МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Республики Дагестан
МР «Сулейман-Стальский район»
МКОУ "Куркентская СОШ №1 имени М.М.Рагимова"
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
Руководитель ШМО | Заместитель директора по УВР | Директор |
______________Гаджалиева Л. | ______________Меджидова М.Б | ______________Шихрагимов М. |
Протокол №1 | Протокол №---- | Приказ №---- |
от "23" 082022 г. | от "----" 08 2022 г. | от "----" 082022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3276949)
учебного курса
«Геометрия»
для 8 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Шихрагимов М.М
учитель математики первой квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "ГЕОМЕТРИЯ"
Рабочая программа по учебному курсу "Геометрия" для обучающихся 8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация
разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна
повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство
с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА "ГЕОМЕТРИЯ"
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», — писал великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. И в этом состоит одна из двух целей обучения геометрии как составной части математики в школе. Этой цели соответствует доказательная линия преподавания геометрии. Следуя представленной рабочей программе, начиная с седьмого класса на уроках геометрии обучающийся учится проводить доказательные рассуждения, строить логические умозаключения, доказывать истинные утверждения и строить контр примеры к ложным, проводить рассуждения от «противного», отличать свойства от признаков, формулировать обратные
утверждения. Ученик, овладевший искусством рассуждать, будет применять его и в окружающей жизни.
Как писал геометр и педагог Игорь Федорович Шарыгин, «людьми, понимающими, что такое доказательство, трудно и даже невозможно манипулировать». И в этом состоит важное
воспитательное значение изучения геометрии, присущее именно отечественной математической школе. Вместе с тем авторы программы предостерегают учителя от излишнего формализма, особенно в отношении начал и оснований геометрии. Французский математик Жан Дьедонне по этому поводу высказался так: «Что касается деликатной проблемы введения «аксиом», то мне кажется, что на первых порах нужно вообще избегать произносить само это слово. С другой же стороны, не следует упускать ни одной возможности давать примеры логических заключений, которые куда в большей мере, чем идея аксиом, являются истинными и единственными двигателями математического мышления».
Второй целью изучения геометрии является использование её как инструмента при решении как математических, так и практических задач, встречающихся в реальной жизни. Окончивший курс геометрии школьник должен быть в состоянии определить геометрическую фигуру, описать словами данный чертёж или рисунок, найти площадь земельного участка, рассчитать необходимую длину оптоволоконного кабеля или требуемые размеры гаража для автомобиля. Этому соответствует вторая, вычислительная линия в изучении геометрии в школе. Данная практическая линия является не менее важной, чем первая. Ещё Платон предписывал, чтобы «граждане Прекрасного города ни в коем случае не оставляли геометрию, ведь немаловажно даже побочное её применение — в военном деле да, впрочем, и во всех науках — для лучшего их усвоения: мы ведь знаем, какая бесконечная разница существует между человеком причастным к геометрии и непричастным». Для этого учителю рекомендуется подбирать задачи практического характера для рассматриваемых тем, учить детей строить математические модели реальных жизненных ситуаций, проводить вычисления и оценивать адекватность полученного результата. Крайне важно подчёркивать связи геометрии с другими предметами, мотивировать использовать определения геометрических фигур и понятий,
демонстрировать применение полученных умений в физике и технике. Эти связи наиболее ярко видны в темах «Векторы», «Тригонометрические соотношения», «Метод координат» и «Теорема Пифагора».
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану в 8 классе изучается учебный курс «Геометрия», который включает следующие основные разделы содержания: «Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин», а также «Декартовы координаты на плоскости», «Векторы», «Движения плоскости» и «Преобразования подобия».
Учебный план предусматривает изучение геометрии на базовом уровне, исходя из 68 учебных часов в учебном году.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ГЕОМЕТРИЯ"
Четырёхугольники. Параллелограмм, его признаки и свойства. Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства. Трапеция, равнобокая трапеция, её свойства и признаки. Прямоугольная трапеция.
