Пояснительная записка
Адресность программы:
Адаптированная рабочая программа по предмету « Игротерапия» составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой.
Объём программы- данная программа рассчитана:
Количество часов в год- 34.
Федеральный уровень
Конституция Российской Федерации от 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
Федеральный закон № 273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009;
Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1089 от 5 марта 2004 г.);
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015 N HT 136/08 «О федеральном перечне учебников»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 03 июня 2011г. № 1994, от 01 февраля 2012 г. №74);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.12.2013 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Региональный уровень
Закон Республики Крым от 06 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым». Принят Государственным Советом Республики Крым 17 июня 2015 года. Вступает в силу 1 января 2016 года.
Решение коллегии Министерства образования и науки Республики Крым от 22.04.2015 г № 2/2 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке основных образовательных программ, рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных учреждений Республики Крым на 2015/2016 учебный год от 11.06.2015 года № 555;
Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях. Приложение к письму Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 №01-14/1256.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ
Инструктивно-методические рекомендации «Об особенностях преподавания учебных дисциплин в 2015/2016 учебном году», разработанные методистами КРИППО;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.
Историко-культурный стандарт, разработанный рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // http://school.historians.ru/wp-content/uploads
Письмо МОН РК от 18.08.2014 № 01- 14 / 836 « Методические рекомендации по формированию учебных планов специальных ( коррекционных) образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья и классов коррекционной направленности общеобразовательных организаций Республики Крым на 2014/ 2015 учебный год.
Муниципальный уровень
Школьный уровень
Адаптированная основная образовательная программа основного общего Муниципального казённого общеобразовательного учреждения « Специальная коррекционная школа № 5» города Армянска Республики Крым, утверждённая педагогическим советом № 12 от 26. 06. 2015г.
Учебный план Муниципального Казенного образовательного учреждения «Специальная коррекционная школа № 5» г. Армянск на 2015/2016 учебный год.
Предмет «Игротерапия» ведется по часовой программе, так как специфика интеллектуального и личностного недоразвития обучающихся требует направленной коррекции не только учебной деятельности, не менее важно развитие коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции эмоциональных, нравственно-поведенческих, двигательных, ориентационных и других свойств психики.
Занятия направлены на коррекцию имеющихся у умственно отсталых учащихся нарушений в интеллектуальном развитии, коррекцию психических процессов, эмоционально-личностной сферы.
Основным методом и средством работы с детьми была выбрана игра -имитационная и ролевая, а также игры-этюды, психогимнастика, игры-ситуации, продуктивные виды деятельности (рисование, лепка). Содержание игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер. В них включены этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. Игры - ситуации проводятся адекватно той проблеме, которая возникает в группе сверстников, психогимнастика помогает снятию негативных эмоциональных состояний, повышенной возбудимости и агрессии, способствует двигательному раскрепощению и стимуляции воображения.
Основные требования к умениям учащихся.
К концу учебного года у учащихся:
• Формируется позитивная мотивация к учебной деятельности
• Наблюдается положительная динамика в коммуникативном развитии
• Формируется адекватное, доброжелательное восприятие коллектива
• Вырабатываются навыки самоорганизации и самоконтроля
• Повышается уровень речевой инициативы,
• Дети могут различать форму, величину, цвет,
• Ориентируются в пространстве
• Анализировать, обобщать и классифицировать предметы по группам.
. Повышается подготовленность учащегося к усвоению учебного материала по чтению и письму.
Количество часов в год- 34.
Количество часов в I четверти – 9
Количество часов во II четверти – 7
Количество часов в III четверти – 10
Количество часов в IV четверти – 8
Для реализации программного содержания используются:
А.А.Катаева, Е.А.Стребелева. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. – М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.
В.М.Минаева. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: Пособие для практических работников. – М.: «АРКТИ», 2000.
А.Н.Малахова. Небесное путешествие. Программа игротерапии для дошкольников. – «Сфера», 2008.
Календарно-тематическое планирование.
№п/п | Тема урока | Дата |
1 | I четверть (16ч) Игры, направленные на развитие мелкой моторики. Развитие тактильной чувствительности пальцев и кистей рук. | |
2 | Игры, направленные на развитие мелкой моторики. Развитие сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук. | |
3 | Игры, направленные на развитие общей моторики. Упражнения на повышение уровня активации. | |
4 | Игры, направленные на развитие общей моторики. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. | |
5 | Игры, направленные на развитие пространственной ориентировки. Ориентировка в замкнутом и открытом пространстве. | |
6 | Игры на ориентировку в пространстве с точкой отсчета "от себя" и "от предметов". | |
7 | Игры, направленные на развитие зрительного внимания. | |
8 | Игры, направленные на развитие слухового внимания. | |
9 | Игры, направленные на развитие зрительной и слуховой памяти. | |
10 | II четверть (16ч) Игры, направленные на развитие общей моторики. | |
11 | Формирования одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве. Игры, направленные на развитие двигательной памяти. | |
12 | Игры, направленные на развитие эмоциональной памяти. | |
13 | Игры, направленные на развитие процесса сравнения. Игры, направленные на развитие процесса обобщения. | |
14 | Игры, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия. | |
15 | Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы учащихся. Радость, горе. Игры, направленные на развитие процесса классификации. | |
16 | Игры, направленные на развитие речи. Составление рассказа по картинке. | |
17 | III четверть (21ч) Игры, направленные на развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | |
18 | Игры, направленные на развитие мелкой и общей моторики. | |
19 | Игры, направленные на развитие пространственной ориентировки. Ориентировка в пространстве с помощью сохранных анализаторов. | |
20 | Игры, направленные на развитие концентрации внимания. | |
21 | Игры, направленные на развитие зрительной, слуховой памяти. | |
22 | Игры, направленные на развитие тактильной памяти. | |
23 | Игры, направленные на развитие восприятия цвета. | |
24 | Игры, направленные на развитие восприятия величины. | |
25 | Игры, направленные на развитие умений рассуждать и делать вывод. | |
26 | Игры, направленные на развитие умений творчески мыслить, предполагать и строить умозаключения. | |
27 | IV четверть (17ч) Игры, направленные на развитие общей моторики. | |
28 | Ориентировка в пространстве в процессе передвижения. | |
29 | Игры, направленные на развитие восприятия геометрических форм. | |
30 | Игры, направленные на развитие фонематического восприятия . | |
31 | Игры, направленные на развитие процессов анализа и синтеза. | |
32 | Игры, направленные на развитие процессов сравнения и обобщения. | |
33 | Игры, направленные на развитие речи. Сочиняем стихи | |
34 | Игры, направленные на развитие речи. | |