Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Ивотская средняя общеобразовательная школа
Дятьковского района Брянской области
Рассмотрено на МО и рекомендовано к утверждению Руководитель МО _______________ Е.А.Лукьянова Протокол № _ от «__» ___2019г. | «Согласованно» Заместитель директора школы поНМР ___________ Покорская Г.В. «___» _____________ 2019г. | «Утверждаю» Директор МАОУ Ивотской СОШ _____________Л.В.Ефремова «___»_______________2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
для обучающихся 9а и 9в классов
учителя математики
высшей квалификационной категории
Божковой Натальи Геннадьевны
п. Ивот
2019 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса геометрии 9 класса ученик научится:
Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
Распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
Распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
Решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
Решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин
( используя при необходимости справочники и технические средства).
Ученик получит возможность:
Овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов;
Приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;
Приобрести опыт выполнения проектов
Личностные:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
Креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Способность к эмоциональному восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
слушать партнера;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные:
Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях ( число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать , извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развития пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из сложных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Векторы.(8ч)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.
2. Метод координат. (10ч)
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
3. Соотношения между сторонами и углами треугольника. (11ч)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
4. Длина окружности и площадь круга. (12ч)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
5. Движения. (8ч)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
6. Начальные сведения из стереометрии (8ч)
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.
Основная цель — дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.
Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.
7. Об аксиомах планиметрии. (2ч)
Беседа об аксиомах геометрии.
Основная цель – дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
8. Повторение (9ч)
Итоговое повторение курса геометрии 7-9 классов. Решение планиметрических задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п/п | Наименование радела. Тема урока. | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | фактически |
9а, 9в | 9а | 9в |
| I триместр (16 недель) | 32 | | | |
Глава IX Векторы | 8 | | | |
$ 1 п.79 – 81 Понятие вектора | 2 | | | |
1 | п.79 – 80 Понятие вектора. Равенство векторов. | 1 | 02.09.2019 | | |
2 | п.81 Откладывание вектора от данной точки. | 1 | 05.09.2019 | | |
$ 2 п.82 – 85 Сложение и вычитание векторов | 3 | | | |
3 | п.82 – 83 Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. | 1 | 09.09.2019 | | |
4 | п.84 Сумма нескольких векторов. Правило параллелограмма. | 1 | 12.09.2019 | | |
5 | п.85 Вычитание векторов | 1 | 16.09.2019 | | |
$ 3 п.86 – 88 Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | 3 | | | |
6 | п.86 Произведение вектора на число. | 1 | 19.09.2019 | | |
7 | п.87 Применение векторов к решению задач. | 1 | 23.09.2019 | | |
8 | п.88 Средняя линия трапеции. | 1 | 26.09.2019 | | |
Глава Х Метод координат | 10 | | | |
$ 1 п.89 – 90 Координаты вектора | 2 | | | |
9 | п.89 Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | 1 | 30.09.2019 | | |
10 | п.90 Координаты вектора. | 1 | 03.10.2019 | | |
$ 2 п.91 – 92 Простейшие задачи в координатах | 2 | | | |
11 | п.91 Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. | 1 | 07.10.2019 | | |
12 | п.92 Простейшие задачи в координатах. | 1 | 10.10.2019 | | |
$ 3 п.93 – 96 Уравнение окружности и прямой | 3 | | | |
13 | П .93-94 Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. | 1 | 14.10.2019 | | |
14 | п.95 Уравнение прямой. | 1 | 17.10.2019 | | |
15 | п.96 Взаимное расположение двух окружностей | 1 | 21.10.2019 | | |
16 | Решение задач по теме: Векторы. Метод координат. | 1 | 24.10.2019 | | |
