Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Ртищево Саратовской области»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей математики, физики и информатики протокол №1 от 27 августа 2018 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ /Кузина Т.Б./ «28» августа 2018 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом №______- О от 29 августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по геометрии (9 - А, 9 - Б классы)
базовый уровень
учителя математики
первой квалификационной категории
Субботиной Елены Владимировны
| | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол № 1 от 29 августа 2018 г. |
2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе основной образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ №7 г. Ртищево Саратовской области» и авторской программы по геометрии для 9 класса под редакцией Атанасяна Л.С., обеспечена учебно-методическим комплектом для 9 класса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;
представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о фигурах и их свойствах;
практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;
выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
проводить практические расчёты.
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их комбинации;
классифицировать геометрические фигуры;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрия, поворот, параллельный перенос);
оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
доказывать теоремы;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
решать простейшие планиметрические задачи.
Выпускник получит возможность:
овладеть методами решения задач на вычисление и доказательство: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование; научиться решать задачи на построение методом геометрических мест точек и методом подобия; приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ; приобрести опыт выполнения проектов.
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
использовать свойства измерения длин, углов и площадей при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
вычислять площади треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов и секторов;
вычислять длину окружности и длину дуги окружности;
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы, в том числе формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность научиться:
вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности; применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
Выпускник научится
вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Выпускник получит возможность:
приобрести опыт выполнения проектов.
Векторы
Выпускник научится:
оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости переместительный, сочетательный или распределительный законы;
вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Выпускник получит возможность:
приобрести опыт выполнения проектов.
Содержание учебного предмета, курса
Векторы и метод координат - 18 часов.
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный про- изведению данного вектора на данное число). На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических зада- чах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Соотношения между сторонами и углами треугольника -11 часов. Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач. Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников. Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач. Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Длина окружности и площадь круга - 12 часов. Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник. Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Движения - 8 часов. Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Повторение. Решение задач – 8 часов: повторить и обобщить знания и умения, обучающихся через решение задач.
ФОРМЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Формы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, коллективная.
Виды: проектная; исследовательская; наблюдение; конспектирование; эксперимент; моделирование; поиск информации; сравнение, анализ, обобщение; поиск, обнаружение и устранение ошибок; работа с учебником; решение задач.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | | Дата | ИКТ |
План | Факт | Причина | |
Вводное повторение (2 ч) |
1 | Повторение «Четырехугольники. Треугольник» | 1 | 04.09 | | | ПК, презентация |
2 | Повторение «Окружность» | 1 | 06.09 | | | ПК, презентация |
Векторы (9 часов) |
3 | Понятие вектора. | 1 | 11.09 | | | ПК, презентация |
4 | Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. | 1 | 13.09 | | | ПК, презентация |
5 | Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. | 1 | 18.09 | | | ПК, презентация |
6 | Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов. | 1 | 20.09 | | | |
7 | Умножение вектора на число | 1 | 25.09 | | | ПК, презентация |
8 | Применение векторов к решению задач. Самостоятельная работа | 1 | 27.09 | | | |
9 | Средняя линия трапеции | 1 | 02.10 | | | ПК, презентация |
