СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ОСНОВНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5-9 КЛАСС, ФГОС 2016г.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

•                         Данная рабочая программа составлена на основании: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. №1897).

•                     Примерной программы основного общего образования по географии (Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75с. – (Стандарты второго поколения).

•                       Авторской программы по географии (Программа курса «География». 5-9 классы / авт. –сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 86с. – (ФГОС, Инновационная школа).

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ОСНОВНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5-9 КЛАСС, ФГОС 2016г.»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ОСНОВНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5-9 КЛАСС



I. Содержание учебного предмета, курса



Пояснительная записка

Статус документа

  • Данная рабочая программа составлена на основании: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. №1897).

  • Примерной программы основного общего образования по географии (Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75с. – (Стандарты второго поколения).

  • Авторской программы по географии (Программа курса «География». 5-9 классы / авт. –сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 86с. – (ФГОС, Инновационная школа).



Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• социализация обучаемых в процессе вхождения в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающие включение обучающихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством;

• приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.

Помимо этого, географическое образование призвано обеспечить:

• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой значимости жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей;

• экологическое самосознание, воспитание любви к природе;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсам; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения и хозяйства, формирование интеллектуальных умений;

• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам природы и хозяйства.

Основные цели изучения географии в школе:

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных способностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды, рационального природопользования и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.

Обоснование выбора:

Для реализации поставленных целей выбран учебно-методический комплекс автора Е.М. Домогацких – учителя-практика с большим опытом работы в школе. Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом (по одному учебному часу в неделю в 5-6 классах, по два учебных часа в 7-9 классах). Содержание и структура авторской программы сохранены.

Учебники географии для общеобразовательных учреждений, представляют собой законченную линию, связанную общей концепцией и подходом к преподаванию предмета, включены в перечень рекомендованных учебников для реализации ФГОС нового поколения. Отличительная особенность- преемственность материала с последующими курсами, стилевое единство текста, общая структура организации содержания и методического аппарата, доступность подачи учебного материала, а также целостность и научность. Весь материал имеет достоверный характер и формирует у учащихся объективные представления о реальности.



Общая характеристика учебного предмета, курса



Рабочая программа полностью отражает основные идеи и предметные темы ФГОС ООО. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того, география – единственная наука, которая знакомит обучающихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по географии строиться с учетом следующих содержательных линий:

• многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;

• социальная сущность человека;

• уровневая организация природы, населения и хозяйства.

Содержание предмета в 5-9 классах структурировано по пяти курсам: «Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России».

Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют учащимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.

В курсе «Физическая география» происходит знакомство учащихся с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняется строение и процессы, происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли.

Содержание курса «Материки и океаны» раскрываются общегеографические закономерности и формируются у учащихся представления о разнообразии природы Земли в целом и отдельных её территорий. Курс основан на классической школьной программе материков и океанов, которая наполнена новым содержанием. В курсе две содержательные линии. Первая – «Планета, на которой мы живем» — знакомит с оболочками Земли: литосферой, атмосферой, гидросферой, биосферой. Изучение этой тематической линии позволит лучше понимать природные процессы, происходящие на разных материках. Материкам, их природе и населению посвящена вторая содержательная линия учебника – «Материки планеты Земля».

Курс «Физическая география России» посвящен изучению природы России. Разделы курса знакомят учащихся с особенностями источников географической информации, с положением территории России на карте мира, с особенностями освоения и изучения территории страны, с особенностями природы, с крупными природными районами.

В курсе «Население и хозяйство России» происходит знакомство учащихся с развитием и территориальной организацией населения и хозяйства Российской Федерации. Разделы курса знакомят учащихся со спецификой географического положения нашей страны, с взаимодействием природы и общества, со спецификой населения, с отраслевой структурой хозяйства страны, а также крупными природно-хозяйственными районами.

Место предмета в базисном учебном плане


Учебный предмет «География» является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части базисного учебного плана и в учебном плане школы. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических за­кономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования.

