Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса математика (геометрия) для обучающихся 9 класса составлена на основании:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
2. («Программы для общеобразовательных учреждений: Геометрия 7 - 9 классы» /Составитель Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2017).
Нормативно-правовая основа рабочей программы:
Закон РФ «Об образовании».
Примерная программа основного общего образования по математике.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2021/ 2022 учебный год.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Годовой календарный график работы МОУ Орлинской СОШ на 2021-2022 учебный год, на основе которого устанавливается 34 недельная продолжительность учебного года.
Учебный план МОУ Орлинской СОШ на 2021-2022 учебный год.
По учебному плану МОУ Орлинской СОШ на 2021-2022 учебный год на изучение предмета геометрия в 9 классе отводится 2 часа в неделю, что составляет по календарному графику работы школы на 2021-2022 учебный год 68 часов.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии».
Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия»(элементы наглядной стереометрии) способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения
планиметрии.
Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих
свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических.
Материал, относящийся к содержательным линиям «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.
Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
Цели и задачи учебного предмета
Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира.
Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика
является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного
цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует фор- мированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость,
целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность,ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды
и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников.
Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их
пространственные представления.
Изучение геометрии в школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
• развитие логического мышления, пространственного воображения, алгебраической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественно-научных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
• воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для общественного прогресса.
Задачи курса геометрии для достижения поставленных целей:
• систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве
• формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;
• формирование умения логически обосновывать выводы для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне;
• развитие способности к преодолению трудностей.
Ценностные ориентиры содержания геометрии
Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность геометрии обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В после школьной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Изучение геометрии способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Планируемые результаты освоения
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) формирование и развитие учебной и обще-пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
предметные:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной
меры угла;
2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций,
кругов и секторов;
4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин
(используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность:
7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости
и равносоставленности;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
Выпускник научится:
1) вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
2) использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Выпускник получит возможность:
3) овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
4) приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
5) приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного
Метода при решении задач на вычисление и доказательство».
Векторы
Выпускник научится:
1) оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
2) находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
3) вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Выпускник получит возможность:
4) овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
5) приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
Содержание программы
Координаты.
Уравнение прямой. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение окружности.
Векторы.
Длина (модуль вектора). Равенство векторов. Коллениарные векторы. Координаты вектора. Умножение вектора на число, семма векторов, разложение вектора по двум неколлениарным векторам. Скалярное произведение векторов.
Геометрические преобразования.
Осевая симметрия. Движения. Центральное подобие. О подобии произвольных фигур.
Измерение геометрических величин.
Длина окружности, число π; длина дуги окружности.
Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Площадь
многоугольника. Площадь круга и площадь сектора. Соотношение между площадями
подобных фигур. Решение задач на вычисление и доказательство с использованием изученных формул.
Геометрия в историческом развитии.
