СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 8 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 8 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры




Рекомендовано:

Предметной комиссией


протокол от _________ №__


__________ _____________

Подпись ФИО


Согласовано:

Заместитель директора по УР

______________________

дата


_________ _____________

Подпись ФИО

Утверждено:

Приказ от __________ № ___


Директор МАОУ СОШ №1


_________ _____________

Подпись ФИО










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Геометрия»

для 8 «А,Б » класса

_70_часов ( 2 часа в неделю)






Кузнецова Ольга Федоровна

ФИО

Квалификационная категория

высшая, 1 категория
















2019 – 2020 учебный год

Раздел 1. «Вступительная часть/введение»


1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа по предмету «ГЕОМЕТРИЯ» 9 класс.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";

- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при

реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего

образования";

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Устав МАОУ СОШ №1;
  • Приказ МАОУ СОШ №1 от 31.08.2019г. № 575-О «Об утверждении основной образовательной программы начального общего, основного общего Приказ МАОУ СОШ № 1 от 31 .05.2019 г. № 321/1-О «Об внесении изменений основной образовательной программы НОО, ООО, СОО муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» на 2019-2020 учебный год»;

  • Приказ МАОУ СОШ № 1 от 12 мая 2016 г. № 276-О «Об утверждении положения о рабочей программе учебного предмета, курса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1».
  • сборник программ основной общеобразовательной школы ( автор – составитель Т.А. Бурмистрова) М.: Просвещение, 2016;
  • рабочая программа по предмету «Геометрия»: (авторы: Л.С. Атанасян, С.М.Кадамцев и др ). Москва. Просвещение, 2016г.;


    1. Особенности рабочей программы по геометрии

Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение не только математических предметов, но и смежных дисциплин.

В результате освоения курса геометрии 9класса учащиеся получают представление об основных фигурах на плоскости и их свойствах; приобретают навыки геометрических построений, необходимые для выполнения часто встречающихся графических работ, а также навыки измерения и вычисления длин, углов, применяемые для решения разнообразных геометрических и практических задач.

В курсе геометрии 9 класса можно выделить следующие содержательно-методические линии: «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин».

Линия «Геометрические фигуры» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей модели для описания окружающей реальности, а также способствует развитию логического мышления путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и применении этих свойств при решении задач на доказательство и на построение с помощью циркуля и линейки.

Содержание раздела «Измерение геометрических величин» нацелено на приобретение практических навыков, необходимых в повседневной жизни, а также способствует формированию у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах.



    1. Приоритетные формы и методы работы с обучающимися.

Технология развития исследовательских навыков, « критического» мышления, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения, педагогика сотрудничества, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технология дифференцированного подхода в обучении; групповая, работа в парах, коллективная, индивидуальная, учебная беседа с элементами активного слушания, геометрические суды над признаками фигур, разно уровневые задания, математические ребусы, защита проектов и творческих заданий, ситуационные задания, задания на построение с помощью циркуля, занимательные задачи.


1.4 Приоритетные формы и виды контроля.

Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов контроля: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, домашняя контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, домашняя самостоятельная работа, тест, контрольный тест, устный опрос, блиц-опрос, фронтальный опрос, математический диктант, словарный диктант, зачетная работа.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме годовых контрольных работ. Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся. Всего контрольных работ: по геометрии 6. Самостоятельных работ, математических диктантов, графических диктантов, зачетных работ - 10. Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью проверочных работ, контрольных работ и зачетных работ по всем темам курса геометрии девятого класса.


    1. Сроки реализации программы.


Рабочая программа разработана на 2019-2020 учебный год.


    1. Описание места учебного предмета в учебном плане.


Учебный предмет «Геометрия» входит в обязательную часть учебного плана образовательной области «Математика». В учебном плане на изучение отведено 70 часов, по 2 часа в неделю.


    1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

  1. Учебник. Геометрия 7-9 кл/ Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.М. Просвещение, 2017г

  2. Тесты по геометрии 8 класс. А.Ф.Фарков.- М. Издательство « Экзамен» , 2017г

  3. Дидактические материалы по геометрии 8класс. Н.Б. Мельникова, Г.А. Захарова-М: Издательство2 Экзамен», 2017г.

  4. Контрольные работы по геометрии 8класс. Н.Б. Мельникова – М: Издательство « Экзамен», 2017г

  5. Поурочные разработки по геометрии ( дифференцированный подход) 9 класс. М: «ВАКО», 2018г



Могут быть использованы: Рабочая тетрадь по геометрии: 8 класс: к учебнику Л.С.Атанасяна и др. « Геометрия 7-9» / Ю.А. Глазков, П.М. Камаев. М. Издательство «Экзамен,. 2018 г.


Электронные образовательные ресурсы

СД – Диск «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия»

СД – Диск « Геометрия 9 класс» Издательство «1С», серия «Школа»

Комплект таблиц « Геометрия 7-9 класс», Наглядное пособие/ М: Спектр-М

Электронная рабочая тетрадь « Геометрия-9 класс».


