СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геометрии 9-11 классы основного общего образования. Использовалась в МБОУ "СОШ № 5" г. Курчатова.Направлена на интеллектуальное развитие, овладение системой математических знаний и умений.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии»

Рассмотрена Согласована Утверждена

Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР приказом директора школы

__________________ ___________________ _____________________

протокол № ____ от «____» ________2016г. Приказ №______

от «____» ________2016г от_________2016г


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Города Курчатова Курской области








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

геометрии






Разработана



Митрохиной М.Л.








Курчатов

2016



Пояснительная записка


Рабочая программа по геометрии основного общего образования составлена на основе следующих документов и примерных программ:

  • Закон об образовании РФ.

  • Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике. (Приказ МО от 19.05.1998 №1276)

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике, рекомендованная Министерством образования и науки РФ / Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008

  • Базисный учебный план.

  • Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;

  • развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.


Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии 7-9 отводится 204 часа из расчёта 2 часа в неделю.



Используемый учебник «Геометрия, 7-9» авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф.Бутусова, С.Б. Кадомцева и др. рекомендован министерством образования Российской Федерации.


Содержание программы


п/п

Наименование разделов и тем

Всего ча­сов

Контрольные работы

Начальные геометрические сведения.

10

1

Треугольники.

17

1

Параллельные прямые.

13

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

18

2

Повторение. Решение задач

10

-

6.

Четырёхугольники

14

2

7.

Площади фигур

14

1

8.

Подобные треугольники

20

2

9.

Окружность

15

1

10.

Повторение. Решение задач

5

-

11.

Векторы

11

1

12.

Метод координат

10

1

13.

Соотношение между сторонами и углами треугольника

14

1

14.

Длина окружности и площадь круга

10

1

15.

Движения

13

1

16.

Повторение. Решение задач

10

-


итого:

204

16



Содержание тем учебного курса


1.Начальные геометрические сведения (10 час.)

  • Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отре­зок, луч, угол.

  • Понятие равенства геометрических фигур.

  • Срав­нение отрезков и углов.

  • Измерение отрезков, длина отрезка.

  • Из­мерение углов, градусная мера угла.

  • Смежные и вертикальные углы, их свойства.

  • Перпендикулярные прямые.

  • приложениям геометрических понятий.


2.Треугольники(17 час.)

  • Треугольник. Признаки равенства треугольников.

  • Перпенди­куляр к прямой.

  • Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

  • Равнобедренный треугольник и его свойства.

  • Задачи на построе­ние с помощью циркуля и линейки.


3.Параллельные прямые (13 час.)

  • Признаки параллельности прямых.

  • Аксиома параллельных прямых.

  • Свойства параллельных прямых.


4.Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 час.)

  • Сумма углов треугольника.

  • Соотношение между сторонами и углами треугольника.

  • Неравенство треугольника.

  • Прямоуголь­ные треугольники, их свойства и признаки равенства.

  • Расстоя­ние от точки до прямой.

  • Расстояние между параллельными пря­мыми.

  • Построение треугольника по трем элементам.


5.Повторение. Решение задач. (10 часов.)


6.Четырехугольники (14 часов)

    • Многоугольник. Выпуклый многоугольник.

    • Формула суммы углов выпуклого многоугольника.

    • Параллелограмм.

    • Свойства и признаки параллелограмма.

    • Трапеция.

    • Прямоугольник.

    • Ромб, квадрат.

    • Осевая и центральная симметрия.


7.Площадь (14 часов)

    • Понятие площади многоугольника.

    • Площадь квадрата, прямоугольника.

    • Площадь параллелограмма.

    • Площадь треугольника.

    • Площадь трапеции.

    • Теорема Пифагора.

    • Теорема, обратная теореме Пифагора.


8.Подобные треугольники (20 часов)

    • Пропорциональные отрезки.

    • Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников.

    • Первый признак подобия треугольников.

    • Второй признак подобия треугольников.

    • Третий признак подобия треугольников.

