СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 9 класс, УМК Атанасян Л.С.

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геометрии для 9 класса разработана в соответствии с ФГОС. При проведении уроков используется УМК Атанасян Л.С. "Геометрия 7-9"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 9 класс, УМК Атанасян Л.С.»

МБОУ «Зоринская основная общеобразовательная школа» Курского района Курской области

Принято на заседании

педагогического совета
Протокол № _
от «____»___________ 2019 г.

/Н В.Николенко/



«Утверждаю»

Директор школы ________ /С.В.Новикова/

Приказ № _____

от «____»_______ 2019 г.
.


Рассмотрено на заседании

МО учителей - предметников

Протокол №__

от «____» ___________ 2019 г.

Руководитель МО

______________В.А.Позднякова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету

геометрия

9 класс



2019-2020 учебный год


Учитель математики, физики, информатики и ИКТ: Никитой Наталья Михайловна (1 категория)


д. Голубицкое


2019 год















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по математике:

- программы Геометрия,7 кл., Геометрия,8 кл., Геометрия,9 кл. Под ред. Л.С. Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева. //Программы для общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы/Сост.Т.А.Бурмистрова.- М: Просвещение, 2008;

- учебника: Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Геометрия. 7-9 классы. -М.: Просвещение, 2009 г.

* требований основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Зоринской ООШ », Учебного плана ОУ.



Согласно Федеральному базисному учебному плану данная программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения:

В 9 классе – базовый уровень предполагается обучение в объеме 68 часов, в неделю 2 часа


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;


познавательные универсальные учебные действия:

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  • формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;


коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

  • умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;






  • слушать партнера;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;



предметные:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;

  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

  • умение измерять длины отрезков, величины углов;

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.


Содержание курса

Глава X. Векторы. Метод координат

Понятие вектора. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение векторов. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по координатным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.










Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание дол­жно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и па­раллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конк­ретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.


Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помо­щью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольни­ка (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рас­сматриваются свойства скалярного произведения и его примене­ние при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных на­выков в применении тригонометрического аппарата при реше­нии геометрических задач.


Глава XII. Длина окружности и площадь круга

Правильные многоугольники. Окружности: описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности и площадь круга.

Основная цель — расширить знание учащихся о много­угольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоуголь­ника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помо­щью описанной окружности решаются задачи о построении пра­вильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружно­сти и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представ­ление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его пери­метр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площа­ди круга, ограниченного окружностью.






Глава XIII. Движение

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрия. Параллельный перенос и поворот. Наложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотре­нии видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основ­ных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движени­ем плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий нало­жения и движения.


Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии. Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: ци­линдр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площа­дей поверхностей и объемов.

Основная цель — дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основ­ными формулами для вычисления площадей поверхностей и объ­емов тел.

Рассмотрение простейших многогранников (призмы, парал­лелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе нагляд­ных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площа­дей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с по­мощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.

6. Повторение

Решение планиметрических задач.















Учебно-тематический план


Содержание материала

Коли­чество

часов

Повторение курса геометрии 8 класса

2

Глава IX. Векторы

12

Глава X. Метод координат

10

Глава XI. Соотношения между сторо­нами и углами треугольника. Ска­лярное произведение векторов

14

Глава XII. Длина окружности и пло­щадь круга

12

Глава XIII. Движения

6

Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии

4

Повторение. Решение задач.


8






Календарно-тематическое планирование



п/п

Дата



Тема урока



Домашнее задание

Кол-во

часов

план

факт



Повторение курса 8 класса (2 ч)


1



Повторение. Решение задач по теме «Четырёхугольники. Треугольники»


1

2



Повторение. Решение задач по теме «Окружность»


1



Глава IX. Векторы (12 ч.)


3



Понятие вектора.

Равенство векторов.

п.76,77 №738-752(выборочно)

1

4



Откладывание вектора от данной точки.

п.78 №738-752 (выборочно)

1

5



Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.

п.79,80 №753-774 (выборочно)

1

6



Сумма нескольких векторов.

п.81,№753-774 (выборочно)

1

7



Вычитание векторов.

п.82, №753-774(выборочно)

1

8



Решение за­дач по теме «Сложение и вычита­ние векто­ров»


1

9



Произведение вектора на число.

п.83 №775-799(выборочно)

1

10



Решение задач по теме «Умножение вектора на число»


1

11



Применение векторов к решению задач.

п.84 №775-799(выборочно)


12



Средняя линия трапеции

п.85№775-799(выборочно)

1

13



Решение задач по теме «Векторы»


1

14



Контрольная работа №1 по теме «Векторы»


1



Глава X. Метод координат (10 ч)


15



Анализ контрольной работы.

