ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программой основного общего образования
МБОУ «СОШ № 29 им. Г.К. Жукова» г. Симферополя
Уровень образования – базовый.
Количество учебных недель по учебному плану 34.
2 часа в неделю. Всего 68 часов в учебном году.
Название учебника:
Геометрия. 7-9 классы: учебник с приложением на электрон. носителе /[Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.].- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2014.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и творчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно- технического прогресса.
В соответствии с целью формируются задачи учебного процесса: систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших классах.
Планируемые результаты освоения изучаемого предмета«Геометрия»
В результате изучения курса геометрии 9 класса учащиеся должны:
знать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Содержание учебного предмета «Геометрия».
Повторение(2часов)
Формулировать определения и иллюстрировать понятия параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции. Формулировать свойства треугольников и четырёхугольников (теорема Пифагора, свойство средней линии, свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, свойства равнобедренного треугольника) и использовать эти свойства при решении задач. Применять формулы для вычисления площадей треугольников, четырехугольников.
Векторы.(8 часов)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.
Метод координат.(10 часов)
Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. ( 11 часов)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника. Этот аппарат применяется к решению треугольников. Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Длина окружности и площадь круга.(12 часов)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга. Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга..
Движения. (8 часов)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Начальные сведения стереометрии.( 10 часов)
Предмет стереометрии. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Объём тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда. Пирамида. Цилиндр. Конус. Сфера. Шар.
Повторение ( 7 часов)
повторение и систематизация материала 9 класса
Тематический планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:
№ п \п темы | Тема раздела | Количество часов | Кол-во контрольных работ |
Примерная программа (сост. Бурмистрова Т.А., 2011 г.) | По рабочей программе |
1 | Повторение | | 2 | |
2 | Векторы | 8 | 8 | 1 |
3 | Метод координат | 10 | 10 | 1 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 11 | 11 | 1 |
5 | Длина окружности и площадь круга | 12 | 12 | 1 |
6 | Движения | 8 | 8 | 1 |
7 | Начальные сведения стереометрии Об аксиомах планиметрии | 10 | 10 | |
8 | Повторение | 9 | 9(7+2) | |
9 | Итого: | 68 | 68 | 5 |
Содержание разделов
График проведения контрольных работ
№ урока | | Дата | Тема |
По плану | | По факту |
| | |
1 | 04.10 | | Контрольная работа № 1 по теме «Векторы». |
2 | 13.11 | | Контрольная работа № 2 по теме « Метод координат» |
3 | 20.12 | | Контрольная работа № 3 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» |
4 | 14.02 | | Контрольная работа № 4 по теме «Длина окружности и площадь круга» |
5 | 19.03 | | Контрольная работа № 5 по теме «Движения» |
6 | 16.05 | | Итоговая контрольная работа. |
Календарно – тематическое планирование
уроков геометрии в 9 А классе
№ | Кол. уроков | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Примечание | |
Повторение курса геометрии 7 – 8 классов (2 часа) | |
1 | 1 | | | Повторение. Решение задач | | |
2 | 1 | | | Мониторинг знаний за курс 8 класса. | | |
Тема 1. Векторы (8 часов) | |
3 | 1 | | | Понятие вектора. Откладывание вектора от данной точки | | |
4 | 1 | | | Сумма двух векторов | | |
5 | 1 | | | Сумма нескольких векторов | | |
6 | 1 | | | Вычитание векторов | | |
7 | 1 | | | Умножение вектора на число | | |
8 | 1 | | | Применение векторов к решению задач | | |
9 | 1 | | | Средняя линия трапеции | | |
10 | 1 | | | Контрольная работа № 1 по теме «Векторы». | | |
Тема 2. Метод координат (10 часов) | |
11 | 1 | | | Анализ к.р. Работа над ошибками. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | | |
12 | 1 | | | Координаты вектора | | |
13 | 1 | | | Простейшие задачи в координатах | | |
14 | 1 | | | Простейшие задачи в координатах | | |
15 | 1 | | | Уравнение окружности | | |
16 | 1 | | | Уравнение прямой | | |
17 | 1 | | | Уравнение окружности и прямой. Решение задач | |
18 | 1 | | | Урок подготовки к контрольной работе | | |
19 | 1 | | | Контрольная работа № 2 по теме « Метод координат» | | |
20 | 1 | | | Анализ к.р. Работа над ошибками | | |
Тема 3. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11 часов) | |
21 | 1 | | | Синус, косинус и тангенс угла | | |
22 | 1 | | | Синус, косинус и тангенс угла | | |
23 | 1 | | | Синус, косинус и тангенс угла | | |
24 | 1 | | | Теорема о площади треугольника | | |
25 | 1 | | | Теоремы синусов и косинусов | | |
26 | 1 | | | Решение треугольников | | |
27 | 1 | | | Измерительные работы | |
28 | 1 | | | Скалярное произведение векторов | | |
29 | 1 | | | Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения | | |
30 | 1 | | | Контрольная работа № 3 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | | |
31 | 1 | | | Анализ к.р. Работа над ошибками | | |
Тема 4. Длина окружности и площадь круга (12 часов) | | 22.11 |
32 | 1 | | | Правильный многоугольник. | | |
33 | 1 | | | Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник | | |
34 | 1 | | | Формулы для вычислен6ия площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | | |
35 | 1 | | | Решение задач по теме «Правильный многоугольник» | | |
36 | 1 | | | Длина окружности и площадь круга | | |
37 | 1 | | | Длина окружности. Решение задач | | |
38 | 1 | | | Площадь круга и кругового сектора | | |
| | | | Площадь круга и кругового сектора. Решение задач | | |
39 | 1 | | | Обобщение по теме «Длина окружности и площадь круга» | | |
40 | 1 | | | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» | | |
41 | 1 | | | Подготовка к контрольной работе | | |
42 | 1 | | | Контрольная работа № 4 по теме «Длина окружности и площадь круга» | | |
43 | 1 | | | Анализ к.р. Работа над ошибками | | |
Тема 5. Движения (8 часов) | |
44 | 1 | | | Понятие движения | | |
45 | 1 | | | Свойства движения | |
46 | 1 | | | Решение задач по теме «Понятие движения. Осевая и центральная симметрия» | | |
47 | 1 | | | Параллельный перенос | | |
48 | 1 | | | Параллельный перенос | | |
49 | 1 | | | Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот» | | |
50 | 1 | | | Решение задач по теме «Движения» | | |
51 | 1 | | | Контрольная работа № 5 по теме «Движения» | | |
Тема 6. Начальные сведения стереометрии (10часов) | |
52 | 1 | | | Предмет стереометрии. Многогранник | | |
53 | 1 | | | Призма. Параллелепипед | | |
54 | 1 | | | Объём тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда | | |
55 | 1 | | | Пирамида | | |
56 | 1 | | | Цилиндр | | |
57 | 1 | | | Конус | | |
58 | 1 | | | Сфера. Шар | | |
59 | 1 | | | Решение задач по теме «Тела вращения» | | |
60 | 1 | | | Об аксиомах планиметрии | | |
61 | 1 | | | Об аксиомах планиметрии | | |
Повторение (7 часов) | |
62 | 1 | | | Треугольник | | |
63 | 1 | | | Окружность | | |
64 | 1 | | | Четырехугольники. Многоугольники | | |
65 | 1 | | | Решение задач | | |
66 | 1 | | | Итоговая контрольная работа | | |
67 | 1 | | | Анализ к.р. Работа над ошибками | | |
68 | 1 | | | Итоговый урок по курсу «Планиметрия» | | |