Управление образования
Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЖАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
141552, Московская область тел/факс 8(495) 546-00-73
Солнечногорский район пос.Ржавки e-mail:[email protected]
«Рекомендовано к использованию» Педагогическим советом Протокол №1 «__»___________2018г. | «СОГЛАСОВАНО» зам.директора по УВР __________________ «__»_________2018г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ Ржавская СОШ ______Ю.С. Шапакина « __ » _________ 2018г. |
Рабочая программа
по географии
9 класс
68 часов в год
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Лопатина Татьяна Валерьевна,
без категории
2018-2019 учебный год
Оглавление
Пояснительная записка 3
1. Нормативные документы 3
2. Краткое описание курса географии в 9 классе 4
3. Учебно-методическое обеспечение курса географии в 9 классе 4
4. Цель и задачи курса географии в 9 классе 5
5. Разделы рабочей программы по курсу географии в 8 классе 5
6. Система оценивания по географии 6
7. Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу географии в 9 классе 13
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс 18
Список литературы 25
Пояснительная записка
Нормативные документы
Рабочая программа по учебному предмету «География» на 2018/2019 учебный год для обучающихся 9 класса МБОУ Ржавская СОШ разработана в соответствии с требованиями:
1) Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2) Приказа Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
3) Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» (с изменениями внесенными Приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014г. №1644, от 31.12.2015г. №1577)
4) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 31.01.2012 № 2)
5) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 01.02.2012 № 5)
6) СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (в действующей редакции от 25.12.2013 №3)
7) Учебного плана МБОУ Ржавская СОШ, утверждённого 31.08.2018 приказом № 175
8) Программы курса «География» 5–9 классы, автор-составитель Е. М. Домогацких; 2-е издание; Москва: «Русское слово», 2016.
2. Краткое описание курса географии в 9 классе
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе и изучается в 8 и 9 классах. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-8 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
В Федеральном БУП на изучение курса «География России» отводится 68 часов (по 2 учебных часа в неделю) в 9 классе.
3. Учебно-методическое обеспечение курса географии в 9 классе Данная рабочая программа реализуется на основе УМК по географии для 9 класса под редакцией Домогацких Е.М. - М.: ООО «Русское слово». (ФГОС. Инновационная школа):
1. Программа курса «География. 5-9 классы» / автор-составитель Е.М.Домогацких.
2. География. Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций, авторы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев.
3. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского, Н.Н. Клюева «География» для 9 класса общеобразовательных организаций. Авторы Банников С.В., Жукова С.В.
4. Рабочая программа к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского, Н.Н. Клюева «География» для 9 класса общеобразовательных организаций,
авт.-сост. Н.В. Болотникова, С.В. Банников.
5. Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Население и хозяйство России» для 9 класса общеобразовательных организаций: контрольно-измерительные материалы, авторы С.В. Банников, Д.В. Молодцов.
6. Атлас. География. Физическая география России. Население и хозяйство России. 8-9 класс. Авторы- составители С. Банников, Е. Домогацких, Н. Клюев.
7. Контурные карты. 9 класс. Авторы-составители С. Банников, Е. Домогацких, Н. Клюев.
8. Готовимся к Основному государственному экзамену: география: тренировочные тематические задания: тренировочные варианты экзаменационных работ. 9 класс. Автор Э.М. Амбарцумова.
Для учащихся:
1. Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Население и хозяйство России» для 9 класса общеобразовательных организаций: контрольно-измерительные материалы, авторы С.В. Банников, Д.В. Молодцов.
2. Атлас. География. Физическая география России. Население и хозяйство России. 8-9 класс. Авторы- сотавители С. Банников, Е. Домогацких, Н. Клюев.
3. Контурные карты. 9 класс. Авторы-составители С. Банников, Е. Домогацких, Н. Клюев.
4. Готовимся к Основному государственному экзамену: география: тренировочные тематические задания: тренировочные варианты экзаменационных работ. 9 класс. Автор Э.М. Амбарцумова.
4. Цель и задачи курса географии в 9 классе Изучение географии в основной школе направлено на достижение цели посредством решения задач.