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

п.86. №911-928(выборочно)

1

16



Координаты вектора

п.87 №911-928(выборочно)

1

17



Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.

п.88 №929-958(выборочно)

1

18



Простейшие задачи в координатах.

п.89 №929-958(выборочно)

1

19



Уравнение линии на плоскости

п.90 №959-980(выборочно)

1

20



Уравнение окружности

п.91 №959-980(выборочно)

1

21



Уравнение прямой

п.92 №959-980(выборочно)

1

22



Решение задач

№959-980(выборочно)

1

23



Решение задач

№959-980(выборочно)

1

24



Контрольная работа №2 «Метод координат»













Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (14 ч)


25



Анализ контрольной работы.

Синус, косинус, тангенс.

п.93 №1011-1019(выборочно)

1

26



Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.

п.94 №1011-1019(выборочно)

1

27



Формулы для вычисления координат точки.

п.95 №1011-1019(выборочно)


1

28



Теорема о площади треугольника.

п.96 №1020-1038(выборочно)

1

29



Теорема синусов.

п.96 №1020-1038(выборочно)

1

30



Теорема косинусов.

п.97 №1020-1038(выборочно)

1

31



Решение треугольников.

п.98 №1020-1038(выборочно)

1

32



Решение треугольников.



п.98 №1020-1038(выборочно)

1

33



Решение треугольников.

п.98 №1020-1038(выборочно)

1


34



Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

п.101-102 №1039-1053(выборочно)

1


35



Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов

п.103-104 №1039-1053(выборочно)

1


36



Решение задач

п.103-104№1039-1053(выборочно)

1

37



Решение задач

п.103-104№1039-1053(выборочно)

1

38



Контрольная работа №3 «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»


1



Глава XII. Длина окружности и площадь круга (12 ч)



39



Анализ контрольной работы.

Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника.

п.105,106 №1078-1100(выборочно)

1


40



Окружность, вписанная в правильный многоугольник

п.105,106 №1078-1100(выборочно)

1


41



Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

п.105,106 №1078-1100(выборочно)

1


42



Построение правильных многоугольников.

п.109 №1078-1100(выборочно)


1


43



Длина окружности.

п.110,111 №1101-1128(выборочно

1


44



Площадь круга. Площадь кругового сектора.

п.110,111 №1101-1128(выборочно

1

45



Решение задач по теме «Площадь круга»

п.110,111 №1101-1128(выборочно

1

46



Решение задач по теме «Площадь круга»

п.110,111 №1101-1128(выборочно

1


47



Решение задач по теме «Окружность, вписанная в правильный многоугольник»

№1129-1140(выборочно)

1


48



Решение задач по теме «Окружность, описанная около правильного многоугольника».

№1129-1140(выборочно)

1

49




Решение задач по теме «Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной»

№1129-1140(выборочно)

1

50




Контрольная работа №4 "Длина окружности и площадь круга"

без домашнего задания

1



Глава XIII. Движения (6 ч)


51




Анализ контрольной работы.

Отображение плоскости на себя.

Понятие движения.

п.113 п.114 №1148-1161(выборочно)


1

52




Параллельный перенос

п.116 №1162-1171(выборочно)

1

53



Поворот

п.116 №1162-1171(выборочно)

1

54



Решение задач

п.116 №1162-1171(выборочно)

1

55



Решение задач

п.116 №1162-1171(выборочно)

1

56



Контрольная работа №4 «Движения»


1



Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии (4 ч)


57



Анализ контрольной работы.

Предмет стереометрии. Многогранники. Призма

п.118-120 №1184-1212(выборочно)

1

58



Параллелепипед. Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда.

Пирамида

п.121-124 №1184-1212(выборочно

1

59



Цилиндр

Конус

п.125, 126 №1213-1231(выборочно)

1

60



Сфера и шар

п.127 №1213-1231 (выборочно

1



ПОВТОРЕНИЕ (8ч)


61



Решение задач по теме «Векторы»

Материалы ОГЭ

1

62



Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов»

Материалы ОГЭ

1

63



Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

Материалы ОГЭ

1

64



Итоговая контрольная работа


1

65



Анализ контрольной работы.

Решение задач из открытого банка ОГЭ

Материалы ОГЭ

1

66



Решение задач из открытого банка ОГЭ

Материалы ОГЭ

1

67



Решение задач из открытого банка ОГЭ

Материалы ОГЭ

1

68



Решение задач из открытого банка ОГЭ

без дом. задания

1















7