Метод удвоения медианы. Центральная симметрия. Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках.
Средние линии треугольника и трапеции. Центр масс треугольника.
Подобие треугольников, коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Применение подобия при решении практических задач.
Свойства площадей геометрических фигур. Формулы для площади треугольника, параллелограмма, ромба и трапеции. Отношение площадей подобных фигур.
Вычисление площадей треугольников и многоугольников на клетчатой бумаге.
Теорема Пифагора. Применение теоремы Пифагора при решении практических задач.
Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество. Тригонометрические функции углов в 30°, 45° и 60°.
Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой. Углы между хордами и секущими. Вписанные и описанные четырёхугольники. Взаимное расположение двух окружностей. Касание окружностей. Общие касательные к двум окружностям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Геометрия» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Геометрия» характеризуются: Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности мораль- но-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Геометрия» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
— воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
— выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
— делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
— выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
— в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.
Сотрудничество:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
— участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
— выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
— оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Геометрия» на уровне 8 класса должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:
— Распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы, пользоваться их свойствами при решении геометрических задач.
— Применять свойства точки пересечения медиан треугольника (центра масс) в решении задач.
— Владеть понятием средней линии треугольника и трапеции, применять их свойства при решении геометрических задач.
— Пользоваться теоремой Фалеса и теоремой о пропорциональных отрезках, применять их для решения практических задач.
— Применять признаки подобия треугольников в решении геометрических задач.
— Пользоваться теоремой Пифагора для решения геометрических и практических задач.
— Строить математическую модель в практических задачах, самостоятельно делать чертёж и на ходить соответствующие длины.
— Владеть понятиями синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника.
— Пользоваться этими понятия ми для решения практических задач.
— Вычислять (различными способами) площадь треугольника и площади многоугольных фигур (пользуясь, где необходимо, калькулятором).
— Применять полученные умения в практических задачах.
— Владеть понятиями вписанного и центрального угла, использовать теоремы о вписанных углах, углах между хордами (секущими) и угле между касательной и хордой при решении геометрических задач.
— Владеть понятием описанного четырёхугольника, применять свойства описанного четырёхугольника при решении задач.
— Применять полученные знания на практике — строить математические модели для задач реальной жизни и проводить соответствующие вычисления с применением подобия и тригонометрии (пользуясь, где необходимо, калькулятором).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Четырёхугольники |
