Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малинская средняя общеобразовательная школа
имени П. М. Овсянкина»
городского округа Ступино
Московской области
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО гуманитарного цикла _________/ / Протокол №________ от «____»_______2021г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР _____/ / «____»_________2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Малинская СОШ» ____________С.В.Ильина Приказ №_____________ от «____»_________2021г. |
Рабочая программа
по математике (геометрии)
8 «В» класс
2021-2022учебный год
Составитель: Макарова Наталья Сергеевна
учитель математики
первой категории
2021год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика (геометрия)» для обучающихся 8 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малинская средняя общеобразовательная школа имени П.М.Овсянкина» городского округа Ступино Московской области разработана на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Приказа Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования».
Приказа Министерства образования и науки РФ №1644 от 29.12.14 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»
Авторской программы Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. Дифференцированный подход, 8 класс, М. ВАКО, 2004к учебнику Геометрия для 7—9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.— М.: Просвещение, 2008.
Учебного плана МБОУ «Малинская СОШ» на 2021/2022 учебный год.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Малинская средняя общеобразовательная школа имени П.М. Овсянкина» на 2021/2022 учебный год на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Содержание учебного предмета
I. Четырёхугольники
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
II. Площади фигур.
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
III. Подобные треугольники.
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
IV. Окружность.
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, её свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
V. Повторение. Решение задач.
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
личностные:
ученик научится:
Формировать в себе ответственное отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
формировать целостное мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
ученик получит возможность научиться:
готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
метапредметные:
ученик научится:
уметь самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
ументь осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
уметь адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способу работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
ученик получит возможность научиться:
проектировать свою деятельность, намечать траекторию своих действий исходя из поставленной цели.
умению находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умению понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
предметные:
ученик научится:
базовым понятиям по разделам содержания; иметь представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
уметь работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
уметь измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур (треугольника);
ученик получит возможность научиться:
овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
пользоваться традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
В результате изучения курса геометрии в 8 классе:
Наглядная геометрия
учащийся научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
получит возможность научиться:
вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
учащийся научится:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
оперировать с начальными понятиями тригонометрии
и выполнять элементарные операции над функциями углов;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
получит возможность научиться:
овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
Измерение геометрических величин
учащийся научится:
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
получит возможность научиться:
вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | к/р |
план | факт | план | факт |
1 | ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ | 14 | | 1 | |
2 | ПЛОЩАДЬ | 14 | | 1 | |
3 | ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ | 19 | | 2 | |
4 | ОКРУЖНОСТЬ | 17 | | 1 | |
5 | Повторение. Решение задач. | 4 | | | |
| Всего | 68 | | | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
| Уроки вводного повторения | | |
1 | Повторение. Треугольники | | |
2 | Повторение. Прямые и углы | | |
| ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ | | |
3 | Многоугольник. Выпуклый многоугольник | | |
4 | Четырёхугольник | | |
5 | Параллелограмм | | |
6 | Признаки параллелограмма | | |
7 | Применение свойств и признаков параллелограмма при решении задач | | |
8 | Трапеция | | |
9 | Теорема Фалеса. | | |
10 | Задачи на построение | | |
11 | Прямоугольник | | |
12 | Ромб и квадрат | | |
13 | Осевая и центральная симметрии | | |
14 | Применение свойств прямоугольника, ромба, квадрата при решении задач | | |
15 | Решение задач по теме «Четырехугольники» | | |
16 | Контрольная работа №1 «Четырехугольники» | | |
| ПЛОЩАДЬ | | |
17 | Анализ контрольной работы. Площадь многоугольника. | | |
18 | Площадь прямоугольника | | |
19 | Площадь параллелограмма | | |
20 | Применение формул площадей параллелограмма при решении задач | | |
21 | Площадь треугольника | | |
22 | Применение формул площадей треугольника при решении задач | | |
23 | Площадь трапеции | | |
24 | Решение задач по теме «Площадь» | | |
25 | Теорема Пифагора | | |
26 | Теорема, обратная теореме Пифагора | | |
27 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | | |
28 | Решение задач по теме «Площадь. Теорема Пифагора» | | |
29 | Контрольная работа №2 «Площадь» | | |
| ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ | | |
30 | Анализ контрольной работы. Пропорциональные отрезки. Свойство биссектрисы треугольника | | |
31 | Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников | | |
32 | Первый признак подобия треугольников | | |
33 | Применение первого признака подобия треугольников к решению задач | | |
34 | Второй признак подобия треугольников | | |
35 | Применение второго признака подобия треугольников к решению задач | | |
36 | Третий признак подобия треугольников | | |
37 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Признаки подобия треугольников» | | |
38 | Контрольная работа №3 «Признаки подобия треугольников» | | |
39 | Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника | | |
40 | Решение задач на применение средней линии треугольника | | |
41 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | | |
42 | Решение задач на нахождение пропорциональных отрезков в прямоугольном треугольнике | | |
43 | Задачи на построение методом подобия | | |
44 | Измерительные работы на местности. О подобии произвольных фигур | | |
45 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | | |
46 | Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике | | |
47 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30º, 45º и 60º | | |
48 | Решение задач по теме «Применение подобия. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | | |
49 | Контрольная работа №4 «Применение подобия. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | | |
| ОКРУЖНОСТЬ | | |
50 | Анализ контрольной работы. Взаимное расположение прямой и окружности | | |
51 | Касательная к окружности | | |
52 | Решение задач по теме «Касательная к окружности» | | |
53 | Градусная мера дуги окружности | | |
54 | Теорема о вписанном угле | | |
55 | Свойство отрезков двух пересекающихся хорд | | |
56 | Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» | | |
57 | Свойство биссектрис треугольника | | |
58 | Свойство серединных перпендикуляров треугольника | | |
59 | Свойство высот треугольника | | |
60 | Вписанная окружность | | |
61 | Решение задач на тему «Вписанная окружность» | | |
62 | Описанная окружность | | |
63 | Решение задач на тему «Описанная окружность» | | |
64 | Контрольная работа №5 «Окружность» | | |
| Повторение. Решение задач. | | |
65 | Анализ контрольной работы. Итоговое повторение. Решение задач по теме «Четырехугольники». | | |
66 | Итоговое повторение. Решение задач по теме «Площадь». | | |
67 | Итоговое повторение. Решение задач по теме «Подобные треугольники» | | |
68 | Итоговое повторение. Решение задач по теме «Окружность» | | |
Учебно-методическое обеспечение
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии 8 класс (дифференцированный подход) – ООО «ВАКО», 2013Л.
С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина Геометрия 7-9 класс. Учебник- М.: Просвещение, 2020 г