Примерное тематическое планирование 1 час в неделю в 5, 6 класса -35 часов, 2 часа в неделю в 7, 8 классах – 70 часов, 2 часа в неделю 9 классах – 68 часов. Всего за пять лет обучения 272 ч.



Классы

Примерная программа

Рабочая программа учителя

К-во часов

Общее количество часов

в неделю

Часы инвариативной части

Часы вариативной части

5 класс

1

1

1

-

6 класс

1

1

1

-

7 класс

2

2

2

-

8 класс

2

2

2

-

9 класс

2

2

2

-



Учебно-методическое обеспечение:

1. Домогацких Е.М. Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию. Учебник для 5 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2012. – ФГОС.

2. Домогацких Е.М. Н.И.Алексеевский. География. Учебник для 6 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2013. – ФГОС.

3. Домогацких Е.М. Н.И.Алексеевский. География. Учебник для 7 класса в 2-х частях. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2014. – ФГОС.

4. Домогацких Е.М. Н.И.Алексеевский. География. Учебник для 8 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2015. – ФГОС.

5. Домогацких Е.М. Н.И.Алексеевский. Н.Н.Клюев. География. Учебник для 9 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2016. – ФГОС.


УМК:

  1. Е.М. Домогацких. Программа курса «География». 5-9 классы. – М.: ООО «Русское слово » 2015. – 88 с. – ФГОС. Инновационная школа.

  2. Е.А. Жижина Контрольно-измерительные материалы. География.5 класс. М: ВАКО, 2014 г.

  3. Е.А. Жижина Контрольно-измерительные материалы. География.6 класс. М: ВАКО, 2014 г.

  4. С.В.Ряховский Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Физическая география. 6 класс» Москва «Русское слово» 2014 г.

  5. Е.А. Жижина Контрольно-измерительные материалы. География.7 класс. М: ВАКО, 2014 г.

  6. Е.А. Жижина Контрольно-измерительные материалы. География.8 класс. М: ВАКО, 2014 г.

  7. Е.А. Жижина Контрольно-измерительные материалы. География.9 класс. М: ВАКО, 2014 г.


Интернет-ресурсы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/

2. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/

  1. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru

  2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru

  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru





II. Планируемые результаты предмета, курса

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отчеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учителю, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирования нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  9. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  11. Развитее эстетического осознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе и альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы решения действий в рамках предложенных условий и требований корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  8. Смысловое чтение;

  9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  10. Умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

  12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

  13. Формирования умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  14. Формирование представлений об особенностях деятельности людей освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

  1. Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  2. Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  3. Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  4. Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  5. Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

  6. Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  7. Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  8. Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях; умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


5 класс.

Выпускник научится:


  • Использовать различные источники географической (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

Выпускник получит возможность научиться:

  • Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

  • Строить простые планы местности;

  • Создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

6 класс

Выпускник научиться:

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • Выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • Составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту

и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;

примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.


7 класс.

Материки, океаны и страны

Выпускник научиться:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

  • оценивать особенности природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • создавать письменные тесты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

  • оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

Население Земли

Выпускник научиться:

  • различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли, отдельных регионов и стран;

  • сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран;

  • использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

  • проводить расчеты демографических показателей;

  • объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.



8 класс.

Особенности географического положения России.

Выпускник научится:

  • различать принципы выделения государственной территорией и исключительной экономической зоной России и устанавливать соотношение между ними;

  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

  • использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные и будущие изменения географического положения России, обусловленные мировым геодемографическим, геополитическим и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

Природа России.

Выпускник научиться:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и ее отдельных регионов;

  • сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

  • создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

9 класс.

Особенности географического положения России.

Выпускник научится:

  • различать принципы выделения государственной территорией и исключительной экономической зоной России и устанавливать соотношение между ними;

  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

Население России.