1.1. | Параллелограмм, его признаки и свойства. | 2 | 0 | 0 | 01.09.2022 06.09.2022 | Формулировать определения: параллелограмма; прямоугольника; ромба; квадрата; трапеции; равнобокой трапеции; прямоугольной трапеции; Доказывать и использовать при решении задач признаки и свойства: параллелограмма; прямоугольника; ромба; квадрата; трапеции; равнобокой трапеции; прямоугольной трапеции; Использовать цифровые ресурсы для исследования свойств изучаемых фигур; ; | Устный опрос; Письменный контроль; Рабочий лист; | Презентации Ссылки на уроки в РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1497/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1499/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1496/start/ |
1.2. | Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства. | 3 | 0 | 0.5 | 08.09.2022 15.09.2022 | Формулировать определения: параллелограмма; прямоугольника; ромба; квадрата; трапеции; равнобокой трапеции; прямоугольной трапеции; Доказывать и использовать при решении задач признаки и свойства: параллелограмма; прямоугольника; ромба; квадрата; трапеции; равнобокой трапеции; прямоугольной трапеции; Использовать цифровые ресурсы для исследования свойств изучаемых фигур; ; | Устный опрос; | Презентации Ссылка на урок в РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1495/start/ Геогебра https://www.geogebra.org/classic?lang=ru https://www.geogebra.org/m/pewbwhr7 |
1.3. | Трапеция. | 2 | 0 | 0.5 | 20.09.2022 22.09.2022 | Формулировать определения: параллелограмма; прямоугольника; ромба; квадрата; трапеции; равнобокой трапеции; прямоугольной трапеции; Использовать цифровые ресурсы для исследования свойств изучаемых фигур; ; | Устный опрос; Практическая работа; | Интерактивная презентация Ссылка на урок в РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2009/start/ Геогебра https://www.geogebra.org/classic?lang=ru |
1.4. | Равнобокая и прямоугольная трапеции. | 2 | 0 | 0.5 | 27.09.2022 29.09.2022 | Формулировать определения: параллелограмма; прямоугольника; ромба; квадрата; трапеции; равнобокой трапеции; прямоугольной трапеции; Доказывать и использовать при решении задач признаки и свойства: параллелограмма; прямоугольника; ромба; квадрата; трапеции; равнобокой трапеции; прямоугольной трапеции; Использовать цифровые ресурсы для исследования свойств изучаемых фигур; ; | Устный опрос; Зачет; | Интерактивные презентации Ссылка на урок в РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2009/start/ Геогебра https://www.geogebra.org/classic?lang=ru https://www.geogebra.org/m/kmhsdbzx |
1.5. | Удвоение медианы. | 1 | 0 | 0 | 04.10.2022 | Применять метод удвоения медианы треугольника; | Устный опрос; | Интерактивная презентация |
1.6. | Центральная симметрия | 2 | 1 | 0.5 | 06.10.2022 11.10.2022 | Изображать и находить на чертежах четырёхугольники разных видов и их элементы; Использовать цифровые ресурсы для исследования свойств изучаемых фигур; ; | Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; | Интерактивные презентации Ссылки на уроки в РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2010/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2011/start/ Геогебра: https://www.geogebra.org/classic?lang=ru |
Итого по разделу | 12 | |
Раздел 2. Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках, подобные треугольники |
2.1. | Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках. | 2 | 0 | 0.5 | 13.10.2022 18.10.2022 | Проводить построения с помощью циркуля и линейки с использование теоремы Фалеса и теоремы о пропорциональных отрезках; строить четвёртый пропорциональный отрезок; Применять полученные знания при решении геометрических и практических задач; Знакомиться с историей развития геометрии; ; | Устный опрос; Практическая работа; | Интерактивные презентации Ссылка на урок в РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2502/start/ |
