МУ «Комитет по образованию г. Улан-Удэ»
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42 г. Улан- Удэ»
Рассмотрено на МО учителей математики и информатики_ (название учебного предмета) Протокол № _10_ от «_28__» мая 2020 г. Руководитель МО Береговая Т.М. ________________________ | Принято на педагогическом совете Протокол № 5 от «___ »июня 2020 г. Руководитель МС Ермоленко А.А. ____________________________ | Утверждаю Директор МАОУ СОШ № 42 Путилова Н.Н. Приказ № 86.б от « 30» августа 2020г. |
Рабочая программа
Геометрия
(наименование учебного предмета/курса)
8 класс
(класс)
2020-2021 уч.год.
(срок реализации программы)
г. Улан-Удэ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» 8 класс составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;
ООП ООО, учебным планом МАОУ СОШ №42, Уставом МАОУ СОШ №42 г.Улан-Удэ (далее — школа);
Примерной и авторской программы основного общего образования по математике: Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64с. – (Стандарты второго поколения); Программы по геометрии А. Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С Якир, Е. В. Буцко к учебнику А. Г. Мерзляк и др., (Издательский центр «Вентана-Граф», 2017).
Рабочая программа составлена к УМК Мерзляк А. Г. Учебник Геометрия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2018.
На изучение геометрии в 8 классе по учебному плану школы отводится 102 часа ( 3 ч в неделю, 34 недели).
Обучение геометрии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1. В направлении личностного развития:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
2. В метапредметном направлении:
формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о значимости геометрии в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для геометрии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
3. В предметном направлении:
овладение геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Курс геометрии 8 класса включает следующие разделы: четырехугольники, подобие треугольников, решение прямоугольных треугольников, многоугольники и их площадь, которые изучаются блоками.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.
Изучение курса геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Практическая значимость школьного курса геометрии 7—9 классов состоит в том, что предметом его изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Геометрия является одним из опорных школьных предметов. Геометрические знания и умения необходимы для изучения других школьных дисциплин (физика, география, химия, информатика и др.)
Одной из основных целей изучения геометрии является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения геометрии формируются логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность.
Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Обучение геометрии даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения. В процессе изучения геометрии школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и технике, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информации, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности ( чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом
Предметные результаты:
осознание значения геометрии в повседневной жизни человека;
представление о геометрии как сере математической деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о фигурах и их свойтсвах;
практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:
- изображать фигуры на плоскости;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
- распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;
- выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
- читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
- проводить практические расчеты.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Тема (раздел) | Содержание темы (раздела) | Планируемые предметные результаты освоения темы |
1 | Повторение курса геометрии 7-го класса (6 ч) | Простейшие геометрические фигуры и их свойства (1) Треугольники (1) Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (1) Окружность и круг. Геометрические построения (2) Входная контрольная работа № 0 (1) | |
2 | Глава 1. Четырёхугольники (33 ч.) | §1. Четырехугольник и его элементы (2) §2. Параллелограмм и его свойства (4) § 3. Признаки параллелограмма (4) § 4. Прямоугольник (2) § 5. Ромб (2) § 6. Квадрат (1) Повторение и систематизация учебного материала (1) Контрольная работа № 1 (1) § 7. Средняя линия треугольника (2) § 8. Трапеция (4) § 9. Центральные и вписанные углы (4) § 10. Описанная и вписанная окружности (4) Повторение и систематизация учебного материала (1) Контрольная работа № 2 (1) | Учащиеся научатся: - пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения; - распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их комбинации; - классифицировать геометрические фигуры; Учащиеся получат возможность: - овладеть методами решения задач на вычисление и доказательство; - использовать свойства измерения длин и углов при решении задач; |
3 | Глава 2. Подобие треугольников (20 ч) | § 11. Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках (6) Контрольная работа за 1 полугодие (1) § 12. Подобные треугольники (1) § 13. Первый признак подобия треугольников (5) § 14. Второй и третий признаки подобия треугольников (5) Повторение и систематизация учебного материала (1) Контрольная работа № 3 (1) | Учащиеся научатся: - доказывать теоремы; - решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств; Учащиеся получат возможность: - овладеть методами решения задач на вычисление и доказательство; -вычислять длины линейных элементов фигур и их углы используя формулы; |
4 | Глава 3. Решение прямоугольных треугольников (18 ч) | § 15. Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике (2) § 16. Теорема Пифагора (5) Повторение и систематизация учебного материала (1) Контрольная работа № 4 (1) § 17. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника (4) § 18. Решение прямоугольных треугольников (3) Повторение и систематизация учебного материала (1) Контрольная работа № 5 (1) | Учащийся научится: - оперировать начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов; - доказывать теоремы; Учащиеся получат возможность: - приобрести опыт применения тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач; - вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы, в том числе формулы площадей фигур; |
5 | Глава 4. Многоугольники. Площадь многоугольников (13 ч) | § 19. Многоугольники (1) § 20. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника (2) § 21. Площадь параллелограмма (3) § 22. Площадь треугольника (2) § 23. Площадь трапеции (3) Повторение и систематизация учебного материала (1) Контрольная работа № 6 (1) | Учащиеся научатся: - решать задачи на доказательство с использованием формул площадей фигур; - доказывать теоремы; - использовать свойства измерения площадей при решении задач; Учащиеся получат возможность: - вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности; |
6 | Повторение и систематизация учебного материала 8 класса (12 ч) | Решение задач (5) Итоговая контрольная работа (1) Решение задач (6) | |
Всего по курсу - 6 тематических контрольных работ + 3 промежуточная аттестация.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССЕ
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Повторение курса алгебры 7-го класса | 6 |
2 | Глава 1. Четырёхугольники | 33 |
3 | Глава 2. Подобие треугольников | 19 |
4 | Глава 3. Решение прямоугольных треугольников | 18 |
5 | Глава 4. Многоугольники. Площадь многоугольников | 13 |
5 | Повторение и систематизация учебного материала | 13 |
5. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Для индивидуальной работы со слабыми учащимися использовать платформу Учи.ру. Использовать данную платформу для подготовки к олимпиадам и во внеурочной деятельности
В случае длительной болезни ребенка рекомендовать обучение на платформе Якласс с составлением индивидуальных проверочных работ. Осуществлять консультации в ZOOM, поддерживать обратную связь с учеником и родителями через элжур.
Использовать платформы Решу ОГЭ, Решу ЕГЭ, Решу ВПР для подготовки в выпускных классах и в классах, сдающих ВПР в течение всего учебного года .
В случае всеобщего дистанционного обучения использовать проведение онлайн-уроков в ZOOM и работу на платформе Якласс для изучения теоретического материала, самостоятельной работы, контроля.
При необходимости допускается применение других цифровых ресурсов.