Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате изучения учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;
строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;
находить оптимальный путь во взвешенном графе;
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);
использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;
применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;
переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ;
понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;
применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Содержание учебного предмета (курса)
Примерная программа учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы. В ней соблюдается преемственность с ФГОС ООО и учитываются межпредметные связи.
Цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом и углубленном уровнях среднего общего образования – обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, готового к работе в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.
11 класс
Введение. Информация и информационные процессы
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Математические основы информатики
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Использование программных систем и сервисов
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в задачах математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы.
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности.
Тематическое планирование
11 класс
Тема (раздел учебника) | Всего часов | Теория | Практика (номер работы) |
Информационные системы и базы данных | 10 | | |
1. Системный анализ (§ 1–4) | 3 | 1 | 2 (Работа 1.1) |
2. Базы данных (§ 5–9) | 7 | 3 | 4 (Работы 1.3, 1.4, 1.6, 1.7, 1.8) |
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 1.2. Проектные задания по системологии |
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 1.5. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных |
Интернет | 10 | | |
3. Организация и услуги Интернета (§ 10–12) | 5 | 2 | 3 (Работы 2.1–2.4) |
4. Основы сайтостроения (§ 13–15) | 5 | 2 | 3 (Работы 2.5–2.7) |
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 2.8. Проектные задания на разработку сайтов |
Информационное моделирование | 12 | | |
5. Компьютерное информационное моделирование (§ 16) | 1 | 1 | |
6. Моделирование зависимостей между величинами (§ 17) | 2 | 1 | 1 (Работа 3.1) |
7. Модели статистического прогнозирования (§ 18) | 3 | 1 | 2 (Работа 3.2) |
8. Моделирование корреляционных зависимостей (§ 19) | 3 | 1 | 2 (Работа 3.4) |
9. Модели оптимального планирования (§ 20) | 3 | 1 | 2 (Работа 3.6) |
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 3.3. Проектные задания на получение регрессионных зависимостей |
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 3.5. Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости» |
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 3.7. Проектные задания по теме «Оптимальное планирование» |
Социальная информатика | 3 | | |
10. Информационное общество (§ 21, 22) | 1 | 1 | |
11. Информационное право и безопасность (§ 23, 24) | 2 | 2 | |
Всего: | 35 часов |
Контроль уровня обучения.
Информатика 11 класс.
№ | Наименование разделов и тем | Источник | Кодификатор ЕГЭ |
| Контрольная работа по теме «Информационные системы и базы данных». | Информатика. 10 класс. Самостоятельные и контрольные работы. Базовый уровень. Босова Л.Л., Босова А.Ю. и др. (2018, 96с.) Информатика. 11 класс. Самостоятельные и контрольные работы. Базовый уровень. Босова Л.Л., Босова А.Ю. и др. (2018, 96с.) | 3.5 |
| Контрольная работа по теме «Интернет» | 3.6 |
| Контрольная работа по теме «Информационное моделирование» | 1.3 |
Календарно - тематическое планирование
11 класс
№ | План. дата | Факт. дата | Тема раздела | Тема урока | Планируемый результат | Домашнее задание |
| | | Информационные системы и базы данных | Что такое система. Модели систем | Выпускник на базовом уровне научится: аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения; использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных. | § 1, 2 Задание №1 на сайте infosnv.ru |
| | | Информационные системы и базы данных | Пример структурной модели предметной области. Модели систем. Практическая работа 1.1 | § 3 Задание №2 на сайте infosnv.ru |
| | | Информационные системы и базы данных | Что такое информационная система Модели систем. Работа 1.1. Решение ЕГЭ | § 4 Задание №3 на сайте infosnv.ru |
| | | Информационные системы и базы данных | База данных – основа информационной системы. Решение ЕГЭ | § 5 Задание №4 на сайте infosnv.ru |
| | | Информационные системы и базы данных | Проектирование многотабличной базы данных. Знакомство с СУБД LibreOffice Base. Практическая работа 1.3 | § 6 Задание №5 на сайте infosnv.ru |