2.2. | Средняя линия треугольника. | 2 | 0 | 0.25 | 20.10.2022 25.10.2022 | Применять полученные знания при решении геометрических и практических задач;; | Устный опрос; Практическая работа; | Презентация Ссылка на урок в РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2015/start https://resh.edu.ru/subject/lesson/2015/start/ https://www.yaklass.ru/p/geometria/8- klass/chetyrekhugolniki- 9229/parallelogramm-svoistva-parallelogramma- trapetciia-9234/re- 04f024e4-37f5-445f-8dca-1b5551c28885 https://wika.tutoronline.ru/geometriya/class/8/osnovnye-svedeniya-oproporczionalnyh-otrezkah-v |
2.3. | Трапеция, её средняя линия. | 1 | 0 | 0.5 | 27.10.2022 | Применять полученные знания при решении геометрических и практических задач;; | Устный опрос; Практическая работа; | Презентация Ссылки на уроки в РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2009/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2029/start/ |
2.4. | Пропорциональные отрезки, построение четвёртого пропорционального отрезка. | 2 | 0 | 0 | 08.11.2022 10.11.2022 | Проводить построения с помощью циркуля и линейки с использование теоремы Фалеса и теоремы о пропорциональных отрезках; строить четвёртый пропорциональный отрезок; Применять полученные знания при решении геометрических и практических задач; ; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3035/main/ https://www.yaklass.ru/p/geometria/8-klass/podobnye-treugolniki-9236/podobnye-treugolniki-proportcionalnye-otrezki-9524/re-a7370f7d- 6bec-4580-b061-79e5757233dd |
2.5.. | Свойства центра масс в треугольнике. | 1 | 0 | 0 | 15.11.2022 | Проводить доказательство того; что медианы треугольника пересекаются в одной точке; и находить связь с центром масс; находить отношение; в котором медианы делятся точкой их пере сечения;; | Устный опрос; | Презентация |
2.6. | Подобные треугольники. | 1 | 0 | 0 | 17.11.2022 | Применять полученные знания при решении геометрических и практических задач;; | Устный опрос; | Презентация.https://resh.edu.ru/subject/lesson/2014/start/ https://www.yaklass.ru/p/geometria/8-klass/podobnye-treugolniki-9236/podobnye-treugolniki-proportcionalnye-otrezki-9524/re-bfc5cc6c-01b9-42dc-80dd-4eccc8b90262 |
2.7. | Три признака подобия треугольников. | 3 | 0 | 0.5 | 22.11.2022 29.11.2022 | Находить подобные треугольники на готовых чертежах с указанием соответствующих признаков подобия; Проводить доказательства с использованием признаков подобия; Доказывать три признака подобия треугольников; ; | Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; | Презентации Ссылка на урок в РЭШ:https://resh.edu.ru/subject/lesson/2503/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2503/start/ https://www.geogebra.org/m/fqz83myu |
2.8. | Практическое применение | 3 | 1 | 1 | 01.12.2022 08.12.2022 | Решать задачи на подобные треугольники с помощью самостоятельного построения чертежей и нахождения подобных треугольников; Применять полученные знания при решении геометрических и практических задач; ; | Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; | Презентации Ссылки на уроки в РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3140/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2018/start/ https://www.geogebra.org/m/npucesaj |
Итого по разделу: | 15 | |
Раздел 3. Площадь. Нахождение площадей треугольников и многоугольных фигур. Площади подобных фигур |
3.1. | Понятие об общей теории площади. | 1 | 0 | 0 | 13.12.2022 | Овладевать первичными представлениями об общей теории площади (меры); формулировать свойства площади; выяснять их наглядный смысл;; | Устный опрос; | Презентация Ссылка на урок в РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1484/start/ |
3.2. | Формулы для площади треугольника, параллелограмма | 1 | 0 | 0.5 | 15.12.2022 | Выводить формулы площади параллелограмма, треугольника, трапеции из формулы площади прямоугольника (квадрата); | Устный опрос; Практическая работа; | Интерактивные презентации Ссылки на уроки в РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1492/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1493/start/ Геогебра: https://www.geogebra.org/classic?lang=ru |
