СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии для 8 класса

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии для 8 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Малинская средняя общеобразовательная школа

имени П. М. Овсянкина»

городского округа Ступино

Московской области




РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

гуманитарного цикла

_________/ /

Протокол №________

от «____»_______2021г.


СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР

_____/ /

«____»_________2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Малинская СОШ»

____________С.В.Ильина

Приказ №_____________

от «____»_________2021г.












Рабочая программа

по математике (геометрии)

8 «В» класс

2021-2022учебный год









Составитель: Макарова Наталья Сергеевна

учитель математики

первой категории







2021год



Пояснительная записка



Рабочая программа по предмету «Математика (геометрия)» для обучающихся 8 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малинская средняя общеобразовательная школа имени П.М.Овсянкина» городского округа Ступино Московской области разработана на основе:


  1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Приказа Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования».

  3. Приказа Министерства образования и науки РФ №1644 от 29.12.14 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»

  4. Авторской программы Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. Дифференцированный подход, 8 класс, М. ВАКО, 2004к учебнику Геометрия для 7—9 кл. / Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.— М.: Просвещение, 2008.

  5. Учебного плана МБОУ «Малинская СОШ» на 2021/2022 учебный год.


Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Малинская средняя общеобразовательная школа имени П.М. Овсянкина» на 2021/2022 учебный год на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.



Содержание учебного предмета


I. Четырёхугольники

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Цель: изучить наиболее важные виды четы­рехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квад­рат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осе­вой или центральной симметрией.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразо­вание плоскости, а как свойства геометрических фигур, в част­ности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как дви­жений плоскости состоится в 9 классе.


II. Площади фигур.

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычисле­нии площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, па­раллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из глав­ных теорем геометрии — теорему Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квад­рата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об от­ношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство призна­ков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.


III. Подобные треугольники.

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Цель: ввести понятие подобных треугольни­ков; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометриче­ского аппарата геометрии.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорцио­нальность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.

В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.


IV. Окружность.

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, её свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя заме­чательными точками треугольника.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треуголь­ник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного че­тырехугольника.


V. Повторение. Решение задач.

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.


Планируемые результаты


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса

        Программа обеспечивает достижение следующих результатов:

личностные:

ученик научится:

  • Формировать в себе ответственное отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

  • формировать целостное мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формировать коммуникативную компетентность в  общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

ученик получит возможность научиться:

  • готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

метапредметные:

ученик научится:

  • уметь самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • ументь осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  • уметь адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  • создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способу работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

ученик получит возможность научиться:

  • проектировать свою деятельность, намечать траекторию своих действий исходя из поставленной цели.

  • умению находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • умению понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

предметные:

ученик научится:

  • базовым понятиям по разделам содержания; иметь представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • уметь работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • уметь измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур (треугольника);

ученик получит возможность научиться:

  • овладеть методами решения задач на вычисления и до­казательства: методом от противного, методом подо­бия, методом перебора вариантов и методом геометри­ческих мест точек;

  • приобрести опыт применения алгебраического и триго­нометрического аппарата и идей движения при реше­нии геометрических задач;

  • пользоваться традиционной схемой решения задач на по­строение с помощью циркуля и линейки: анализ, постро­ение, доказательство и исследование;

  • научиться решать задачи на построение методом гео­метрического места точек и методом подобия;


В результате изучения курса геометрии в 8 классе:

Наглядная геометрия

учащийся научится:


  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружаю­щем мире плоские и пространственные геометрические фи­гуры;

  • распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепи­педа;

  • определять по линейным размерам развёртки фигуры ли­нейные размеры самой фигуры и наоборот;

  • вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

получит возможность научиться:

  • вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепи­педов;

  • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

  • применять понятие развёртки для выполнения практи­ческих расчётов.

Геометрические фигуры

учащийся научится:


  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках гео­метрические фигуры и их конфигурации;

  • находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, пово­рот, параллельный перенос);

  • оперировать с начальными понятиями тригонометрии

  • и выполнять элементарные операции над функциями углов;

  • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

  • решать несложные задачи на построение, применяя основ­ные алгоритмы построения с помощью циркуля и ли­нейки;

  • решать простейшие планиметрические задачи в простран­стве.

