Пояснительная записка.
Рабочая программа по геометрии для 10 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Рабочая программа по геометрии в 10 классе рассчитана на 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Цели изучения геометрии в 10 классе:
1.Сформировать умение выполнять дополнительные построения, сечения, выбирать метод решения, проанализировать условие задачи.
2. Научить владеть новыми понятиями, переводить аналитическую зависимость в наглядную форму и обратно.
3.Развить пространственное воображение. Логическое мышление, алгоритмическую культуру.
Задачи:
1.Научить решать задачи на построение сечений, нахождение угла между прямой и плоскостью.
2.Научить выполнять сложение и вычитание векторов в пространстве.
3.Познакомить учащихся с основными видами многогранников, научить находить площади поверхности многогранников.
4.Изучить основные свойства плоскости, познакомить с понятием двугранных углов.
5.Рассмотреть взаимное расположение двух прямых, прямой и плоскости.
6.Изучить параллельность прямых и плоскостей, параллельность плоскостей, перпендикулярность прямых и плоскостей.
Формы обучения:
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, работа с блогом учителя. презентациями.
3. Практические методы: самостоятельные работы, компьютерные тренинги, компьютерные и обычные тестовые работы, проводимые как в классе, так и дома.
Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, метод проектов.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия – одна из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
Изучение курса стереометрии базируется на сочетании наглядности и логической строгости. Опора на наглядность – непременное условие успешного усвоения материала, и в связи с этим нужно уделить большое внимание правильному изображению на чертеже пространственных фигур.
С самого начала необходимо показывать учащимся, как нужно изображать те или иные фигуры, поскольку при работе по данному учебнику уже на первых уроках появляются куб, параллелепипед, тетраэдр.
Однако наглядность должна быть пронизана строгой логикой. Курс стереометрии предъявляет в этом отношении более высокие требования к учащимся. В данном курсе уже с самого начала формируются аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, и далее изучение свойств взаимного расположения прямых и плоскостей проходит на основе этих аксиом. Тем самым задаётся высокий уровень строгости в логических рассуждениях, который должен выдерживаться на протяжении всего курса.
Это способствует решению важной педагогической задачи – научить работать с книгой. Те или иные разделы учебника в зависимости от уровня подготовленности класса учитель может предложить учащимся для самостоятельного изучения. Важную роль при изучении стереометрии отводится задачам, поэтому в планировании отводится достаточное время для их решения на уроках по закреплению теоретического материала и его практического применения.
Основные цели курса:
осознание математики как единой интегрированной науки, одной из составных частей которой является геометрия;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение геометрическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения обучения в высшей школе;
воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики и геометрии в т.ч., эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Основные задачи курса:
1) продолжение содержательной линии «Геометрия»; обеспечение преемственности курсов планиметрии и стереометрии;
2) изучение свойств пространственных фигур; формирование умений применять полученные знания для решения практических задач;
3) создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
4) формирование понимания геометрии, несмотря на оперирование ею идеализированными образами реальных объектов, как важнейшей практико- ориентированной науки, знания которой необходимы во многих смежных дисциплинах и на стыке наук.
5) расширение возможностей для более эффективной и дифференцированной подготовки выпускников к итоговой аттестации и освоению программ высшего образования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения, соответствующие
требованиям образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Личностные результаты:
1) воспитание гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2) формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
4) осознанный выбор будущей профессиональной деятельности на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений; отношение к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных и общенациональных проблем; формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
5) умение контролировать, оценивать и анализировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
6) умение управлять своей познавательной деятельностью;
7) умение взаимодействовать с одноклассниками, детьми младшего возраста и взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение самостоятельно принимать решения, проводить анализ своей деятельности, применять различные методы познания;
4) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
5) формирование понятийного аппарата, умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
6) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) формирование компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;
8) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
9) умение самостоятельно осуществлять поиск в различных источниках, отбор, анализ,
систематизацию и классификацию информации, необходимой для решения математических проблем, представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
10) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1) осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3) умение описывать явления реального мира на математическом языке; представление о математических понятиях и математических моделях как о важнейшем инструментарии, позволяющем описывать и изучать разные процессы и явления;
4) представление об основных понятиях, идеях и методах геометрии;
5) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
6) практически значимые математические умения и навыки, способность их применения к решению математических и нематематических задач.
7) владение навыками использования компьютерных программ при решении математических задач.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Некоторые сведения из планиметрии
Углы и отрезки, связанные с окружностью. Решение треугольников.
Основная цель − расширить известные учащимся сведения о геометрических фигурах на плоскости: рассмотреть ряд теорем об углах и отрезках, связанных с окружностью о вписанных и описанных четырехугольниках; вывести формулы для медианы и биссектрисы треугольника, а также формулы площади треугольника, использующие радиус вписанной и описанной окружностей;
Введение в предмет стереометрии
Представление раздела геометрии – стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Основная цель − познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.
Изучение стереометрии должно базироваться на сочетании наглядности и логической строгости. Опора на наглядность − непременное условие успешного усвоения материала, и в связи с этим нужно уделить большое внимание правильному изображению на чертеже
пространственных фигур. Однако наглядность должна быть пронизана строгой логикой.
Курс стереометрии предъявляет в этом отношении более высокие требования к учащимся. В отличие от курса планиметрии здесь уже с самого начала формулируются аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, и далее изучение свойств взаимного расположения прямых и плоскостей проходит на основе этих аксиом. Тем самым задается высокий уровень строгости в логических рассуждениях, который должен выдерживаться на протяжении всего курса.
Параллельность прямых и плоскостей.
Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве. Классификация взаимного расположения двух прямых в пространстве. Признак скрещивающихся прямых. Параллельность прямой и плоскости в пространстве. Классификация взаимного расположения прямой и плоскости. Признак параллельности
прямой и плоскости. Параллельность двух плоскостей. Классификация взаимного расположения двух плоскостей. Признак параллельности двух плоскостей. Признаки параллельности двух прямых в пространстве. Тетраэдр и параллелепипед.
Основная цель − сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве (прямые пересекаются, прямые параллельны, прямые скрещиваются), прямой и плоскости (прямая лежит в плоскости, прямая и плоскость пересекаются, прямая и плоскость параллельны), изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей, двух плоскостей (плоскости параллельны, плоскости совпадают, плоскости пересекаются).
Особенность данного курса состоит в том, что уже в первой главе вводятся в рассмотрение тетраэдр и параллелепипед и устанавливаются некоторые их свойства. Это
дает возможность отрабатывать понятия параллельности прямых и плоскостей (а в следующей главе также и понятия перпендикулярности прямых и плоскостей) на этих двух видах многогранников, что, в свою очередь, создает определенный задел к главе
«Многогранники». Отдельный пункт посвящен построению на чертеже сечений тетраэдра и параллелепипеда, что представляется важным как для решения геометрических задач, так и,
вообще, для развития пространственных представлений учащихся.
В рамках этой темы учащиеся знакомятся также с параллельным проектированием и
его свойствами, используемыми при изображении пространственных фигур на чертеже.
Перпендикулярность прямых и плоскостей
Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Перпендикулярность прямой и плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Линейный угол двугранного угла. Перпендикулярность плоскостей. Признак перпендикулярности двух плоскостей. Расстояние между точками, прямыми и плоскостями.
Основная цель − ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей, ввести основные метрические понятия: расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя
плоскостями, изучить свойства прямоугольного параллелепипеда.
Понятие перпендикулярности и основанные на нем метрические понятия (расстояния, углы) существенно расширяют класс стереометрических задач, появляется много задач на
вычисление, широко использующих известные факты из планиметрии.
Многогранники
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
Основная цель − познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.
С двумя видами многогранников — тетраэдром и параллелепипедом — учащиеся уже знакомы. Теперь эти представления расширяются. Многогранник определяется как поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая некоторое геометрическое тело (его тоже называют многогранником). В связи с этим уточняется само понятие геометрического тела, для чего вводится еще ряд новых понятий (граничная точка фигуры, внутренняя точка и т. д.). Усвоение их не является обязательным для всех учащихся, можно ограничиться наглядным представлением о многогранниках.
Требования к уровню подготовки десятиклассников по геометрии
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии; универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.
уметь
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Рабочим учебным планом среднего общего образования МОО «ОШ №11 г.Енакиево» на изучение геометрии в 10 классе предусмотрено, 2 часа в неделю.
Данная программа реализуется по учебнику «Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровни». Л.С Атанасян., В.Ф Бутузов., С.Б Кадомцев. и др.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ В 10 КЛАССЕ

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Тема контрольной работы | Дата проведения | Примечание |
1 | Контрольная работа №1 по теме «Некоторые сведения из планиметрии» | | |
2 | Контрольная работа №2 по теме «Введение в предмет стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей» | | |
3 | Контрольная работа №3 по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости» | | |
4 | Контрольная работа №4 по теме «Перпендикулярность плоскостей» | | |
5 | Контрольная работа №5 по теме «Многогранники» | | |
6 | Контрольная работа №6 (годовая) | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечания | Характеристика учебной деятельности |
| І семестр – 32 часа |
| Тема 1. Некоторые сведения из планиметрии. | 7 | | | |
1 | Треугольник и его свойства. | 1 | 04.09 | | Применять свойства медианы и биссектрисы треугольника для решения задач. Находить площадь треугольника различными способами. Знать виды и свойства четырехугольников. Находить площади четырехугольников. Знать и применять теорему Пифагора, зависимости между углами и сторонами прямоугольного треугольника. Применять свойства вписанных и описанных окружностей при решении задач. |
2 | Свойства медианы и биссектрисы треугольника. | 1 | 06.09 | |
3 | Площадь треугольника. | 1 | 11.09 | |
4 | Четырехугольники и их свойства. | 1 | 13.09 | |
5 | Вписанные и описанные окружности | 1 | 18.09 | |
6 | Контрольная работа №1 по теме: «Некоторые сведения из планиметрии» | 1 | 20.09 | |
7 | Анализ контрольной работы. | 1 | 25.09 | |
| Тема 2. Введение в предмет стереометрии Тема 3. Параллельность прямых и плоскостей | 3 12 | | | Владеть основными понятиями стереометрии. Знать аксиомы стереометрии и некоторые следствия из них. Применять аксиомы и следствия из них при решении задач. Знать определение параллельности прямых и плоскостей в пространстве. Выполнять стереометрические рисунки. Распознавать взаимное расположение прямых в пространстве. Строить угол между прямыми в пространстве. Знать признаки параллельности прямой и плоскости, плоскостей. Применять признаки параллельности прямых и плоскостей при решении задач. Строить тетраэдр и параллелепипед. Уметь определять высоту. Структурные элементы тетраэдра и параллелепипеда. Находить площадь боковой и полной поверхности тетраэдра и параллелепипеда. |
8 | Основные понятия стереометрии. | 1 | 28.09 | |
9 | Аксиомы стереометрии. | 1 | 02.10 | |
10 | Некоторые следствия из аксиом | 1 | 05.10 | |
11 | Параллельность прямых, прямой и плоскости. | 1 | 09.10 | |
12 | Параллельность прямых, прямой и плоскости. | 1 | 12.10 | |
13 | Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. | 1 | 16.10 | |
14 | Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. | 1 | 19.10 | |
15 | Параллельность плоскостей | 1 | 23.10 | |
16 | Параллельность плоскостей | 1 | 26.10 | |
17 | Тетраэдр и параллелепипед. | 1 | 06.11 | |
18 | Тетраэдр и параллелепипед. | 1 | 09.11 | |
19 | Решение задач. | 1 | 13.11 | |
20 | Решение задач. | 1 | 16.11 | |
21 | Контрольная работа №2 по теме: «Параллельность прямых и плоскостей» | 1 | 20.11 | |
22 | Анализ контрольной работы. | 1 | 23.11 | |
| Перпендикулярность прямых и плоскостей (20 ч) |
| Тема 4. Перпендикулярность прямой и плоскости. | 10 | | | Знать признаки перпендикулярности прямых, прямых и плоскостей, плоскостей в пространстве. Применять признаки перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве при решении задач. Строить перпендикулярные прямые, перпендикулярные прямую и плоскость, плоскости. Применять теорему о трех перпендикулярах и обратную теорему о трех перпендикулярах. Строить угол между прямой и плоскостью. |
23 | Перпендикулярность прямых. | 1 | | |
24 | Перпендикулярность прямой и плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. | 1 | | |
25 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости. | 1 | | |
26 | Перпендикуляр и наклонная. Расстояние от точки до плоскости. | 1 | | |
27 | Перпендикуляр и наклонная. Расстояние от точки до плоскости. | 1 | | |
28 | Теорема о трех перпендикулярах. | 1 | | |
29 | Теорема о трех перпендикулярах. | 1 | | |
30 | Угол между прямой и плоскостью. | 1 | | |
31 | Контрольная работа №3 «Перпендикулярность прямой и плоскости» | 1 | | |
32 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
| II семестр – 34 ч |
| Тема 5. Перпендикулярность плоскостей. | 10 | | | |
33 | Двугранный угол. | 1 | | | Строить двугранный угол. Строить линейный угол данного двугранного. Объяснять положение линейного угла данного двугранного. Знать и применять признак перпендикулярности плоскостей. Строить прямоугольный параллелепипед. Определять свойства прямоугольного параллелепипеда. |
34 | Двугранный угол. | 1 | | |
35 | Перпендикулярность плоскостей. | 1 | | |
36 | Признак перпендикулярности плоскостей. | 1 | | |
37 | Признак перпендикулярности плоскостей. | 1 | | |
38 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 | | |
39 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 | | |
40 | Решение задач. | 1 | | |
41 | Контрольная работа № 4 по теме: «Перпендикулярность плоскостей» | 1 | | |
42 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
| Тема 6. Многогранники | 17 | | | |
43 | Понятие многогранника. Призма. | 1 | | | Иметь представления и различных многогранниках. Строить и определять свойства призмы, пирамиды. Строить правильные многогранники, знать их особенности. Находить площади боковой и полной поверхностей пирамиды и призмы. Находить площади боковой и полной поверхностей правильных многогранников. |
44 | Понятие многогранника. Призма. | 1 | | |
45 | Понятие многогранника. Призма. | 1 | | |
46 | Понятие многогранника. Призма. | 1 | | |
47 | Понятие многогранника. Призма. | 1 | | |
48 | Пирамида. | 1 | | |
49 | Пирамида. | 1 | | |
50 | Пирамида. | 1 | | |
51 | Пирамида. | 1 | | |
52 | Пирамида. | 1 | | |
53 | Правильные многогранники. | 1 | | |
54 | Правильные многогранники. | 1 | | |
55 | Правильные многогранники. | 1 | | |
56 | Правильные многогранники. | 1 | | |
57 | Решение задач. | 1 | | |
58 | Контрольная работа №5 по теме: «Многогранники». | 1 | | |
59 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
| Тема 7. Итоговое обобщение и систематизация учебного материала | 7 | | | Знать и применять для решения задач признаки параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве. Выполнять и объяснять основные стереометрические построения. Строить призму, пирамиду. Находить площади поверхности многогранников. |
60 | Параллельность прямых и плоскостей. | 1 | | |
61 | Перпендикулярность прямых и плоскостей. | 1 | | |
62 | Многогранники. | 1 | | |
63 | Решение задач. | 1 | | |
64 | Контрольная работа №6 (годовая) | 1 | | |
65 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
66 | Урок-обобщение. | 1 | | |