3.3. | Отношение площадей треугольников с общим основанием или общей высотой. | 1 | 0 | 0 | 20.12.2022 | Выводить формулы площади параллелограмма, треугольника, трапеции из формулы площади прямоугольника (квадрата); | Устный опрос; | Презентация https://resh.edu.ru/subject/lesson/2014/main/ |
3.4. | Вычисление площадей сложных фигур через разбиение на части и достроение. | 1 | 0 | 0 | 22.12.2022 | Вычислять площади различных многоугольных фигур; | Устный опрос; Рабочий лист; | https://infourok.ru/prilozheniya-k-uroku-geometrii-v-klasse-na-temu-vichislenie-ploschadey-figur-na-kletchatoy-bumage-1777684.html |
3.5. | Площади фигур на клетчатой бумаге. | 1 | 0 | 0 | 27.12.2022 | Находить площади фигур, изображённых на клетчатой бумаге, использовать разбиение на части и достроение; Разбирать примеры использования вспомогательной площади для решения геометрических задач; | Устный опрос; Тестирование; | Презентация. https://multiurok.ru/files/zadachi-po-tiemie-ploshchadi-na-klietchatoi-bumagh.html |
3.6. | Площади подобных фигур. | 2 | 0 | 0.5 | 29.12.2022 10.01.2023 | Находить площади подобных фигур; | Устный опрос; Практическая работа; | Презентации Ссылка на урок в РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2014/start/ https://www.geogebra.org/m/wpweqr9h |
3.7. | Вычисление площадей. | 3 | 0 | 0 | 12.01.2023 19.01.2023 | Вычислять площади различных многоугольных фигур; | Устный опрос; | Презентации Ссылки на уроки в РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1491/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2013/start/ |
3.8. | Задачи с практическим содержанием. | 2 | 0 | 0.5 | 24.01.2023 26.01.2023 | Решать задачи на площадь с практическим со держанием; | Устный опрос; Практическая работа; | Презентации https://www.geogebra.org/m/ukgvfwzr |
3.9. | Решение задач с помощью метода вспомогательной площади | 2 | 1 | 0 | 31.01.2023 02.02.2023 | Решать задачи на площадь с практическим со держанием; Разбирать примеры использования вспомогательной площади для решения геометрических задач;; | Устный опрос; Контрольная работа; | Презентации |
Итого по разделу: | 14 | |
Раздел 4. Теорема Пифагора и начала тригонометрии |
4.1. | Теорема Пифагора, её доказательство и применение. | 2 | 0 | 0 | 07.02.2023 09.02.2023 | Доказывать теорему Пифагора; использовать её в практических вычислениях; Применять полученные знания и умения при решении практических задач; Знакомиться с историей развития геометрии; ; | Устный опрос; | Презентации Ссылка на урок в РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1490/start/ |
4.2. | Обратная тео рема Пифагора. | 2 | 0 | 0 | 14.02.2023 16.02.2023 | использовать её в практических вычислениях; Применять полученные знания и умения при решении практических задач; Знакомиться с историей развития геометрии; ; | Устный опрос; | Интерактивные презентации Ссылка на урок в РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1490/start |
4.3. | Определение тригонометрических функций острого угла, тригонометрические соотношения в прямо угольном треугольнике. | 2 | 0 | 0 | 21.02.2023 28.02.2023 | Выводить тригонометрические соотношения в прямоугольном треугольнике;; | Устный опрос; Диктант; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2019/main/ |
4.4. | Основное тригонометрическое тождество. | 1 | 0 | 0 | 02.03.2023 | Использовать формулы приведения и основное тригонометрическое тождество для нахождения соотношений между тригонометрическими функциями различных острых углов;; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2510/main/ |
