Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Рекомендовано: Предметной комиссией протокол от _________ №__ __________ _____________ Подпись ФИО | Согласовано: Заместитель директора по УР ______________________ дата _________ _____________ Подпись ФИО | Утверждено: Приказ от __________ № ___ Директор МАОУ СОШ №1 _________ _____________ Подпись ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Геометрия»
для 8 «А,Б » класса
_70_часов ( 2 часа в неделю)
Кузнецова Ольга Федоровна ФИО Квалификационная категория высшая, 1 категория |
2019 – 2020 учебный год
Раздел 1. «Вступительная часть/введение»
1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа по предмету «ГЕОМЕТРИЯ» 9 класс.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования";
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Устав МАОУ СОШ №1; Приказ МАОУ СОШ №1 от 31.08.2019г. № 575-О «Об утверждении основной образовательной программы начального общего, основного общего Приказ МАОУ СОШ № 1 от 31 .05.2019 г. № 321/1-О «Об внесении изменений основной образовательной программы НОО, ООО, СОО муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» на 2019-2020 учебный год»;
Приказ МАОУ СОШ № 1 от 12 мая 2016 г. № 276-О «Об утверждении положения о рабочей программе учебного предмета, курса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1». сборник программ основной общеобразовательной школы ( автор – составитель Т.А. Бурмистрова) М.: Просвещение, 2016; рабочая программа по предмету «Геометрия»: (авторы: Л.С. Атанасян, С.М.Кадамцев и др ). Москва. Просвещение, 2016г.;
Особенности рабочей программы по геометрии
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение не только математических предметов, но и смежных дисциплин.
В результате освоения курса геометрии 9класса учащиеся получают представление об основных фигурах на плоскости и их свойствах; приобретают навыки геометрических построений, необходимые для выполнения часто встречающихся графических работ, а также навыки измерения и вычисления длин, углов, применяемые для решения разнообразных геометрических и практических задач.
В курсе геометрии 9 класса можно выделить следующие содержательно-методические линии: «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин».
Линия «Геометрические фигуры» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей модели для описания окружающей реальности, а также способствует развитию логического мышления путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и применении этих свойств при решении задач на доказательство и на построение с помощью циркуля и линейки.
Содержание раздела «Измерение геометрических величин» нацелено на приобретение практических навыков, необходимых в повседневной жизни, а также способствует формированию у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах.
Приоритетные формы и методы работы с обучающимися.
Технология развития исследовательских навыков, « критического» мышления, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения, педагогика сотрудничества, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технология дифференцированного подхода в обучении; групповая, работа в парах, коллективная, индивидуальная, учебная беседа с элементами активного слушания, геометрические суды над признаками фигур, разно уровневые задания, математические ребусы, защита проектов и творческих заданий, ситуационные задания, задания на построение с помощью циркуля, занимательные задачи.
1.4 Приоритетные формы и виды контроля.
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов контроля: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, домашняя контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, домашняя самостоятельная работа, тест, контрольный тест, устный опрос, блиц-опрос, фронтальный опрос, математический диктант, словарный диктант, зачетная работа.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме годовых контрольных работ. Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся. Всего контрольных работ: по геометрии 6. Самостоятельных работ, математических диктантов, графических диктантов, зачетных работ - 10. Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью проверочных работ, контрольных работ и зачетных работ по всем темам курса геометрии девятого класса.
Сроки реализации программы.
Рабочая программа разработана на 2019-2020 учебный год.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Геометрия» входит в обязательную часть учебного плана образовательной области «Математика». В учебном плане на изучение отведено 70 часов, по 2 часа в неделю.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
Учебник. Геометрия 7-9 кл/ Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.М. Просвещение, 2017г
Тесты по геометрии 8 класс. А.Ф.Фарков.- М. Издательство « Экзамен» , 2017г
Дидактические материалы по геометрии 8класс. Н.Б. Мельникова, Г.А. Захарова-М: Издательство2 Экзамен», 2017г.
Контрольные работы по геометрии 8класс. Н.Б. Мельникова – М: Издательство « Экзамен», 2017г
Поурочные разработки по геометрии ( дифференцированный подход) 9 класс. М: «ВАКО», 2018г
Могут быть использованы: Рабочая тетрадь по геометрии: 8 класс: к учебнику Л.С.Атанасяна и др. « Геометрия 7-9» / Ю.А. Глазков, П.М. Камаев. М. Издательство «Экзамен,. 2018 г.
Электронные образовательные ресурсы
СД – Диск «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия»
СД – Диск « Геометрия 9 класс» Издательство «1С», серия «Школа»
Комплект таблиц « Геометрия 7-9 класс», Наглядное пособие/ М: Спектр-М
Электронная рабочая тетрадь « Геометрия-9 класс».