Технические средства обучения:

  • интерактивная доска;

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер;

  • МФУ;

  • документкамера;

  • настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.


Интернет-ресурсы:

http://urokimatematiki.ru

http://intergu.ru/

http://karmanform.ucoz.ru

http://polyakova.ucoz.ru/

http://le-savchen.ucoz.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.openclass.ru/

http://festival.1september.ru/


Раздел 2. «Планируемые результаты освоения учебного предмета»


2.1. Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу.

В результате освоения программы по геометрии в 8 классе планируется обеспечение достижений результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

познавательные универсальные учебные действия:

-осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

-умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-формирование и развитие учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ -компетентности);

-формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

-умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

-умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

-умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

-умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

-умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

коммуникативные универсальные учебные действия:

--умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

--умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

--слушать партнера;

--формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

предметные:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;

  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

  • умение измерять длины отрезков, величины углов;

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.


2.2. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.


Программа по геометрии предлагает в системе особые творческие задания, которые в полной мере раскрывают потенциал каждого обучающегося, позволяют составить ученический «Портфолио », в котором будут представлены все виды письменных творческих работ по темам геометрии курса 8 класса, иллюстрации к геометрическим задачам, компьютерные зарисовки, «анимационные фильмы», межпредметные и надпредметные проекты. Учебные проекты по геометрии: « Теорема Птолемея и ряд задач, решаемых с её помощью», « Четыре замечательные точки в треугольнике» « Задачи на построение с помощью циркуля», «Окружность Эйлера », « Симметрия вокруг нас», "Прямая Симсона", " Прямая Эйлера", " Многоугольники на решётке. Формула Пика", " Теорема Чевы и Менелая", " Методы решения задач на построение ( метод подобия, метод геометрических мест точек"

Линия «творческой деятельности» в Программе состоит из нескольких блоков: Четырёхугольники; площадь; задачи на построение; подобные треугольники; соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника; " окружность". Каждый блок обязательно предваряется и завершается творческими заданиями, мини-проектами, рефератами, презентациями, которые позволяют получить новый результат – творческую работу ученика. Внутри блока помещены промежуточные творческие работы, помогающие ученику развивать в своем внутреннем мире авторское творческое начало.



2.3. Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата.

Математические диктанты с взаимопроверкой, диктанты с самопроверкой, лабораторные работы, самостоятельные работы, домашние контрольные и практические работы, блиц – опросы, зачетные задания, словарные диктанты (геометрические термины, определения, теоремы, аксиомы), тестовые работы, контрольные срезы, контрольные работы, защита проектов, творческих работ, создание презентаций, индивидуальная работа ( карточки-задания), анализ ошибок, допущенных в работе.


2.4. Оценочные средства (методы оценки и соответствующие им контрольно-измерительные материалы)


, Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, положенным в основу ФГОС, программа по геометрии включает систему оценки качества освоения данной программы.

В специальных тетрадях «Проверочные работы по геометрии» « Контрольные работы по геометрии» данная система оценивания представлена блоками заданий с целью формирования регулятивных универсальных действий, направленных на осуществление каждым учащимся действий самооценки, а также для диагностики способности учеников определять границы своих знаний на каждом этапе освоения программы.

Специальные задания из учебника, дидактических материалов, задания в «Рабочих» и «Проверочных тетрадях» нацеливают ученика на их выполнение и самопроверку. «Рабочие тетради» предлагают такие задания, которые готовят учащегося к итоговой аттестации в 9-ом классе, включают стартовые, промежуточные и итоговые работы (на этапах учебной деятельности), что позволяет увидеть динамику образовательных достижений учащихся, а также дать характеристику уровня освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования. Задания в «Рабочих тетрадях», дидактических материалах предлагаются для определения базового и повышенного уровня .Тетради содержат различные формы оценивания , что позволяет увидеть более объективную картину личностного роста каждого ученика.


Раздел 3 «Содержание учебного предмета»


3.1. Краткая характеристика содержания предмета по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС (с указанием регионального компонента).


3.2. Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета

Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и инфор­мативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.

Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знаком­ство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения матема­тики для решения научных и прикладных задач.


Изучение геометрии способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красо­ты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.


История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-­научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части обще­человеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и разви­тия математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, является неотъемлемой составляющей интеллектуального багажа каждого культурного человека.


3.3. Межпредметные связи


Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира; распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; изображать геометрические фигуры, распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; строить развертки пространственных тел; вычислять площади, периметры треугольников.

Изучение темы: 1. Правильные многоугольники: а) технология: при изучении темы « Плоскостная разметка при изготовлении детали»; б) география: "План, карта, масштаб, измерение углов»; в) черчение: «Изображение фигур на плоскости. Построение циркулем и линейкой»; г) биология: «"Симметрия в природе"; 2. Тема: « Соотношение между сторонами и углами треугольника"а) география: «Измерение расстояний до недоступной точки, высоты предмета, построение угла, равного данному углу, создание географических карт"; б) черчение: «Центральное, параллельное и прямоугольное проецирование»; техника: " Изготовление моделей : автомобилей, кораблей, самолетов, мотоциклов, ракет и т.д."; физика: Применяется понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника по разделам курса " Электричество" и " Оптика".


