РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ОСНОВНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5-9 КЛАСС
I. Содержание учебного предмета, курса
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. №1897).
Примерной программы основного общего образования по географии (Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75с. – (Стандарты второго поколения).
Авторской программы по географии (Программа курса «География». 5-9 классы / авт. –сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 86с. – (ФГОС, Инновационная школа).
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• социализация обучаемых в процессе вхождения в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающие включение обучающихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством;
• приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.
Помимо этого, географическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой значимости жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей;
• экологическое самосознание, воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсам; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения и хозяйства, формирование интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам природы и хозяйства.
Основные цели изучения географии в школе:
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных способностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды, рационального природопользования и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.
Обоснование выбора:
Для реализации поставленных целей выбран учебно-методический комплекс автора Е.М. Домогацких – учителя-практика с большим опытом работы в школе. Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом (по одному учебному часу в неделю в 5-6 классах, по два учебных часа в 7-9 классах). Содержание и структура авторской программы сохранены.
Учебники географии для общеобразовательных учреждений, представляют собой законченную линию, связанную общей концепцией и подходом к преподаванию предмета, включены в перечень рекомендованных учебников для реализации ФГОС нового поколения. Отличительная особенность- преемственность материала с последующими курсами, стилевое единство текста, общая структура организации содержания и методического аппарата, доступность подачи учебного материала, а также целостность и научность. Весь материал имеет достоверный характер и формирует у учащихся объективные представления о реальности.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Рабочая программа полностью отражает основные идеи и предметные темы ФГОС ООО. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того, география – единственная наука, которая знакомит обучающихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по географии строиться с учетом следующих содержательных линий:
• многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;
• социальная сущность человека;
• уровневая организация природы, населения и хозяйства.
Содержание предмета в 5-9 классах структурировано по пяти курсам: «Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России».
Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют учащимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.
В курсе «Физическая география» происходит знакомство учащихся с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняется строение и процессы, происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли.
Содержание курса «Материки и океаны» раскрываются общегеографические закономерности и формируются у учащихся представления о разнообразии природы Земли в целом и отдельных её территорий. Курс основан на классической школьной программе материков и океанов, которая наполнена новым содержанием. В курсе две содержательные линии. Первая – «Планета, на которой мы живем» — знакомит с оболочками Земли: литосферой, атмосферой, гидросферой, биосферой. Изучение этой тематической линии позволит лучше понимать природные процессы, происходящие на разных материках. Материкам, их природе и населению посвящена вторая содержательная линия учебника – «Материки планеты Земля».
Курс «Физическая география России» посвящен изучению природы России. Разделы курса знакомят учащихся с особенностями источников географической информации, с положением территории России на карте мира, с особенностями освоения и изучения территории страны, с особенностями природы, с крупными природными районами.
В курсе «Население и хозяйство России» происходит знакомство учащихся с развитием и территориальной организацией населения и хозяйства Российской Федерации. Разделы курса знакомят учащихся со спецификой географического положения нашей страны, с взаимодействием природы и общества, со спецификой населения, с отраслевой структурой хозяйства страны, а также крупными природно-хозяйственными районами.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный предмет «География» является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части базисного учебного плана и в учебном плане школы. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования.
Примерное тематическое планирование 1 час в неделю в 5, 6 класса -35 часов, 2 часа в неделю в 7, 8 классах – 70 часов, 2 часа в неделю 9 классах – 68 часов. Всего за пять лет обучения 272 ч.
Классы | Примерная программа | Рабочая программа учителя |
К-во часов | Общее количество часов в неделю | Часы инвариативной части | Часы вариативной части |
5 класс | 1 | 1 | 1 | - |
6 класс | 1 | 1 | 1 | - |
7 класс | 2 | 2 | 2 | - |
8 класс | 2 | 2 | 2 | - |
9 класс | 2 | 2 | 2 | - |
Учебно-методическое обеспечение:
1. Домогацких Е.М. Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию. Учебник для 5 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2012. – ФГОС.
2. Домогацких Е.М. Н.И.Алексеевский. География. Учебник для 6 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2013. – ФГОС.
3. Домогацких Е.М. Н.И.Алексеевский. География. Учебник для 7 класса в 2-х частях. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2014. – ФГОС.
4. Домогацких Е.М. Н.И.Алексеевский. География. Учебник для 8 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2015. – ФГОС.
5. Домогацких Е.М. Н.И.Алексеевский. Н.Н.Клюев. География. Учебник для 9 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2016. – ФГОС.
УМК:
Е.М. Домогацких. Программа курса «География». 5-9 классы. – М.: ООО «Русское слово » 2015. – 88 с. – ФГОС. Инновационная школа.
Е.А. Жижина Контрольно-измерительные материалы. География.5 класс. М: ВАКО, 2014 г.
Е.А. Жижина Контрольно-измерительные материалы. География.6 класс. М: ВАКО, 2014 г.
С.В.Ряховский Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Физическая география. 6 класс» Москва «Русское слово» 2014 г.