| | | Информационные системы и базы данных | Создание базы данных. Практическая работа 1.4 | § 7 Задание №6 на сайте infosnv.ru Проект для самостоятельного выполнения. Работа 1.2. Проектные задания по системологии |
| | | Информационные системы и базы данных | Запросы как приложения информационной системы. Практическая работа 1.6 | § 8 Задание №7 на сайте infosnv.ru |
| | | Информационные системы и базы данных | Логические условия выбора данных. Практическая работа 1.7 | § 9 Задание №8 на сайте infosnv.ru |
| | | Информационные системы и базы данных | Реализация сложных запросов к базе данных. Практическая работа 1.8. Решение ЕГЭ | § 8-9 Задание №9 на сайте infosnv.ru |
| | | Информационные системы и базы данных | Контрольная работа по теме «Информационные системы и базы данных». Практическая работа 1.9 | Проект для самостоятельного выполнения. Работа 1.5. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных |
| | | Интернет | Организация глобальных сетей. Решение ЕГЭ. Практическая работа 2.1 | Выпускник на базовом уровне научится: аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения; создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств; Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. | § 10 Задание №10 на сайте infosnv.ru |
| | | Интернет | Интернет как глобальная информационная система. Решение ЕГЭ. Практическая работа 2.2 | § 11 Задание №11 на сайте infosnv.ru |
| | | Интернет | Всемирная паутина. Практическая работа 2.3, 2.4 | § 12 Задание №12 на сайте infosnv.ru |
| | | Интернет | Инструменты для разработки web-сайтов. Решение ЕГЭ. | § 13 Задание №13 на сайте infosnv.ru |
| | | Интернет | Создание сайта «Домашняя страница». Практическая работа 2.5 | § 14 Задание №14 на сайте infosnv.ru |
| | | Интернет | Создание таблиц на web-странице. Практическая работа 2.6 | § 15 Задание №15 на сайте infosnv.ru |
| | | Интернет | Создание списков на web-странице. Практическая работа 2.6 | § 13-15 Задание №16 на сайте infosnv.ru |
| | | Интернет | Разработка сайта «Наш класс» | § 13-15 Задание №17 на сайте infosnv.ru |
| | | Интернет | Разработка сайта «Наш класс» | § 10-15 Задание №18 на сайте infosnv.ru |
| | | Интернет | Контрольная работа по теме «Интернет» | Проект для самостоятельного выполнения. Работа 2.8. Проектные задания на разработку сайтов |
| | | Информационное моделирование | Компьютерное информационное моделирование | Выпускник на базовом уровне научится: аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения; использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации; использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу. | § 16 Задание №19 на сайте infosnv.ru |
| | | Информационное моделирование | Моделирование зависимостей между величинами | § 17 Задание №20 на сайте infosnv.ru |
| | | Информационное моделирование | Получение регрессивных моделей. Практическая работа 3.1 | § 17 Задание №21 на сайте infosnv.ru |
| | | Информационное моделирование | Модели статистического прогнозирования | § 18 Задание №22 на сайте infosnv.ru |
| | | Информационное моделирование | Прогнозирование. Практическая работа 3.2 | § 16-18 Задание №23 на сайте infosnv.ru |
| | | Информационное моделирование | Прогнозирование. Практическая работа 3.2. Решение ЕГЭ | § 16-18 Задание №24 на сайте infosnv.ru |
| | | Информационное моделирование | Моделирование корреляционных зависимостей | § 19 Проект для самостоятельного выполнения. Работа 3.3. Проектные задания на получение регрессионных зависимостей |
| | | Информационное моделирование | Корреляционная зависимость. Практическая работа № 3.4 | § 19 Задание №25 на сайте infosnv.ru |
| | | Информационное моделирование | Расчет корреляционных зависимостей. Практическая работа № 3.4 | § 16-19 Задание №26 на сайте infosnv.ru |
| | | Информационное моделирование | Модели оптимального планирования | § 20 Проект для самостоятельного выполнения. Работа 3.5. Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости» |
| | | Информационное моделирование | Решение задач оптимального планирования. Практическая работа № 3.6 | § 16-20 Задание №27 на сайте infosnv.ru |
| | | Информационное моделирование | Контрольная работа по теме «Информационное моделирование» | Проект для самостоятельного выполнения. Работа 3.7. Проектные задания по теме «Оптимальное планирование» |
| | | Социальная информатика | Информационное ресурсы. Информационное общество | Выпускник на базовом уровне научится: использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации; соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет. | § 21-22 Задание №28 на сайте infosnv.ru |
| | | Социальная информатика | Правовое регулирование в информационной сфере | § 23 Задание №29 на сайте infosnv.ru |
| | | Социальная информатика | Проблемы информационной безопасности | § 24 Задание №30 на сайте infosnv.ru |