Пояснительная записка
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основании нормативно-правовых документов:
1) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 05.03.2004г. №1089;
2) Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана»;
3) Мировая художественная культура является предметом Федерального компонента учебного плана МБОУ СОШ №53 базового уровня, на реализацию которого отводится 1 учебный час в неделю. Всего на изучение курса отводится 35 часов.
Цель курса: дать представление о развитии мировой художественной культуры от истоков до современности.
Задачи:
-развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности;
-воспитывать художественно-эстетический вкус, потребность в освоении ценностей мировой культуры;
-освоить знания о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
-овладевать умениями анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
-использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Общая характеристика учебного предмета.
Важной особенностью содержания курса МХК в 10-11 классах является представленная в нем широкая панорама развития мировой художественной культуры от истоков до современности. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, выработать устойчивые представления о художественной картине мира на всем протяжении ее развития.
Особое внимание уделяется знакомству с основными этапами развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры.
На уроках происходит осмысление пути развития мировой художественной культуры двух последних веков второго тысячелетия. Обучающиеся рассматривают художественную культуру этого периода с точки зрения русского человека, пытаются понять, что находило отклик в его сердце, что питало творческую мысль русских художников, музыкантов, писателей.
В процессе изучения МХК происходит сопоставление европейской и русской художественной культур. При проведении уроков предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога, а также цифровых образовательных ресурсов.
В рабочей программе дано распределение учебных часов по разделам учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ.
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
попыток самостоятельного художественного творчества.
Календарно-тематическое планирование
по мировой художественной культуре (11 класс, 34 часа)
№ п/п | Тема урока | Вид практического занятия, контроля | Дата проведения |
по плану | фактически |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII-XVIII ВВ. (12 ч.) |
1 | Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII вв. | Устный опрос | 8.09 | |
2 | Искусство маньеризма. | Фронтальный опрос | 15.09 | |
3 | Архитектура барокко. | Беседа. Ответы на вопросы. | 22.09 | |
4 | Изобразительное искусство барокко. | Круглый стол. | 29.09 | |
5 | Классицизм в архитектуре Западной Европы. | Устный опрос | 6.10 | |
6 | Шедевры классицизма в архитектуре России. | Семинар | 13.10 | |
7 | Изобразительное искусство классицизма и рококо. | Беседа. Ответы на вопросы. | 20.10 | |
8 | Реалистическая живопись Голландии. | Фронтальный опрос | 27.10 | |
9 | Русский портрет XVIII в. | Беседа. Ответы на вопросы. | 10.11 | |
10 | Музыкальная культура барокко. | Семинар | 17.11 | |
11 | Композиторы Венской классической школы. | Устный опрос | 24.11 | |
12 | Театральное искусство XVII – XVIII вв. | Работа по карточкам | 1.12 | |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА (9 ч.) |
13 | Феникс романтизма. | Фронтальный опрос | 8.12 | |
14 | Изобразительное искусство романтизма. | Беседа. Ответы на вопросы. | 15.12 | |
15 | Реализм – художественный стиль эпохи. | Семинар | 22.12 | |
16 | Изобразительное искусство реализма. | Устный опрос | 29.12 | |
17 | «Живописцы счастья» (художники импрессионизма). | Тест | 12.01 | |
18 | Многообразие стилей зарубежной музыки. | Круглый стол | 19.01 | |
19 | Русская музыкальная культура. | Беседа. Устный опрос. | 26.01 | |
20 | Пути развития западноевропейского театра. | Устный опрос | 2.02 | |
21 | Русский драматический театр. | Беседа. Ответы на вопросы. | 9.02 | |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА (13 ч.) |
22 | Искусство символизма. | Фронтальный опрос | 16.02 | |
23 | Триумф модернизма. | Работа по карточкам | 2.03 | |
24 | Архитектура: от модерна до конструктивизма. | Устный опрос | 9.03 | |
25 | Стили и направления зарубежного изобразительного искусства. | Беседа. Ответы на вопросы. | 16.03 | |
26 | Зарубежная музыка XX в. | Семинар | 23.03 | |
27 | Мастера русского авангарда. | Фронтальный опрос | 6.04 | |
28 | Русская музыка XX столетия. | Устный опрос | 13.04 | |
29 | Зарубежный театр XX столетия. | Тест | 20.04 | |
30 | Русский театр XX века. | Семинар | 27.04 | |
31 | Становление и расцвет зарубежного кинематографа. | Фронтальный опрос | 4.05 | |
32 | Становление и расцвет зарубежного кинематографа. | | 11.05 | |
33 | Шедевры отечественного кино. | Семинар | 18.05 | |
34 | Итоговый урок | Тестирование | 25.05 | |