    • Средняя линия треугольника

    • Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

    • Практические приложения подобия треугольников.

    • Подобие произвольных фигур.

    • Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника.


9.Окружность (15 часов)

    • Взаимное расположение прямой и окружности.

    • Касательная к окружности.

    • Градусная мера дуги окружности.

    • Теорема о вписанном угле.

    • Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.

    • Теорема о пересечении высот треугольника.

    • Вписанная окружность.

    • Описанная окружность.


10.Повторение (5ч)


11.Векторы (11ч)

  • Понятие вектора.

  • Сложение и вычитание векторов.

  • Умножение вектора на число.

  • Применение векторов к решению задач.


12.Метод координат (10ч)

  • Координаты вектора.

  • Простейшие задачи в координатах.

  • Уравнение окружности и прямой.


13.Соотношение между сторонами и углами треугольника (14ч)

  • Синус, косинус, тангенс, котангенс угла.

  • Соотношение между сторонами и углами треугольника.

  • Скалярное произведение векторов.


14. Длина окружности и площадь круга(10ч)

  • Правильные многоугольники.

  • Длина окружности и площадь круга.


15. Движения (13ч)

  • Понятие движения.

  • Параллельный перенос и поворот.


16. Повторение. Решение задач. (10ч)


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования


Выпускник научится


  • Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар.

  • Озображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.

  • Оперировать на базовом уровне понятиями вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости.

  • Определять приближенно координаты точки по ее изображению на координатной плоскости.

  • Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки.

  • Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов вычислять площади прямоугольников.

  • Применять формулы периметра, площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии.

    • Применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.

  • Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.

  • Извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде.

  • Применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме.

  • Решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.

  • Свободно оперировать геометрическими понятиями при решении задач и проведении математических рассуждений.

  • Самостоятельно формулировать определения геометрических фигур, выдвигать гипотезы о новых свойствах и признаках геометрических фигур и обосновывать или опровергать их, обобщать или конкретизировать результаты на новые классы фигур, проводить в несложных случаях классификацию фигур по различным основаниям.

  • Исследовать чертежи, включая комбинации фигур, извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную на чертежах.

  • Решать задачи геометрического содержания, в том числе в ситуациях, когда алгоритм решения не следует явно из условия, выполнять необходимые для решения задачи дополнительные построения, исследовать возможность применения теорем и формул для решения задач.

  • Формулировать и доказывать геометрические утверждения.

  • Владеть понятием отношения как метапредметным.

  • Свободно оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники.

  • Использовать свойства подобия и равенства фигур при решении задач.

  • Свободно оперировать понятиями длина, площадь, объем, величина угла как величинами, использовать равновеликость и равносоставленность при решении задач на вычисление, самостоятельно получать и использовать формулы для вычислений площадей и объемов фигур, свободно оперировать широким набором формул на вычисление при решении сложных задач, в том числе и задач на вычисление в комбинациях окружности и треугольника, окружности и четырехугольника, а также с применением тригонометрии.

  • Самостоятельно формулировать гипотезы и проверять их достоверность.

  • Оперировать понятием набора элементов, определяющих геометрическую фигуру.

  • Владеть набором методов построений циркулем и линейкой.

  • Проводить анализ и реализовывать этапы решения задач на построение.

  • Оперировать движениями и преобразованиями как метапредметными понятиями.

  • Оперировать понятием движения и преобразования подобия для обоснований, свободно владеть приемами построения фигур с помощью движений и преобразования подобия, а также комбинациями движений, движений и преобразований.

  • Использовать свойства движений и преобразований для проведения обоснования и доказательства утверждений в геометрии и других учебных предметах.

  • Пользоваться свойствами движений и преобразований при решении задач.

  • Свободно оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на число, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора.

  • Владеть векторным и координатным методом на плоскости для решения задач на вычисление и доказательства.

  • Выполнять с помощью векторов и координат доказательство известных ему геометрических фактов (свойства средних линий, теорем о замечательных точках и т.п.) и получать новые свойства известных фигур.

