СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии для обучающихся 7 класса

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии для обучающихся 7 класса»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» г. Смоленска (МБОУ «СШ № 9»)





Рассмотрено

на заседании педагогического совета протокол № 1 от 31.08.2023г.

Утверждаю

Директор /В.В.Кудельникова Приказ № 199-ОД от 31.08.2023г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





по геометрии для 7 классов

основного общего образования


Михайловой Елены Николаевны

учителя математики и информатики

Довбыш Марии Константиновны

учителя математики и информатики












2023г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по геометрии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа ориентирована на учащихся 7 класса.

Программа соответствует учебнику Геометрия: 7 – 9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2014.

Уровень обучения – базовый.

Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение не только математических предметов, но и смежных дисциплин.

В результате освоения курса геометрии 7 класса учащиеся получают представление об основных фигурах на плоскости и их свойствах; приобретают навыки геометрических построений, необходимые для выполнения часто встречающихся графических работ, а также навыки измерения и вычисления длин, углов, применяемые для решения разнообразных геометрических и практических задач.

В курсе геометрии 7 класса можно выделить следующие содержательно- методические линии: «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин».

Линия «Геометрические фигуры» нацелена на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей модели для описания окружающей реальности, а также способствует развитию логического мышления путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и применении этих свойств при решении задач на доказательство и на построение с помощью циркуля и линейки.

Содержание раздела «Измерение геометрических величин» нацелено на приобретение практических навыков, необходимых в повседневной жизни, а также способствует формированию у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах.

Согласно учебному плану, на изучение геометрии в 7 классе отводится 68 часов в год/2 часа в неделю.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА




Название раздела и темы

Количество часов для изучения


Содержание учебного материала


Формы контроля



Начальные геометрические сведения



12

Прямая и отрезок. Точка, прямая, отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Равенство геометрических фигур. Измерение отрезков и углов. Длина отрезка. Градусная мера угла. Единицы измерения. Виды углов.

Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Перпендикулярные прямые.



К.Р.№1





Треугольники





18

Треугольник. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Окружность. Дуга, хорда, радиус, диаметр. Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равному данному; построение биссектрисы угла;

построение перпендикулярных прямых.





К.Р.№2


Параллельные прямые



14

Параллельные и пересекающиеся прямые. Теоремы о параллельности прямых. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство от противного. Теорема,

обратная данной.



К.Р.№3



Соотношения между сторонами и углами треугольника





20

Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Виды треугольников. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники; свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построения с помощью циркуля и

линейки. Построение треугольника по трем элементам.




К.Р.№4


К.Р.№5




Повторение




4

Повторение основных понятий и теорем курса, решение типичных задач

Контрольная работа за 1 полугодие; Контрольная работа в рамках

итоговой аттестации.

Резерв

1



  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Темы учебного курса

Количество часов, отведенных на изучение темы

Резерв

Начальные геометрические сведения

12


Треугольники

17

1

Параллельные прямые

14


Соотношения между сторонами и углами

треугольника

19


Повторение

5


Итого

67

1

Всего

67 + 1 = 68

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 7 КЛАССА (68 ЧАСОВ В ГОД/2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)



урока

Тема урока

Домашнее задание

Дата

Корректировка

КТП

Примечания

Глава 1. Начальные геометрические сведения (12 часов)

1.

Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела

Стр. 3-4



Сообщения и доклады

«Математики Древней Греции»

2.

Прямая и отрезок

§1,2 в1-3 №1,3,4,7




3.

Луч и угол

§ 2 в4-6 РТ 13-16/

11,13,14 ДЗ 71,72




4.

Сравнение отрезков и углов

§3 в7-11 РТ

18,19,22,23/ 18,20,23



Сообщения «из истории измерительных инструментов»

5.

Измерение отрезков и углов

§4,в12-13 РТ 27-28;

№25,29,33 §5 в14-16



6.

Решение задач «Измерение отрезков»

№ 35,36,37,39 повт §5




7.

Решение задач «Измерение углов»

§5в14-16

РТ35,36,39,40;

№42,46,48,52




8.

Смежные и вертикальные углы.

§6 в17,18 РТ 42,45,46

№ 61б,д 64б 65б




9.

Перпендикулярные прямые

§ в19-21№ 66,68,70 РТ

48,49




10.

Обобщающий урок по теме «Начальные геометрические

сведения»

§§1-6 №74,75,80,82

доп.задача




11.

Контрольная работа №1 по теме «Начальные

геометрические сведения»

Индивидуальные

задания




12.

Анализ контрольной работы.

Треугольники.

Работа над ошибками

§14в1-2№ 90,92 ПрЗ 51,53РТ или №83,87



Сообщения и доклады

«Что мы знаем о треугольнике»

Глава 2. Треугольники (17 часов )

13.

Первый признак равенства треугольников

§15в3-4 № 94-96, допЗ




14.

Решение задач на применение первого признака

равенства треугольников

РТ 56-59 № 97-99,

допЗ




15.

Первый признак равенства треугольников

§15




16.

