Рассмотрена Согласована Утверждена
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР приказом директора школы
__________________ ___________________ _____________________
протокол № ____ от «____» ________2016г. Приказ №______
от «____» ________2016г от_________2016г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Города Курчатова Курской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
геометрии
Разработана
Митрохиной М.Л.
Курчатов
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии основного общего образования составлена на основе следующих документов и примерных программ:
Закон об образовании РФ.
Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике. (Приказ МО от 19.05.1998 №1276)
Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике, рекомендованная Министерством образования и науки РФ / Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008
Базисный учебный план.
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Программа направлена на достижение следующих целей:
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии 7-9 отводится 204 часа из расчёта 2 часа в неделю.
Используемый учебник «Геометрия, 7-9» авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф.Бутусова, С.Б. Кадомцева и др. рекомендован министерством образования Российской Федерации.
Содержание программы
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы |
-
| Начальные геометрические сведения. | 10 | 1 |
-
| Треугольники. | 17 | 1 |
-
| Параллельные прямые. | 13 | 1 |
-
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 18 | 2 |
-
| Повторение. Решение задач | 10 | - |
6. | Четырёхугольники | 14 | 2 |
7. | Площади фигур | 14 | 1 |
8. | Подобные треугольники | 20 | 2 |
9. | Окружность | 15 | 1 |
10. | Повторение. Решение задач | 5 | - |
11. | Векторы | 11 | 1 |
12. | Метод координат | 10 | 1 |
13. | Соотношение между сторонами и углами треугольника | 14 | 1 |
14. | Длина окружности и площадь круга | 10 | 1 |
15. | Движения | 13 | 1 |
16. | Повторение. Решение задач | 10 | - |
| итого: | 204 | 16 |
Содержание тем учебного курса
1.Начальные геометрические сведения (10 час.)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол.
Понятие равенства геометрических фигур.
Сравнение отрезков и углов.
Измерение отрезков, длина отрезка.
Измерение углов, градусная мера угла.
Смежные и вертикальные углы, их свойства.
Перпендикулярные прямые.
приложениям геометрических понятий.
2.Треугольники(17 час.)
Треугольник. Признаки равенства треугольников.
Перпендикуляр к прямой.
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Равнобедренный треугольник и его свойства.
Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
3.Параллельные прямые (13 час.)
Признаки параллельности прямых.
Аксиома параллельных прямых.
Свойства параллельных прямых.
4.Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 час.)
Сумма углов треугольника.
Соотношение между сторонами и углами треугольника.
Неравенство треугольника.
Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства.
Расстояние от точки до прямой.
Расстояние между параллельными прямыми.
Построение треугольника по трем элементам.
5.Повторение. Решение задач. (10 часов.)
6.Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник. Выпуклый многоугольник.
Формула суммы углов выпуклого многоугольника.
Параллелограмм.
Свойства и признаки параллелограмма.
Трапеция.
Прямоугольник.
Ромб, квадрат.
Осевая и центральная симметрия.
7.Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника.
Площадь квадрата, прямоугольника.
Площадь параллелограмма.
Площадь треугольника.
Площадь трапеции.
Теорема Пифагора.
Теорема, обратная теореме Пифагора.
8.Подобные треугольники (20 часов)
Пропорциональные отрезки.
Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников.
Первый признак подобия треугольников.
Второй признак подобия треугольников.
Третий признак подобия треугольников.
Средняя линия треугольника
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
Практические приложения подобия треугольников.
Подобие произвольных фигур.
Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
9.Окружность (15 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности.
Касательная к окружности.
Градусная мера дуги окружности.
Теорема о вписанном угле.
Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.
Теорема о пересечении высот треугольника.
Вписанная окружность.
Описанная окружность.
10.Повторение (5ч)
11.Векторы (11ч)
Понятие вектора.
Сложение и вычитание векторов.
Умножение вектора на число.
Применение векторов к решению задач.
12.Метод координат (10ч)
13.Соотношение между сторонами и углами треугольника (14ч)
Синус, косинус, тангенс, котангенс угла.
Соотношение между сторонами и углами треугольника.
Скалярное произведение векторов.
14. Длина окружности и площадь круга(10ч)
15. Движения (13ч)
16. Повторение. Решение задач. (10ч)
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Выпускник научится
Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар.
Озображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
Оперировать на базовом уровне понятиями вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости.
Определять приближенно координаты точки по ее изображению на координатной плоскости.
Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки.
Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов вычислять площади прямоугольников.
Применять формулы периметра, площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии.
Применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.
Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.
Извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде.
Применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме.
Решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.
Свободно оперировать геометрическими понятиями при решении задач и проведении математических рассуждений.
Самостоятельно формулировать определения геометрических фигур, выдвигать гипотезы о новых свойствах и признаках геометрических фигур и обосновывать или опровергать их, обобщать или конкретизировать результаты на новые классы фигур, проводить в несложных случаях классификацию фигур по различным основаниям.
Исследовать чертежи, включая комбинации фигур, извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную на чертежах.
Решать задачи геометрического содержания, в том числе в ситуациях, когда алгоритм решения не следует явно из условия, выполнять необходимые для решения задачи дополнительные построения, исследовать возможность применения теорем и формул для решения задач.
