Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии «Сборника нормативных документов. География» (Федеральный компонент Государственного стандарта) составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007; и на основе Николина В.В., Алексеев А. И., Липкина Е.К. География. Программы общеобразовательных учреждений 6-9, 10-11 классы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - Москва "Просвещение"
Нормативно-правовая основа рабочей программы
1) Закон Российской Федерации №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 17.05.2012 года №413
3) Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» от 31.03.2014 №253 с учётом внесённых изменений согласно приказу №576 от 08.06.2015 года.
4) Положение о рабочих программах МОУ «СОШ с.Широкополье»
5) Основная образовательная программа школы на 2019-2020 уч. год
6) Базисный учебный план МОУ«СОШ с.Широкополье» на 2019-2020учебный год .
7) Конценция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель изучения географии 9 класса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить с разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.
Задачи изучения географии 9 класса:
способствовать формированию географического мышления обучающихся, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
формировать у обучающихся представление о целостности окружающего мира, России при её территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед населением, имеющих свои специфические особенности в разных регионах страны;
служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре и истории своей Родины и населяющих её народов, экономического и эстетического воспитания;
развить у школьников словесно-логическое и образное мышление;
способствовать формированию картографической грамотности.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии обучающий должен
знать/понимать
• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов; адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, районов разной специализации; центров производства важнейших видов продукции; основных коммуникаций и их узлов; внутригосударственных и внешних экономических связей России;
• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
При обучении обучающихся используются следующие методы: исследовательский, проблемный, репродуктивный и др.; формы уроков: лекции, деловая игра, семинар, практические работы и т. д.; приемы: работа с терминологией, разминка, отгадывание кроссвордов, работа с контурными картами, работы с учебником, составление опорных схем, таблиц и т.д.
Программа рассчитана на – 68 часов, 2 часа в неделю, запланированных практических работ -13.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Хозяйство России (22 часа)
Особенности развития хозяйства России. Понятие «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Предприятие — первичная основа хозяйства. Условия ифакторы размещения предприятий. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.
Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.
Лесное хозяйство. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.
Транспорт. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения транспортной инфраструктуры. Главные районы и центры. Особенности географии. Транспортная инфраструктура и охрана окружающей среды.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.
Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.
Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.
Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.
География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.
География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье — одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
Раздел 2. Крупные регионы России (29 час)
Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).
Зонирование России: Основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.
Районы и крупные регионы России, Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Районы и крупные регионы России, Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Раздел 3. Хозяйство и население Саратовской области (3 часа)
Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Раздел 4. Россия в мире (3 часа)
Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | план | факт | Тема урока | Практическая | Коррекция |
Раздел 1. Хозяйство России.( 22 часа) |
1 | 04.09 | | Развитие хозяйства. Входная диагностика. | | |
2 | 06.09 | | Анализ входной диагностики. Особенности экономики России. | | |
3 | 11.09 | | Учимся с «Полярной звездой» | Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства. | |
4 | 13.09 | | Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. | | |
5 | 18.09 | | Нефтяная промышленность. | | |
6 | 20.09 | | Газовая промышленность. | Описание районов добычи угля, газа, нефти. | |
7 | 25.09 | | Электроэнергетика. | | |
8 | 27.09 | | Черная металлургия. | | |
9 | 02.10 | | Цветная металлургия. | Размещение черной и цветной металлургии. | |
10 | 04.10 | | Машиностроение. | Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам. | |