Медианы, биссектрисы и высоты треугольников

§16,17 в5-9 РТ 61,62,64,65

№100,105а, 106а




17.

Медианы, биссектрисы и высоты треугольников

§18 в10-13 № 108,110,112



Равнобедренный треугольник

18.

Медианы, биссектрисы и высоты треугольников

§15-18 в № 116 – 119



Решение задач

19.

Второй и третий признаки равенства треугольников

§19 в14 № 122 – 125

§20 в15 сам




20.

Второй и третий признаки равенства треугольников

§19,20 №

128,129,135,137



Решение задач по 2 признаку

21.

Второй и третий признаки равенства треугольников

§19,20№ 132,134,138

допЗ



Сообщения и доклады

«Что мы знаем об

окружности»

22.

Решение задач на применение признаков равенства

треугольников

№ 140 – 142 допЗ

§21 сам




23.

Задачи на построение

§21 в16 № 144,145,147



Тест

24.

Задачи на построение

§22,23 в17–21№ 153




25.

Решение задач

§21–23в № 149, 152-

154 РТ 81-83



Контроль за I полугодие

26.

Решение задач на применение признаков равенства

треугольников

§15–20 № 156,161, 164

доп 166




27.

Решение задач

№ 168,170,172 доп

174




28.

Обобщающий урок по теме «Треугольники»

№ 180,182,184 доп

176




29.

Контрольная работа 2 по теме «Треугольники»

Индивидуальные

задания




30.

Резерв

Решить любые 3 доп

Задачи




Глава 3. Параллельные прямые(14 часов)

31.

Анализ контрольной работы.

Признаки параллельности двух прямых

§24,25 в1-5 № 186,187

РТ 84–87




32.

Признаки параллельности двух прямых

§24,25 в 3-5 №188-190




33.

Признаки параллельности двух прямых

§26 в6 № 191,192,194




34.

Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых»

§24-26 №193,195 РТ 101,102




35.

Аксиома параллельных прямых

§27,28 в 7-11 №

196,198,200 допЗ




36.

Свойства параллельных прямых

§29 в12-15 задачи по готовым чертежам




37.

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными

прямыми и секущей

§29 № 204,207,209 РТ

110-113




38.

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными

прямыми и секущей

§29




39.

Решение задач

№ 208, 210-212




40.

Решение задач

задачи по готовым

чертежам




41.

Решение задач

Решить задачи сам.работы 2уровня




42.

Решение задач

Решить задачи сам.работы

3уровня




43.

Обобщающий урок по теме «Параллельные прямые»

Карточка-задание




44.

Контрольная работа 3 по теме «Параллельные

прямые»

Индивидуальные

задания




Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (19 часов)

45.

Анализ контрольной работы. Сумма углов треугольника

Работа над ошибками

§30 в1-2 № 224,228а, 230




46.

Сумма углов треугольника

§31 в3-5 № 233-235

РТ 120-123 допЗ




47.

Сумма углов треугольника

§31




48.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

§32 в6 № 236,237




49.

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

§32 в6-8 №

242,244,245




50.

Неравенство треугольника

§33 в9 № 250а,в 251,239 допЗ




51.

Решение задач

№ 296,297




52.

Обобщающий урок по теме «Соотношения между

сторонами и углами треугольника»

№ 298 допЗ




53.

Контрольная работа 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Индивидуальные задания



Проект «Построение треугольника по 3

элементам»

54.

Анализ контрольной работы. Прямоугольные треугольники

Работа над ошибками

§34 в10-11 № 255, 256, 258 допЗ




55.

Прямоугольные треугольники

§35 в 12-13 признаки самостоятельно




56.

Прямоугольные треугольники

§35 № 262,264,265




57.

Прямоугольные треугольники

§36 № 268 – 270




58.

Расстояние между параллельными прямыми

§37 в14-18 № 272,277




59.

Построение треугольника по трем элементам

§38 № 287,289,274




60.

Построение треугольника по трем элементам

№ 290,291б,г 292, 280




61.

Решение задач

№ 294,295,281 или

315а,б,в 314



или 315а,г,е; 317

62.

Обобщающий урок по теме «Прямоугольные

треугольники»

№ 308,309, 315ж,з,и




63.

Контрольная работа 5 по теме «Прямоугольные

треугольники»

Индивидуальные

задания




Повторение. Решение задач (5 часов)

64.

Анализ контрольной работы.

Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения»

Повт гл || в 1-15 № 3.10,16,20 или

324,325,327




65.

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

Повт гл 3-4 № 328-332 по

выбору; № 333,335,337

Решение к 7,12,15 и 16-

18




66.

Контрольная работа в рамках проведения итоговой

аттестации





67.

Решение задач по теме «Треугольники»

Решение к № 5,7,9,17 и

11,13,15,18




68.

Заключительный урок







Сводная таблица уроков контроля знаний, умений, навыков





Количество

контрольных работ

I

II

год


2


3

5

(2

административные работы)

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ГЕОМЕТРИИ

Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:
  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентности);

  • формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

  • умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

  • слушать партнера;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

предметные:


  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;

  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

  • умение измерять длины отрезков, величины углов;

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.