МБОУ «Зоринская основная общеобразовательная школа» Курского района Курской области
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № _
от «____»___________ 2019 г.
/Н В.Николенко/
«Утверждаю»
Директор школы ________ /С.В.Новикова/
Приказ № _____
от «____»_______ 2019 г.
.
Рассмотрено на заседании
МО учителей - предметников
Протокол №__
от «____» ___________ 2019 г.
Руководитель МО
______________В.А.Позднякова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
геометрия
9 класс
2019-2020 учебный год
Учитель математики, физики, информатики и ИКТ: Никитой Наталья Михайловна (1 категория)
д. Голубицкое
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по математике:
- программы Геометрия,7 кл., Геометрия,8 кл., Геометрия,9 кл. Под ред. Л.С. Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева. //Программы для общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы/Сост.Т.А.Бурмистрова.- М: Просвещение, 2008;
- учебника: Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Геометрия. 7-9 классы. -М.: Просвещение, 2009 г.
* требований основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Зоринской ООШ », Учебного плана ОУ.
Согласно Федеральному базисному учебному плану данная программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения:
В 9 классе – базовый уровень предполагается обучение в объеме 68 часов, в неделю 2 часа
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
слушать партнера;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.
Содержание курса
Глава X. Векторы. Метод координат
Понятие вектора. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение векторов. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по координатным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Глава XII. Длина окружности и площадь круга
Правильные многоугольники. Окружности: описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности и площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Глава XIII. Движение
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрия. Параллельный перенос и поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии. Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.
Основная цель — дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.
Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.
6. Повторение
Решение планиметрических задач.
Учебно-тематический план
Содержание материала | Количество часов |
Повторение курса геометрии 8 класса | 2 |
Глава IX. Векторы | 12 |
Глава X. Метод координат | 10 |
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 14 |
Глава XII. Длина окружности и площадь круга | 12 |
Глава XIII. Движения | 6 |
Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии | 4 |
Повторение. Решение задач. | 8 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Домашнее задание | Кол-во часов |
план | факт |
| | Повторение курса 8 класса (2 ч) | |
1 | | | Повторение. Решение задач по теме «Четырёхугольники. Треугольники» | | 1 |
2 | | | Повторение. Решение задач по теме «Окружность» | | 1 |
| | Глава IX. Векторы (12 ч.) | |
3 | | | Понятие вектора. Равенство векторов. | п.76,77 №738-752(выборочно) | 1 |
4 | | | Откладывание вектора от данной точки. | п.78 №738-752 (выборочно) | 1 |
5 | | | Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. | п.79,80 №753-774 (выборочно) | 1 |
6 | | | Сумма нескольких векторов. | п.81,№753-774 (выборочно) | 1 |
7 | | | Вычитание векторов. | п.82, №753-774(выборочно) | 1 |
8 | | | Решение задач по теме «Сложение и вычитание векторов» | | 1 |
9 | | | Произведение вектора на число. | п.83 №775-799(выборочно) | 1 |
10 | | | Решение задач по теме «Умножение вектора на число» | | 1 |
11 | | | Применение векторов к решению задач. | п.84 №775-799(выборочно) | |
12 | | | Средняя линия трапеции | п.85№775-799(выборочно) | 1 |
13 | | | Решение задач по теме «Векторы» | | 1 |
14 | | | Контрольная работа №1 по теме «Векторы» | | 1 |
| | Глава X. Метод координат (10 ч) | |
15 | | | Анализ контрольной работы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | п.86. №911-928(выборочно) | 1 |
16 | | | Координаты вектора | п.87 №911-928(выборочно) | 1 |
17 | | | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. | п.88 №929-958(выборочно) | 1 |
18 | | | Простейшие задачи в координатах. | п.89 №929-958(выборочно) | 1 |
