 2004, 312 с.
4.Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с.
5.Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1996. – 192с.
6.Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 классы): Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 136 с.: ил.
7.Справочник по физической географии
Мультимедиа учебник по географии для учащихся 8-9 классов. География.
Литература для обучающихся:
1.В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе География России. Хозяйство и географические районы 9 класс – М.:«Дрофа», 2010-2011 г.
2. Атлас и контурные карты по географии для 9 класса
3. Энциклопедия для детей. Т. 3. География. - 3-е изд. / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 1997.
4. Энциклопедия для детей. Т. 12. Россия: природа, население, экономика / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 1999.
5. Справочник школьника. География / Сост. Т.С. Майорова. - М.: Филолог. общ-во “Слово”, Центр гуманитар. наук при ф-те журналистики МГУ, ТКО “АСТ”, 1996. - 576 с.
6. Тематический словарь-справочник по географии для школьников и поступающих в вузы. - М., 1994.
Перечень обязательной географической номенклатуры для 9 класса:
Районы распространения полезных ископаемых:
Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург ).
Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский (Воркута и Инта), Тунгусский (Норильск), Южно-Якутский (Нерюнгри).
Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино).
Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское), Приангарье (Коршуновское), Урал (Качканар).
Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск), Урал (Сулея).
Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан)
Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск), Урал (Верхний Уфалей).
Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово), Южная Сибирь (Шерловая Гора).
Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск), юга Сибири (Салаир, Забайкалье)
Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо).
Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).
Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак), юг Западной Сибири (Бурла).
Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).
Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).