Технические средства обучения:
Интернет-ресурсы:
http://urokimatematiki.ru
http://intergu.ru/
http://karmanform.ucoz.ru
http://polyakova.ucoz.ru/
http://le-savchen.ucoz.ru/
http://www.it-n.ru/
http://www.openclass.ru/
http://festival.1september.ru/
Раздел 2. «Планируемые результаты освоения учебного предмета»
2.1. Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу.
В результате освоения программы по геометрии в 8 классе планируется обеспечение достижений результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
-осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
-умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-формирование и развитие учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ -компетентности);
-формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
-умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
-умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
-умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
-умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
-умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
--умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
--умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
--слушать партнера;
--формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.
2.2. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Программа по геометрии предлагает в системе особые творческие задания, которые в полной мере раскрывают потенциал каждого обучающегося, позволяют составить ученический «Портфолио », в котором будут представлены все виды письменных творческих работ по темам геометрии курса 8 класса, иллюстрации к геометрическим задачам, компьютерные зарисовки, «анимационные фильмы», межпредметные и надпредметные проекты. Учебные проекты по геометрии: « Теорема Птолемея и ряд задач, решаемых с её помощью», « Четыре замечательные точки в треугольнике» « Задачи на построение с помощью циркуля», «Окружность Эйлера », « Симметрия вокруг нас», "Прямая Симсона", " Прямая Эйлера", " Многоугольники на решётке. Формула Пика", " Теорема Чевы и Менелая", " Методы решения задач на построение ( метод подобия, метод геометрических мест точек"
Линия «творческой деятельности» в Программе состоит из нескольких блоков: Четырёхугольники; площадь; задачи на построение; подобные треугольники; соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника; " окружность". Каждый блок обязательно предваряется и завершается творческими заданиями, мини-проектами, рефератами, презентациями, которые позволяют получить новый результат – творческую работу ученика. Внутри блока помещены промежуточные творческие работы, помогающие ученику развивать в своем внутреннем мире авторское творческое начало.
2.3. Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата.
Математические диктанты с взаимопроверкой, диктанты с самопроверкой, лабораторные работы, самостоятельные работы, домашние контрольные и практические работы, блиц – опросы, зачетные задания, словарные диктанты (геометрические термины, определения, теоремы, аксиомы), тестовые работы, контрольные срезы, контрольные работы, защита проектов, творческих работ, создание презентаций, индивидуальная работа ( карточки-задания), анализ ошибок, допущенных в работе.
2.4. Оценочные средства (методы оценки и соответствующие им контрольно-измерительные материалы)
, Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, положенным в основу ФГОС, программа по геометрии включает систему оценки качества освоения данной программы.
В специальных тетрадях «Проверочные работы по геометрии» « Контрольные работы по геометрии» данная система оценивания представлена блоками заданий с целью формирования регулятивных универсальных действий, направленных на осуществление каждым учащимся действий самооценки, а также для диагностики способности учеников определять границы своих знаний на каждом этапе освоения программы.
Специальные задания из учебника, дидактических материалов, задания в «Рабочих» и «Проверочных тетрадях» нацеливают ученика на их выполнение и самопроверку. «Рабочие тетради» предлагают такие задания, которые готовят учащегося к итоговой аттестации в 9-ом классе, включают стартовые, промежуточные и итоговые работы (на этапах учебной деятельности), что позволяет увидеть динамику образовательных достижений учащихся, а также дать характеристику уровня освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования. Задания в «Рабочих тетрадях», дидактических материалах предлагаются для определения базового и повышенного уровня .Тетради содержат различные формы оценивания , что позволяет увидеть более объективную картину личностного роста каждого ученика.
Раздел 3 «Содержание учебного предмета»
3.1. Краткая характеристика содержания предмета по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС (с указанием регионального компонента).
3.2. Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета
Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.
Изучение геометрии способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, является неотъемлемой составляющей интеллектуального багажа каждого культурного человека.
3.3. Межпредметные связи
Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира; распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; изображать геометрические фигуры, распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; строить развертки пространственных тел; вычислять площади, периметры треугольников.
Изучение темы: 1. Правильные многоугольники: а) технология: при изучении темы « Плоскостная разметка при изготовлении детали»; б) география: "План, карта, масштаб, измерение углов»; в) черчение: «Изображение фигур на плоскости. Построение циркулем и линейкой»; г) биология: «"Симметрия в природе"; 2. Тема: « Соотношение между сторонами и углами треугольника"а) география: «Измерение расстояний до недоступной точки, высоты предмета, построение угла, равного данному углу, создание географических карт"; б) черчение: «Центральное, параллельное и прямоугольное проецирование»; техника: " Изготовление моделей : автомобилей, кораблей, самолетов, мотоциклов, ракет и т.д."; физика: Применяется понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника по разделам курса " Электричество" и " Оптика".
