«Средняя общеобразовательная школа № 11 имени Ю.В. Андропова
Учебная программа по информатике (базовый уровень) для 10–11 классов разработана в соответствии с нормативными документами и методическими материалами:
В программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Курсу информатики 10–11 классов предшествует курс информатики основной школы: 5–9 или 7–9 классов. Согласно примерной основной образовательной программе среднего общего образования на изучение информатики на базовом уровне в 10–11 классах отводится 68 часов учебного времени (1 час в неделю).
Программа предполагает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
-
сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно - смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру,
-
способность ставить цели и строить жизненные планы,
-
способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
-
ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
-
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
-
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;
-
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
-
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
-
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
-
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
-
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
-
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
-
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
-
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
-
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
-
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
-
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
-
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
-
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
-
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
-
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
-
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
-
использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира;
-
строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано.
-
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
-
–применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
-
использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
-
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
-
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
-
понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств;
-
использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
-
понимать принцип управления робототехническим устройством;
-
осознанно подходить к выбору ИКТ - средств для своих учебных и иных целей;
-
диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет их заражения компьютерным вирусом;
-
использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий; познакомиться с принципами работы распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных;
-
узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать, какие существуют физические ограничения для характеристик компьютера;
-
переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
-
определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации
-
научиться складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
-
использовать знания о дискретизации данных в научные исследования наук и технике;
-
строить логической выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;
-
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов.
-
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием современных программных средств;
-
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
-
представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации.
-
планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью компьютеров; использовать средства ИКТ для статистической обработки результатов экспериментов;
-
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;
-
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
-
узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных;
-
читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
-
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
-
создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
-
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти).
-
использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли при решении задач анализа данных;
-
получать представление о существовании различных алгоритмов для решения одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и используемой памяти;
-
применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;
-
использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ;
-
находить оптимальный путь во взвешенном графе;
-
использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
-
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе, вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД;
-
описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных.
-
использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
-
применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне её;
-
создавать учебные многотабличные базы данных;
-
использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интернете; вести поиск в информационных системах;
-
использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;
-
использовать в повседневной деятельности информационные ресурсы интернет-сервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета.
-
использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире; узнать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, нормы информационной этики и права;
-
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
-
понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений;
-
создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки, таблицы, формы; организовывать личное информационное пространство;
-
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
-
использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.