Выпускник научиться:

  • различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран

  • анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

  • сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

  • объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещение населения России и ее отдельных регионов;

  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.

Хозяйство России.

Выпускник научиться:

  • различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

  • анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

  • объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

Районы России.

Выпускник научиться:

  • объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

  • оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучение природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;

  • создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

Россия в современном мире.

Выпускник научиться:

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;

  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

  • оценивать социально-экономические положение и перспективы развития России.


Система оценки планируемых результатов


Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:

  • с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий

  • при анализе выполнения проверочных заданий по предмету, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности метапредметных умений

  • сформированность коммуникативных учебных действий может быть выявлена на основе наблюдений за деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или командной) работе

  • достижение метапредметных результатов может проявляться и в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Оценка предметных результатов

  • В системе предметных знаний можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего обучения) и знания дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний

  • В 5 классе по географии к опорной системе знаний отнесен, прежде всего, понятийный аппарат (или «язык») учебного предмета, освоение которого позволяет учителю и учащимся эффективно продвигаться в изучении предмета.

Особенности оценки предметных результатов

  • Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий.

  • Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

  • Базовый уровень достижений. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»).

  • Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

  • Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

  • Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

  • Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.


Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля.

Для оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга:

  1. Тематические проверочные работы (проводятся по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей темы).

  2. Проекты (разрабатываются и защищаются обучающимися).

  3. Практические работы (выполняются в соответствии с учебно-тематическим планом).

4. Творческие работы (выполняются в период обобщения знаний по теме раздела).

5. Собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий).

6. Опросы, экспресс-опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала).

7. Самостоятельная работа (является типичной формой контроля, подразумевает выполнение самостоятельных заданий без вмешательства учителя).

8. Наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний).


Особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся.

Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.



III. Тематическое планирование



№ п/п

Тема (раздел)

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся (число контр., самост, практич, лаборат, исследований, проектов, экскурсий и т.п)

Примечание (объяснение расхождения в количестве часов с авт. прогр)







5 класс

1

Наука география

2 (2)

Практическая работа - 1


2

Земля и её изображение

6 (5)

Исследование – 2

Практические работы – 2

Урок-игра - 1

1 час из резерва времени

3

История географических открытий

13 (12)

Урок-кинофильм – 2

Урок-конференция – 1

Практическая работа – 3

Исследование – 1

Урок-викторина – 1

Контрольная работа - 1

1 час из резерва времени

4


Путешествие по планете Земля

11 (10)

Урок-квест – 1

Урок-конференция – 2

Практическая работа – 1

Урок-игра – 1

Контрольная работа - 1

1 час из резерва времени

5

Природа Земли

2 (2)

Практическая работа - 2



Всего:

34 (35)


Резерв времени - 1 (3)

6 класс

1

. Земля как планета

6 (5)

Практическая работа - 1


2

Географическая карта

4 (4)

Практическая работа – 1

Исследование – 3



3

Литосфера

7 (7)

Практическая работа – 1

Исследование – 1

Урок-конференция - 1


4

Атмосфера

7 (8)

Практическая работа – 1

Урок-викторина - 1


5

Гидросфера

5 (3)

Практическая работа – 1

Урок-игра - 1


6

Биосфера

2 (2)

Урок-конференция - 1


7

Почва и географическая оболочка

2(3)

Исследование - 1


8

Контрольная работа

1




Всего:

34 (35)


Резерв времени- 0 (1)

7 класс

Раздел 1. «Планета, на которой мы живем» - 21 час

1

Литосфера – подвижная твердь

6 (6)


Практических работ:1

Творческое задание:1

Тест: 1


2

Атмосфера – мастерская климата

3 (4)

Практических работ:1

Тест:1


3

Мировой океан – синяя бездна

5 (4)

Практических работ:2



4

Географическая оболочка – живой механизм

2 (2)