10 | Решение задач по теме «Средняя линия трапеции» | 1 | 04.10 | | | ПК, тест |
11 | Контрольная работа № 1 по теме: «Векторы» | 1 | 09.10 | | | |
Метод координат (10 ч.) |
12 | Анализ контрольной работы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | 1 | 11.10 | | | ПК, презентация |
13 | Координаты вектора | 1 | 16.10 | | | ПК, презентация |
14 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца | 1 | 18.10 | | | |
15 | Простейшие задачи в координатах | 1 | 23.10 | | | ПК, презентация |
16 | Уравнение окружности | 1 | 25.10 | | | ПК, презентация |
17 | Уравнение прямой | 1 | 06.11 | | | ПК, презентация |
18 | Взаимное расположение двух окружностей | 1 | 08.11 | | | ПК, презентация |
19 | Применение метода координат к решению задач | 1 | 13.11 | | | |
20 | Повторение по теме «Метод координат» | 1 | 15.11 | | | ПК, тест |
21 | Контрольная работа № 2 по теме «Метод координат» | 1 | 20.11 | | | |
Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (13 ч) |
22 | Анализ контрольной работы. Синус, косинус, тангенс и котангенс | 1 | 22.11 | | | ПК, презентация |
23 | Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения | 1 | 27.11 | | | |
24 | Решение задач на нахождение синуса, косинуса, тангенса и котангенса углов | 1 | 29.11 | | | |
25 | Теорема о площади треугольника | 1 | 04.12 | | | ПК, презентация |
26 | Теорема синусов | 1 | 06.12 | | | ПК, презентация |
27 | Теорема косинусов | 1 | 11.12 | | | ПК, презентация |
28 | Решение треугольников. Измерительные работы. Самостоятельная работа | 1 | 13.12 | | | |
29 | Угол между векторами | 1 | 18.12 | | | ПК, презентация |
30 | Скалярное произведение векторов | 1 | 20.12 | | | ПК, презентация |
31 | Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов | 1 | 25.12 | | | |
32 | Применение скалярного произведения векторов к решению задач | 1 | 27.12 | | | ПК, презентация |
33 | Повторение по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | 1 | 10.01 | | | ПК, тест |
34 | Контрольная работа № 3 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | 1 | 15.01 | | | |
Длина окружности. Площадь круга (12 ч) |
35 | Анализ контрольной работы. Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника | 1 | 17.01 | | | ПК, презентация |
36 | Правильный многоугольник. Окружность, вписанная в правильный многоугольник | 1 | 22.01 | | | ПК, презентация |
37 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 1 | 24.01 | | | |
38 | Построение правильных многоугольников | 1 | 29.01 | | | ПК, презентация |
39 | Длина окружности | 1 | 31.01 | | | ПК, презентация |
40 | Решение задач на нахождение длины окружности | 1 | 05.02 | | | |
41 | Площадь круга | 1 | 07.02 | | | ПК, презентация |
42 | Площадь кругового сектора | 1 | 12.02 | | | ПК, презентация |
43 | Решение задач на нахождение площади круга, площади кругового сектора | 1 | 14.02 | | | |
44 | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 | 19.02 | | | ПК, презентация |
45 | Повторение по теме: «Длина окружности и площадь круга». | 1 | 21.02 | | | ПК, тест |
46 | Контрольная работа № 4 по теме: «Длина окружности и площадь круга» | 1 | 26.02 | | | |
Движение (8 ч.) |
47 | Анализ контрольной работы Отображение плоскости на себя. Понятие движения. | 1 | 28.02 | | | ПК, презентация |
48 | Свойства движений | 1 | 05.03 | | | ПК, презентация |
49 | Осевая и центральная симметрия | 1 | 07.03 | | | ПК, презентация |
50 | Параллельный перенос | 1 | | ПК, презентация |
51 | Поворот | 1 | 12.03 | | | ПК, презентация |
52 | Применение параллельного переноса и поворота к решению задач | 1 | | |
53 | Повторение по теме: «Движение» | 1 | 14.03 | | | ПК, тест |
54 | Контрольная работа № 5 по теме: «Движение» | 1 | 19.03 | | | |
Итоговое повторение (12 ч.) |
55 | Анализ контрольной работы. Повторение. Треугольники и их свойства | | 21.03 | | | ПК, презентация |
56 | Повторение. Признаки равенства треугольников. Признаки подобия треугольников | | 04.04 | | | ПК, презентация |
57 | Повторение. Медиана, биссектриса, высота треугольник | 1 | 09.04 | | | ПК, презентация |
58 | Повторение. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора | 1 | 11.04 | | | ПК, презентация |
59 | Повторение. Площади многоугольников | 1 | 16.04 | | | ПК, презентация |
60 | Повторение. Четырёхугольники и их свойства | 1 | 18.04 | | | ПК, презентация |
61 | Повторение. Центральные и вписанные углы | 1 | 23.04 | | | ПК, презентация |
62 | Повторение. Касательная к окружности | 1 | 25.04 | | | ПК, презентация |
63 | Повторение. Длина окружности и площадь круга | 1 | 30.04 | | | ПК, презентация |
64 | Повторение. Параллельные прямые | 1 | 14.05 | | | ПК, презентация |
65 | Итоговая контрольная работа | 1 | 16.05 | | | ПК, презентация |
66 | Анализ итоговой контрольной работы. Итоговый урок по курсу планиметрия | 1 | 21.05 | | | ПК, тест |
Начальные сведения из стереометрии (2 часа) |
67 | Начальные сведения из стереометрии. Многогранники | 1 | 23.05 | | | ПК, презентация |
68 | Начальные сведения из стереометрии. Тела и поверхности вращения | 1 | | | ПК, презентация |