ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К тематическому планированию по физической культуре
для учащихся 5-х классов
Рабочая программа учебного курса по физической культуре для 5 класса разработана на основе:
Авторской программы: Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И.Лях, А.А. Зданевич. –М.: Просвещение, 2012
Региональной комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы /С.И. Захаров, М.И. Варламов, Н.Е. Максимова, Е. Алаас, Г.А. Кузьменко; Министерство образования РС(Я). Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), 2000г.
Календарно – тематическое планирование составлено в целях повышения двигательной активности школьников, формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели обеспечивается содержанием учебного предмета дисциплины «Физическая культура», в качестве которого выступает физкультурная (двигательная) деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определенных знаний, двигательных навыков и умений.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным и играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным и спортивным играм, национальным видам спорта и формам активного отдыха и досуга;
обучение простейшим способам контроля над физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа обучения физической культуре направлена на:
реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально – технической оснащенностью учебного процесса, региональными климатическими условиями;
реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно – оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Количество часов: 14.
В программе В.И. Ляха, А.А.Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть – входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал - по национальным видам спорта (национальные прыжки). Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время, как в процессе урока, так и один час урочного времени в каждой четверти.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре.
№ | Вид программного материала | Количество часов |
1. | Базовая часть | 11 часов |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе занятий |
1.2 | Спортивные игры (волейбол) | 4 часа |
1.3. | Спортивные игры (баскетбол) | 3 часа |
1.4. | Гимнастика с элементами акробатики | 2 часа |
1.5. | Легкая атлетика | 2 часа |
2. | Вариативная часть | 3 часа |
2.1. | Национальные виды спорта (национальные прыжки) | 3 часа |
Описание ценностных ориентиров учебного предмета «Физическая культура»
Содержание учебного предмета «Физическая культура», направлена на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические умения и навыки, способы познавательной и предметной деятельности.
Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ в системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают целевые установки системы начального общего образования:
Формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
-чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим – умения слышать и слушать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиции всех участников.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятие и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценки);
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умению адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять изобретательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
- способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок, отдыха;
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
- умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
- формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринужденно.
- знать историю и правила спортивных игр (волейбол, баскетбол);
- по общей гимнастике правила базовых строевых и акробатических упражнений ;
- знать историю развития легкой атлетики и разновидностей ходьбы и бега;
- знать и иметь представление правила техники выполнения национальных прыжков ;
- владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно изучить упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля;
Метапредметные результаты
- Развивать мотивы и интересы своей познавательной активности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
- овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека;
- понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека.
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченную возможность и нарушения в состоянии здоровья;
- проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам;
- ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий.
- понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками.
- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме.
- владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности.
Предметные результаты
В основной школе в соответствии с ФГОС основного общего образования результаты изучения предмета «Физическая культура» должны отражать:
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств. В активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;
- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
- знание по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами.
- способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
- способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке.
- умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки;
- способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины;
- умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических способностей.
Содержание учебного предмета
История физической культуры.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России. Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Физическая культура (основные понятия).
Физическое развитие человека. Здоровье и здоровый образ жизни. Осанка и ее значение для здоровья. влияние физических упражнений на дыхательную систему.
Физическая культура человека.
Режим дня и его основное содержание. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Подготовка к занятиям физической культуры. Организация досуга средствами физической культуры.
Физическое совершенствование
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. Опорные прыжки. Упражнения и комбинации на гимнастической скамейке.
Легкая атлетика. (Кроссовая подготовка)
Беговые упражнения. Прыжковые упражнения.
Спортивные игры.
Баскетбол, волейбол - история и правила игры по упрощенным правилам.
Упражнения общеразвивающей направленности.
Общефизическая подготовка.
Национальные прыжки.
«Кылыы» - прыжки на одной ноге, «Ыстанга» - с ноги на ноги, «Куобах» - прыжки на двух ногах.
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
Учебно – методический комплект состоит из следующих пособий:
Лях В.И. Физическая культура. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014.
Лях В.И. Рабочие программы 1-11 класс. – М.: Просвещение, 2013.
Дополнительная литература:
Голомидова С.Е. Физкультура. 5 класс. Часть 1, часть; /Поурочные планы./Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.-96с.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
С.И. Захаров, М.И. Варламов, Н.Е.Максимова, Е.Алаас, Г.А. Кузьменко. Региональная комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы/ М-во образования РС(Я). – 2-изд., доп., испр.- Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), 2000.- 104с.
Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И. физкультура! Физкультура!.: Учеб. Для учащихся 5-7 кл.общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1999. – 141 с.
Муравьев В.А. Гармония физического развития и здоровья детей и подростков: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 126 с. (Библиотека учителя).
Погадаев Г.И. Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время. 1-11 классы. – М.: Дрофа, 2010. – 144 с.
Смирнов Д.В., Тимофеев А.А., Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
Твой олимпийский учебник: учебное пособие для олимпийского образования / В.С. Родиченко и др.; Олимпийский комитет России. – 22-е изд., перераб. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. – 144 с.