Практических работ: 1


5

Человек – хозяин планеты

5 (5)

Практических работ:1

Семинар: 1

Тест: 1


Раздел 2. «Материки планеты Земля» - 45 часов


6

Африка – материк коротких теней


9 (9)

Практических работ:2

Контрольных работ: 1

Тест: 2

Групповой проект: 1



7

Австралия – маленький великан

6 (6)

Практических работ:1

Тест: 1


8

Антарктида – холодное сердце

2 (2)

Тест: 1


9

Южная Америка – материк чудес

8 (8)

Практических работ:2

Тест: 1


10

Северная Америка – знакомый незнакомец

7 (8)

Практических работ:2


11

Евразия – музей природы

12 (10)

Практических работ:4

Контрольных работ: 1

Тест: 1



Раздел 3. «Взаимоотношения природы и человека» - 3 часа.

12

Природа и человек

3 (4)

Практических работ: 1

Экскурсий: 1

Викторин: 1



Всего:

68 (70)


Резерв времени – 2 часа.

8 класс

1

Географическая карта и источники географической информации

3(4)

Самостоятельных работ: 1

Итоговый тест: 1

1час переведён в резерв времени

2

Россия на карте мира

5(5)

Практических работ: 2

Эссе: 1


3

История изучения территории России

4(5)

Исследование: 1

Научный прогноз: 1

1час переведён в резерв времени

4

Геологическое строение и рельеф

6(6)

Самостоятельных работ: 2

Практических работ: 1

Итоговый тест: 1


5

Климат России

7(8)

Исследование: 2

Самостоятельных работ: 2

Проект: 1

Практических работ: 1

Презентация:1

Итоговый тест: 1

1час на изучение климата пояса гор Южной Сибири

6

Гидрография России

7(9)

Практических работ: 2

Самостоятельных работ: 1

Исследование: 1

Видео урок: 1

Викторин: 1

2 часа на изучение гидрографии Природных районов России

7

Почвы России

3(3)

Самостоятельных работ: 2

Практических работ: 1


8

Растительный и животный мир России

3(3)

Презентация: 1

Самостоятельных работ: 1

Исследование: 1

Итоговый тест: 1


9

Природные зоны России

6(6)

Практических работ: 1

Зачёт: 1


10

Природные районы России

23(10)

Работа в группах: 5

Работа в парах: 3

Самостоятельных работ: 10

Практических работ: 2

Проекты: 5

Итоговый тест: 1

Контрольная работа: 1

Изучение темы увеличено на 13 часов: 9 часов из резерва времени, 1 час тема: «Климат России», 2 часа тема: «Гидрография России»,

1 час тема: «Природа и человек».

11

Заключение. Природа и человек

1(2)

Викторина: 1

1час на изучение темы: «Природные районы России».



68(70)


Резерв времени – 2 (9)

9 класс

1

Введение

1(1)

Практических работ: 1

Исследование: 1


2

Россия на карте

6(6)

Практических работ: 2

Исследование: 1


3

Природа и человек

5(5)

Творческих заданий: 1

Эссе: 1

Практических работ: 1

Контрольная работа: 1


4

Население России

9(9)

Самостоятельных работ:1

Исследование: 1

Практических работ: 1

Контрольная работа: 1


5

Отрасли хозяйства России

23(19)

Практических работ: 6

Самостоятельных работ: 3

Творческих работ: 2

Исследование: 1

Работа в группах: 2

Работа в парах: 2

Презентация:3

Видео урок: 1

Зачёт: 1

4 часа из резерва времени

6

Природно-хозяйственная характеристика России

23(21)

Практических работ:3

Самостоятельных работ: 3

Презентация:

Проект:3

Работа в группах:1

Работа в парах: 2

Исследование:1

Научное прогнозирование:1

Зачёт:1

Контрольная работа: 1

2 часа из резерва времени

7

Заключение

1(1)





68(70)


Резерв времени: 2(8)