СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии (базовый уровень) для 9 класса

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе основной образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ №7 г. Ртищево Саратовской области» и авторской программы по геометрии для 9 класса под редакцией  Атанасяна Л.С., обеспечена учебно-методическим комплектом для 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии (базовый уровень) для 9 класса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Ртищево Саратовской области»


РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей математики, физики и информатики

протокол №1 от 27 августа 2018 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ /Кузина Т.Б./

«28» августа 2018 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом №______- О

от 29 августа 2018 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


по геометрии (9 - А, 9 - Б классы)

базовый уровень


учителя математики

первой квалификационной категории


Субботиной Елены Владимировны









ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

протокол № 1 от 29 августа 2018 г.


















2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе основной образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ №7 г. Ртищево Саратовской области» и авторской программы по геометрии для 9 класса под редакцией Атанасяна Л.С., обеспечена учебно-методическим комплектом для 9 класса.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.


Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

  • умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

  • критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач.


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

  • устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;

  • компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

  • умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки;

  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.


Предметные результаты:

  • осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;

  • представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  • развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

  • владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

  • систематические знания о фигурах и их свойствах;

  • практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:

  • изображать фигуры на плоскости;

  • использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

  • измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;

  • распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;

  • выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;

  • читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;

  • проводить практические расчёты.


Геометрические фигуры

Выпускник научится:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их комбинации;

  • классифицировать геометрические фигуры;

  • находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрия, поворот, параллельный перенос);

  • оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

  • доказывать теоремы;

  • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

  • решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

  • решать простейшие планиметрические задачи.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть методами решения задач на вычисление и доказательство: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

  • приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

  • овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование; научиться решать задачи на построение методом геометрических мест точек и методом подобия; приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ; приобрести опыт выполнения проектов.


Измерение геометрических величин

Выпускник научится:

  • использовать свойства измерения длин, углов и площадей при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

  • вычислять площади треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов и секторов;

  • вычислять длину окружности и длину дуги окружности;

  • вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы, в том числе формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

  • решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

  • решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Выпускник получит возможность научиться:

  • вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

  • вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности; применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.


Координаты

Выпускник научится

вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;

использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;

  • приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;

приобрести опыт выполнения проектов.


Векторы

Выпускник научится:

  • оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;

  •  находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости переместительный, сочетательный или распределительный законы;

вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;

приобрести опыт выполнения проектов.

Содержание учебного предмета, курса

Векторы и метод координат - 18 часов.

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный про- изведению данного вектора на данное число). На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических зада- чах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

Соотношения между сторонами и углами треугольника -11 часов. Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач. Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников. Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач. Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

Длина окружности и площадь круга - 12 часов. Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник. Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

Движения - 8 часов. Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

Повторение. Решение задач – 8 часов: повторить и обобщить знания и умения, обучающихся через решение задач.


ФОРМЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Формы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, коллективная.

Виды: проектная; исследовательская; наблюдение; конспектирование; эксперимент; моделирование; поиск информации; сравнение, анализ, обобщение; поиск, обнаружение и устранение ошибок; работа с учебником; решение задач.







КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п









Тема урока



Дата

ИКТ

План

Факт

Причина


Вводное повторение (2 ч)

1

Повторение «Четырехугольники. Треугольник»


1

04.09



ПК, презентация

2

Повторение «Окружность»

1

06.09



ПК, презентация

Векторы (9 часов)

3

Понятие вектора.

1

11.09



ПК, презентация

4

Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки.

1

13.09



ПК, презентация

5

Сумма двух векторов. Законы сложения векторов.

1


18.09



ПК, презентация

6

Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов.

1

20.09




7

Умножение вектора на число

1

25.09



ПК, презентация

8

Применение векторов к решению задач. Самостоятельная работа

1

27.09




9

Средняя линия трапеции

1

02.10



ПК, презентация

10

Решение задач по теме «Средняя линия трапеции»

1

04.10



ПК, тест

11

Контрольная работа № 1 по теме: «Векторы»

1

09.10




Метод координат (10 ч.)