3.4. Ключевые темы и их взаимосвязи, преемственность по годам обучения.


В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки решения планиметрических задач, систематизируют способы решении различных задач, в том числе и практических, что способствует в дальнейшем изучению стереометрии и успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ. На основании требований Государственного образовательного стандарта, предполагается реализовать актуальные в настоящее время - компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. В основе обучения геометрии лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетенций выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета по годам обучения. При изучении курса математики 1-6 класс учащиеся уже знакомы со многими видами многоугольников и знают некоторые их свойства, в 9 классе при изучении темы " Длина окружности и площадь круга" необходимо опираться на уже имеющиеся знания .Вычисление площадей многоугольников является составной частью решения задач по теме "Многогранники" в курсе стереометрии 10-11 класс. Вписанные и описанные многоугольники используются в темах " Сечение многогранников", Теорема Пифагора применяется при решении многих задач на нахождение расстояния от точки до прямой, расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными прямыми и параллельными плоскостями, по теме " Перпендикуляр и наклонные" в курсе стереометрии 10 класса.














Раздел 4 «Тематическое планирование»


Тематический план


Основные разделы

Кол-во часов

количество работ практической части

Контрольных работ

Зачетные работы

Самостоятельных работ

1.

Вводное повторение

2


0

0

2.

Четырёхугольники

14

1

1

2

3.

Площадь

14

1

1

3

4.

Подобные треугольники

20

1

1

4

5.

Окружность

15

1

1

3

6.

Повторение курса геометрии за 8 класс

5

2

0

1

Итого:

70

6

5

14



Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Дата

Глава 0.Вводное повторение

1

Повторение.


2

Повторение.



Глава 1. Четырехугольники


3.

Многоугольники


4.

Многоугольники. Решение задач.


5.

Параллелограмм


6.

Признаки параллелограмма


7.

Решение задач по теме " Параллелограмм»


8.

Трапеция


9.

Теорема Фалеса


10.

Задачи на построение


11.

Прямоугольник


12.

Ромб. Квадрат


13.

Решение задач. Четырехугольники


14.

Осевая и центральная симметрия


15.

Решение задач. Подготовка к контрольной работе. Зачет №1


16.

Контрольная работа №1 по теме " Четырехугольники"


17.

Площадь многоугольника


18.

Площадь прямоугольника


19.

Площадь параллелограмма


20.

Площадь треугольника


21.

Площадь треугольника


22.

Площадь трапеции


23.

Решение задач на вычисление площади фигур


24.

Решение задач на вычисление площади


25.

Теорема Пифагора


26.

Теорема, обратная теореме Пифагора


27.

Решение задач по теме «Теорема Пифагора»


28.

Решение задач по теме « Площади» Зачет №2.


29.

Решение задач по теме « Площади». Формула Герона.


30.

Контрольная работа №2 по теме : « Площадь»



Глава 2.Подобные треугольники


31.

Определение подобных треугольников


32.

Отношение площадей подобных треугольников


33.

Первый признак подобия треугольников


34.

Решение задач на применение первого признака подобия треугольников


35.

Второй и третий признаки подобия треугольников


36.

Решение задач на применение признаков подобия треугольников


37.

Решение задач на применение признаков подобия треугольников


38.

Контрольная работа №3 по теме « Признаки подобия треугольников»


39.

Средняя линия треугольника


40.

Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника.


41.

Пропорциональные отрезки


42.

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике


43.

Измерительные работы на местности


44.

Задачи на построение методом подобия


45.

Решение задач на построение методом подобных треугольников


46.

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника


47.

Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30 0, 450 , 600 .


48.

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач.


49.

Подготовка к контрольной работе. Зачетная работа №3.


50.

Контрольная работа №4 по теме « Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.



Глава 3. Окружность


51.

Взаимное расположение прямой и окружности


52.

Касательная к окружности


53.

Касательная к окружности. Решение задач.


54.

Градусная мера дуги окружности


55.

Теорема о вписанном угле


56.

Теорема об отрезках пересекающихся хорд


57.

Решение задач по теме « Центральные и вписанные углы»


58.

Свойство биссектрисы угла


59.

Серединный перпендикуляр


60.

Теорема о точке пересечения высот треугольника


61.

Вписанная окружность


62.

Свойство описанного четырехугольника


63.

Описанная окружность


64.

Свойство вписанного четырехугольника


65

Контрольная работа №5 по теме « Окружность»



Итоговое повторение


66

Повторение по темам: « Четырехугольники» , « Площади фигур»


67.

Повторение по темам: « Подобные треугольники», « Окружность»


68.

Итоговая контрольная работа.


69.

Итоговый урок. Тестовая работа.


70

Заключительный урок .Решение задач



  • Уроки практической части в КТП выделить жирным шрифтом.