Учебно – информационные ресурсы
Электронный адрес | Название сайта |
http://www.school.edu.ru: | Федеральный российский общеобразовательный портал |
http://www.edu.ru: | Федеральный портал «Российское образование» |
http://www.km.ru: | Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий» |
http://www.uroki.ru: | Образовательный портал «Учеба» |
http://www.uroki.net/docfizcult/htm | Сайт «УРОКИ. НЕТ» (уроки для учителей) |
http://www.courier.com.ru: | Электронный журнал «Курьер образования» |
http://www.vestnik.edu.ru: | Электронный журнал «Вестник образования» |
http://www.1september.ru: | Издательский дом «1сентября» |
http://www.sovsportizdat.ru/: | Издательский дом «Советский спорт» |
http://teacher.fio.ru: | Федерация Интернет – образования |
http://www.russiatourism.ru/ | Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) |
http://lib.sportedu.ru: | Электронный каталог центральной отраслевой библиотеки по физической культуре |
http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/: | Научно – теоретический журнал «Теория и практика физической культуры» |
http://minstm.gov.ru/: | Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации |
http://www.fizkulturavshkole.ru/ | Сайт «Физическая культура в школе» |
http://www.shkola – press..ru: | Журнал «Физическая культура в школе» |
http://federalbook.ru/projects/sport/sport.html | Федеральный справочник «Спорт России» |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Элементы содержания | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | план | факт |
предметные | метапредметные | личностные | |
Школа мяча (баскетбол) – 3 часа. |
1 | Инструктаж по ТБ по «Баскетбол». История баскетбола | ОРУ. Инструктаж по ТБ. Знать историю возникновения баскетбола Изучить технику передвижений, поворотов, остановок, освоить основные приемы в баскетбол. | Демонстрировать фотографию основателя баскетбола, схема баскетбольной площадки, технические приемы баскетбола. | Знать правила поведения на уроках баскетбола. Иметь представления о баскетбол. | Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта. | Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. | | |
2 | Правила игры баскетбола | Изучить правила игры баскетбола. | Демонстрировать технические приемы баскетбола. | Знать правила игры баскетбола | Находить не правильные ответы при ответах на вопросы. Исправлять ошибки. | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях | | |
3 | Правила игры баскетбола | Изучить правила игры баскетбола. | Демонстрировать технические приемы баскетбола. | Знать правила игры баскетбола | Находить не правильные ответы при ответах на вопросы. Исправлять ошибки. | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях | | |
Гимнастика (2 часа) |
4 | Инструктаж по ТБ. Строевые упражнения | Обучение поворотов на месте, строевые шаги, перестроение на 2, 3 шеренги, передвижение в колонны по 1, 2, 3. | Осваивать технику строевых упражнений. | Выполнять правильно строевых упражнений. Играть в подвижную игру на внимание. | Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта. | Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. | | |
5 | Акробатика. Опорный прыжок | Изучить что такое акробатика и опорный прыжок. Основные элементы, фазы упражнений. | Демонстрировать акробатику и опорный прыжок через презентацию. | Изучить элементы акробатических упражнений и фазы опорного прыжка. | Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта. | Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. | | |
Школа мяча (волейбол) – 4 часа |
6 | Инструктаж по ТБ. История возникновения волейбола | ОРУ. Инструктаж по ТБ. Знать историю возникновения волейбола. | Демонстрировать фотографию основателя волейбола, схема волейбольной площадки, технические приемы волейбола. | Знать правила поведения на уроках. Иметь представления о волейбол. | Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта. | Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. | | |
7 | Правила игры волейбола | Изучить правила игры волейбола. | Демонстрировать технические приемы волейбола через презентацию. | Знать правила игры волейбола. | Находить не правильные ответы при ответах на вопросы. Исправлять ошибки. | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях | | |
8 | Основные приемы и передачи мяча | Ловля и передача мяча двумя руками (снизу, сверху), правильное исходное положение волейболиста, рук и ног; передвижения. | Демонстрировать технические приемы волейбола через презентацию. | Знать все приемы и передачи мяча. | Находить не правильные ответы при ответах на вопросы. Исправлять ошибки. | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях | | |
9 | Подача мяча. Нападающий удар. | Изучить технику подачи мяча и нападающего удара. | Демонстрировать подачи мяча и нападающего удара через презентацию. | Знать технику подачи мяча и нападающего удара. | Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях | | |
Национальные виды спорта (3 часа) |
10 | Инструктаж ТБ по национальным прыжкам. Национальные прыжки «Ыстанга». | Инструктаж ТБ по национальным прыжкам. Показ и обьяснение отдельных элементов техники выполнения прыжка. Ознакомление и обучение с элементами прыжка: «разбег», «отталкивание», «фаза полета», «приземление». | Демонстрировать технику национального прыжка «Ыстанга» | Знать правила поведения в спортивном зале и на уроках ФК по разделу «национальные виды спорта». | Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях | | |
11 | Национальные прыжки «Кылыы» | Показ и обьяснение отдельных элементов техники выполнения прыжка. Ознакомление и обучение с элементами прыжка: «разбег», «отталкивание», «фаза полета», «приземление». | Демонстрировать технику национального прыжка «Кылыы» | Знать правила поведения в спортивном зале и на уроках ФК по разделу «национальные виды спорта». | Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях | | |
12 | Национальные прыжки «Куобах» | Показ и обьяснение отдельных элементов техники выполнения прыжка. Ознакомление и обучение с элементами прыжка: «разбег», «отталкивание», «фаза полета», «приземление». | Демонстрировать технику национального прыжка «Кылыы» | Знать правила поведения в спортивном зале и на уроках ФК по разделу «национальные виды спорта». | Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях | | |
Легкая атлетика (2 часа) |
13 | ТБ на уроках ФК по разделу «Легкая атлетика», Беговые упражнения. | Инструктаж по ТБ. Ознакомление с разновидностями бега. | Демонстрировать разновидности бега через презентацию. | Знать правила поведения в спортивном зале и на открытой площадке на уроках ФК по разделу «Легкая атлетика», беговые упражнения. | Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях | | |
14 | Прыжковые упражнения. Метание. | Ознакомление с разновидностями прыжков и метания. | Демонстрировать разновидности прыжков, метаний через презентацию. | Знать разновидности прыжков и метаний. | Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях | | |