Муниципальное бюжджетное общеобразовательное учреждение
«Бутовская средняя общеобразовательная школа №1»
«Утверждаю»
Директор школы:
_____________/Овчинникова И.М./
«___» ___________________2017 г.
Рабочая программа по геометрии
(базовый уровень)
7 класс
Составитель: Кириченко Дмитрий Викторович,
учитель математики первой квалификационной категории
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
.
Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 26. 12.2012г. 3273-ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ООО от 6.10.2009 №373 и авторской программы Бутузов В.Ф., Москва: Просвещение 2016 г.
Программа рассчитана на 70 часов
В программу внесены следующие изменения:
Добавлено 2 часа резервных.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
слушать партнера;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
• оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
• решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Выпускник получит возможность:
• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
• приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
• научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
• приобрести опыт выполнения проектов по темам «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
• вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
• вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
• вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
• решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность научиться:
• вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
• вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
• применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
Выпускник научится:
• вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
• использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Выпускник получит возможность:
• овладеть координатным методом решения задач на вычисления и доказательства;
• приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
• приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисления и доказательства».
Векторы
Выпускник научится:
• оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
• находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
• вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Выпускник получит возможность:
• овладеть векторным методом для решения задач на вычисления и доказательства;
• приобрести опыт выполнения проектов на тему «применение векторного метода при решении задач на вычисления и доказательства».
В результате изучения геометрии ученик должен:
понимать существо понятия математического доказательства; некоторые примеры доказательств;
понимать каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира
распознавать изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение
изображать изученные геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач
вычислять значение геометрических величин: длин и углов.
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения простейших практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (использую при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Содержание учебного предмета
Основные свойства простейших геометрических фигур
Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Точка и прямая. Отрезок, длина отрезка и её свойства. Полуплоскость. Полупрямая. Угол, величина угла и её свойства. Треугольник. Равенство отрезков, углов, треугольников. Параллельные прямые. Теоремы и доказательства. Аксиомы.
Основная цель – систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур.
Смежные и вертикальные углы
Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые. Биссектриса угла и её свойства.
Основная цель – отработка навыков применения свойств смежных и вертикальных в процессе решения задач.
Признаки равенства треугольников
Признаки равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства.
Основная цель – сформировать умение доказывать равенство треугольников с опорой на признаки равенства треугольников.
Сумма углов треугольника
Параллельные прямые. Основное свойство параллельных прямых. Признаки параллельности прямых. Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Основная цель – дать систематизированные сведения о параллельности прямых, расширить знания учащихся о треугольниках.
Геометрические построения
Окружность. Касательная к окружности и её свойства. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель – сформировать умение решать простейшие задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Обобщающее повторение
Резерв
Учебно-тематический план по геометрии в 7 классе (2 часа в неделю)
№ п/п | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Плановые сроки прохождения программы | Скорректированные сроки прохождения программы |
Глава 1. Начальные геометрические сведения (10 ч) |
1 | Прямая и отрезок | Распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в окружающей обстановке, обозначать и строить отрезки, прямые, лучи, углы. | 01.09.2017 | 01.09.2017 |
2 | Луч и угол | Понимать градусную меру угла, сравнивать углы, решать задачи, опираясь на изученные свойства, читать чертежи, сопровождающие текст задачи, выполнять чертежи по условию. | 06.09.2017 | |
3 | Сравнение отрезков и углов | Измерять длину отрезка, сравнивать отрезки, выполнять чертежи по условию задачи; решать задачи на нахождение длины части отрезка, или всего отрезка, читать чертежи, сопровождающие текст задачи, выполнять чертежи по условию задачи | 07.09.2017 | |
4 | Измерение отрезков | Применять на практике свойства длин отрезков, решать простейшие задачи по теме. | 13.09.2017 | |
5 | Решение задач по теме «Измерение отрезков» | Решать задачи на нахождение длины отрезка или всего отрезка | 14.09.2017 | |