Е.А. Жижина Контрольно-измерительные материалы. География.7 класс. М: ВАКО, 2014 г.
Е.А. Жижина Контрольно-измерительные материалы. География.8 класс. М: ВАКО, 2014 г.
Е.А. Жижина Контрольно-измерительные материалы. География.9 класс. М: ВАКО, 2014 г.
Интернет-ресурсы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
II. Планируемые результаты предмета, курса
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отчеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учителю, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирования нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитее эстетического осознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе и альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы решения действий в рамках предложенных условий и требований корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Смысловое чтение;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Формирования умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
Формирование представлений об особенностях деятельности людей освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях; умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
5 класс.
Выпускник научится:
Использовать различные источники географической (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
Выпускник получит возможность научиться:
Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
Строить простые планы местности;
Создавать простейшие географические карты различного содержания;
Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
6 класс
Выпускник научиться:
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
Выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
Составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
и окружающей среде;
примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
7 класс.
Материки, океаны и страны
Выпускник научиться:
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
оценивать особенности природы и общества в пределах отдельных территорий;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
создавать письменные тесты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
Население Земли
Выпускник научиться:
различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли, отдельных регионов и стран;
сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран;
использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
проводить расчеты демографических показателей;
объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.
8 класс.
Особенности географического положения России.
Выпускник научится:
различать принципы выделения государственной территорией и исключительной экономической зоной России и устанавливать соотношение между ними;
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать возможные и будущие изменения географического положения России, обусловленные мировым геодемографическим, геополитическим и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.
Природа России.
Выпускник научиться:
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и ее отдельных регионов;
сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;
делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.
9 класс.
Особенности географического положения России.
Выпускник научится:
различать принципы выделения государственной территорией и исключительной экономической зоной России и устанавливать соотношение между ними;
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
Население России.
Выпускник научиться:
различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран
анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещение населения России и ее отдельных регионов;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.
Хозяйство России.
Выпускник научиться:
различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Районы России.
Выпускник научиться:
объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Выпускник получит возможность научиться:
составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучение природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;
создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.
Россия в современном мире.
Выпускник научиться:
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
оценивать социально-экономические положение и перспективы развития России.
Система оценки планируемых результатов
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:
с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий
при анализе выполнения проверочных заданий по предмету, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности метапредметных умений
сформированность коммуникативных учебных действий может быть выявлена на основе наблюдений за деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или командной) работе
достижение метапредметных результатов может проявляться и в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Оценка предметных результатов
В системе предметных знаний можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего обучения) и знания дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний
В 5 классе по географии к опорной системе знаний отнесен, прежде всего, понятийный аппарат (или «язык») учебного предмета, освоение которого позволяет учителю и учащимся эффективно продвигаться в изучении предмета.
Особенности оценки предметных результатов
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Базовый уровень достижений. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля.
Для оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга:
Тематические проверочные работы (проводятся по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей темы).
Проекты (разрабатываются и защищаются обучающимися).
Практические работы (выполняются в соответствии с учебно-тематическим планом).