4.5. | Соотношения между сторонами в прямоугольных треугольниках с углами в 45° и 45°; 30° и 60° | 3 | 1 | 1 | 04.03.2023 11.03.2023 | Исследовать соотношения между сторонами в прямоугольных треугольниках с углами в 45° и 45°; 30° и 60°;; | Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2017/main/ Интерактивные презентации Ссылки на уроки в РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2016/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2017/start https://www.geogebra.org/m/qqgwavst |
Итого по разделу: | 10 | |
Раздел 5. Углы в окружности. Вписанные и описанные четырехугольники. Касательные к окружности. Касание окружности. |
5.1. | Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой. | 2 | 0 | 0,5 | 14.03.2023 16.03.2023 | Формулировать основные определения; связанные с углами в круге (вписанный угол; центральный угол); Находить вписанные углы; опирающиеся на одну дугу; вычислять углы с помощью теоремы о вписанных углах; теоремы о вписанном четырёхугольнике; теоремы о центральном угле; ; | Устный опрос; Практическая работа; ; | Интерактивные презентации Ссылки на уроки в РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2027/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2505/start/ |
5.2. | Углы между хордами и секущими. | 2 | 0 | 0 | 21.03.2023 23.03.2023 | Использовать эти свойства и признаки при решении задач;; | Устный опрос; | Презентация |
5.3. | Вписанные и описанные четырёхугольники, их признаки и свойства. | 2 | 0 | 0.5 | 04.04.2023 06.04.2023 | Исследовать; в том числе с помощью цифровых ресурсов; вписанные и описанные четырёхугольники; выводить их свойства и признаки;; | Устный опрос; Практическая работа; | https://www.geogebra.org/m/mtcnqf7b https://ege- study.ru/ru/ege/materialy/matematika/vpisannyj-i- opisannyj-chetyrexugolniki-i-ix-svojstva/ https://uchitel.pro/описанная-и-вписанная-окружности/ |
5.4. | Применение этих свойств при решении геометрических задач. | 2 | 0 | 0 | 08.04.2023 11.04.2023 | Использовать эти свойства и признаки при решении задач;; | Устный опрос; | https://uchitel.pro/описанная-и-вписанная-окружности |
5.5. | Взаимное расположение двух окружностей. | 2 | 0 | 0 | 13.04.2023 15.04.2023 | Использовать эти свойства и признаки при решении задач;; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2033/main/ |
5.6. | Касание окружностей. | 3 | 1 | 0.5 | 18.04.2023 25.04.2023 | Использовать эти свойства и признаки при решении задач;; | Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2033/main/ |
Итого по разделу: | 13 | |
Раздел 6. Повторение, обобщение знаний. |
6.1. | Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. | 4 | 1 | 0.5 | 27.04.2023 11.05.2023 | Решать задачи на повторение, иллюстрирующие связи между различными частями курса; | Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; | Презентации |
Итого по разделу: | 4 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 6 | | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Параллелограмм и его свойства | 1 | 0 | 0 | 01.09.2022 | Устный опрос; |
2. | Признаки параллелограмма | 1 | 0 | 0.5 | 06.09.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
3. | Ромб, его свойства и признаки | 1 | 0 | 0.5 | 08.09.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
4. | Прямоугольник, его свойства и признаки | 1 | 0 | 0 | 13.09.2022 | Устный опрос; |
5. | Квадрат, его свойства и признаки | 1 | 0 | 0 | 15.09.2022 | Устный опрос; Зачет; |
6. | Трапеция. Прямоугольная трапеция. Рвнобедренная трапеция. Свойства равнобедренной трапеции | 1 | 0 | 0 | 20.09.2022 | Устный опрос; |
7. | Признаки равнобедренной трапеции | 1 | 0 | 0.5 | 22.09.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
8. | Свойства и признаки трапеции. Дополнительные построения в трапеции | 1 | 0 | 0 | 27.09.2022 | Устный опрос; |
9. | Решение практических и прикладных задач | 1 | 0 | 0.5 | 29.09.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
10. | Удвоение медианы. Центральная симметрия | 1 | 0 | 0 | 04.10.2022 | Тестирование; |