Цель: Создать у учащихся целостное географическое представление о своей Родине.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- дать представление об особенностях населения и хозяйства нашей Родины;
- сформировать необходимые географические умения и навыки;
- воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры, понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;
- воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
Содержание данной рабочей программы предполагает установление содержательных межпредметных связей с другими курсами: биология, физика, астрономия, а также проведение интегрированных уроков.
5. Разделы рабочей программы по курсу географии в 8 классе Рабочая программа включает в себя следующие разделы:
1. Введение. Экономическая и социальная география - 1 час
2. Россия на карте мира – 5 часов
3. Природа и человек – 4 часа
4. Население России – 9 часов
5. Отрасли хозяйства России – 19 часов
6. Природно-хозяйственная характеристика России – 21 час
7. Заключение – 1 час
8. Население и хозяйство Московской области – 8 часов
Итого: 68 часов в год (2 часа в неделю)
Программой предусмотрено проведение:
• 7 контрольных работ – 6 по основным темам курса и 1 итоговая по курсу географии в 9 классе
• 22 практических работы
6. Система оценивания по географии Уровень достижения оцениваемых результатов | Критерии оценивания | % выполнения задания | Отметка |
Устные ответы |
I. Базовый уровень | Не приступал к решению задач. 1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов; 2. Полностью не усвоил материал. | 0% | «1» |
Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз отработанная задача. 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 2. Не делает выводов и обобщений. 3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов. 4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу. 5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 6. Допускает грубые ошибки в знании карты и использовании ее при ответе. | 1-49% | «2» |
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения). 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. 2. Материал излагает бессистемно, фрагментарно, не всегда последовательно. 3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 4. Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дает недостаточно четкие. 5. Не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допускает ошибки при их изложении. 6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. 7. Неполно отвечает на вопросы учителя (упуская в том числе главное) или воспроизводит содержание текста учебника, допуская одну-две грубые ошибки. 8. Имеет скудные географические представления, преобладают формалистические знания. 9. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый. 10. Географические связи устанавливает только при помощи наводящих вопросов учителя. | 50-69% | «3» |
Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно. 1. Показывает знания всего изученного программного материала. 2. Материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 3. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины. 4. В основном правильно дает определения понятий. 5. Ответ обучающегося самостоятельный. 6. Связно и последовательно излагает материал; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски. 7. Показывает понимание основных географических взаимосвязей и явлений. 8. Знает карту и умеет ею пользоваться. 9. При решении географических задач делает второстепенные ошибки, не влияющие на результат. 10. Соблюдает основные правила культуры устной речи, использует в речи научные термины. | 70-100% | «4» |
II. Повышенный уровень | Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. 3. Умеет устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. 4. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; ответ строит в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формулирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 5. Умеет самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводы из наблюдений и опытов. 6. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении нестандартных задач, допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. 7. Показывает хорошее знание карты и использование ее во время ответа. [3] | 90-100% | «5» |
Тесты |
I. Базовый уровень | Не приступал к решению тестовых заданий. | 0% | «1» |
Не достигнут необходимый уровень знаний. | 1-49% правильно выполненных заданий | «2» |
Частично успешное решение. | 50-69% правильно выполненных заданий | «3» |
Решение с ошибками и с небольшими недочетами, полностью самостоятельное. | 70-100% правильно выполненных заданий | «4» |
II. Повышенный уровень | Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Все задания базового уровня обучающиеся выполнили без ошибок и недочетов. 2. Задания повышенного уровня выполнили без ошибок или допустили 1 или 2 недочета, никак не влияющих на результат. | 90-100%
| «5» |
Географические и картографические диктанты (на знание номенклатуры карты или географических понятий). |
| Не приступал к решению задач. | 0% | «1» |
Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз отработанная задача. | 1-49% правильно выполненных заданий | «2» |
| Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения). | 50-69% правильно выполненных заданий | «3» |
Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно. | 70-100% правильно выполненных заданий | «4» |
II. Повышенный уровень | Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Все задания базового уровня обучающиеся выполнили без ошибок и недочетов. 2. Задания повышенного уровня выполнили без ошибок или допустили 1 или 2 недочета, никак не влияющих на результат. | 90-100%
| «5» |
Письменные работы (практические и самостоятельные работы) |
I. Базовый уровень | Не приступал к решению задач. | 0% | «1» |
Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз отработанная задача. 1. Оказался совершенно не подготовленным к выполнению этой работы: обнаружил плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых практических навыков и умений. 2. Полученные результаты не позволяют обучающемуся сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. 3. Руководство и помощь со стороны учителя или хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося. | 1-49% | «2» |
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения). 1. Обучающийся работу выполняет и оформляет с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу ребят. 2. На выполнение работы затрачивает времени больше отведенного на уроке или получает возможность доделать работу дома. 3. Показывает знания теоретического материала, но испытывал затруднения при самостоятельной работе с источниками информации и географическими инструментами. | 50-69% | «3» |
Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно. 1. Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимся в полном объеме и самостоятельно. 2. Допускает отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике географического объекта и т.д.). 3. Использует указанные учителем источники знаний и показывает умение работать с ними самостоятельно. 4. Показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. 5. Допускает неточности и небрежность в оформлении результатов работы. | 70-100% | «4» |
II. Повышенный уровень | Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Работа выполнена обучающимся полностью самостоятельно, в полном объеме и с соблюдением необходимой последовательности изложения материала и результатов деятельности. 2. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самим обучающимся. [3] | 90-100% | «5» |
Работа с картой и другими источниками географических знаний |
I. Базовый уровень | Не приступал к решению задач. Показывает полное неумение использовать карту и источники знаний. | 0% | «1» |
Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз отработанная задача. 1. Не умеет отбирать и использовать основные источники знаний. 2. Допускает ошибки в выполнении задания и в оформлении работы, существенно влияющие на результат проделанной работы. 3. Неаккуратно и с ошибками оформляет результаты проделанной работы. | 1-49% | «2» |
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения). 1. Правильно использует основные источники знаний. 2. Неаккуратно оформляет результаты работы. 3. Допускает неточности в содержании работы или формулировке выводов, а так же ошибки, существенно не влияющие на результат проделанной работы. | 50-69% | «3» |
Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно. 1. Полностью самостоятельно выполняет работу. 2. Правильно, полно и самостоятельно отбирает источники необходимой информации. Допускает неточности в их использовании, существенно не влияющие на результат проделанной работы. 3. Допускает несущественные неточности в содержании работы или формулировке выводов, при оформлении результатов проделанной работы. | 70-100% | «4» |
II. Повышенный уровень | Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Самостоятельно, правильно и полно отбирает источники информации, рационально использует их в определенной последовательности. 2. Умело использует источники географической информации при решении нестандартных задач. 3. Самостоятельно выполняет и формулирует выводы на основе практической деятельности. 4. Аккуратно и в соответствии с требованиями оформляет результаты проделанной работы. | 90-100% | «5» |
7. Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу географии в 9 классе Учащиеся должны
Знать/понимать:
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений:
Уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы: представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов:
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Планируемые результаты изучения географии в 9 классе:
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование личностных представлений о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные:
• осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.
• освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.
• использование географических умений:
- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;
- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;
- составлять рекомендации по решению географических проблем.