11 | 09.10 | | Химическая промышленность | Определение различий в специализации основных районов химической промышленности. | |
12 | 11.10 | | Лесопромышленный комплекс | | |
13 | 16.10 | | Сельское хозяйство. Растениеводство. | Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. | |
14 | 18.10 | | Сельское хозяйство. Животноводство. | | |
15 | 23.10 | | Контрольная работа за 1 четверть. | | |
16 | 25.10 | | Анализ контрольной работы. Учимся с «Полярной звездой» | | |
17 | 06.11 | | Транспортная инфраструктура. | | |
18 | 08.11 | | Транспортная инфраструктура. | | |
19 | 13.11 | | Социальная инфраструктура. | | |
20 | 15.11 | | Учимся с «Полярной звездой» | Группировка отраслей по различным показателям. | |
21 | 21.11 | | Информационная инфраструктура. | | |
22 | 26.11 | | Проверочная работа по разделу «Хозяйство России» | | |
Раздел 2. Регионы России ( 38 часов). |
Центральная Россия ( 8 часов) |
23 | 28.11 | | Пространство Центральной России. | | |
24 | 03.12 | | Центральная Россия: освоение территории и население. | | |
25 | 10.12 | | Центральная Россия: хозяйство. | | |
26 | 12.12 | | Центральная Россия: хозяйство. | | |
27 | 17.12 | | Учимся с «Полярной звездой» | Составить промышленные связи Центрального района с другими районами. | |
28 | 19.12 | | Москва- столица России. | | |
29 | 24.12 | | Контрольная работа за 2 четверть. | | |
30 | 26.12 | | Анализ контрольной работы. | Составление экономико-географической характеристики района. | |
Европейский Северо-Запад ( 4 часа) |
31 | 14.01 | | Пространство Северо-Запада. | | |
32 | 16.01 | | Северо-запад: «окно в Европу» | | |
33 | 21.01 | | Северо-Запад: хозяйство. | Составление экономико-географической характеристики района. | |
34 | 23.01 | | Санкт-Петербург- культурная столица России. | Сравнить географическое положение Москвы и Санкт-Петербурга. | |
Европейский Север (4 часа) |
35 | 28.01 | | Пространство Европейского Севера. | | |
36 | 30.01 | | Европейский Север: освоение территории и население. | | |
37 | 04.02 | | Европейский Север: хозяйство и проблемы. | | |
38 | 06.02 | | Учимся с «Полярной звездой». | Составление экономико-географической характеристики района. | |
Европейский Юг ( 4 часа) |
39 | 11.02 | | Пространство Европейского Юга. | | |
40 | 13.02 | | Европейский Юг: население. | | |
41 | 18.02 | | Европейский Юг: освоение территории и хозяйство. | | |
42 | 20.02 | | Учимся с «Полярной звездой». | Составление экономико-географической характеристики района. | |
Поволжье (4 часа) |
43 | 25.02 | | Пространство Поволжья. | | |
44 | 27.02 | | Поволжье: освоение территории и население. | | |
45 | 04.03 | | Поволжье: хозяйство и проблемы. | | |
46 | 06.03 | | Учимся с «Полярной звездой» | Составление экономико-географической характеристики района. | |
Урал ( 4 часа) |
47 | 11.03 | | Пространство Урала. Урал: население и города. | | |
48 | 13.03 | | Урал: освоение территории и хозяйство. | | |
49 | 18.03 | | Контрольная работа за 3 четверть. | | |
50 | 20.03 | | Анализ контрольной работы. Учимся с «Полярной звездой». | Составление экономико-географической характеристики района. | |
Сибирь ( 5 часов) |
51 | 03.04 | | Пространство Сибири. | | |
52 | 08.04 | | Сибирь: освоение территории, население и хозяйство. | | |
53 | 10.04 | | Западная Сибирь. | | |
54 | 15.04 | | Восточная Сибирь. | | |
55 | 17.04. | | Учимся с «Полярной звездой». | Составление экономико-географической характеристики района. | |
Дальний Восток ( 5 часов) |
56 | 22.04 | | Пространство дальнего Востока. | | |
57 | 24.04 | | Дальний Восток: освоение территории и население. | | |
58 | 29.04 | | Дальний Восток: хозяйство. | | |
59 | 06.05 | | Дальний Восток: хозяйство и перспективы. | | |
60 | 08.05 | | Учимся с «Полярной звездой». | Составление экономико-географической характеристики района. | |
Хозяйство и население Саратовской области (3 часа) |
61 | 13.05 | | Саратовская область: географическое положение, освоение территории. | | |
62 | 15.05 | | Саратовская область: население и хозяйство. | Составление экономико-географической характеристики региона. | |
63 | 20.05 | | Саратовская область: перспективы развития. | Оценка природно-ресурсного потенциала Саратовской области, проблем и перспектив его рационального использования. | |
Заключение (3 часа) |
64 | 22.05 | | Итоговый контроль. | | |
65 | 27.05 | | Анализ контрольной работы. Россия в мире. | Сравнительная экономико-географическая характеристика России и страны на выбор. | |
66 | 29.05 | | Россия в мире. | | |
УМК:
Учебник. География. России. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.И Алексеев, ВВ. Николина, Е.К.Липкина. – М.: Просвещение,2019.
География: 9 класс: Мой тренажер: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений (Полярная звезда). Автор: Николина В.В. М: Просвещение.
Атлас. География России 8-9 класс.
Дополнительная литература:
Алексеев А.И. География России. Природа населения. – М.: Дрофа,2015.
География в цифрах. 6-10 кл: справочное пособие / О.А. Климанова. –М.: Дрофа, 2007.
Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугкт, Л.И. Елисеева и др. -3-е изд., стереотип. –М.: Планета, 2011. -205 с. (Современная школа).