Формулировать и доказывать геометрические утверждения.
Владеть понятием отношения как метапредметным.
Свободно оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники.
Использовать свойства подобия и равенства фигур при решении задач.
Свободно оперировать понятиями длина, площадь, объем, величина угла как величинами, использовать равновеликость и равносоставленность при решении задач на вычисление, самостоятельно получать и использовать формулы для вычислений площадей и объемов фигур, свободно оперировать широким набором формул на вычисление при решении сложных задач, в том числе и задач на вычисление в комбинациях окружности и треугольника, окружности и четырехугольника, а также с применением тригонометрии.
Самостоятельно формулировать гипотезы и проверять их достоверность.
Оперировать понятием набора элементов, определяющих геометрическую фигуру.
Владеть набором методов построений циркулем и линейкой.
Проводить анализ и реализовывать этапы решения задач на построение.
Оперировать движениями и преобразованиями как метапредметными понятиями.
Оперировать понятием движения и преобразования подобия для обоснований, свободно владеть приемами построения фигур с помощью движений и преобразования подобия, а также комбинациями движений, движений и преобразований.
Использовать свойства движений и преобразований для проведения обоснования и доказательства утверждений в геометрии и других учебных предметах.
Пользоваться свойствами движений и преобразований при решении задач.
Свободно оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на число, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора.
Владеть векторным и координатным методом на плоскости для решения задач на вычисление и доказательства.
Выполнять с помощью векторов и координат доказательство известных ему геометрических фактов (свойства средних линий, теорем о замечательных точках и т.п.) и получать новые свойства известных фигур.
Использовать уравнения фигур для решения задач и самостоятельно составлять уравнения отдельных плоских фигур.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
Вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников.
Выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.
Использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.
Использовать отношения для построения и исследования математических моделей объектов реальной жизни.
Вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.
Распознавать движение объектов в окружающем мире.
Распознавать симметричные фигуры в окружающем мире.
Использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения.
Составлять с использованием свойств геометрических фигур математические модели для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин, исследовать полученные модели и интерпретировать результат.
Свободно оперировать формулами при решении задач в других учебных предметах и при проведении необходимых вычислений в реальной жизни.
Выполнять построения на местности.
Оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
Применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений.
Использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам.
Выпускник получит возможность научиться
Свободно оперировать чертежными инструментами в несложных случаях.
Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах.
Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов.
Вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов.
Оперировать понятиями: определение, теорема, аксиома.
Применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения.
Формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур.
Доказывать геометрические утверждения.
Владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырехугольников).
Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники.
Применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач.
Характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.
Применять теорему Пифагора, формулы площади, объема при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объема, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников) вычислять расстояния между фигурами, применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных случаях, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности; Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию.
Выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений.
Изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов.
Оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приемами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира.
Строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур.
Применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур. Оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора.
Выполнять действия над векторами (сложение, вычитание, умножение на число), вычислять скалярное произведение, определять в простейших случаях угол между векторами, выполнять разложение вектора на составляющие, применять полученные знания в физике, пользоваться формулой вычисления расстояния между точками по известным координатам, использовать уравнения фигур для решения задач.
Применять векторы и координаты для решения геометрических задач на вычисление длин, углов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат.
Выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.
Оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.
использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.
Использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.
Проводить простые вычисления на объемных телах.
Формулировать задачи на вычисление длин, площадей и объемов и решать их.
Проводить вычисления на местности.
Применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.
Применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений.
Использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам.
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники и учебные пособия:
Программы по геометрии для 7 – 9 класса. Автор Л.С. Атанасян.
Л.С. Атанасян. Геометрия 7 – 9. Учебник.
Л.С. Атанасян. Геометрия. Рабочая тетрадь для 7,8,9 классов. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
Т.М. Мищенко. А.Д. Блинков. Геометрия. Тематические тесты. 7,8,9 классы.
А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова. Алгебра. Геометрия 7,8,9. Самостоятельные и контрольные работы.
Л.С. Атанасян и др. Изучение геометрии в 7 – 9 классах.
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2006.
Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии для 7, 8 ,9 классов. – М.: Просвещение,
Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. – Волгоград: Учитель,
Информационные средства:
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются следующие программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:
1. CD «1С: Репетитор. Математика» (КиМ);
2. CD «АЛГЕБРА не для отличников»
3. Математика, 5–11.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса используются информация и материалы следующих Интернет-ресурсов:
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.
Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru, http://www.zavuch.info/, http://festival.1september.ru, http://school-collection.edu.ru, http://www.it-n.ru, http://www.prosv.ru.
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/.
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.
Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru
http://www.gcro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=208:matrp&catid=91:mathmat&Itemid=6922;
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&lib_no=117550&tmpl=lib
Технические средства обучения
Компьютер
Интерактивная доска
5.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1. Комплект классных чертежных инструментов : линейка, транспортир, циркуль, прямоугольные треугольники (30и60; 45и45).
2. Комплект планиметрических и стереометрических демонстрационных тел.
3. Комплект для моделирования: цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы
15