17 | Контрольная работа №1 «Векторы. Метод координат». | 1 | 28.10.2019 | | |
18 | Анализ контрольной работы. Решение дополнительных задач по теме | 1 | 07.11.2019 | | |
Глава XI «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | 11 | | | |
$ 1п.97 – 99 Синус, косинус, тангенс и котангенс угла | 3 | | | |
19 | п.97 Синус, косинус, тангенс, котангенс. | 1 | 11.11.2019 | | |
20 | п.98 Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. | 1 | 14.11.2019 | | |
21 | п.99 Формулы для вычисления координат точки | 1 | 18.11.2019 | | |
$ 2 п.100 – 104 Соотношения между сторонами и углами треугольника | 4 | | | |
22 | п.100 Теорема о площади треугольника. | 1 | 21.11.2019 | | |
23 | п.101 Теорема синусов. | 1 | 25.11.2019 | | |
24 | п.102 Теорема косинусов. | 1 | 28.11.2019 | | |
25 | п.103-104 Решение треугольников. | 1 | 02.12.2019 | | |
$ 3 п.105 – 108 Скалярное произведение векторов | 2 | | | |
26 | п.105-106 Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | 1 | 05.12.2019 | | |
27 | п.107-108 Скалярное произведение векторов в координатах. Свойства скалярного произведения векторов | 1 | 09.12.2019 | | |
28 | Контрольная работа №2 «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов». | 1 | 12.12.2019 | | |
29 | Анализ контрольной работы. Решение дополнительных задач по теме | 1 | 16.12.2019 | | |
Глава XII «Длина окружности и площадь круга» | 12 | | | |
$ 1 п.109 – 113 Правильные многоугольники | 5 | | | |
30 | п.109 Правильный многоугольник. | 1 | 19.12.2019 | | |
31 | п.110-111 Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность вписанная в правильный многоугольник. | 1 | 23.12.2019 | | |
32 | п.112 Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. | 1 | 26.12.2019 | | |
II триместр (10 недель) | 20 | | | |
33 | п.113 Построение правильных многоугольников. | 1 | 09.01.2020 | | |
34 | Решение задач по теме «Правильные многоугольники». | 1 | 13.01.2020 | | |
$ 2 п.114 – 116 Длина окружности и площадь круга | 5 | | | |
35 | п.114 Длина окружности. | 1 | 16.01.2020 | | |
36 | Длина окружности в решении задач. | 1 | 20.01.2020 | | |
37 | п.115 Площадь круга | 1 | 23.01.2020 | | |
38 | п.116 Площадь кругового сектора и сегмента | 1 | 27.01.2020 | | |
39 | Решение задач по теме: Длина окружности и площадь круга». | 1 | 30.01.2020 | | |
40 | Контрольная работа №3 «Длина окружности и площадь круга». | 1 | 03.02.2020 | | |
41 | Анализ контрольной работы. Решение дополнительных задач по теме. | 1 | 06.02.2020 | | |
Глава ХIII. Движения | 8 | | | |
$ 1 п.117 – 118 Понятие движения | 3 | | | |
42 | п.117 Отображение плоскости на себя | 1 | 10.02.2020 | | |
43 | п.118 Понятие движения. | 1 | 13.02.2020 | | |
44 | Понятие движения. Задачи на построение симметричных фигур. | 1 | 17.02.2020 | | |
$ 2 п.120 – 121 Параллельный перенос и поворот | 3 | | | |
45 | п.120 Параллельный перенос. | 1 | 20.02.2020 | | |
46 | п.121 Поворот. | 1 | 27.02.2020 | | |
47 | Решение задач по теме «Движение». | 1 | 02.03.2020 | | |
48 | Контрольная работа №4 «Движение» | 1 | 05.03.2020 | | |
49 | Анализ контрольной работы. Об аксиомах планиметрии. | 1 | 12.03.2020 | | |
Глава ХIV. Начальные сведения из стереометрии | 8 | | | |
$ 1 п.122 – 128 Многогранники | 4 | | | |
50 | п.122-123 Предмет стереометрии. Многогранник. | 1 | 16.03.2020 | | |
51 | п.124-125 Призма. Параллелепипед | 1 | 19.03.2020 | | |
52 | п.126-127 Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда | 1 | 19.03.2020 | | |
III триместр (8 недель) | 16 | | | |
53 | п. 128 Пирамида | 1 | | | |
$ 2 п.129 – 131 Тела и поверхности вращения | 4 | | | |
54 | п.129 Цилиндр | 1 | 02.04.2020 | | |
55 | п.130 Конус | 1 | 06.04.2020 | | |
56 | п.131 Сфера и шар | 1 | 09.04.2020 | | |
57 | Решение задач по теме «Тела и поверхности вращения» | 1 | 13.04.2020 | | |
Об аксиомах планиметрии | 2 | | | |
58 | Об аксиомах планиметрии. | 1 | 16.04.2020 | | |
59 | Некоторые сведения о развитии геометрии | 1 | 20.04.2020 | | |
Итоговое повторение | 9 | | | |
60 | Признаки параллельности прямых на плоскости | 1 | 23.04.2020 | | |
61 | Признаки равенства треугольников | 1 | 27.04.2020 | | |
62 | Признаки подобия треугольников | 1 | 30.04.2020 | | |
63 | Площадь треугольника | 1 | 07.05.2020 | | |
64 | Итоговая контрольная работа | 1 | 11.05.2020 | | |
65 | Анализ итоговой контрольной работы. | 1 | 14.05.2020 | | |
66 | Центральные и вписанные углы | 1 | 18.05.2020 | | |
67 | Четырехугольники (виды и свойства) | 1 | 21.05.2020 | | |
68 | Площадь четырехугольников | 1 | 25.05.2020 | | |