4. Творческие работы (выполняются в период обобщения знаний по теме раздела).
5. Собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий).
6. Опросы, экспресс-опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала).
7. Самостоятельная работа (является типичной формой контроля, подразумевает выполнение самостоятельных заданий без вмешательства учителя).
8. Наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний).
Особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся.
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
III. Тематическое планирование
№ п/п | Тема (раздел) | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся (число контр., самост, практич, лаборат, исследований, проектов, экскурсий и т.п) | Примечание (объяснение расхождения в количестве часов с авт. прогр) |
| | | | |
| 5 класс |
1 | Наука география | 2 (2) | Практическая работа - 1 | |
2 | Земля и её изображение | 6 (5) | Исследование – 2 Практические работы – 2 Урок-игра - 1 | 1 час из резерва времени |
3 | История географических открытий | 13 (12) | Урок-кинофильм – 2 Урок-конференция – 1 Практическая работа – 3 Исследование – 1 Урок-викторина – 1 Контрольная работа - 1 | 1 час из резерва времени |
4 | Путешествие по планете Земля | 11 (10) | Урок-квест – 1 Урок-конференция – 2 Практическая работа – 1 Урок-игра – 1 Контрольная работа - 1 | 1 час из резерва времени |
5 | Природа Земли | 2 (2) | Практическая работа - 2 | |
| Всего: | 34 (35) | | Резерв времени - 1 (3) |
6 класс |
1 | . Земля как планета | 6 (5) | Практическая работа - 1 | |
2 | Географическая карта | 4 (4) | Практическая работа – 1 Исследование – 3 | |
3 | Литосфера | 7 (7) | Практическая работа – 1 Исследование – 1 Урок-конференция - 1 | |
4 | Атмосфера | 7 (8) | Практическая работа – 1 Урок-викторина - 1 | |
5 | Гидросфера | 5 (3) | Практическая работа – 1 Урок-игра - 1 | |
6 | Биосфера | 2 (2) | Урок-конференция - 1 | |
7 | Почва и географическая оболочка | 2(3) | Исследование - 1 | |
8 | Контрольная работа | 1 | | |
| Всего: | 34 (35) | | Резерв времени- 0 (1) |
7 класс |
Раздел 1. «Планета, на которой мы живем» - 21 час |
1 | Литосфера – подвижная твердь | 6 (6) | Практических работ:1 Творческое задание:1 Тест: 1 | |
2 | Атмосфера – мастерская климата | 3 (4) | Практических работ:1 Тест:1 | |
3 | Мировой океан – синяя бездна | 5 (4) | Практических работ:2 | |
4 | Географическая оболочка – живой механизм | 2 (2) | Практических работ: 1 | |
5 | Человек – хозяин планеты | 5 (5) | Практических работ:1 Семинар: 1 Тест: 1 | |
Раздел 2. «Материки планеты Земля» - 45 часов |
6 | Африка – материк коротких теней | 9 (9) | Практических работ:2 Контрольных работ: 1 Тест: 2 Групповой проект: 1 | |
7 | Австралия – маленький великан | 6 (6) | Практических работ:1 Тест: 1 | |
8 | Антарктида – холодное сердце | 2 (2) | Тест: 1 | |
9 | Южная Америка – материк чудес | 8 (8) | Практических работ:2 Тест: 1 | |
10 | Северная Америка – знакомый незнакомец | 7 (8) | Практических работ:2 | |
11 | Евразия – музей природы | 12 (10) | Практических работ:4 Контрольных работ: 1 Тест: 1 | |
Раздел 3. «Взаимоотношения природы и человека» - 3 часа. |
12 | Природа и человек | 3 (4) | Практических работ: 1 Экскурсий: 1 Викторин: 1 | |
| Всего: | 68 (70) | | Резерв времени – 2 часа. |
8 класс |
1 | Географическая карта и источники географической информации | 3(4) | Самостоятельных работ: 1 Итоговый тест: 1 | 1час переведён в резерв времени |
2 | Россия на карте мира | 5(5) | Практических работ: 2 Эссе: 1 | |
3 | История изучения территории России | 4(5) | Исследование: 1 Научный прогноз: 1 | 1час переведён в резерв времени |
4 | Геологическое строение и рельеф | 6(6) | Самостоятельных работ: 2 Практических работ: 1 Итоговый тест: 1 | |
5 | Климат России | 7(8) | Исследование: 2 Самостоятельных работ: 2 Проект: 1 Практических работ: 1 Презентация:1 Итоговый тест: 1 | 1час на изучение климата пояса гор Южной Сибири |
6 | Гидрография России | 7(9) | Практических работ: 2 Самостоятельных работ: 1 Исследование: 1 Видео урок: 1 Викторин: 1 | 2 часа на изучение гидрографии Природных районов России |
7 | Почвы России | 3(3) | Самостоятельных работ: 2 Практических работ: 1 | |
8 | Растительный и животный мир России | 3(3) | Презентация: 1 Самостоятельных работ: 1 Исследование: 1 Итоговый тест: 1 | |
9 | Природные зоны России | 6(6) | Практических работ: 1 Зачёт: 1 | |
10 | Природные районы России | 23(10) | Работа в группах: 5 Работа в парах: 3 Самостоятельных работ: 10 Практических работ: 2 Проекты: 5 Итоговый тест: 1 Контрольная работа: 1 | Изучение темы увеличено на 13 часов: 9 часов из резерва времени, 1 час тема: «Климат России», 2 часа тема: «Гидрография России», 1 час тема: «Природа и человек». |
11 | Заключение. Природа и человек | 1(2) | Викторина: 1 | 1час на изучение темы: «Природные районы России». |
| | 68(70) | | Резерв времени – 2 (9) |
9 класс |
1 | Введение | 1(1) | Практических работ: 1 Исследование: 1 | |
2 | Россия на карте | 6(6) | Практических работ: 2 Исследование: 1 | |
3 | Природа и человек | 5(5) | Творческих заданий: 1 Эссе: 1 Практических работ: 1 Контрольная работа: 1 | |
4 | Население России | 9(9) | Самостоятельных работ:1 Исследование: 1 Практических работ: 1 Контрольная работа: 1 | |
5 | Отрасли хозяйства России | 23(19) | Практических работ: 6 Самостоятельных работ: 3 Творческих работ: 2 Исследование: 1 Работа в группах: 2 Работа в парах: 2 Презентация:3 Видео урок: 1 Зачёт: 1 | 4 часа из резерва времени |
6 | Природно-хозяйственная характеристика России | 23(21) | Практических работ:3 Самостоятельных работ: 3 Презентация: Проект:3 Работа в группах:1 Работа в парах: 2 Исследование:1 Научное прогнозирование:1 Зачёт:1 Контрольная работа: 1 | 2 часа из резерва времени |
7 | Заключение | 1(1) | | |
| | 68(70) | | Резерв времени: 2(8) |