От землемерия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес. Архимед. Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба.
История числа π.Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л. Эйлер. Н. И. Лобачевский. История пятого постулата.
Изобретение метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р. Декарт и П. Ферма. Примеры различных систем координат на плоскости
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Векторы и координаты | 29 |
2 | Площадь | 20 |
3 | Некоторые сведения из стереометрии | 7 |
4 | Итоговое повторение. | 12 |
Итого | | 68 часов |
Контроль уровня обученности
№ урока | Тема контрольной работы | номер контрольной работы | Примерная дата |
| Векторы и координаты | 1 | |
| Площадь | 2 | |
| Итоговая контрольная работа | 3 | |
Календарно-тематическое планирование геометрии в 9 классе на 68 часов
(2 недельных часа по учебному плану) на 2021-2022 учебный год
№ урока п/п | № по разделу | Наименование разделов и тем | Дата | Домашнее |
план | факт | задание |
| | |
Вводное повторение (2ч) | |
1 | 1 | Многоугольники | | | |
2 | 2 | Решение треугольников. | | | |
Глава 7. Векторы и координаты (27 ч) | |
§19. Координаты точки и координаты вектора (10 ч)(п.84-91) | |
3 | 1 | Ось координат. Прямоугольная система координат. | | | |
4 | 2 | Вектор. Координаты вектора | | | |
5 | 3 | Длина вектора и расстояние между двумя точками | | | |
6 | 4 | Угол между векторами | | | |
7 | 5 | Решение задач «Угол между векторами» | | | |
8 | 6 | Уравнение окружности | | | |
9 | 7 | Решение задач «Уравнение окружности» | | | |
10 | 8 | Уравнение прямой | | | |
11 | 9 | Решение задач «Уравнение прямой» | | | |
12 | 10 | Решение задач на тему «Координаты точки и координаты вектора» | | | |
§20. Операции над векторами(9ч) (п.92-96) | |
13 | 1 | Сумма векторов. | | | |
14 | 2 | Свойства сложения векторов | | | |
15 | 3 | Решение задач на тему «Свойства сложения векторов» | | | |
16 | 4 | Произведение вектора на число | | | |
17 | 5 | Скалярное произведение векторов | | | |
18 | 6 | Решение задач на тему «Скалярное произведение векторов» | | | |
19 | 7 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | | | |
20 | 8 | Решение задач «Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам» | | | |
21 | 9 | Решение задач на тему «Операции над векторами» | | | |
§21. Геометрические преобразования (8 ч) (п.97-100) | |
22 | 1 | Осевая симметрия | | | |
23 | 2 | Решение задач по теме «Осевая симметрия» | | | |
24 | 3 | Движения | | | |
25 | 4 | Решение на тему «Движения» | | | |
26 | 5 | Центральное подобие | | | |
27 | 6 | О подобии произвольных фигур | | | |
28 | 7 | Решение задач по теме «Векторы и координаты» | | | |
29 | 8 | Контрольная работа №1 по теме « Векторы и координаты» | | | |
Глава 8. Площадь (20ч) | |
§20. Площадь многоугольника ( 11 ч)(п.101-108) | |
30 | 1 | Равносоставленные многоугольники | | | |
31 | 2 | Площадь многоугольника. Площадь прямоугольника | | | |
32 | 3 | Решение задач на тему «Площадь прямоугольника» | | | |
33 | 4 | Площадь треугольника | | | |
34 | 5 | Решение задач на тему «Площадь треугольника» | | | |
35 | 6 | Площадь параллелограмма. | | | |
36 | 7 | Площадь трапеции. Площадь четырехугольника | | | |
37 | 8 | Решение задач на тему «Площадь параллелограмма. Площадь трапеции.» | | | |
38 | 9 | Формула Герона | | | |
39 | 10 | Решение задач на тему «Формула Герона» | | | |
40 | 11 | Решение задач на тему «Площадь многоугольника» | | | |
§23. Длина окружности и площадь круга ( 9 ч) (п.109-111) | |
41 | 1 | Некоторые формулы , связанные с правильными многоугольниками | | | |
42 | 2 | Решение задач на тему «Некоторые формулы , связанные с правильными многоугольниками» | | | |
43 | 3 | Длина окружности | | | |
44 | 4 | Решение задач на тему «Длина окружности» | | | |
45 | 5 | Площадь круга | | | |
46 | 6 | Решение задач на тему «Площадь круга» | | | |
47 | 7 | Решение задач по теме « Площадь круга и длина окружности» | | | |
48 | 8 | Решение задач по теме «Площади» | | | |
49 | 9 | Контрольная работа №2 «Площади» | | | |
Глава 9. Некоторые сведения из стереометрии(7 ч) | |
§24.Многогранники.( 4 ч)(п.112-116) | |
50 | 1 | Предмет стереометрии. Пирамида. | | | |
51 | 2 | Призма | | | |
52 | 3 | Построение сечений параллелепипеда | | | |
53 | 4 | Правильные многогранники | | | |
§25.Тела и поверхности вращения.( 3 ч)(п.117-119) | |
54 | 1 | Цилиндр | | | |
55 | 2 | Конус | | | |
56 | 3 | Сфера и шар | | | |
Итоговое повторение. Решение задач.(12ч) | |
57 | 1 | Решение задач на повторение на темы «Треугольники» | | | |
58 | 2 | Решение задач на повторение на темы «Окружность» | | | |
59 | 3 | Решение задач на повторение на темы «Параллельность» | | | |
60 | 4 | Решение задач на повторение на темы «Многоугольники» | | | |
61 | 5 | Решение задач на повторение на темы «Решение треугольников» | | | |
62 | 6 | Решение задач на повторение на темы «Векторы и координаты» | | | |
63 | 7 | Решение задач на повторение на темы «Площадь» | | | |
64 | 8 | Итоговая контрольная работа №3 | | | |
65 | 9 | Анализ итоговой контрольной работы | | | |
66 | 10 | Решение задач на повторение | | | |
67 | 11 | Решение задач на повторение | | | |
68 | 12 | Решение задач на повторение | | | |
Лист корректировки рабочей программы:
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |