Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
В-Ханжоновская средняя общеобразовательная школа имени Александры Дмитриевны Зеленковой
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ В-Вознесенской СОШ Приказ от ___ августа 2018 г. № ___ _________________ /В.А.Безуглова/ |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии
Уровень общего образования основное общее, 8 класс (начальное общее, основное общее, среднее общее образование) Количество часов 67
Учитель Привалова Мария Викторовна
Планирование составлено на основе : Геометрия. Сборник рабочих программ. 7—9 классы : пособие для учителей общеобразов. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2014 Учебник: ФГОС «Геометрия 7-9» для общеобразовательных организаций. Авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина.-19-е издание Москва «Просвещение» 2009
2018-2019 учебный год
|
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса геометрии для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе примерных программ основного общего образования по математике (базовый уровень) и авторской программы курса геометрии для учащихся 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений (составитель Т.А. Бурмистрова, 2008 г.).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.
Учебный процесс ориентирован на: рациональное сочетание устных и письменных видов работы как при изучении теории, так и при решении задач; сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения; оптимизированное применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов; использование современных технических средств обучения.
В рабочей программе используются задачи с практическим содержанием, составленные по материалу, касающегося Ростовской области и Донского края.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
Цели
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:
введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
формирование умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
совершенствование навыков решения задач на доказательство;
отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
расширение знаний учащихся о треугольниках, четырехугольниках и окружности.
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 70 часов. Учитывая, что по производственному календарю на 2018-19 учебный год праздничные дни совпали с праздниками 23 февраля,8 марта,1 и 9 мая, фактически получается 67 ч. Рабочая программа составлена с учётом уплотнения учебного материала. В течение года планируется провести 5 тематических контрольных работ
Содержание учебного предмета
Треугольник. Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 90°. Решение прямоугольных треугольников. Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.
Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.
Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники.
Измерение геометрических величин. Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника. Связь между площадями подобных фигур.
Построения с помощью циркуля и линейки. Деление отрезка на п равных частей, построение четвертого пропорционального отрезка.
Тематическое планирование
Вводное повторение — 2 часа.
Четырехугольники — 14 часов.
Площадь - 15 часов.
Подобные треугольники — 20 часов.
Окружность — 14 часов.
Повторение — 2 часа
В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы. Планируется провести 5 тематических контрольных работ.
Планируемые результаты обучения
1. Четырёхугольники
Изучение программного материала даёт возможность учащимся: (УВ)
- уметь объяснить, какая фигура называется многоугольником, называть его элементы, знать, что такое периметр многоугольника, какой многоугольник называется выпуклым, уметь вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника и решать задачи;
- знать определения параллелограмма и трапеции, уметь их доказать и применять при решении задач;
- знать формулировку теоремы Фалеса, уметь ее доказывать, а также делить
отрезок на n равных частей с помощью циркуля и линейки и решать задачи на построение;
- Знать определения прямоугольника, ромба, квадрата, формулировки их свойств и признаков; уметь доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач;
- знать определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки; уметь строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией.
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
- уметь объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы; знать, что такое периметр многоугольника, какой многоугольник называется выпуклым; знать формулу суммы углов выпуклого многоугольника;
- знать определения параллелограмма и трапеции: формулировать свойства и признаки параллелограмма и равнобедренной трапеции; уметь выполнять чертежи по условию задачи; уметь вычислять значения геометрических величин, применяя изученные свойства;
- знать формулировку теоремы Фалеса, применять её для решения несложных задач, делить отрезок на n равных частей с помощью циркуля и линейки;
-знать определения прямоугольника, ромба, квадрата, формулировки их свойств и признаков; применять их при решении задач; уметь решать несложные задачи на вычисление; проводить аргументацию в ходе решения задач;
-знать определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки; уметь строить симметричные точки.
2. Площадь фигур
Изучение программного материала даёт возможность учащимся: (УВ)
Сформировать у учащихся понятие площади многоугольника, развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства и формулы, применять теорему Пифагора.
У учащихся формируется представление о площади многоугольника как о некоторой величине. Вычисление площадей многоугольников является составной частью решения задач на многогранники в курсе стереометрии.
Формировать практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
- знать основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника; уметь вывести эту формулу и использовать ее и свойства площадей при решении задач;
- знать формулу для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции; уметь их доказывать;
- знать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу, и уметь применять все изученные формулы при решении задач типа;
- Знать теорему Пифагора и обратную ей теорему; уметь их доказывать и применять при решении задач.
3. Подобные треугольники
Изучение программного материала даёт возможность учащимся: (УВ)
- сформировать у учащихся понятие подобных треугольников;
- выработать умение применять признаки подобия треугольников;
- сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников.
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
- знать определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников;
- теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника;
- уметь применять их при решении задач;
- знать признаки подобия треугольников;
- Уметь их доказывать и применять при решении задач;
-знать теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
- уметь их доказывать и применять при решении задач;
- уметь с помощью циркуля и линейки делать отрезок в данном отношении и решать задачи на построение.
-знать определения синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника;
- уметь доказывать основное тригонометрическое тождество; знать значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30°, 45°, 60°; уметь решать задачи.
4. Окружность
Изучение программного материала даёт возможность учащимся: (УВ)
Систематизированные сведения об окружности и ее свойствах, вписанной и описанной окружностях.
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
- знать возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности,
определение касательной, свойство и признак касательной; уметь их доказывать и применять при решении задач.
- знать какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги окружности, теорему о вписанном угле, следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд; уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач.
- знать какая окружность называется вписанной в многоугольник и какая описанной около многоугольника, теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырехугольников; уметь их доказывать и применять при решении задач.
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;
решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.
Система оценки планируемых результатов
Основными методами оценки планируемых результатов учащихся по математике являются
устный опрос,
письменные работы:
математические диктанты,
самостоятельные работы
контрольные работы,
тесты
Основные виды проверки знаний:
текущая (проводится систематически из урока в урок),
итоговая (проводится по завершении темы (раздела), школьного курса).
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ В-Ханжоновской СОШ от___ августа 2018г. № ___ ____________/Ю.М.Попова / | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________/Ю.М.Попова/ |