6 | Измерение углов | Применять на практике свойства измерения углов, называть и изображать их виды | 20.09.2017 | |
7 | Смежные и вертикальные углы | Строить смежные и вертикальные углы, решать задачи, опираясь на изученные свойства, читать чертежи, сопровождающие текст задачи, выполнять чертежи по условию задачи | 21.09.2017 | |
8 | Перпендикулярные прямые | Строить перпендикулярные прямые, решать задачи, опираясь на изученные свойства, читать чертежи, сопровождающие текст задачи, выполнять чертежи по условию задачи | 27.09.2017 | |
9 | Решение задач | Решать задачи, опираясь на изученные свойства смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых | 28.09.2017 | |
10 | Контрольная работа №1 | | 04.10.2017 | |
Глава 2. Треугольники (17 ч) |
11 | Треугольники | Строить треугольник, обозначать его элементы, решать задачи на нахождение периметра треугольника | 05.10.2017 | |
12 | Первый признак равенства треугольников | Формулировать первый признак равенства треугольников Решать задачи на применение первого признака равенства треугольников. | 18.10.2017 | |
13 | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | Формулировать первый признак равенства треугольников Решать задачи на применение первого признака равенства треугольников. | 19.10.2017 | |
14 | Перпендикуляр к прямой. Медианы. Биссектрисы и высоты треугольника | Строить перпендикуляр к прямой, проводить в треугольнике медиану, высоту и биссектрису. | 25.10.2017 | |
15 | Свойства равнобедренного треугольника | Решать задачи на применение свойств равнобедренного треугольника. | 26.10.2017 | |
16 | Свойства равнобедренного треугольника | Решать задачи на применение свойств равнобедренного треугольника. | 01.11.2017 | |
17 | Второй признак равенства треугольников | Формулировать второй признак равенства треугольников. Решать задачи на применение второго признака равенства треугольников в ходе решения простейших задач | 02.11.2017 | |
18 | Второй признак равенства треугольников | Решать задачи на применение второго признака равенства треугольников | 08.11.2017 | |
19 | Третий признак равенства треугольников | Формулировать третий признак равенства треугольников Решать задачи на применение второго признака равенства треугольников | 09.11.2017 | |
20 | Решение задач | Решать задачи на применение второго признака равенства треугольников Решать простейшие задачи на построение окружности и ее элементов | 15.11.2017 | |
21 | Задачи на построение. Окружность | 16.11.2017 | |
22 | Задачи на построение | Решать простейшие задачи на построение | | |
23 | Задачи на построение | Решать простейшие задачи на построение: деление отрезка пополам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы угла | | |
24 | Решение задач | Формулировать признаки равенства треугольников. Решать задачи на применение признаков равенства треугольников | | |
25 | Решение задач | Формулировать признаки равенства треугольников. Решать задачи на применение признаков равенства треугольников Объяснять, какая фигура называется треугольником. Распознавать элементы треугольника. Формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников, свойства равнобедренного треугольника. | | |
26 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | | |
27 | Контрольная работа №2 | | | |
Глава 3. Параллельные прямые (12 ч) |
28 | Работа над ошибками. Определение параллельных прямых. Признаки параллельности прямых | Формулировать и доказывать признаки параллельности двух прямых. Решать простейшие задачи по теме | | |
29 | Определение параллельных прямых. Признаки параллельности прямых | Формулировать и доказывать признаки параллельности двух прямых. Решать простейшие задачи по теме | | |
30 | Признаки параллельности двух прямых | Формулировать и доказывать признаки параллельности двух прямых. Решать простейшие задачи по теме | | |
31 | Решение задач на применение признаков параллельности двух прямых | Решать задачи на применение признаков параллельных прямых и ее следствия. Использовать изученный теоретический материал при решении задач на готовых чертежах | | |
32 | Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельности прямых | Формулировать аксиому параллельных прямых и ее следствия. Решать простейшие задачи на применение аксиомы параллельных прямых и ее следствий | | |
33 | Свойства параллельных прямых | Находить равные углы при параллельных и секущей; решать задачи на применение свойств, теоремы о перпендикулярности прямых. | | |
34 | Свойства параллельных прямых. Решение задач | Находить равные углы при параллельных и секущей; решать задачи на применение свойств, теоремы о перпендикулярности прямых. | | |
35 | Решение задач | Формулировать основные понятия по данной теме, находить равные углы при параллельных и секущей; решать задачи на применение свойств, теоремы о перпендикулярности прямых. Формулировать основные понятия по данной теме, находить равные углы при параллельных и секущей; решать задачи на применение свойств, теоремы о перпендикулярности прямых. | | |
36 | Решение задач | | |
37 | Решение задач | Решать задачи на применение признаков параллельности прямых, свойств параллельных прямых, теоремы о перпендикулярности прямых; находить равные углы при параллельных и секущей; | | |
38 | Решение задач | Формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых. Решать задачи на применение признаков параллельности прямых, свойств параллельных прямых, теоремы о перпендикулярности прямых; находить равные углы при параллельных и секущей. | | |
39 | Контрольная работа №3 | | |
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (21 ч) |
40 | Сумма углов треугольника | Формулировать теоремы о сумме углов треугольника с доказательством, ее следствия, Находить углы треугольника | | |
