ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии в 9 классе составлена в соответствии с
федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. №1089)
федеральным базисным учебным планом, 2004г
федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год" (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 05.09.2013 № 1047
авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы – Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2009).
Цель изучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
№ | Тема | Количество часов |
1 | Вводное повторение | 2 |
2 | Векторы | 10 |
3 | Метод координат | 11 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 13 |
5 | Длина окружности и площадь круга | 11 |
6 | Движения | 10 |
8 | Начальные сведения из стереометрии | 7 |
9 | Повторение. Решение задач | 6 |
| Итого | 70 |
В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать:
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов |
| Вводное повторение | 1 |
| Вводное повторение | 1 |
Глава IX. Векторы. (10 часов) |
| Понятие вектора. | 1 |
| Сложение и вычитание векторов. | 1 |
| Сложение и вычитание векторов. | 1 |
| Сложение и вычитание векторов. | 1 |
| Умножение вектора на число. | 1 |
| Умножение вектора на число. | 1 |
| Применение векторов к решению задач. | 1 |
| Применение векторов к решению задач. | 1 |
| Решение задач по теме «Векторы» | 1 |
| Контрольная работа «Векторы». | 1 |
Глава X. Метод координат. (11часов) |
| Координаты вектора. | 1 |
| Координаты вектора. | 1 |
| Координаты вектора. | 1 |
| Простейшие задачи в координатах. | 1 |
| Простейшие задачи в координатах. | 1 |
| Простейшие задачи в координатах. | 1 |
| Уравнения окружности и прямой. | 1 |
| Уравнения окружности и прямой. | 1 |
| Уравнения окружности и прямой. | 1 |
| Решение задач по теме «Метод координат» | 1 |
| Контрольная работа «Метод координат» | 1 |
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника.(13 часов) |
| Синус, косинус и тангенс угла. | 1 |
| Синус, косинус и тангенс угла. | 1 |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 |
| Скалярное произведение векторов. | 1 |
| Скалярное произведение векторов. | 1 |
| Скалярное произведение векторов. | 1 |
| Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника.» | 1 |
| Контрольная работа «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 |
Глава XII. Длина окружности и площадь круга.(11 часов) |
| Правильные многоугольники. | 1 |
| Правильные многоугольники. | 1 |
| Правильные многоугольники. | 1 |
| Правильные многоугольники. | 1 |
| Правильные многоугольники. | 1 |
| Длина окружности и площадь круга. | 1 |
| Длина окружности и площадь круга. | 1 |
| Длина окружности и площадь круга. | 1 |
| Длина окружности и площадь круга. | 1 |
| Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга». | 1 |
| Контрольная работа «Длина окружности и площадь круга». | 1 |
Глава XIII. Движения. (10 часов) |
| Понятие движения. | 1 |
| Понятие движения. | 1 |
| Понятие движения. | 1 |
| Понятие движения. | 1 |
| Параллельный перенос и поворот. | 1 |
| Параллельный перенос и поворот. | 1 |
| Параллельный перенос и поворот. | 1 |
| Параллельный перенос и поворот. | 1 |
| Решение задач по теме «Движения» | 1 |
| Контрольная работа «Движения» | 1 |
Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии.(7 часов) |
| Многогранники. | 1 |
| Многогранники. | 1 |
| Многогранники. | 1 |
| Многогранники | 1 |
| Тела и поверхности вращения. | 1 |
| Тела и поверхности вращения. | 1 |
| Тела и поверхности вращения. | 1 |
Повторение(6 часов) |
| Повторение. Решение задач. | 1 |
| Повторение. Решение задач. | 1 |
| Повторение. Решение задач. | 1 |
| Итоговая контрольная работа. | 1 |
Список литературы:
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. -М.: Просвещение, 2003 — 2008.
Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / В. А. Гусев, А. И. Медяник. — М.: Просвещение, 2003—2008.
Зив Б. Г. .Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2005.
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2005.
Глазков Ю.А., Гаиашвили М.Я. Тесты. Геометрия. 2005. – М.:Век книги. 2005.
Журнал «Математика в школе».
Газета «Математика» (приложение к «1сентября»).
0