Муниципальное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №6»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
______________________________ _____________________________
Ф.И.О. автора (ов)
_____________________соответствие занимаемой должности_____________________
квалификационная категория
по _______________________________геометрии_____________________________________
(указать предмет, курс)
Уровень общего образования _____________основное______________________________
(начальное, основное, среднее)
Класс ___9__(СКК для детей с ЗПР)______________
Количество часов ____68_________
Программа разработана на основе авторской программы А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонского, М.С.Якир, Е.В.Буцко «Математика: программы: 5-9 классы А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Е.В.Буцко» /. – М. :Вентана-Граф, 2016. – 112 с., базисного учебного плана образовательного учреждения на 2020-2021 уч. год
2022- 2023 учебный год
г. Благодарный
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по геометрии является неотъемлемой частью адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования и составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных рабочих программ по геометрии с учетом УМК: А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якир, Е. В. Буцко. Программа соответствует учебнику «Геометрия» 9 классов образовательных учреждений /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. — М. : Вентана-Граф. Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей, учащихся с ОВЗ: в изложении материала используются четкие схемы и таблицы, приближенные к жизни, реалистические иллюстрации, определение объема применения наглядных средств с соблюдением принципа необходимости и доступности. Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья учащихся и направлено на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по содержанию с образованием здоровых сверстников. При разработке адаптированной программы основное внимание обращалось на овладение детьми практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений. Главная цель функционирования обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на базе школы - коррекция развития учащихся средствами образования. Занятия способствуют развитию нравственных качеств школьников, адаптации их в обществе. В связи с этим в основе обучения заложены следующие принципы: коррекционная направленность обучения; оптимистическая перспектива образования; индивидуализация и дифференциация процесса обучения; комплексное обучение. Программа по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования с учётом преемственности с Примерными программами для начального общего образования по геометрии. В ней также учитываются доминирующие идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности, и способствуют формированию ключевой компетенции – умению учиться. Курс геометрии 7-9 классов является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.
При переходе на дистанционное обучение допускается корректировка рабочих программ (на усмотрение учителя).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ГЕОМЕТРИЯ"
Синус, косинус, тангенс углов от 0 до 180°. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Решение треугольников. Теорема косинусов и теорема синусов. Решение практических задач с использованием теоремы косинусов и теоремы синусов. Преобразование подобия. Подобие соответственных элементов. Теорема о произведении отрезков хорд, теоремы о произведении отрезков секущих, теорема о квадрате касательной. Вектор, длина (модуль) вектора, сонаправленные векторы, противоположно направленные векторы, коллинеарность векторов, равенство векторов, операции над векторами. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов, применение для нахождения длин и углов. Декартовы координаты на плоскости. Уравнения прямой и окружности в координатах, пересечение окружностей и прямых. Метод координат и его применение. Правильные многоугольники. Длина окружности. Градусная и радианная мера угла, вычисление длин дуг окружностей. Площадь круга, сектора, сегмента. Движения плоскости и внутренние симметрии фигур (элементарные представления). Параллельный перенос. Поворот.
Содержание учебного предмета, курса
Темы контрольных работ
Контрольная работа №1 по теме: «Решение треугольников»
Контрольная работа №2 по теме «Правильные многоугольники»
Контрольная работа №3 оп теме «Декартовы координаты»
Контрольная работа №4 оп теме «Векторы»
Итоговая контрольная работа №5
Повторение курса 8 класса – 3 ч. Четырехугольники. Подобие треугольников. Решение прямоугольных треугольников. Многоугольники.
Решение треугольников – 14 ч.
Тригонометрические функции угла от 0 до 180. Теорема косинусов. Теорема синусов. Решение треугольников. Тригонометрия –наука об измерении треугольников. Формулы для нахождения площади треугольника. Вневписанная окружность треугольника.
Правильные многоугольники – 10ч.
Правильные многоугольники и их свойства. О построении правильных n-угольников. Длина окружности. Площадь круга.
Правильные многоугольники – 12 ч.
Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка. Уравнение фигуры. Уравнение окружности. Уравнение прямой. Угловой коэффициент прямой. Метод координат. Как строили мост между геометрией и алгеброй.
Векторы – 15ч.
Понятие вектора. Координаты вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов. Скалярное произведение векторов.
Геометрические преобразования – 11 ч.
Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос. Осевая симметрия. Центральная симметрия. Поворот. Гомотетия. Подобие фигур. Применение преобразований фигур при решении задач.
Повторение за курс 9 класса – 3ч.
Упражнения для повторения курса 9 класса.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате освоения курса геометрии 9 класса ученик научиться:
Личностным результатам:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных ученных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметным результатам, где изучение курса является формированием универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД
Развиваем умения:
передавать основное содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
структурировать знания;
заменять термины определениями;
восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации;
анализировать условия и требования задачи;
выбирать обобщенные стратегии решения задачи;
делать предположения об информации, которая нужная для решения предметной учебной задачи;
проводить анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности;
сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам;
выявлять сходства и различия объектов;
выявлять особенность (качества и признаки) разных объектов в процессе их рассматривания;
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
строить логические цепи рассуждений;
выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать способы их проверки;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область;
выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;
выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных;
выделять формальную структуру задачи;
выражать структуру задачи различными средствами (рисунки, символы, схемы и знаки);
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять синтез как составление целого из частей
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
слушать и слышать собеседника, вступать с ним в учебный диалог;
продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности;
выражать свои мысли (с достаточной полнотой и точностью) в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности;
регулировать собственную деятельность посредством письменной речи;
брать на себя инициативу в организации совместного действия;
представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций.
