Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии 8 класс составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания образования, примерной программы основного общего образования для общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 класс ( к учебному комплекту по геометрии 7-9 классов авт. А.В. Погорелов , геометрия 7-9 классы /Н.Б. Мельникова .-М.: Издательство, ,2009., )индивидуального образовательного учебного плана и адаптирована для детей с ограниченными возможностями.
Так как программа составлена для обучения на дому для которого характерны недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрая утомляемость, что отрицательно влияет на усвоение математических понятий, в связи с этим при рассмотрении курса геометрии 8 класса внесены изменения в объем теоретических сведений. Большинство тем будут изучаться с опорой на наглядность, снизив объем запоминаемой информации, более широко будут использованы опорные схемы, памятки, пошаговые алгоритмы.
Основные цели предмета:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
-освоение навыков и умений обоснования выбора решений;
-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
Задачи обучения:
-ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
-научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
-ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
-изучить признаки равенства треугольников;
-изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач;
-научить решать геометрические задачи на построение и вычисления;
-подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.
Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью проверочных самостоятельных работ, электронного тестирования, практических работ.
В соответствии с индивидуальным учебным планом ., на изучение геометрии отводится 1 час в неделю для обязательного изучения и 1 час для самостоятельной работы. Всего 35+35=70 ч. С учетом праздничных дней фактически программа может быть выполнена за 34+34 час.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
мета предметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
контролировать свои действия;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.
В результате изучения курса геометрии 8 класса ученик научится:
использовать язык геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их отношения;
использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка и градусной меры угла;
решать задачи на вычисление градусных мер углов от
до
с необходимыми теоретическими обоснованиями, опирающимися на изучение свойства фигур и их элементов;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношения между ними и применяя изученные виды доказательств;
решать несложные задачи на построение циркуля и линейки;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Ученик получит возможность:
овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного;
овладеть традиционной схемой решения задач на построения с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование
Содержание курса.
№ | Содержание материала | Колич.часов | Контрольных работ |
1 | Четырехугольники | 9 | 1 |
2 | Теорема Пифагора | 11 | 2 |
3 | Декартовые координаты на плоскости | 8 | 1 |
4 | Векторы | 7 | 1 |
| Итого | 35 | 5 |
| | | |
Календарно-тематическое планирование
№ уро ка | Содержание учебного материала | | Примерные сроки изучения | Требования к уровню подготовки учащихся | Основные виды деятельности учащихся (на уровне УУД) |
Глава V. Четырехугольники (9часов) |
| | | | | | |
1 | Четырехугольник. Параллелограмм. Свойство диагоналей пар. | | | Уметь объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы; знать, что такое периметр многоуг-ка, какой многоуг-к называется выпуклым; Уметь находить углы многоугольников, их периметры.). Знать опр-я параллелограмма и трапеции, виды трапеций, формулировки свойств и признаков параллелограмма и равнобедренной трапеции; Знать определения частных видов параллелограмма: прямоугольника, ромба и квадрата, формулировки их свойств и признаков. Знать опред.симметричн. точек и фигур отн-но прямой и точки. Уметь строить симметричн. точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией. | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки Познавательные: Объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; показывать элементы многоугольника его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника; изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники; формулировать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника; объяснять, какие стороны (вершины) четырехугольника называются противоположными; формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата, изобр. и распознавать эти четырехугольники; формулир. их свойства и признаки; Коммуникативные: контролировать свои действия | Комбинированный урок (КУ): изучение и первичное закрепление новых знаний (лекция); индивид.контроль. |
2 | Свойство противоположных сторон и углов параллелограмма | | | |
3 | Прямоугольник.Ромб.Квадрат | | | |
4 | Решение задач | | | Урок – практикум (УП) |
5 | Средняя линия треугольника. | | | |
6 | Трапеция. Средняя линия трапеции | | | Усов. нового матер. в процессе р/задач |
7 | Теорема о пропорциональных отрезках | | |
8 | Решение задач | | |
9 | Контрольная работа 1 | | | |
| Теорема Пифагора 6ч | | | |
10 | Косинус угла. | | | Усв. нового матер. в процессе р/задач |
11 | Теорема Пифагора . Египетский треугольник. | | |
12 | Перпендикуляр и наклонная. | | |
13 | Неравенство треугольника..Решение задач. | | |
14 | Решение задач. | | | |
15 | Контрольная работа 2 | | | УП |
16 | Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. | | | |
| | | | Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
17 | Основные тригонометрические тождества. | | | |
21 | Основные тригонометрические тождества. | | |
18 | Основные тригонометрические тождества. | | | | | |
19 | Изменение синуса, косинуса и тангенса при возрастании угла | | | Знать соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Уметь решать простейшие задачи и выполнять чертежи по условию задач | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, владеть общим приемом решения задач Коммуникативные: контролировать свои действия | Урок – практическая работа. |
20 | Контрольная работа 3 | | | |
| Декартовы координаты на плоскости 8ч | | | |
21 | Определение декартовых координат. Координаты середины отрезка. | | | Усв. нового матер. в процессе р/задач |
22 | Расстояние между точками. | | | |
23 | Уравнение окружности. Уравнение прямой | | | Практикум по р/з Провер. С/Р. Баз. уровень (с опорой) |
24 | Координаты точки пересечения прямых. | | | |
25 | Расположение прямой относительно системы координат. | | | Усв. н.матер. в проц р/з |
26 | Угловой коэффициент в уравнении прямой. График линейной прямой | | | |
27 | Пересечение прямой с окружностью. | | | |
28 | Контрольная работа4 | | | лекция, практ.работа |
| Векторы на плоскости | | | |
29 | Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. | | |
30 | Координаты вектора. Сложение векторов. Сложение сил. | | | Усв. н.матер. при р/задач, |
31 | Умножение вектора на число | | | Усвоение нового матер. в процессе р/з. |
32 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | | | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. |
33 | Скалярное произведение векторов. Разложение вектора по координатным осям. | | | |
| Решение задач по теме «Подобные треугольники». | 1 | 30.01 |
34 | Решение задач. | | | | | |
35 | Контрольная работа 5 | | | . | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, выделять в условии задачи условие и заключение, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, формулировать признаки подобия треугольников; владеть общим приемом решения задач Коммуникативные: контролировать свои действия | Комбинированный урок: лекция, практикум. |
| | | | |
| | | | |
| | | | Инд. письм.контр. |
| | | | |
| | | | |