12

Анализ контрольной работы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

1

11.10



ПК, презентация

13

Координаты вектора

1

16.10



ПК, презентация

14

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца

1



18.10




15

Простейшие задачи в координатах

1

23.10



ПК, презентация

16

Уравнение окружности

1

25.10



ПК, презентация

17

Уравнение прямой

1

06.11



ПК, презентация

18

Взаимное расположение двух окружностей

1


08.11



ПК, презентация

19

Применение метода координат к решению задач

1

13.11




20

Повторение по теме «Метод координат»

1


15.11



ПК, тест

21

Контрольная работа № 2 по теме «Метод координат»

1

20.11




Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (13 ч)

22

Анализ контрольной работы. Синус, косинус, тангенс и котангенс

1

22.11



ПК, презентация

23

Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения

1

27.11




24

Решение задач на нахождение синуса, косинуса, тангенса и котангенса углов

1

29.11




25

Теорема о площади треугольника

1

04.12



ПК, презентация

26

Теорема синусов

1

06.12



ПК, презентация

27

Теорема косинусов

1

11.12



ПК, презентация

28

Решение треугольников. Измерительные работы. Самостоятельная работа

1

13.12




29

Угол между векторами

1

18.12



ПК, презентация

30

Скалярное произведение векторов

1

20.12



ПК, презентация

31

Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов

1

25.12




32

Применение скалярного произведения векторов к решению задач

1

27.12



ПК, презентация

33

Повторение по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

1

10.01



ПК, тест

34

Контрольная работа № 3 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

1

15.01




Длина окружности. Площадь круга (12 ч)

35

Анализ контрольной работы. Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника

1

17.01



ПК, презентация

36

Правильный многоугольник. Окружность, вписанная в правильный многоугольник

1



22.01



ПК, презентация

37

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1

24.01




38

Построение правильных многоугольников

1

29.01



ПК, презентация

39

Длина окружности

1

31.01



ПК, презентация

40

Решение задач на нахождение длины окружности

1


05.02



41

Площадь круга

1

07.02



ПК, презентация

42

Площадь кругового сектора

1

12.02



ПК, презентация

43

Решение задач на нахождение площади круга, площади кругового сектора

1


14.02




44

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

1

19.02



ПК, презентация

45

Повторение по теме: «Длина







окружности и площадь круга».

1

21.02



ПК, тест

46

Контрольная работа № 4

по теме: «Длина окружности и площадь круга»

1

26.02




Движение (8 ч.)

47

Анализ контрольной работы Отображение плоскости на себя. Понятие движения.

1

28.02



ПК, презентация

48

Свойства движений

1

05.03



ПК, презентация

49

Осевая и центральная симметрия

1

07.03



ПК, презентация

50

Параллельный перенос

1


ПК, презентация

51

Поворот

1

12.03



ПК, презентация

52

Применение параллельного переноса и поворота к решению задач

1



53

Повторение по теме: «Движение»

1

14.03



ПК, тест

54

Контрольная работа № 5 по теме: «Движение»

1

19.03




Итоговое повторение (12 ч.)

55

Анализ контрольной работы.

Повторение. Треугольники и их свойства


21.03



ПК, презентация

56

Повторение. Признаки равенства треугольников. Признаки подобия треугольников


04.04



ПК, презентация

57

Повторение. Медиана, биссектриса, высота треугольник

1

09.04



ПК, презентация

58

Повторение. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора

1


11.04



ПК, презентация

59

Повторение. Площади многоугольников

1

16.04



ПК, презентация

60

Повторение. Четырёхугольники и их свойства

1

18.04



ПК, презентация

61

Повторение. Центральные и вписанные углы

1

23.04




ПК, презентация

62

Повторение. Касательная к окружности

1


25.04




ПК, презентация

63

Повторение. Длина окружности и площадь круга

1

30.04




ПК, презентация

64

Повторение. Параллельные прямые

1

14.05



ПК, презентация

65

Итоговая контрольная работа

1

16.05



ПК, презентация

66

Анализ итоговой контрольной работы. Итоговый урок по курсу планиметрия

1


21.05



ПК, тест

Начальные сведения из стереометрии (2 часа)

67

Начальные сведения из стереометрии. Многогранники

1


23.05



ПК, презентация

68

Начальные сведения из стереометрии. Тела и поверхности вращения

1



ПК, презентация