Регулятивные УУД
Развиваем умения:
определять цель установки учебной деятельности, осуществлять поиск ее достижения;
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
составлять план последовательности действий;
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»;
прогнозировать результат и уровень усвоения;
формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
формировать способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию в преодолении препятствий;
вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции;
осознавать уровень и качество усвоения результата;
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности;
осуществлять контроль деятельности («что сделано») и пошаговый контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
оценивать достигнутый результат.
Предметным результатам:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о функциях и их свойствах;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающих умения:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры (прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция и др.);
распознавать виды четырехугольников, многоугольников;
определять по чертежу фигуры её параметры (длина отрезка, градусная мера угла, элементы четырехугольника, элементы многоугольника, периметр и площади четырехугольника и т.д.);
распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 00 до 3600, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, сравнение);
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать простейшие задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Выпускник получит возможность:
углубления и развития представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах (прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция и др.);
применения понятия развертки для выполнения практических расчетов;
овладения методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов;
приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;
овладения традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
приобретения опыта исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
Места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ №6» на 2022-2023 учебный год на изучение учебного предмета «Геометрия» в 9 классе выделено 2 часа в неделю, 68 часов на год.
Критерии оценивания
УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке обучающихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
Повторение курса 8 класса |
1 | | Повторение.Треугольник. Виды треугольников. Признаки равенства и подобия треугольников | 1 |
2 | | Повторение.Четырехугольники. Виды четырехугольников. Свойства и признаки. Формулы площадей | 1 |
3 | | Повторение.Окружность, касательная и секущая. Признаки и свойства | 1 |
Раздел 1. Решение треугольников |
4 | | Тригонометрические функции угла от 0° до 180° | 1 |
5 | | Тригонометрические функции угла от 0° до 180° | 1 |
6 | | Теорема косинусов | 1 |
7 | | Теорема косинусов | 1 |
8 | | Теорема косинусов | 1 |
9 | | Теорема синусов | 1 |
10 | | Теорема синусов | 1 |
11 | | Теорема синусов | 1 |
12 | | Решение треугольников | 1 |
13 | | Решение треугольников | 1 |
14 | | Формулы для нахождения площади треугольника | 1 |
15 | | Формулы для нахождения площади треугольника | 1 |
16 | | Формулы для нахождения площади треугольника | 1 |
17 | | Контрольная работа №1 «Решение треугольников» | 1 |
Раздел 2. Правильные многоугольники |
18 | | Правильные многоугольники и их свойства | 1 |
19 | | Правильные многоугольники и их свойства | 1 |
20 | | Правильные многоугольники и их свойства | 1 |
21 | | Правильные многоугольники и их свойства | 1 |
22 | | Длина окружности | 1 |
23 | | Площадь круга | 1 |
24 | | Длина окружности. Площадь круга | 1 |
25 | | Длина окружности. Площадь круга | 1 |
26 | | Решение задание «Правильные многоугольники» | 1 |
27 | | Контрольная работа №2 «Правильные многоугольники» | 1 |
Раздел 3. Декартовы координаты |
28 | | Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка | 1 |
29 | | Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка | 1 |
30 | | Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка | 1 |
31 | | Уравнение фигуры. Уравнение окружности | 1 |
32 | | Уравнение фигуры. Уравнение окружности | 1 |
33 | | Уравнение фигуры. Уравнение окружности | 1 |
34 | | Уравнение прямой | 1 |
35 | | Уравнение прямой | 1 |
36 | | Угловой коэффициент прямой | 1 |
37 | | Угловой коэффициент прямой | 1 |
38 | | Решение заданий «Декартовы координаты» | 1 |
39 | | Контрольная работа №3 «Декартовы координаты» | 1 |
Раздел 4. Векторы |
40 | | Понятие вектора | 1 |
41 | | Понятие вектора | 1 |
42 | | Координаты вектора | 1 |
43 | | Сложение векторов | 1 |
44 | | Вычитание векторов | 1 |
45 | | Сложение векторов. Вычитание векторов | 1 |
46 | | Сложение векторов. Вычитание векторов | 1 |
47 | | Умножение вектора на число | 1 |
48 | | Умножение вектора на число | 1 |
49 | | Умножение вектора на число | 1 |
50 | | Скалярное произведение векторов | 1 |
51 | | Скалярное произведение векторов | 1 |
52 | | Скалярное произведение векторов | 1 |
53 | | Решение заданий «Векторы» | 1 |
54 | | Контрольная работа №4 «Векторы» | 1 |
Раздел 5. Геометрические преобразования |
55 | | Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос. | 1 |
56 | | Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос. | 1 |
57 | | Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос. | 1 |
58 | | Осевая симметрия | 1 |
59 | | Осевая симметрия | 1 |
60 | | Центральная симметрия | 1 |
61 | | Поворот | 1 |
62 | | Гомотетия. Подобие фигур. | 1 |
63 | | Гомотетия. Подобие фигур. | 1 |
64 | | Решение заданий «Геометрические преобразования» | 1 |
65 | | Контрольная работа №5 «Геометрические преобразования» | 1 |
Повторение |
66 | | Повторение. Решение треугольников | 1 |
67 | | Повторение. Правильные многоугольники | 1 |
68 | | Повторение. Декартовы координаты | 1 |