• использование карт как моделей:
- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
• понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс
№п/п | № урока | № урока в теме | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | Фактически | По плану | Фактически |
1 | Введение | 1 | | | |
1 | 1 | Экономическая и социальная география | 1 | | 4.09 | |
2 | Россия на карте | 5 | | | |
2 | 1 | ЭГП и ПГП России ПР№1 Нанесение на к.к. соседних с РФ стран | 1 | | 7.09 | |
3 | 2 | Формирование территории России | 1 | | 11.09 | |
4 | 3 | Административно-территориальное устройство России ПР№2. Обозначение на к.к. субъектов РФ, административного состава федеральных округов | 1 | | 14.09 | |
5 | 4 | Районирование территории России | 1 | | 18.09 | |
6 | 5 | Урок контроля и коррекции знаний по теме | 1 | | 21.09 | |
3 | Природа и человек | 4 | | | |
7 | 1 | Природные условия России | 1 | | 25.09 | |
8 | 2 | Природные ресурсы России | 1 | | 28.09 | |
9 | 3 | Хозяйственная деятельность человека и изменение природной среды | 1 | | 02.10 | |
10 | 4 | Урок контроля и коррекции знаний по теме | 1 | | 05.10 | |
4 | Население России | 9 | | | |
11 | 1 | Численность населения России | 1 | | 09.10 | |
12 | 2 | Размещение населения России ПР№3 Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов РФ | 1 | | 12.10 | |
13 | 3 | Миграции населения России | 1 | | 16.10 | |
14 | 4 | Сельская форма расселения населения России | 1 | | 19.10 | |
15 | 5 | Городская форма расселения населения России | 1 | | 23.10 | |
16 | 6 | Этнический и религиозный состав населения России ПР№4 Составление таблицы «Народы РФ . не имеющие собственных национально-территориальных образований» | 1 | | 26.10 | |
17 | 7 | Трудовые ресурсы и рынок труда России | 1 | | 6.11 | |
18 | 8 | ПР№5. Расчет некоторых показателей населения России | 1 | | 9.11 | |
19 | 9 | Урок контроля и коррекции знаний | 1 | | 13.11 | |
5 | Отрасли хозяйства России | 18 | | | |
20 | 1 | Национальная экономика | 1 | | 16.11 | |
21 | 2 | Факторы размещения производства ПР№6. Определение ранга факторов размещения производства для одной из отраслей хозяйства | 1 | | 20.11 | |
22 | 3 | ТЭК. Нефтяная и газовая промышленность ПР№7 Сравнительная характеристика двух нефтяных баз | 1 | | 23.11 | |
23 | 4 | ТЭК. Угольная промышленность | 1 | | 27.11 | |
24 | 5 | ТЭК. Электроэнергетика | 1 | | 30.11 | |
25 | 6 | Металлургический комплекс. Черная металлургия ПР№8 Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных | 1 | | 4.12 | |
26 | 7 | Металлургический комплекс. Цветная металлургия ПР№9 Определение по картам главных факторов размещения предприятий медной и алюминиевой промышленности | 1 | | 7.12 | |
27 | 8 | Машиностроительный комплекс | 1 | | 11.12 | |
28 | 9 | Машиностроительный комплекс ПР№10 Определение по картам закономерностей в размещении отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения | 1 | | 14.12 | |
29 | 10 | Химическая промышленность | 1 | | 18.12 | |
30 | 11 | Лесная промышленность | 1 | | 21.12 | |
31 | 12 | Агропромышленный комплекс. Растениеводство | 1 | | 25.12 | |
32 | 13 | Агропромышленный комплекс . Животноводство | 1 | | 28.12 | |
33 | 14 | Зональная специализация сельского хозяйства ПР№11 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства | 1 | | 15.01 | |
34 | 15 | Пищевая и легкая промышленность | 1 | | 18.01 | |
35 | 16 | Транспортный комплекс | 1 | | 22.01 | |
36 | 17 | Нематериальная сфера хозяйства | 1 | | 25.01 | |
37 | 18 | Урок контроля и коррекции знаний по теме | 1 | | 29.01 | |
6 | Природно-хозяйственная характеристика России | 21 | | | |
38 | 1 | Европейский Север. Общие сведения ПР№12 Описание ЭГП природно-хозяйственного района по типовому плану | 1 | | 1.02 | |
39 | 2 | Европейский Север. Население, природные ресурсы и хозяйство | 1 | | 5.02 | |
