ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение геометрии в 8 классе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТЫ:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССЕ
НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Обучающийся получит возможность:
5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Обучающийся научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии
и выполнять элементарные операции над функциями углов;
5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Обучающийся получит возможность:
8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН
Обучающийся научится:
1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Обучающийся получит возможность:
7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПОВТОРЕНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 7 КЛАССА (3 ЧАСА).
ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ (14 ЧАСОВ).
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
ПЛОЩАДЬ (14 ЧАСОВ).
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ (18 ЧАСОВ).
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
ОКРУЖНОСТЬ (16 ЧАСОВ).
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
ПОВТОРЕНИЕ (2 ЧАСА).
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по геометрии 8 класс
№ | Раздел | Количество часов по программе | Контрольные работы |
1 | Повторение | 3 | Входная к.р. |
2 | Четырехугольники | 14 | № 1 |
3 | Площадь | 14 | № 2 |
4 | Подобные треугольники | 18 | № 3, № 4 |
5 | Окружность | 16 | № 5 |
6 | Итоговое повторение | 3 | Итоговая к.р. |
| ИТОГО | 68 ч | 7 к/р |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(2 часа в неделю, 68 часов за 34 недель)
№ п/п | № урока по теме | Содержание учебного материала | Дата проведения | д/з |
план | факт |
ПОВТОРЕНИЕ | 3 часа 03.09.21 – 10.09.21 | | |
1 | 1 | Повторение основных вопросов курса геометрии 7 класса. | 03.09.21 | | |
2 | 2 | Повторение основных вопросов курса геометрии 7 класса. | 08.09.21 | | |
3 | 3 | Входная контрольная работа. | 10.09.21 | | |
ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ | 14 часов 15.09.21 – 05.11.21 | | |
4 | 1 | Многоугольники. | 15.09.21 | | |
5 | 2 | Многоугольники. | 17.09.21 | | |
6 | 3 | Параллелограмм. | 22.09.21 | | |
7 | 4 | Признаки параллелограмма. | 24.09.21 | | |
8 | 5 | Решение задач по теме: Параллелограмм» | 29.09.21 | | |
9 | 6 | Трапеция. | 01.10.21 | | |
10 | 7 | Теорема Фалеса. | 06.10.21 | | |
11 | 8 | Задачи на построение. | 08.10.21 | | |
12 | 9 | Прямоугольник. | 20.10.21 | | |
13 | 10 | Ромб. Квадрат. | 22.10.21 | | |
14 | 11 | Решение задач по теме: «Прямоугольник. Ромб. Квадрат». | 27.10.21 | | |
15 | 12 | Осевая и центральная симметрия. | 29.10.21 | | |
16 | 13 | Решение задач. | 03.11.21 | | |
17 | 14 | Контрольная работа № 1 по теме: «Четырехугольники». | 05.11.21 | | |
ПЛОЩАДЬ | 14 часов 10.11.21 - 29.12.21 | | |
18 | 1 | Площадь многоугольника. | 10.11.21 | | |
19 | 2 | Площадь прямоугольника. | 12.11.21 | | |
20 | 3 | Площадь параллелограмма. | 17.11.21 | | |
21 | 4 | Площадь треугольника | 19.11.21 | | |
22 | 5 | Площадь треугольника | 01.12.21 | | |
23 | 6 | Площадь трапеции. | 03.12.21 | | |
24 | 7 | Решение задач на вычисление площадей фигур. | 08.12.21 | | |
25 | 8 | Решение задач на вычисление площадей фигур. | 10.12.21 | | |
26 | 9 | Теорема Пифагора. | 15.12.21 | | |
27 | 10 | Теорема, обратная теореме Пифагора. | 17.12.21 | | |
28 | 11 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора». | 22.12.21 | | |
29 | 12 | Решение задач. | 24.12.21 | | |