41 | Внешний угол треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника | Находить углы треугольника, решать задачи, опираясь на свойство внешнего угла треугольника,называть свойство внешнего угла треугольника . | | |
42 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника | Решать задачи, опираясь на признак равнобедренного треугольника, зависимость между сторонами и углами треугольника. | | |
43 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Решение задач | Решать задачи, опираясь на признак равнобедренного треугольника, зависимость между сторонами и углами треугольника. | | |
44 | Неравенство треугольника | Формулировать теорему о неравенстве треугольника с ее доказательством. Решать задачи, опираясь на признак равнобедренного треугольника и теорему о неравенстве треугольника | | |
45 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и ее следствие о внешнем угле треугольника, проводить классификацию треугольников по углам, решать простейшие задачи по теме. | | |
46 | Контрольная работа № 4 | | | |
47 | Анализ ошибок контрольной работы | Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и ее следствие о внешнем угле треугольника, проводить классификацию треугольников по углам, решать простейшие задачи. | | |
48 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников | Формулировать свойства прямоугольного треугольника, Решать задачи, опираясь на признаки равенства прямоугольных треугольников. | | |
49 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач | Доказывать свойства и признаки. Решать простейшие задачи по теме. Применять свойства прямоугольных треугольников. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии. | | |
50 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | Доказывать признаки равенства прямоугольных треугольников. Решать задачи, опираясь на признаки равенства прямоугольных треугольников. | | |
51 | Решение задач | Доказывать свойства и признаки. Решать простейшие задачи по теме. Применять свойства прямоугольных треугольников. Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии. | | |
52 | Решение задач | Доказывать свойства и признаки. Решать простейшие задачи по теме. Применять свойства прямоугольных треугольников. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии. | | |
53 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | Формулировать и доказывать свойства параллельных прямых. Решать задачи на нахождение расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми. | | |
54 | Построение треугольника по трем элементам | Формировать представление о задачах на построение. Строить треугольник по трем сторонам. | | |
55 | Решение задач | Формировать представление о задачах на построение. Строить треугольник по трем сторонам. | | |
56 | Решение задач | Формировать представление о задачах на построение. Строить треугольник по трем сторонам. | | |
57 | Решение задач | Решать задачи, опираясь на теорему о сумме углов треугольника ,свойство внешнего угла треугольника, признаки равнобедренного треугольника, решать несложные задачи на построение с использованием известных алгоритмов Решать задачи, опираясь на теорему о сумме углов треугольника ,свойство внешнего угла треугольника, признаки равнобедренного треугольника, решать несложные задачи на построение с использованием известных алгоритмов | | |
58 | Решение задач | | |
59 | Контрольная работа №5 | | | |
60 | Анализ ошибок контрольной работы. Решение задач | Решать задачи, опираясь на теорему о сумме углов треугольника ,свойство внешнего угла треугольника, признаки равнобедренного треугольника, решать несложные задачи на построение с использованием известных алгоритмов | | |
Повторение. Решение задач (10 ч) |
61 | Повторение. Начальные геометрические сведения | Применять на практике теоретический материал по теме «Начальные геометрические сведения». Решать задачи на готовых чертежах | | |
62 | Повторение. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник | Применять на практике теоретический материал по теме «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник».Решать задачи на повторение | | |
63 | Повторение. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник | Применять на практике теоретический материал по теме «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник».Решать задачи на повторение | | |
64 | Повторение. Параллельные прямые | Применять на практике теоретический материал по теме «Параллельные прямые. Свойства». Решать задачи на готовых чертежах | | |
65 | Повторение. Параллельные прямые | Применять на практике теоретический материал по теме «Параллельные прямые. Свойства». Решать задачи на готовых чертежах | | |
66 | Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника | Применять на практике теоретический материал по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». Решать задачи на повторение и обобщение | | |
67 | Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника | Применять на практике теоретический материал по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». Решать задачи на повторение и обобщение | | |
68 | Повторение. Задачи на построение | Применять на практике теоретический материал по теме «Задачи на построение», Использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии. | | |
69 | Резерв | | | |
70 | Резерв | | | |
«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель ШМО
Учителей естественно-математического цикла
_______________/Калинина Т.Д./
«__» ___________2017 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
_______________/Москвина Е.В./
«__» ___________2017 г.
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