40 | 3 | Европейский Северо-Запад. Общие сведения ПР№13 Описание ЭГП природно-хозяйственного района по типовому плану | 1 | | 8.02 | |
41 | 4 | Европейский Северо-Запад. Население, природные ресурсы и хозяйство | 1 | | 12.02 | |
42 | 5 | Центральная Россия. Общие сведения. ПР№14 Описание ЭГП природно-хозяйственного района по типовому плану | 1 | | 15.02 | |
43 | 6 | Центральная Россия. Население. Природные ресурсы и хозяйство | 1 | | 19.02 | |
44 | 7 | Центральная Россия. Хозяйство | 1 | | 22.02 | |
45 | 8 | Европейский Юг. Общие сведения ПР№15 Описание ЭГП природно-хозяйственного района по типовому плану | 1 | | 26.02 | |
46 | 9 | Европейский Юг. Население, природные ресурсы, хозяйство | 1 | | 1.03 | |
47 | 10 | Поволжье. Общие сведения ПР№16 Описание ЭГП природно-хозяйственного района по типовому плану | 1 | | 5.03 | |
48 | 11 | Поволжье. Население, природные ресурсы, хозяйство | 1 | | 8.03 | |
49 | 12 | Урал. Общие сведения ПР№17 Описание ЭГП природно-хозяйственного района по типовому плану | 1 | | 12.03 | |
50 | 13 | Урал. Население, природные ресурсы, хозяйство | 1 | | 15.03 | |
51 | 14 | Западная Сибирь. Общие сведения ПР№18 Описание ЭГП природно-хозяйственного района по типовому плану | 1 | | 19.03 | |
52 | 15 | Западная Сибирь. Население, природные ресурсы, хозяйство | 1 | | 22.03 | |
53 | 16 | Восточная Сибирь. Общие сведения ПР№19 Описание ЭГП природно-хозяйственного района по типовому плану | 1 | | 2.04 | |
54 | 17 | Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы, хозяйство | 1 | | 5.04 | |
55 | 18 | Дальний Восток. Общие сведения ПР№20 Описание ЭГП природно-хозяйственного района по типовому плану | 1 | | 9.04 | |
56 | 19 | Дальний Восток. Население, природные ресурсы, хозяйство | 1 | | 12.04 | |
57 | 20 | ПР№21 сравнительная характеристика ГП природно-хозяйственных районов | 1 | | 16.04 | |
58 | 21 | Урок контроля и коррекции знаний по теме | 1 | | 19.04 | |
7 | Заключение | 1 | | | |
59 | 1 | Место России в мировой экономике | 1 | | 23.04 | |
8 | Население и хозяйство Московской области | 9 | | | |
60 | 1 | Московская область на карте России: особенности ГП | 1 | | 26.04 | |
61 | 2 | Природные условия и ресурсы МО | 1 | | 30.04 | |
62 | 3 | Население МО | 1 | | 7.05 | |
63 | 4 | География промышленности МО | 1 | | 14.05 | |
64 | 5 | География сельского хозяйства МО | 1 | | 17.05 | |
65 | 6 | География нематериальной сферы МО | 1 | | 21.05 | |
66 | 7 | Социально-экономическое районирование МО ПР№22 Составление комплексного описания Московской области по типовому плану | 1 | | 24.05 | |
67 | 8 | Урок контроля и коррекции знаний по курсу | 1 | | 28.05 | |
68 | 9 | Итоговый урок по курсу | 1 | | 31.05 | |
ИТОГО | 68 | | | |
Список литературы
1. Программа курса «География. 5-9 классы» / автор-составитель Е.М.Домогацких.
2. География. Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций, авторы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев.
3. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского, Н.Н. Клюева «География» для 9 класса общеобразовательных организаций. Авторы Банников С.В., Жукова С.В.
4. Рабочая программа к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского, Н.Н. Клюева «География» для 9 класса общеобразовательных организаций,
авт.-сост. Н.В. Болотникова, С.В. Банников.
5. Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Население и хозяйство России» для 9 класса общеобразовательных организаций: контрольно-измерительные материалы, авторы С.В. Банников, Д.В. Молодцов.
6. Атлас. География. Физическая география России. Население и хозяйство России. 8-9 класс. Авторы- составители С. Банников, Е. Домогацких, Н. Клюев.
7. Контурные карты. 9 класс. Авторы-составители С. Банников, Е. Домогацких, Н. Клюев.
8. Готовимся к Основному государственному экзамену: география: тренировочные тематические задания: тренировочные варианты экзаменационных работ. 9 класс. Автор Э.М. Амбарцумова.
9. Интернет-ресурсы