30 | 13 | Решение задач. | 27.12.21 | | |
31 | 14 | Контрольная работа № 2 по теме: «Площадь». | 29.12.21 | | |
ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ | 18 часов 12.01.22 – 18.03.22 | | |
32 | 1 | Определение подобных треугольников. | 12.01.22 | | |
33 | 2 | Отношение площадей подобных треугольников. | 14.01.22 | | |
34 | 3 | Первый признак подобия треугольников. | 19.01.22 | | |
35 | 4 | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников. | 21.01.22 | | |
36 | 5 | Второй и третий признаки подобия треугольников. | 26.01.22 | | |
37 | 6 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников. | 28.01.22 | | |
38 | 7 | Контрольная работа № 3 по теме: «Признаки подобия треугольников». | 02.02.22 | | |
39 | 8 | Средняя линия треугольника. | 04.02.22 | | |
40 | 9 | Свойство медиан треугольника. | 09.02.22 | | |
41 | 10 | Пропорциональные отрезки. | 11.02.22 | | |
42 | 11 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 16.02.22 | | |
43 | 12 | Измерительные работы на местности. | 18.02.22 | | |
44 | 13 | Задачи на построение методом подобия. | 02.03.22 | | |
45 | 14 | Задачи на построение методом подобия. | 04.03.22 | | |
46 | 15 | Синус, косинус и тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике. | 09.03.22 | | |
47 | 16 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов , равных 30, 45 и 60 градусам. | 11.03.22 | | |
48 | 17 | Соотношения между сторонами и углами в треугольнике. | 16.03.22 | | |
49 | 18 | Контрольная работа № 4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами в треугольнике» . | 18.03.22 | | |
ОКРУЖНОСТЬ | 16 часов 23.03.22 – 20.05.22 | | |
50 | 1 | Взаимное расположение прямой и окружности. | 23.03.22 | | |
51 | 2 | Касательная к окружности. | 25.03.22 | | |
52 | 3 | Касательная к окружности. | 30.03.22 | | |
53 | 4 | Градусная мера дуги окружности. | 01.04.22 | | |
54 | 5 | Теорема о вписанном угле. | 06.04.22 | | |
55 | 6 | Теорема об отрезках пересекающихся хорд. | 08.04.22 | | |
56 | 7 | Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы». | 20.04.22 | | |
57 | 8 | Свойство биссектрисы угла. | 22.04.22 | | |
58 | 9 | Серединный перпендикуляр. | 27.04.22 | | |
59 | 10 | Теорема о точке пересечения высот треугольника. | 29.04.22 | | |
60 | 11 | Вписанная окружность. | 04.05.22 | | |
61 | 12 | Свойство описанного четырехугольника. | 06.05.22 | | |
62 | 13 | Описанная окружность. | 11.05.22 | | |
63 | 14 | Свойство вписанного четырехугольника. | 13.05.22 | | |
64 | 15 | Решение задач. | 18.05.22 | | |
65 | 16 | Контрольная работа № 5 по теме «Окружность». | 20.05.22 | | |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ | 3 часа | | |
66 | 1 | Повторение. | 25.05.27 | | |
67 | 2 | Итоговая контрольная работа | 27.05.22 | | |
68 | 3 | Повторение. | | | |
Приложение №1
Лист корректировки рабочей программы
№ урока Класс Дата | Тема урока | Причина корректировки | Способ корректировки |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
График контрольных работ
по геометрии 8 класс
№ | Тема | Сроки |
1 | Входная контрольная работа | 10.09.21 |
2 | Контрольная работа № 1 по теме: «Четырехугольники». | 05.11.21 |
3 | Контрольная работа № 2 по теме: «Площадь». | 29.12.22 |
4 | Контрольная работа № 3 по теме: «Признаки подобия треугольников». | 02.02.22 |
5 | Контрольная работа № 4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами в треугольнике» | 18.03.22 |
6 | Контрольная работа № 5 по теме «Окружность». | 20.05.22 |
7 | Итоговая контрольная работа | 25.05.22 |