получит возможность научиться:

  • овладеть методами решения задач на вычисления и до­казательства: методом от противного, методом подо­бия, методом перебора вариантов и методом геометри­ческих мест точек;

  • приобрести опыт применения алгебраического и триго­нометрического аппарата и идей движения при реше­нии геометрических задач;

  • овладеть традиционной схемой решения задач на по­строение с помощью циркуля и линейки: анализ, постро­ение, доказательство и исследование;

  • научиться решать задачи на построение методом гео­метрического места точек и методом подобия;


Измерение геометрических величин

учащийся научится:

  • использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, дли­ны окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

  • вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, ис­пользуя формулы длины окружности и длины дуги окруж­ности, формулы площадей фигур;

  • вычислять площади треугольников, прямоугольников, па­раллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

  • вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

  • решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул пло­щадей фигур;

  • решать практические задачи, связанные с нахождением гео­метрических величин (используя при необходимости спра­вочники и технические средства).

получит возможность научиться:

  • вычислять площади фигур, составленных из двух или бо­лее прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

  •  вычислять площади многоугольников, используя отноше­ния равновеликости и равносоставленности;

  • приобрести опыт применения алгебраического и триго­нометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.


Тематическое планирование



Тема

Кол-во часов

к/р

план

факт

план

факт

1

ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ

14


1


2

ПЛОЩАДЬ

14


1


3

ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ

19


2


4

ОКРУЖНОСТЬ

17


1


5

Повторение. Решение задач.

4





Всего

68






Календарно-тематическое планирование





Тема

Дата по плану

Дата по факту


Уроки вводного повторения



1

Повторение. Треугольники



2

Повторение. Прямые и углы




ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ



3

Многоугольник. Выпуклый многоугольник



4

Четырёхугольник



5

Параллелограмм



6

Признаки параллелограмма



7

Применение свойств и признаков параллелограмма при решении задач



8

Трапеция



9

Теорема Фалеса.



10

Задачи на построение



11

Прямоугольник



12

Ромб и квадрат



13

Осевая и центральная симметрии



14

Применение свойств прямоугольника, ромба, квадрата при решении задач



15

Решение задач по теме «Четырехугольники»



16

Контрольная работа №1 «Четырехугольники»




ПЛОЩАДЬ



17

Анализ контрольной работы. Площадь многоугольника.



18

Площадь прямоугольника



19

Площадь параллелограмма



20

Применение формул площадей параллелограмма при решении задач



21

Площадь треугольника



22

Применение формул площадей треугольника при решении задач



23

Площадь трапеции



24

Решение задач по теме «Площадь»



25

Теорема Пифагора



26

Теорема, обратная теореме Пифагора



27

Решение задач по теме «Теорема Пифагора»



28

Решение задач по теме «Площадь. Теорема Пифагора»




29

Контрольная работа №2 «Площадь»




ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ



30

Анализ контрольной работы. Пропорциональные отрезки. Свойство биссектрисы треугольника



31

Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников



32

Первый признак подобия треугольников



33

Применение первого признака подобия треугольников к решению задач



34

Второй признак подобия треугольников



35

Применение второго признака подобия треугольников к решению задач



36

Третий признак подобия треугольников



37

Повторительно-обобщающий урок по теме «Признаки подобия треугольников»



38

Контрольная работа №3 «Признаки подобия треугольников»



39

Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника



40

Решение задач на применение средней линии треугольника



41

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике



42

Решение задач на нахождение пропорциональных отрезков в прямоугольном треугольнике



43

Задачи на построение методом подобия



44

Измерительные работы на местности. О подобии произвольных фигур



45

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника



46

Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике



47

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30º, 45º и 60º



48

Решение задач по теме «Применение подобия. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»



49

Контрольная работа №4 «Применение подобия. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»




ОКРУЖНОСТЬ



50

Анализ контрольной работы. Взаимное расположение прямой и окружности



51

Касательная к окружности



52

Решение задач по теме «Касательная к окружности»



53

Градусная мера дуги окружности



54

Теорема о вписанном угле



55

Свойство отрезков двух пересекающихся хорд



56

Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы»



57

Свойство биссектрис треугольника



58

Свойство серединных перпендикуляров треугольника



59

Свойство высот треугольника



60

Вписанная окружность



61

Решение задач на тему «Вписанная окружность»



62

Описанная окружность



63

Решение задач на тему «Описанная окружность»



64

Контрольная работа №5 «Окружность»




Повторение. Решение задач.



65

Анализ контрольной работы. Итоговое повторение. Решение задач по теме «Четырехугольники».



66

Итоговое повторение. Решение задач по теме «Площадь».



67

Итоговое повторение. Решение задач по теме «Подобные треугольники»



68

Итоговое повторение. Решение задач по теме «Окружность»





Учебно-методическое обеспечение

  • Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии 8 класс (дифференцированный подход) – ООО «ВАКО», 2013Л.

  • С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина Геометрия 7-9 класс. Учебник- М.: Просвещение, 2020 г