СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии, 7 класс

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геометрии по новым ФГОС ООО, 7 класс. Рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии, 7 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЛИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№2»


РАССМОТРЕНО

Заседание ШМО учителей

математики, информатики, физики

МКОУ «Илирская СОШ №2»

Протокол №

от «» августа 202 г.

Руководитель МО

_________

СОГЛАСОВАНО

Заседание МС

МКОУ «Илирская СОШ №2»

Протокол №

от «» августа 202 г.

Зам. директора по УВР

_________

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №

от «» августа 202 г.

Директор МКОУ «Илирская СОШ №2»

МО «Братский район»

___________








Рабочая программа

учебного предмета

«Геометрия»


для учащихся 7 класса

на 2023-2024 учебный год



Образовательная область: «Математика и информатика»






Разработала:

Малкова Т. В., учитель математики

I квалификационной категории








2023 г.

Содержание учебного предмета


Простейшие геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин

Начальные понятия геометрии. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Ломаная, многоугольник. Параллельность и перпендикулярность прямых.

Симметричные фигуры. Основные свойства осевой симметрии. Примеры симметрии в окружающем мире.

Треугольники

Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, их свойства.

Равнобедренный и равносторонний треугольники. Неравенство треугольника.

Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников.

Прямоугольный треугольник. Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой к гипотенузе. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Прямоугольный треугольник с углом в 30°.

Неравенства в геометрии: неравенство треугольника, неравенство о длине ломаной, теорема о большем угле и большей стороне треугольника. Перпендикуляр и наклонная.

Параллельные прямые, сумма углов треугольника

Свойства и признаки параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника.

Окружность и круг. Геометрические построения

Геометрическое место точек. Биссектриса угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек.

Окружность и круг, хорда и диаметр, их свойства. Взаимное расположение окружности и прямой. Касательная и секущая к окружности. Окружность, вписанная в угол. Вписанная и описанная окружности треугольника.

Основные построения с помощью циркуля и линейки.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты

Личностные результаты освоения программы учебного курса «Геометрия» характеризуются:

1) патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;

2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;

3) трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;

4) эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;

5) ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;

6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;

7) экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;

8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.


Метапредметные результаты

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;

  • выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

  • разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;

  • выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

  • выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

  • выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

  • в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

  • представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;

  • принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;

  • участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

  • самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

  • владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

  • оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.


Предметные результаты

К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

  • Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи. Измерять линейные и угловые величины. Решать задачи на вычисление длин отрезков и величин углов.

  • Делать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в реальной жизни, размеров природных объектов. Различать размеры этих объектов по порядку величины.

  • Строить чертежи к геометрическим задачам.

  • Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и свойства равнобедренных треугольников при решении задач.

  • Проводить логические рассуждения с использованием геометрических теорем.

  • Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников, свойством медианы, проведённой к гипотенузе прямоугольного треугольника, в решении геометрических задач.

  • Определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с ними секущая. Определять параллельность прямых с помощью равенства расстояний от точек одной прямой до точек другой прямой.

  • Решать задачи на клетчатой бумаге.

  • Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения углов в геометрических задачах с использованием суммы углов треугольников и многоугольников, свойств углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей. Решать практические задачи на нахождение углов.

  • Владеть понятием геометрического места точек. Уметь определять биссектрису угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек.

  • Формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра окружности, пользоваться их свойствами. Уметь применять эти свойства при решении задач.

  • Владеть понятием описанной около треугольника окружности, уметь находить её центр. Пользоваться фактами о том, что биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке, и о том, что серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке.

  • Владеть понятием касательной к окружности, пользоваться теоремой о перпендикулярности касательной и радиуса, проведённого к точке касания.

  • Пользоваться простейшими геометрическими неравенствами, понимать их практический смысл.

  • Проводить основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки.