11. | Обобщение и систематизация знаний по теме "Четырёхугольники" | 1 | 0 | 0.5 | 06.10.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
12. | Контрольная работа №1 по теме "Четырёхугольники" | 1 | 1 | 0 | 11.10.2022 | Контрольная работа; |
13. | Теорема Фалеса | 1 | 0 | 0 | 13.10.2022 | Устный опрос; |
14. | Теорема о пропорциональных отрезках | 1 | 0 | 0.5 | 18.10.2022 | Устный опрос; |
15. | Средняя линия треугольника | 1 | 0 | 0 | 20.10.2022 | Устный опрос; |
16. | Свойства средней линии треугольника | 1 | 0 | 0 | 25.10.2022 | Устный опрос; |
17. | Средняя линия трапеции. Свойства средней линии трапеции | 1 | 0 | 0 | 27.10.2022 | Устный опрос; |
18. | Пропорциональные отрезки, построение четвёртого пропорционального отрезка. | 1 | 0 | 0 | 08.11.2022 | Устный опрос; |
19. | Решение практических и прикладных задач | 1 | 0 | 0 | 10.11.2022 | Устный опрос; |
20. | Свойства центра масс в треугольнике | 1 | 0 | 0 | 15.11.2022 | Устный опрос; |
21. | Подобие фигур. Признаки подобия треугольников | 1 | 0 | 0 | 17.11.2022 | Устный опрос; |
22. | Первый признак подобия треугольников | 1 | 0 | 0 | 22.11.2022 | Устный опрос; |
23. | Второй признак подобия треугольников | 1 | 0 | 0 | 24.11.2022 | Устный опрос; |
24. | Третий признак подобия треугольников | 1 | 0 | 0.5 | 29.11.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
25. | Решение практических и прикладных задач | 1 | 0 | 0 | 01.12.2022 | Устный опрос; |
26. | Обобщение и систематизация знаний по теме "Теорема Фалеса и подобные треугольники" | 1 | 0 | 0 | 06.12.2022 | Устный опрос; |
27. | Контрольная работа №2 по теме "Теорема Фалеса и подобные треугольники" | 1 | 1 | 0 | 08.12.2022 | Контрольная работа; |
28. | Площадь. Формулы площади прямоугольника, квадрата | 1 | 0 | 0 | 13.12.2022 | Устный опрос; |
29. | Площади фигур на клетчатой бумаге | 1 | 0 | 0 | 15.12.2022 | Устный опрос; |
30. | Формулы площади треугольника, параллелограмма через основания и высоту | 1 | 0 | 0 | 20.12.2022 | Устный опрос; |
31. | Формулы площади треугольника, параллелограмма через основания и высоту | 1 | 0 | 0 | 22.12.2022 | Устный опрос; |
32. | Формулы площади трапеции через основания и высоту | 1 | 0 | 0 | 27.12.2022 | Устный опрос; |
33. | Решение практических и прикладных задач | 1 | 0 | 0 | 29.12.2022 | Устный опрос; |
34. | Вычисление площадей сложных фигур | 1 | 0 | 0 | 10.01.2023 | Устный опрос; |
35. | Метод вспомогательной площади | 1 | 0 | 0 | 12.01.2023 | Устный опрос; |
36. | Решение прикладных и практических задач | 1 | 0 | 0.25 | 17.01.2023 | Устный опрос; |
37. | Отношение площадей треугольников с общим основанием или общей высотой | 1 | 0 | 0 | 19.01.2023 | Устный опрос; |
38. | Отношение площадей треугольников с равными углами. Отношение площадей подобных треугольников | 1 | 0 | 0.5 | 24.01.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
39. | Решение практических и прикладных задач | 1 | 0 | 0 | 26.01.2023 | Устный опрос; |
40. | Обобщение и систематизация знаний по теме "Площадь" | 1 | 0 | 0 | 31.01.2023 | Устный опрос; Зачет; |
41. | Контрольная работа №3 по теме "Площадь" | 1 | 1 | 0 | 02.02.2023 | Контрольная работа; |
42. | Теорема Пифагора | 1 | 0 | 0 | 07.02.2023 | Устный опрос; |
43. | Решение практических и прикладных задач | 1 | 0 | 0 | 09.02.2023 | Устный опрос; |
44. | Обратная теорема Пифагора | 1 | 0 | 0 | 14.02.2023 | Устный опрос; |
45. | Решение задач с помощью обратной теоремы Пифагора. | 1 | 0 | 0.5 | 16.02.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
46. | Определение тригонометрических функций острого угла. Тригонометрические соотношения в прямоугольном треугольнике. | 1 | 0 | 0 | 21.02.2023 | Устный опрос; |
47. | Решение практических и прикладных задач | 1 | 0 | 0 | 23.02.2023 | Устный опрос; |
48. | Формулы приведения. Основное тригонометрическое тождество | 1 | 0 | 0 | 28.02.2023 | Устный опрос; |
