СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)













Рабочая программа

основной общеобразовательной программы среднего общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

образовательная область «Математика и информатика»

предмет «Геометрия»

9 класс

на 2022 – 2023 учебный год













Составитель:

Миценко Л.А.,

учитель математики




город Черняховск

2022 год



Рабочая программа по учебному предмету «Геометрия» для 9 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов и на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897;

- Примерной программы «Математика», входящей в состав  Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15)

- учебно− методического комплекта :

1) Программы Математика: 5 – 11 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко – М.: Вентана-граф, 2014.

2) Геометрия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана- Граф, 2013.

- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ ( СанПин 2.4.2.2821-10, в действующей редакции).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

  2. ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 

  3. осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

  4. умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

  5. критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач

Метапредметные:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

4) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

5) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

6) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и технике, о средстве моделирования явлений и процессов;

7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.

10) умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;

11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0° до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломанных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Обучающийся получит возможность:

  • описывать реальные ситуации на языке геометрии;

  • производить расчеты, включающие простейшие тригонометрические формулы;

  • решать геометрические задачи с использованием тригонометрии;

  • решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • производить построения с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Геометрические фигуры

Обучающийся научится:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их комбинации;

  • классифицировать геометрические фигуры;

  • находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 00 до 1800, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрия, поворот, параллельный перенос);

  • оперировать начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

  • доказывать теоремы;

  • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательства;

  • решать несложные задачи на построение с помощью циркуля и линейки;

  • решать простейшие планиметрические задачи.

Обучающийся возможность:

  • овладеть методами решения задач на вычисление и доказательство: метод от противного, метод подобия, метод перебора вариантов и метод геометрических мест точек;

  • приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

  • овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

  • научиться решать задачи на построение методом геометрических мест точек и методом подобия;

  • приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

  • приобрести опыт выполнения проектов.


Измерение геометрических величин

Обучающийся научится:

  • использовать свойства измерения длин, углов и площадей при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

  • вычислять площади треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов и секторов;

  • вычислять длину окружности и длину дуги окружности;

  • вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы, в том числе формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

  • решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

  • решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства)

Обучающийся получит возможность:

  • вычислять площади фигур, составленных из двух и более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, площади круга и сектора;

  • вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

  • применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.


Координаты

Обучающийся научится:

  • вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;

  • использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

Обучающийся получит возможность:

  • овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;

  • приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;

  • приобрести опыт выполнения проектов.

Векторы

Обучающийся научится:

  • оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;

  • находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости переместительный, сочетательный или распределительный закон;

  • вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

Обучающийся получит возможность:

  • овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;

  • приобрести опыт выполнения проектов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

1. Повторение курса 7-8 класса

Треугольник, виды треугольников, признаки равенства и подобия треугольников. Четырехугольники. Виды четырехугольника, свойства и признаки. Формулы площадей. Окружность и касательная. Признаки и свойства.

2. Решение треугольников

Тригонометрические функции углов, теорема косинусов и теорема синусов. Решение треугольников. Формулы нахождения площади.

3. Правильные многоугольники

Правильные многоугольники и их свойства, длина окружности. Площадь круга.

4. Декартовы координаты

Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка. Уравнение фигуры. Уравнение окружности. Уравнение прямой. Угловой коэффициент прямой. Метод координат.

5. Векторы

Понятие вектора. Координаты вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов. Скалярное произведение векторов.

6. Геометрические преобразования

Движение (перемещение) фигуры. Осевая симметрия. Поворот. Гомотетия. Подобие фигур. Применение преобразования фигур при решении задач.

7. Повторение. Решение задач второй части ОГЭ


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,

ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ


урока

Раздел, тема

Кол-во

часов


Повторение курса 7-8 класса

4

1

Треугольник. Виды треугольников. Признаки равенства и подобия треугольников

1

2

Четырехугольники. Виды четырехугольников. Свойства и признаки. Формулы площадей.

1

3

Окружность, касательная и секущая. Признаки и свойства

1

4

Административная контрольная работа

1


Решение треугольников

15

5

Работа над ошибками. Тригонометрические функции угла от 0° до 180°

1

6

Тригонометрические функции угла от 0° до 180°

1

7

Теорема косинусов

1

8

Теорема косинусов

1

9

Теорема косинусов

1

10

Теорема синусов

1

11

Теорема синусов

1

12

Решение треугольников

1

13

Решение треугольников

1

14

Формулы для нахождения площади треугольника

1

15

Формулы для нахождения площади треугольника

1

16

Формулы для нахождения площади треугольника

1

17

Формулы для нахождения площади треугольника

1

18

Повторение и систематизация учебного материала

1

19

Контрольная работа по теме « Решение треугольников»

1


Правильные многоугольники

10

20

Работа над ошибками. Правильные многоугольники

1

21

Правильные многоугольники и их свойства.

1

22

Правильные многоугольники и их свойства.

1

23

Правильные многоугольники и их свойства.

1

24

Длина окружности

1

25

Длина окружности

1

26

Площадь круга

1

27

Площадь круга

1

28

Повторение и систематизация учебного материала

1

29

Административная контрольная работа

1


Декартовы координаты

11

30

Работа над ошибками. Расстояние между двумя точками с заданными координатами.

1

31

Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка

1

32

Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка

1

33

Уравнение фигуры

1

34

Уравнение окружности

1

35

Уравнение окружности

1

36

Уравнение прямой

1

37

Уравнение прямой

1

38

Угловой коэффициент прямой

1

39

Угловой коэффициент прямой

1

40

Контрольная работа по теме « Декартовы координаты»

1


Векторы

12

41

Работа над ошибками. Понятие вектора

1

42

Координаты вектора

1

43

Сложение векторов

1

44

Сложение векторов

1

45

Вычитание векторов

1

46

Вычитание векторов

1

47

Умножение вектора на число

1

48

Умножение вектора на число

1

49

Скалярное произведение векторов

1

50

Скалярное произведение векторов

1

51

Скалярное произведение векторов

1

52

Контрольная работа по теме «Векторы»

1


Геометрические преобразования

8

53

Работа над ошибками. Движение (перемещение) фигуры

1

54

Параллельный перенос. Осевая симметрия. Центральная симметрия.

1

55

Параллельный перенос. Осевая симметрия. Центральная симметрия

1

56

Поворот

1

57

Поворот

1

58

Гомотетия. Подобие фигур.

1

59

Гомотетия. Подобие фигур.

1

60

Практическая работа по построению всех видов движения

1


Решение задач второй части ОГЭ

8

61

Разбор и решение прототипов задачи № 23 ОГЭ

1

62

Разбор и решение прототипов задачи № 24 ОГЭ

1

63

Решение прототипов задачи на доказательство (№25)

1

64

Административная контрольная работа

1

65

Работа над ошибками


66

Разбор и решение прототипов задачи №23 ОГЭ


67

Разбор и решение прототипов задачи №24 ОГЭ

1

68

Разбор и решение прототипов задачи №25 ОГЭ

1




































ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Название раздела,

тема

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректировочные мероприятия

Дата проведения по факту