СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 9 класс

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа геометрия 9 класс Атанасян ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 9 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Ивотская средняя общеобразовательная школа

Дятьковского района Брянской области


Рассмотрено на МО

и рекомендовано к утверждению

Руководитель МО

_______________ Е.А.Лукьянова

Протокол № _ от «__» ___2019г.


«Согласованно»


Заместитель директора школы поНМР

___________ Покорская Г.В.

«___» _____________ 2019г.


«Утверждаю»


Директор МАОУ Ивотской СОШ

_____________Л.В.Ефремова

«___»_______________2019г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии

для обучающихся 9а и 9в классов

учителя математики

высшей квалификационной категории

Божковой Натальи Геннадьевны




























п. Ивот


2019 г.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса геометрии 9 класса ученик научится:

  • Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

  • Распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

  • Распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

  • Решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

  • Решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин

( используя при необходимости справочники и технические средства).

Ученик получит возможность:

  • Овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов;

  • Приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;

  • Приобрести опыт выполнения проектов

Личностные:

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • Креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

  • Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • Способность к эмоциональному восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений;

Метапредметные:

регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

познавательные универсальные учебные действия:

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  • формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

  • умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

  • слушать партнера;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Предметные:

  • Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях ( число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • умение работать с геометрическим текстом (анализировать , извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развития пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

  • умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из сложных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.












СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Векторы.(8ч)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.

2. Метод координат.  (10ч)

  Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

  Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

3. Соотношения между сторонами и углами треугольника.  (11ч)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

          Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное   внимание   следует   уделить   выработке   прочных   навыков   в   применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

4. Длина окружности и площадь круга.  (12ч)

         Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

        Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

         В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.

        Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

5. Движения.  (8ч)

         Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

          Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

         Движение   плоскости   вводится   как   отображение   плоскости   на   себя,   сохраняющее расстояние между точками.  При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

         Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

6. Начальные сведения из стереометрии (8ч) 

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: ци­линдр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площа­дей поверхностей и объемов.

Основная цель — дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основ­ными формулами для вычисления площадей поверхностей и объ­емов тел.

Рассмотрение простейших многогранников (призмы, парал­лелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе нагляд­ных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площа­дей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с по­мощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.

7.   Об аксиомах планиметрии.   (2ч)

Беседа об аксиомах геометрии.

Основная цель – дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

8. Повторение (9ч)

Итоговое повторение курса геометрии 7-9 классов. Решение планиметрических задач.

 













ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

п/п

Наименование радела.

Тема урока.

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

фактически

9а, 9в


I триместр (16 недель)

32




Глава IX Векторы

8




$ 1 п.79 – 81 Понятие вектора

2




1

п.79 – 80 Понятие вектора. Равенство векторов.

1

02.09.2019



2

п.81 Откладывание вектора от данной точки.

1

05.09.2019



$ 2 п.82 – 85 Сложение и вычитание векторов

3




3

п.82 – 83 Сумма двух векторов. Законы сложения векторов.

1

09.09.2019



4

п.84 Сумма нескольких векторов. Правило параллелограмма.

1

12.09.2019



5

п.85 Вычитание векторов

1

16.09.2019



$ 3 п.86 – 88 Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач

3




6

п.86 Произведение вектора на число.

1

19.09.2019



7

п.87 Применение векторов к решению задач.

1

23.09.2019



8

п.88 Средняя линия трапеции.

1

26.09.2019



Глава Х Метод координат

10




$ 1 п.89 – 90 Координаты вектора

2




9

п.89 Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

1

30.09.2019



10

п.90 Координаты вектора.

1

03.10.2019



$ 2 п.91 – 92 Простейшие задачи в координатах

2




11

п.91 Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.

1

07.10.2019



12

п.92 Простейшие задачи в координатах.

1

10.10.2019



$ 3 п.93 – 96 Уравнение окружности и прямой

3




13

П .93-94 Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности.  

1

14.10.2019



14

п.95 Уравнение прямой.

1

17.10.2019



15

п.96 Взаимное расположение двух окружностей

1

21.10.2019



16

Решение задач по теме: Векторы. Метод координат.

1

24.10.2019



17

Контрольная работа №1 «Векторы. Метод координат».

