АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» г. Смоленска (МБОУ «СШ № 9»)
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от 31.08.2023г. | Утверждаю Директор /В.В.Кудельникова Приказ № 199-ОД от 31.08.2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии для 7 классов
основного общего образования
Михайловой Елены Николаевны
учителя математики и информатики
Довбыш Марии Константиновны
учителя математики и информатики
2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа ориентирована на учащихся 7 класса.
Программа соответствует учебнику Геометрия: 7 – 9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2014.
Уровень обучения – базовый.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение не только математических предметов, но и смежных дисциплин.
В результате освоения курса геометрии 7 класса учащиеся получают представление об основных фигурах на плоскости и их свойствах; приобретают навыки геометрических построений, необходимые для выполнения часто встречающихся графических работ, а также навыки измерения и вычисления длин, углов, применяемые для решения разнообразных геометрических и практических задач.
В курсе геометрии 7 класса можно выделить следующие содержательно- методические линии: «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин».
Линия «Геометрические фигуры» нацелена на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей модели для описания окружающей реальности, а также способствует развитию логического мышления путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и применении этих свойств при решении задач на доказательство и на построение с помощью циркуля и линейки.
Содержание раздела «Измерение геометрических величин» нацелено на приобретение практических навыков, необходимых в повседневной жизни, а также способствует формированию у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах.
Согласно учебному плану, на изучение геометрии в 7 классе отводится 68 часов в год/2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Название раздела и темы | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала | Формы контроля |
Начальные геометрические сведения | 12 | Прямая и отрезок. Точка, прямая, отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Равенство геометрических фигур. Измерение отрезков и углов. Длина отрезка. Градусная мера угла. Единицы измерения. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Перпендикулярные прямые. | К.Р.№1 |
Треугольники | 18 | Треугольник. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Окружность. Дуга, хорда, радиус, диаметр. Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равному данному; построение биссектрисы угла; построение перпендикулярных прямых. | К.Р.№2 |
Параллельные прямые | 14 | Параллельные и пересекающиеся прямые. Теоремы о параллельности прямых. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. | К.Р.№3 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 | Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Виды треугольников. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники; свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построения с помощью циркуля и линейки. Построение треугольника по трем элементам. | К.Р.№4 К.Р.№5 |
Повторение | 4 | Повторение основных понятий и теорем курса, решение типичных задач | Контрольная работа за 1 полугодие; Контрольная работа в рамках итоговой аттестации. |
Резерв | 1 | | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы учебного курса | Количество часов, отведенных на изучение темы | Резерв |
Начальные геометрические сведения | 12 | |
Треугольники | 17 | 1 |
Параллельные прямые | 14 | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 19 | |
Повторение | 5 | |
Итого | 67 | 1 |
Всего | 67 + 1 = 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 7 КЛАССА (68 ЧАСОВ В ГОД/2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | Дата | Корректировка КТП | Примечания |
Глава 1. Начальные геометрические сведения (12 часов) |
1. | Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела | Стр. 3-4 | | | Сообщения и доклады «Математики Древней Греции» |
2. | Прямая и отрезок | §1,2 в1-3 №1,3,4,7 | | | |
3. | Луч и угол | § 2 в4-6 РТ 13-16/ 11,13,14 ДЗ 71,72 | | | |
4. | Сравнение отрезков и углов | §3 в7-11 РТ 18,19,22,23/ 18,20,23 | | | Сообщения «из истории измерительных инструментов» |
5. | Измерение отрезков и углов | §4,в12-13 РТ 27-28; №25,29,33 §5 в14-16 | | |
6. | Решение задач «Измерение отрезков» | № 35,36,37,39 повт §5 | | | |
7. | Решение задач «Измерение углов» | §5в14-16 РТ35,36,39,40; №42,46,48,52 | | | |
8. | Смежные и вертикальные углы. | §6 в17,18 РТ 42,45,46 № 61б,д 64б 65б | | | |
9. | Перпендикулярные прямые | § в19-21№ 66,68,70 РТ 48,49 | | | |
10. | Обобщающий урок по теме «Начальные геометрические сведения» | §§1-6 №74,75,80,82 доп.задача | | | |
11. | Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения» | Индивидуальные задания | | | |
12. | Анализ контрольной работы. Треугольники. | Работа над ошибками §14в1-2№ 90,92 ПрЗ 51,53РТ или №83,87 | | | Сообщения и доклады «Что мы знаем о треугольнике» |
Глава 2. Треугольники (17 часов ) |
13. | Первый признак равенства треугольников | §15в3-4 № 94-96, допЗ | | | |
14. | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | РТ 56-59 № 97-99, допЗ | | | |
15. | Первый признак равенства треугольников | §15 | | | |
16. | Медианы, биссектрисы и высоты треугольников | §16,17 в5-9 РТ 61,62,64,65 №100,105а, 106а | | | |
17. | Медианы, биссектрисы и высоты треугольников | §18 в10-13 № 108,110,112 | | | Равнобедренный треугольник |
18. | Медианы, биссектрисы и высоты треугольников | §15-18 в № 116 – 119 | | | Решение задач |
19. | Второй и третий признаки равенства треугольников | §19 в14 № 122 – 125 §20 в15 сам | | | |
20. | Второй и третий признаки равенства треугольников | §19,20 № 128,129,135,137 | | | Решение задач по 2 признаку |
21. | Второй и третий признаки равенства треугольников | §19,20№ 132,134,138 допЗ | | | Сообщения и доклады «Что мы знаем об окружности» |
22. | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | № 140 – 142 допЗ §21 сам | | | |
23. | Задачи на построение | §21 в16 № 144,145,147 | | | Тест |
24. | Задачи на построение | §22,23 в17–21№ 153 | | | |
25. | Решение задач | §21–23в № 149, 152- 154 РТ 81-83 | | | Контроль за I полугодие |
26. | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | §15–20 № 156,161, 164 доп 166 | | | |
27. | Решение задач | № 168,170,172 доп 174 | | | |
28. | Обобщающий урок по теме «Треугольники» | № 180,182,184 доп 176 | | | |
29. | Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники» | Индивидуальные задания | | | |
30. | Резерв | Решить любые 3 доп Задачи | | | |
Глава 3. Параллельные прямые(14 часов) |
31. | Анализ контрольной работы. Признаки параллельности двух прямых | §24,25 в1-5 № 186,187 РТ 84–87 | | | |
32. | Признаки параллельности двух прямых | §24,25 в 3-5 №188-190 | | | |
33. | Признаки параллельности двух прямых | §26 в6 № 191,192,194 | | | |
34. | Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» | §24-26 №193,195 РТ 101,102 | | | |
35. | Аксиома параллельных прямых | §27,28 в 7-11 № 196,198,200 допЗ | | | |
36. | Свойства параллельных прямых | §29 в12-15 задачи по готовым чертежам | | | |
37. | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | §29 № 204,207,209 РТ 110-113 | | | |
38. | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | §29 | | | |
39. | Решение задач | № 208, 210-212 | | | |
40. | Решение задач | задачи по готовым чертежам | | | |
41. | Решение задач | Решить задачи сам.работы 2уровня | | | |
42. | Решение задач | Решить задачи сам.работы 3уровня | | | |
43. | Обобщающий урок по теме «Параллельные прямые» | Карточка-задание | | | |
44. | Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые» | Индивидуальные задания | | | |
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (19 часов) |
45. | Анализ контрольной работы. Сумма углов треугольника | Работа над ошибками §30 в1-2 № 224,228а, 230 | | | |
46. | Сумма углов треугольника | §31 в3-5 № 233-235 РТ 120-123 допЗ | | | |
47. | Сумма углов треугольника | §31 | | | |
48. | Соотношения между сторонами и углами треугольника | §32 в6 № 236,237 | | | |
49. | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | §32 в6-8 № 242,244,245 | | | |
50. | Неравенство треугольника | §33 в9 № 250а,в 251,239 допЗ | | | |
51. | Решение задач | № 296,297 | | | |
52. | Обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | № 298 допЗ | | | |
53. | Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | Индивидуальные задания | | | Проект «Построение треугольника по 3 элементам» |
54. | Анализ контрольной работы. Прямоугольные треугольники | Работа над ошибками §34 в10-11 № 255, 256, 258 допЗ | | | |
55. | Прямоугольные треугольники | §35 в 12-13 признаки самостоятельно | | | |
56. | Прямоугольные треугольники | §35 № 262,264,265 | | | |
57. | Прямоугольные треугольники | §36 № 268 – 270 | | | |
58. | Расстояние между параллельными прямыми | §37 в14-18 № 272,277 | | | |
59. | Построение треугольника по трем элементам | §38 № 287,289,274 | | | |
60. | Построение треугольника по трем элементам | № 290,291б,г 292, 280 | | | |
61. | Решение задач | № 294,295,281 или 315а,б,в 314 | | | или 315а,г,е; 317 |
62. | Обобщающий урок по теме «Прямоугольные треугольники» | № 308,309, 315ж,з,и | | | |
63. | Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольные треугольники» | Индивидуальные задания | | | |
Повторение. Решение задач (5 часов) |
64. | Анализ контрольной работы. Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения» | Повт гл || в 1-15 № 3.10,16,20 или 324,325,327 | | | |
65. | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | Повт гл 3-4 № 328-332 по выбору; № 333,335,337 Решение к № 7,12,15 и 16- 18 | | | |
66. | Контрольная работа в рамках проведения итоговой аттестации | | | | |
67. | Решение задач по теме «Треугольники» | Решение к № 5,7,9,17 и 11,13,15,18 | | | |
Сводная таблица уроков контроля знаний, умений, навыков
Количество контрольных работ |
I | II | год |
2 | 3 | 5 (2 административные работы) |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ГЕОМЕТРИИ
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентности);
формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
слушать партнера;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.