19 | | | Уравнение линии на плоскости | п.90 №959-980(выборочно) | 1 |
20 | | | Уравнение окружности | п.91 №959-980(выборочно) | 1 |
21 | | | Уравнение прямой | п.92 №959-980(выборочно) | 1 |
22 | | | Решение задач | №959-980(выборочно) | 1 |
23 | | | Решение задач | №959-980(выборочно) | 1 |
24 | | | Контрольная работа №2 «Метод координат» | | |
| | Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (14 ч) | |
25 | | | Анализ контрольной работы. Синус, косинус, тангенс. | п.93 №1011-1019(выборочно) | 1 |
26 | | | Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. | п.94 №1011-1019(выборочно) | 1 |
27 | | | Формулы для вычисления координат точки. | п.95 №1011-1019(выборочно) | 1 |
28 | | | Теорема о площади треугольника. | п.96 №1020-1038(выборочно) | 1 |
29 | | | Теорема синусов. | п.96 №1020-1038(выборочно) | 1 |
30 | | | Теорема косинусов. | п.97 №1020-1038(выборочно) | 1 |
31 | | | Решение треугольников. | п.98 №1020-1038(выборочно) | 1 |
32 | | | Решение треугольников. | п.98 №1020-1038(выборочно) | 1 |
33 | | | Решение треугольников. | п.98 №1020-1038(выборочно) | 1 |
34 | | | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | п.101-102 №1039-1053(выборочно) | 1 |
35 | | | Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов | п.103-104 №1039-1053(выборочно) | 1 |
36 | | | Решение задач | п.103-104№1039-1053(выборочно) | 1 |
37 | | | Решение задач | п.103-104№1039-1053(выборочно) | 1 |
38 | | | Контрольная работа №3 «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | | 1 |
| | Глава XII. Длина окружности и площадь круга (12 ч) | |
39 | | | Анализ контрольной работы. Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. | п.105,106 №1078-1100(выборочно) | 1 |
40 | | | Окружность, вписанная в правильный многоугольник | п.105,106 №1078-1100(выборочно) | 1 |
41 | | | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | п.105,106 №1078-1100(выборочно) | 1 |
42 | | | Построение правильных многоугольников. | п.109 №1078-1100(выборочно) | 1 |
43 | | | Длина окружности. | п.110,111 №1101-1128(выборочно | 1 |
44 | | | Площадь круга. Площадь кругового сектора. | п.110,111 №1101-1128(выборочно | 1 |
45 | | | Решение задач по теме «Площадь круга» | п.110,111 №1101-1128(выборочно | 1 |
46 | | | Решение задач по теме «Площадь круга» | п.110,111 №1101-1128(выборочно | 1 |
47 | | | Решение задач по теме «Окружность, вписанная в правильный многоугольник» | №1129-1140(выборочно) | 1 |
48 | | | Решение задач по теме «Окружность, описанная около правильного многоугольника». | №1129-1140(выборочно) | 1 |
49 | | | Решение задач по теме «Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной» | №1129-1140(выборочно) | 1 |
50 | | | Контрольная работа №4 "Длина окружности и площадь круга" | без домашнего задания | 1 |
| | Глава XIII. Движения (6 ч) | |
51 | | | Анализ контрольной работы. Отображение плоскости на себя. Понятие движения. | п.113 п.114 №1148-1161(выборочно) | 1 |
52 | | | Параллельный перенос | п.116 №1162-1171(выборочно) | 1 |
53 | | | Поворот | п.116 №1162-1171(выборочно) | 1 |
54 | | | Решение задач | п.116 №1162-1171(выборочно) | 1 |
55 | | | Решение задач | п.116 №1162-1171(выборочно) | 1 |
56 | | | Контрольная работа №4 «Движения» | | 1 |
| | Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии (4 ч) | |
57 | | | Анализ контрольной работы. Предмет стереометрии. Многогранники. Призма | п.118-120 №1184-1212(выборочно) | 1 |
58 | | | Параллелепипед. Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда. Пирамида | п.121-124 №1184-1212(выборочно | 1 |
59 | | | Цилиндр Конус | п.125, 126 №1213-1231(выборочно) | 1 |
60 | | | Сфера и шар | п.127 №1213-1231 (выборочно | 1 |
| | ПОВТОРЕНИЕ (8ч) | |
61 | | | Решение задач по теме «Векторы» | Материалы ОГЭ | 1 |
62 | | | Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов» | Материалы ОГЭ | 1 |
63 | | | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» | Материалы ОГЭ | 1 |
64 | | | Итоговая контрольная работа | | 1 |
65 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач из открытого банка ОГЭ | Материалы ОГЭ | 1 |
66 | | | Решение задач из открытого банка ОГЭ | Материалы ОГЭ | 1 |
67 | | | Решение задач из открытого банка ОГЭ | Материалы ОГЭ | 1 |
68 | | | Решение задач из открытого банка ОГЭ | без дом. задания | 1 |
7