  • Использовать уравнения фигур для решения задач и самостоятельно составлять уравнения отдельных плоских фигур.


В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • Решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.

  • Вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников.

  • Выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.

  • Использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.

  • Использовать отношения для построения и исследования математических моделей объектов реальной жизни.

  • Вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.

  • Распознавать движение объектов в окружающем мире.

  • Распознавать симметричные фигуры в окружающем мире.

  • Использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения.

  • Составлять с использованием свойств геометрических фигур математические модели для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин, исследовать полученные модели и интерпретировать результат.

  • Свободно оперировать формулами при решении задач в других учебных предметах и при проведении необходимых вычислений в реальной жизни.

  • Выполнять построения на местности.

  • Оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

  • Применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений.

  • Использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам.


Выпускник получит возможность научиться


  • Свободно оперировать чертежными инструментами в несложных случаях.

  • Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах.

  • Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов.

  • Вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов.

  • Оперировать понятиями: определение, теорема, аксиома.

  • Применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения.

  • Формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур.

  • Доказывать геометрические утверждения.

  • Владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырехугольников).

  • Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники.

  • Применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач.

  • Характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

  • Применять теорему Пифагора, формулы площади, объема при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объема, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников) вычислять расстояния между фигурами, применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных случаях, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности; Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию.

  • Выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений.

  • Изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов.

  • Оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приемами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира.

  • Строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур.

  • Применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур. Оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора.

  • Выполнять действия над векторами (сложение, вычитание, умножение на число), вычислять скалярное произведение, определять в простейших случаях угол между векторами, выполнять разложение вектора на составляющие, применять полученные знания в физике, пользоваться формулой вычисления расстояния между точками по известным координатам, использовать уравнения фигур для решения задач.

  • Применять векторы и координаты для решения геометрических задач на вычисление длин, углов.


  • В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • Вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат.

  • Выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.

  • Оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

  • Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.

  • использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.

  • Использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.

  • Проводить простые вычисления на объемных телах.

  • Формулировать задачи на вычисление длин, площадей и объемов и решать их.

  • Проводить вычисления на местности.

  • Применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.

  • Применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений.

  • Использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам.




Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса


Учебники и учебные пособия:


Программы по геометрии для 7 – 9 класса. Автор Л.С. Атанасян.

Л.С. Атанасян. Геометрия 7 – 9. Учебник.

Л.С. Атанасян. Геометрия. Рабочая тетрадь для 7,8,9 классов. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

Т.М. Мищенко. А.Д. Блинков. Геометрия. Тематические тесты. 7,8,9 классы.

А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова. Алгебра. Геометрия 7,8,9. Самостоятельные и контрольные работы.

Л.С. Атанасян и др. Изучение геометрии в 7 – 9 классах.

Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2006.

Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии для 7, 8 ,9 классов. – М.: Просвещение,

Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. – Волгоград: Учитель,


Информационные средства:


Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются следующие программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:


1. CD «1С: Репетитор. Математика» (КиМ);

2. CD «АЛГЕБРА не для отличников»

3. Математика, 5–11.


Для обеспечения плодотворного учебного процесса используются информация и материалы следующих Интернет-ресурсов:


Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.

Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.

Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru, http://www.zavuch.info/, http://festival.1september.ru, http://school-collection.edu.ru, http://www.it-n.ru, http://www.prosv.ru.

Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.

Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/.

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.

Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru

http://www.gcro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=208:matrp&catid=91:mathmat&Itemid=6922;

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&lib_no=117550&tmpl=lib


Технические средства обучения

  1. Компьютер

  2. Интерактивная доска


5.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1. Комплект классных чертежных инструментов : линейка, транспортир, циркуль, прямоугольные треугольники (30и60; 45и45).

2. Комплект планиметрических и стереометрических демонстрационных тел.

3. Комплект для моделирования: цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы

































15