49. | Соотношения в прямоугольных треугольниках с углами в 30, 45, 60 градусов | 1 | 0 | 0 | 02.03.2023 | Устный опрос; |
50. | Решение практических и прикладных задач | 1 | 0 | 0 | 04.03.2023 | Устный опрос; |
51. | Контрольная работа №4 по теме "Теорема Пифагора" | 1 | 0 | 0 | 09.03.2023 | Устный опрос; |
52. | Окружность, её элементы и их свойства | 1 | 1 | 0 | 11.03.2023 | Контрольная работа; |
53. | Описанная окружность треугольника, теорема о пересечении серединных перпендикуляров | 1 | 0 | 0 | 14.03.2023 | Устный опрос; |
54. | Касательная к окружности. Свойства касательных | 1 | 0 | 0.25 | 16.03.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
55. | Свойство отрезков касательных. Свойство центра окружности, вписанной в угол. Свойство и признак четырёхугольника, описанного около окружности | 1 | 0 | 0 | 21.03.2023 | Устный опрос; |
56. | Взаимное расположение двух окружностей. Касание двух окружностей | 1 | 0 | 0 | 23.03.2023 | Устный опрос; |
57. | Вписанная окружность треугольника; свойства центра вписанной в треугольник окружности | 1 | 0 | 0 | 04.04.2023 | Устный опрос; |
58. | Формула площади треугольника через радиус вписанной окружности и его полупериметр | 1 | 0 | 0 | 06.04.2023 | Устный опрос; Письменный контроль; |
59. | Углы, вписанные в окружность. Центральный угол. Теорема о вписанном угле | 1 | 0 | 0 | 11.04.2023 | Устный опрос; |
60. | Свойства и признаки вписанных четырехугольников | 1 | 0 | 0.25 | 13.04.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
61. | ГМТ точек, из которых данный отрезок виден под постоянным углом | 1 | 0 | 0 | 18.04.2023 | Устный опрос; |
62. | Угол между касательной и хордой окружности | 1 | 0 | 0 | 20.04.2023 | Устный опрос; Письменный контроль; |
63. | Решение практических и прикладных задач | 1 | 0 | 0 | 25.04.2023 | Устный опрос; |
64. | Контрольная работа по теме "Окружность и касательная" | 1 | 1 | 0 | 27.04.2023 | Устный опрос; |
65. | Повторение. Площадь четырёхугольников, треугольника. Теорема Пифагора | 1 | 0 | 0 | 04.05.2023 | Устный опрос; |
66. | Повторение. Признаки подобия треугольников. Пропорциональные отрезки. Теорема Фалеса | 1 | 0 | 0 | 11.05.2023 | Устный опрос; |
67. | Повторение. Окружность и касательные. Вписанные углы | 1 | 0 | 0 | 16.05.2023 | Устный опрос; |
68. | Итоговая контрольная работа по курсу геометрии 8 класса | 1 | 1 | 0 | 18.05.2023 | Контрольная работа; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 6 | 5.25 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и другие, Геометрия 7–9 класс, Акционерное общество "Издательство "Просвещение";
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Геометрия. 8 класс. Методические рекомендации. Учебное пособие для общеобр. организаций/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков
Изучение геометрии в 7 – 9 классах. Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков: Просвещение, 2004.
Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса / А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершов: Илекса, 2004.
Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7 – 9 классы. Геометрия / Е.М. Рабинович: Илекса, 2001.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/
https://edu.1sept.ru/
https://edu.skysmart.ru/
https://resh.edu.ru/
https://math-oge.sdamgia.ru/
https://edu.orb.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
АРМ учителя (ПК, МФУ, демонстрационный экран, проектор, пульт ДУ для презентаций); Доска меловая и/или магнитно - маркерная;
Мел белый и цветной, набор маркеров для магнитно - маркерой доски;
Справочные таблицы (плакаты)
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
РМУ - рабочее место ученика
Раздаточный материал
Линейка ученическая (20 см);
Линейка офицерская; Рейсшина (15 см);
Циркуль;
Карандаши цветные (набор 6 цветов);
Прочие письменные и чертежные принадлежности