3.4. Ключевые темы и их взаимосвязи, преемственность по годам обучения.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки решения планиметрических задач, систематизируют способы решении различных задач, в том числе и практических, что способствует в дальнейшем изучению стереометрии и успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ. На основании требований Государственного образовательного стандарта, предполагается реализовать актуальные в настоящее время - компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. В основе обучения геометрии лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетенций выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета по годам обучения. При изучении курса математики 1-6 класс учащиеся уже знакомы со многими видами многоугольников и знают некоторые их свойства, в 9 классе при изучении темы " Длина окружности и площадь круга" необходимо опираться на уже имеющиеся знания .Вычисление площадей многоугольников является составной частью решения задач по теме "Многогранники" в курсе стереометрии 10-11 класс. Вписанные и описанные многоугольники используются в темах " Сечение многогранников", Теорема Пифагора применяется при решении многих задач на нахождение расстояния от точки до прямой, расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными прямыми и параллельными плоскостями, по теме " Перпендикуляр и наклонные" в курсе стереометрии 10 класса.
Раздел 4 «Тематическое планирование»
Тематический план
№ | Основные разделы | Кол-во часов | количество работ практической части |
Контрольных работ | Зачетные работы | Самостоятельных работ |
1. | Вводное повторение | 2 | | 0 | 0 |
2. | Четырёхугольники | 14 | 1 | 1 | 2 |
3. | Площадь | 14 | 1 | 1 | 3 |
4. | Подобные треугольники | 20 | 1 | 1 | 4 |
5. | Окружность | 15 | 1 | 1 | 3 |
6. | Повторение курса геометрии за 8 класс | 5 | 2 | 0 | 1 |
Итого: | 70 | 6 | 5 | 14 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
Глава 0.Вводное повторение |
1 | Повторение. | |
2 | Повторение. | |
| Глава 1. Четырехугольники | |
3. | Многоугольники | |
4. | Многоугольники. Решение задач. | |
5. | Параллелограмм | |
6. | Признаки параллелограмма | |
7. | Решение задач по теме " Параллелограмм» | |
8. | Трапеция | |
9. | Теорема Фалеса | |
10. | Задачи на построение | |
11. | Прямоугольник | |
12. | Ромб. Квадрат | |
13. | Решение задач. Четырехугольники | |
14. | Осевая и центральная симметрия | |
15. | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. Зачет №1 | |
16. | Контрольная работа №1 по теме " Четырехугольники" | |
17. | Площадь многоугольника | |
18. | Площадь прямоугольника | |
19. | Площадь параллелограмма | |
20. | Площадь треугольника | |
21. | Площадь треугольника | |
22. | Площадь трапеции | |
23. | Решение задач на вычисление площади фигур | |
24. | Решение задач на вычисление площади | |
25. | Теорема Пифагора | |
26. | Теорема, обратная теореме Пифагора | |
27. | Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | |
28. | Решение задач по теме « Площади» Зачет №2. | |
29. | Решение задач по теме « Площади». Формула Герона. | |
30. | Контрольная работа №2 по теме : « Площадь» | |
| Глава 2.Подобные треугольники | |
31. | Определение подобных треугольников | |
32. | Отношение площадей подобных треугольников | |
33. | Первый признак подобия треугольников | |
34. | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников | |
35. | Второй и третий признаки подобия треугольников | |
36. | Решение задач на применение признаков подобия треугольников | |
37. | Решение задач на применение признаков подобия треугольников | |
38. | Контрольная работа №3 по теме « Признаки подобия треугольников» | |
39. | Средняя линия треугольника | |
40. | Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника. | |
41. | Пропорциональные отрезки | |
42. | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | |
43. | Измерительные работы на местности | |
44. | Задачи на построение методом подобия | |
45. | Решение задач на построение методом подобных треугольников | |
46. | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | |
47. | Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30 0, 450 , 600 . | |
48. | Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач. | |
49. | Подготовка к контрольной работе. Зачетная работа №3. | |
50. | Контрольная работа №4 по теме « Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | |
| Глава 3. Окружность | |
51. | Взаимное расположение прямой и окружности | |
52. | Касательная к окружности | |
53. | Касательная к окружности. Решение задач. | |
54. | Градусная мера дуги окружности | |
55. | Теорема о вписанном угле | |
56. | Теорема об отрезках пересекающихся хорд | |
57. | Решение задач по теме « Центральные и вписанные углы» | |
58. | Свойство биссектрисы угла | |
59. | Серединный перпендикуляр | |
60. | Теорема о точке пересечения высот треугольника | |
61. | Вписанная окружность | |
62. | Свойство описанного четырехугольника | |
63. | Описанная окружность | |
64. | Свойство вписанного четырехугольника | |
65 | Контрольная работа №5 по теме « Окружность» | |
| Итоговое повторение | |
66 | Повторение по темам: « Четырехугольники» , « Площади фигур» | |
67. | Повторение по темам: « Подобные треугольники», « Окружность» | |
68. | Итоговая контрольная работа. | |
69. | Итоговый урок. Тестовая работа. | |
70 | Заключительный урок .Решение задач | |