МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕРЕЖКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МКОУ «Бережковская ООШ»
Калужская область Кировский район д. Бережки
Рабочая программа
по геометрии в 9 классе
на 2025-2026 учебный год
по учебнику “Геометрия 7-9 класс”
авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев,
Э.Г. Позняк, И.И. Юдина
(2 часа в неделю всего 68 часов)
учитель: Архипкина Л.В.
2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Примерной основной образовательной программы основного общего образования;
Рабочей программы воспитания; Учебника «Геометрия 7–9» авторов Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева и др. (Москва, «Просвещение», 2021).
Целью изучения геометрии в 9 классе является развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе.
Задачи:
систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах;
сформировать умение решать геометрические задачи;
познакомить учащихся с основными методами решения геометрических задач;
развить пространственные представления и изобразительные умения;
освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
научить распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры и тела, применять изученные свойства геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом на изучение геометрии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Основные разделы программы
Программа включает в себя следующие разделы:
векторы; метод координат;
соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов; длина окружности и площадь круга;
движения; начальные сведения из стереометрии.
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные:
овладение геометрическим языком;
развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира;
развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений.
Особенности рабочей программы:
Рабочая программа учитывает возрастные и психологические особенности учащихся, их интересы и склонности. Она включает в себя различные виды деятельности, такие как решение задач, работа с учебником, выполнение практических заданий, что способствует более глубокому усвоению материала.
В рабочей программе предусмотрены уроки обобщения и систематизации знаний, а также уроки контроля знаний. Это позволяет обеспечить высокий уровень подготовки учащихся к итоговой аттестации и дальнейшему изучению геометрии в старших классах.
Формы и методы работы:
Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы работы:
объяснение нового материала;
работа с учебником и дополнительной литературой;
решение задач у доски и в тетрадях;
самостоятельная работа учащихся;
фронтальный опрос;
индивидуальные задания;
работа в парах и группах.
Формы контроля
контрольные работы;
самостоятельные работы;
тесты;
математические диктанты;
другие формы контроля.
Система оценки достижения планируемых результатов
Оценка достижения планируемых результатов осуществляется через систему текущего и итогового контроля. Текущий контроль включает в себя проверку выполнения домашних заданий, устные и письменные опросы, самостоятельные и контрольные работы. Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ по итогам изучения крупных тем.
Календарно-тематическое планирование 9 класс
(2 часа в неделю всего 68 часов)
№ урока | содержание | количество часов | дата проведения |
по плану | по факту |
Глава 9. Векторы (12 ч) |
§1. Понятие вектора (3 ч) |
1 | Понятие вектора | 1 | | |
2 | Равенство векторов | 1 | | |
3 | Откладывание вектора от данной точки | 1 | | |
§2. Сложение и вычитание векторов (4 ч) |
4 | Сумма двух векторов | 1 | | |
5 | Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. | 1 | | |
6 | Сумма нескольких векторов | 1 | | |
7 | Вычитание векторов | 1 | | |
§3. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач (5 ч) |
8 | Произведение вектора на число | 1 | | |
9 | Применение векторов к решению задач | 1 | | |
10 | Средняя линия трапеции | 1 | | |
11 | Обобщающий урок по теме: «Векторы» | 1 | | |
12 | Контрольная работа № 1 по теме: «Векторы» | 1 | | |
Глава 10. Метод координат (10 ч) |
§1. Координаты вектора (2 ч) |
13 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | 1 | | |
14 | Координаты вектора | 1 | | |
§2. Простейшие задачи в координатах (2 ч) |
15 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца | 1 | | |
16 | Простейшие задачи в координатах | 1 | | |
§3. Уравнения окружности и прямой (6 ч) |
17 | Уравнение линии на плоскости | 1 | | |
18 | Уравнение окружности | 1 | | |
19 | Уравнение прямой | 1 | | |
20 | Взаимное расположение двух окружностей | 1 | | |
21 | Обобщающий урок по теме: «Метод координат» | 1 | | |
22 | Контрольная работа № 2 по теме: «Метод координат» | 1 | | |
Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (14 ч) |
§1. Синус, косинус, тангенс, котангенс угла (3 ч) |
23 | Синус, косинус, тангенс, котангенс | 1 | | |
24 | Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения | 1 | | |
25 | Формулы для вычисления координат точки | 1 | | |
§2. Соотношения между сторонами и углами треугольника (5 ч) |
26 | Теорема о площади треугольника | 1 | | |
27 | Теорема синусов | 1 | | |
28 | Теорема косинусов | 1 | | |
29 | Решение треугольников | 1 | | |
30 | Измерительные работы | 1 | | |
§3. Скалярное произведение векторов (6 ч) |
31 | Угол между векторами | 1 | | |
32 | Скалярное произведение векторов | 1 | | |
33 | Скалярное произведение в координатах | 1 | | |
34 | Свойства скалярного произведения векторов | 1 | | |
35 | Обобщение по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | 1 | | |
36 | Контрольная работа №3 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | 1 | | |
Глава 12. Длина окружности и площадь круга (12 ч) |
§1. Правильные многоугольники (5 ч) |
37 | Правильный многоугольник | 1 | | |
38 | Окружность, описанная около правильного многоугольника | 1 | | |
39 | Окружность, вписанная в правильный многоугольник | 1 | | |
40 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 1 | | |
41 | Построение правильных многоугольников | 1 | | |
§2. Длина окружности и площадь круга (7 ч) |
42-43 | Длина окружности | 2 | | |
44-45 | Площадь круга | 2 | | |
46 | Площадь кругового сектора | 1 | | |
47 | Обобщение по теме: «Длина окружности и площадь круга» | 1 | | |
48 | Контрольная работа № 4 по теме: «Длина окружности и площадь круга» | 1 | | |
Глава 13. Движения (6 ч) |
§1. Понятие движения (2 ч) |
49 | Отображение плоскости на себя | 1 | | |
50 | Понятие движения. Наложения и движения | 1 | | |
§2. Параллельный перенос и поворот (4 ч) |
51-52 | Параллельный перенос | 2 | | |
53 | Поворот | 1 | | |
54 | Контрольная работа № 5 по теме: «Движение» | 1 | | |
Глава 14. Начальные сведения из стереометрии (4 ч) |
§1. Многогранники (2 ч) |
55 | Предмет стереометрии. Многогранник. Призма. Параллелепипед. | 1 | | |
56 | Объём тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда. Пирамида. | 1 | | |
§2. Тела и поверхности вращения (2 ч) |
57 | Цилиндр. Конус. | 1 | | |
58 | Сфера и шар. | 1 | | |
Повторение (8 ч) |
59 | Повторение по теме: «Векторы» | 1 | | |
60 | Повторение по теме: «Метод координат» | 1 | | |
62-63 | Повторение по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 2 | | |
64-65 | Повторение по теме: «Длина окружности и площадь круга» | 1 | | |
66 | Повторение по теме: «Движения» | 1 | | |
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
68 | Итоговый урок за курс 9 класса | 1 | | |
| Итого: | 68 | | |