1

28.10.2019



18

Анализ контрольной работы. Решение дополнительных задач по теме

1

07.11.2019



Глава XI  «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»  

11




$ 1п.97 – 99 Синус, косинус, тангенс и котангенс угла

3




19

п.97 Синус, косинус, тангенс, котангенс.

1

11.11.2019



20

п.98 Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.

1

14.11.2019



21

п.99 Формулы для вычисления координат точки

1

18.11.2019



$ 2 п.100 – 104 Соотношения между сторонами и углами треугольника

4




22

п.100 Теорема о площади треугольника.

1

21.11.2019



23

п.101 Теорема синусов.

1

25.11.2019



24

п.102 Теорема косинусов.

1

28.11.2019



25

п.103-104 Решение треугольников.

1

02.12.2019



$ 3 п.105 – 108 Скалярное произведение векторов

2




26

п.105-106 Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

1

05.12.2019



27

п.107-108 Скалярное произведение векторов в координатах. Свойства скалярного произведения векторов

1

09.12.2019



28

Контрольная работа  №2 «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов».

1

12.12.2019



29

Анализ контрольной работы. Решение дополнительных задач по теме

1

16.12.2019



Глава XII  «Длина окружности и площадь круга»  

12




$ 1 п.109 – 113 Правильные многоугольники

5




30

п.109 Правильный многоугольник.

1

19.12.2019



31

п.110-111 Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность вписанная в правильный многоугольник.

1

23.12.2019



32

п.112 Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

1

26.12.2019



II триместр (10 недель)

20




33

п.113 Построение правильных многоугольников.

1

09.01.2020



34

Решение задач по теме «Правильные многоугольники».

1

13.01.2020



$ 2 п.114 – 116 Длина окружности и площадь круга

5




35

п.114 Длина окружности.

1

16.01.2020



36

Длина окружности в решении задач.

1

20.01.2020



37

п.115 Площадь круга

1

23.01.2020



38

п.116 Площадь кругового сектора и сегмента

1

27.01.2020



39

Решение задач по теме: Длина окружности и площадь круга».

1

30.01.2020



40

Контрольная работа  №3 «Длина окружности и площадь круга».

1

03.02.2020



41

Анализ контрольной работы. Решение дополнительных задач по теме.

1

06.02.2020



Глава ХIII. Движения

8




$ 1 п.117 – 118 Понятие движения

3




42

п.117 Отображение плоскости на себя

1

10.02.2020



43

п.118 Понятие движения.

1

13.02.2020



44

Понятие движения. Задачи на построение симметричных фигур.

1

17.02.2020



$ 2 п.120 – 121 Параллельный перенос и поворот

3




45

п.120 Параллельный перенос.

1

20.02.2020



46

п.121 Поворот.

1

27.02.2020



47

Решение задач по теме «Движение».

1

02.03.2020



48

Контрольная работа №4 «Движение»

1

05.03.2020



49

Анализ контрольной работы. Об аксиомах планиметрии.

1

12.03.2020



Глава ХIV. Начальные сведения из стереометрии

8




$ 1 п.122 – 128 Многогранники

4




50

п.122-123 Предмет стереометрии. Многогранник.

1

16.03.2020



51

п.124-125 Призма. Параллелепипед

1

19.03.2020



52

п.126-127 Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда

1

19.03.2020



III триместр (8 недель)

16




53

п. 128 Пирамида

1




$ 2 п.129 – 131 Тела и поверхности вращения

4




54

п.129 Цилиндр

1

02.04.2020



55

п.130 Конус

1

06.04.2020



56

п.131 Сфера и шар

1

09.04.2020



57

Решение задач по теме «Тела и поверхности вращения»

1

13.04.2020



Об аксиомах планиметрии

2




58

Об аксиомах планиметрии.

1

16.04.2020



59

Некоторые сведения о развитии геометрии

1

20.04.2020



Итоговое повторение

9




60

Признаки параллельности прямых на плоскости

1

23.04.2020



61

Признаки равенства треугольников

1

27.04.2020



62

Признаки подобия треугольников

1

30.04.2020



63

Площадь треугольника

1

07.05.2020



64

Итоговая контрольная работа

1

11.05.2020



65

Анализ итоговой контрольной работы.

1

14.05.2020



66

Центральные и вписанные углы

1

18.05.2020



67

Четырехугольники (виды и свойства)

1

21.05.2020



68

Площадь четырехугольников

1

25.05.2020