Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Инкинская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Геометрия»
8 класс
Всего: 68 часов в год, 2 часа в неделю.
УМК:
1.Геометрия . 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ (Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.).-19-е изд.-М.: Просвещение,2015 г.
Составил: Трясина Наталья Георгиевна:, учитель математики
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы образовательных учреждений «Геометрия 7-9 классы» Т.А.Бурмистрова, 2-е издание М.Просвещение, 2009.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цель изучения:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
-приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия-один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В курсе геометрии 8 класса изучаются наиболее важные виды четырехугольников-параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; даётся представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией; расширяются и углубляются полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; выводятся формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказывается одна из главных теорем геометрии — теорему Пифагора; вводится понятие подобных треугольников; рассматриваются признаки подобия треугольников и их применения; делается первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии; расширяются сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучаются новые факты, связанные с окружностью; знакомятся обучающиеся с четырьмя замечательными точками треугольника; знакомятся обучающиеся с выполнением действий над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.
Количество учебных часов:(2 часа в неделю, всего 68 часов)
В том числе: контрольных работ-6
Резервное время- 3 ч.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных, работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Уровень обучения– базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем.
Программа определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов при работе с детьми ОВЗ. Работа с детьми ОВЗ ведётся целенаправленно каждый урок с помощью дифференцированного применения следующих приёмов:
Поэтапное разъяснение заданий.
Последовательное выполнение заданий.
Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности
Подготовка учащихся к перемене вида деятельности
Предоставление дополнительного времени для завершения задания
Упрощенные задания на дом
Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания
Использование карточек с упражнениями , которые требуют минимального заполнения
Использование упрощенных упражнений
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами в затраченными усилиями
Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки
Разрешение переделать задание , с которым он не справился
Оценка переделанных работ
Использование системы оценок достижений учащихся на их личном примере
Система мер здоровьесберегающего характера предусматривает рассмотрение всех важных вопросов на уроке и дозированное, дифференцированное по трудности домашнее задание по выбору ученика. Организация работы на уроке предусматривает эмоциональные разгрузки, переключающие внимание ученика, снимающие напряжение. Во время урока поддерживается позитивный, доброжелательный эмоциональный фон. За урок предусматривается не более 3-4 видов работ. Работа с проектором или компьютером ограничена нормами. Предусматривается специальная гимнастика для глаз.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава 5.Четырехугольники (15 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Глава 6.Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Глава7. Подобные треугольники (18 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава 8. Окружность (15 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
9. Повторение. Решение задач. (6 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 8 классе
В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
-планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
-решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
-исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
-поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства)
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела и темы | Дата проведения |
по плану | По факту |
| Глава V. Четырёхугольники (15 часов) | | |
1 | Многоугольники. Выпуклый многоугольник | | |
2 | Четырёхугольник | | |
3 | Решение задач по теме «Многоугольники» | | |
4 | Параллелограмм. Определение и свойства. | | |
5 | Свойства параллелограмма | | |
6 | Признаки параллелограмма | | |
7 | Решение задач на свойства и признаки параллелограмма. | | |
8 | Трапеция. Виды, свойства. | | |
9 | Решение задач по теме «Трапеция» | | |
10 | Решение задач по теме «Параллелограмм и трапеция» | | |
11 | Прямоугольник. Свойства и признак. | | |
12 | Ромб, квадрат | | |
13 | Теорема Фалеса | | |
14 | Контрольная работа № 1 по теме: « Четырёхугольники» | | |
15 | Осевая и центральная симметрии. | | |
| Глава VI. Площадь (14 часов) | | |
16 | Понятие площади многоугольника | | |
17 | Площадь прямоугольника | | |
18 | Площадь параллелограмма | | |
19 | Решение задач по теме «Площадь параллелограмма» | | |
20 | Площадь треугольника | | |
21 | Решение задач по теме «Площадь треугольника» | | |
22 | Следствия из теоремы о площади треугольника | | |
23 | Площадь трапеции | | |
24 | Решение задач по теме «Площадь трапеции» | | |
25 | Решение задач на нахождение площади | | |
26 | Теорема Пифагора | | |
27 | Решение задач на применение теоремы Пифагора | | |
28 | Решение задач на тему: «Площадь. Теорема Пифагора» | | |
29 | Контрольная работа №2 по теме : « Площадь» | | |
| Глава VII. Подобные треугольники (18 часов) | | |
30 | Определение подобных треугольников. Пропорциональные отрезки | | |
31 | Отношение площадей подобных треугольников | | |
32 | Первый признак подобия треугольников | | |
33 | Первый признак при решении задач | | |
34 | Второй и третий признаки подобия треугольников | | |
35 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников. | | |
36 | Контрольная работа № 3 по теме: « Признаки подобия треугольников» | | |
37 | Средняя линия треугольника | | |
38 | Свойство медиан треугольника | | |
39 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | | |
40 | Нахождение неизвестных элементов треугольника по формулам | | |
41 | Треугольник и его отрезки | | |
42 | Решение задач на построение методом подобия | | |
43 | Измерительные работы на местности | | |
44 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | | |
45 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30˚, 45˚ и 60˚ | | |
46 | Обобщающий урок по теме: « Подобные треугольники» | | |
47 | Контрольная работа №4 по теме: « Применение теории подобия треугольников при решении задач» | | |
| Глава VIII. Окружность (15 часов) | | |
48 | Взаимное расположение прямой и окружности | | |
49 | Касательная к окружности | | |
50 | Решение задач по теме «Касательная к окружности» | | |
51 | Центральные и вписанные углы. Градусная мера дуги окружности | | |
52 | Теорема о вписанном угле | | |
53 | Теорема об отрезках пересекающихся хорд | | |
54 | Четыре замечательные точки треугольника. Свойство биссектрисы угла | | |
55 | Свойство серединного перпендикуляра к отрезку | | |
56 | Теорема о пересечении высот треугольника | | |
57 | Вписанная окружность | | |
58 | Свойство описанного четырёхугольника | | |
59 | Описанная окружность | | |
60 | Свойство вписанного четырёхугольника | | |
61 | Обобщающий урок по теме : « Окружность» | | |
62 | Контрольная работа №5 по теме «Окружность» | | |
| Повторение (6 часов) | | |
63 | Четырёхугольники. Площадь | | |
64 | Решение задач по теме «Площадь» | | |
65 | Подобные треугольники | | |
66 | Окружность | | |
67 | Решение задач на вписанные и описанные четырехугольники | | |
68 | Решение задач по теме «Подобные треугольники. Окружность» | | |
Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение
Литература:
1.Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2011-2015.
2.Зив Б.Г. .Геометрия: дидакт. Материалы для 8 кл. / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
3.Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: Н. Для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. –М.: Просвещение, 2003 — 2008
Учебно-методический комплект ученика:
Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2011- 2015