Тематическое планирование


урока

Тема урока

Электронные (цифровые)

образовательные ресурсы

Раздел I. Простейшие геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин (14 часов)

1

Простейшие геометрические объекты

https://m.edsoo.ru/8866b724

2

Многоугольник, ломаная

https://m.edsoo.ru/8866cb6a

3

Смежные и вертикальные углы

https://m.edsoo.ru/8866c5c0

4

Смежные и вертикальные углы

https://m.edsoo.ru/8866c7be

5

Смежные и вертикальные углы


6

Смежные и вертикальные углы


7

Смежные и вертикальные углы


8

Смежные и вертикальные углы


9

Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов


10

Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов

https://m.edsoo.ru/8866c3ea

11

Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов


12

Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов


13

Периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников


14

Периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников


Раздел II. Треугольники (22 часа)

15

Понятие о равных треугольниках и первичные представления о равных фигурах

https://m.edsoo.ru/8866ce80

16

Три признака равенства треугольников

https://m.edsoo.ru/8866d1fa

17

Три признака равенства треугольников

https://m.edsoo.ru/8866d34e

18

Три признака равенства треугольников

https://m.edsoo.ru/8866e01e

19

Три признака равенства треугольников


20

Три признака равенства треугольников


21

Три признака равенства треугольников

https://m.edsoo.ru/8866e88e

22

Признаки равенства прямоугольных треугольников


23

Признаки равенства прямоугольных треугольников


24

Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой к гипотенузе

https://m.edsoo.ru/8866e9ec

25

Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой к гипотенузе


26

Равнобедренные и равносторонние треугольники

https://m.edsoo.ru/8866d6fa

27

Признаки и свойства равнобедренного треугольника

https://m.edsoo.ru/8866d880

28

Признаки и свойства равнобедренного треугольника

https://m.edsoo.ru/8866d880

29

Признаки и свойства равнобедренного треугольника

https://m.edsoo.ru/8866e26c

30

Неравенства в геометрии


31

Неравенства в геометрии

https://m.edsoo.ru/8866e3a2

32

Неравенства в геометрии


33

Неравенства в геометрии


34

Прямоугольный треугольник с углом в 30°

https://m.edsoo.ru/8866eb22

35

Прямоугольный треугольник с углом в 30°


36

Контрольная работа по теме "Треугольники"

https://m.edsoo.ru/8866ecbc

Раздел III. Параллельные прямые, сумма углов треугольника (14 часов)

37

Параллельные прямые, их свойства

https://m.edsoo.ru/8866ef64

38

Пятый постулат Евклида


39

Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей

https://m.edsoo.ru/8866f086

40

Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей


41

Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей


42

Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей


43

Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей

https://m.edsoo.ru/8866f3b0

44

Признак параллельности прямых через равенство расстояний от точек одной прямой до второй прямой


45

Признак параллельности прямых через равенство расстояний от точек одной прямой до второй прямой


46

Сумма углов треугольника

https://m.edsoo.ru/8866f630

47

Сумма углов треугольника

https://m.edsoo.ru/8866f8ba

48

Внешние углы треугольника

https://m.edsoo.ru/8866fa5e

49

Внешние углы треугольника


50

Контрольная работа по теме "Параллельные прямые, сумма углов треугольника"

https://m.edsoo.ru/8866fe6e

Раздел IV. Окружность и круг. Геометрические построения (14 часов)

51

Окружность, хорды и диаметр, их свойства

https://m.edsoo.ru/88670800

52

Касательная к окружности

https://m.edsoo.ru/88670e9a

53

Окружность, вписанная в угол


54

Окружность, вписанная в угол


55

Понятие о ГМТ, применение в задачах

https://m.edsoo.ru/8867013e

56

Понятие о ГМТ, применение в задачах

https://m.edsoo.ru/88670508

57

Биссектриса и серединный перпендикуляр как геометрические места точек


58

Окружность, описанная около треугольника

https://m.edsoo.ru/88670a62

59

Окружность, описанная около треугольника


60

Окружность, вписанная в треугольник

https://m.edsoo.ru/8867103e

61

Окружность, вписанная в треугольник


62

Простейшие задачи на построение

https://m.edsoo.ru/88671188

63

Простейшие задачи на построение

https://m.edsoo.ru/886712d2

64

Контрольная работа по теме "Окружность и круг. Геометрические построения"

https://m.edsoo.ru/88671462

Раздел V. Повторение (4 часа)

65

Повторение и обобщение знаний основных понятий и методов курса 7 класса

https://m.edsoo.ru/886715b6

66

Итоговая контрольная работа

https://m.edsoo.ru/886716ec

67

Повторение и обобщение знаний основных понятий и методов курса 7 класса


68

Повторение и обобщение знаний основных понятий и методов курса 7 класса

https://m.edsoo.ru/886719bc