Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБПОУ ВО
«ЛПТТ имени А.К. Лысенко»
__________Бровченко Н.А.
Приказ № от « » 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РУП.02 Информатика (информатика и ИКТ)
по профессии СПО:
23.01.09 Машинист локомотива
Рабочая программа учебного предмета составлена и преподается в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30 августа 2013 г., №840 «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760»; на основании Программы курса «Информатика (информатика и ИКТ)» для образовательных учреждений Воронежской области под редакцией Л.А. Бачуриной – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2013; на основании решения педагогического совета от 29.08.2017 года, протокол №1.
Разработчик программы: Селезнева Н. Н., преподаватель
Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Общеобразовательные учебные предметы филиала» протокол №1, от 29.08.2018 г.
Председатель ЦК Медведева О. М.
Рабочая программа одобрена на заседании УМС протокол №1 от 29.08.2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета РУП.02 Информатика (информатика и ИКТ) в техникуме изучается как региональный учебный предмет для получения среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования, при получении профессий СПО 23.01.09 Машинист локомотива.
Учебный предмет РУП.02 Информатика (информатика и ИКТ) изучается в объеме 57 часов, внеаудиторной самостоятельной работы 22 часа, консультаций 6 часов.
По содержанию рабочая программа включает в себя четыре раздела:
1. пояснительная записка;
2. тематический план с распределением учебных часов по разделам и темам курса;
3. содержание учебного предмета и последовательность изучения разделов и тем с
требованиями к уровню подготовки студентов;
4. используемая литература.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
Приобретение практических навыков использования средств и методов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебной деятельности и в дальнейшем освоении профессии.
Развитие исследовательских и творческих способностей студентов средствами информационно-коммуникационных технологий.
Приобретение навыков проектно-исследовательской деятельности с применением средств ИКТ.
Формирование информационно-технологической культуры студентов.
Формирование информационного подхода к изучению окружающей действительности.
Задачи изучения:
научить применять информационные технологии в учебной деятельности и в дальнейшей профессиональной деятельности;
сформировать единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий.
Рабочая программа обладает рядом особенностей:
- краткость изучения материала;
- практическая значимость для студента.
Рабочая программа учебного предмета РУП.02 Информатика (информатика и ИКТ) вносит значительный вклад в достижение главных целей образования, способствуя:
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения, имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности студентов (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Требования к результатам обучения:
в результате изучения учебного предмета студент должен
знать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи
информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
уметь
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами, автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование тем | Количество часов | В том числе прак.зан. | Самост. работа |
Тема 1. Информация и информационные процессы. | 4 | 3 | 3 |
Тема 2. Информационные модели и системы. | 3 | 2 | 3 |
Тема 3. Информационное моделирование. | 5 | 4 | 3 |
Тема 4. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации. | 4 | 3 | 3 |
Тема 5. Технологии поиска и хранения информации. | 11 | 9 | 3 |
Тема 6. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии). | 11 | 6 | 3 |
Тема 7. Информационная деятельность человека. Технологии управления, планирования и организации деятельности с использованием ИКТ. | 12 | 8 | 2 |
Тема 8. Основы социальной информатики. | 4 | 3 | 2 |
Резерв учебного времени | 3 | |
Итого в том числе: практические занятия | 57 |
40 | 22 |
Самостоятельная работа Виды самостоятельной работы: для овладения знаниями, для закрепления и систематизации знаний, для формирования умений. | 22 | |
Консультации | 6 | |
Максимальная учебная нагрузка | 85 | |
Другие формы контроля в форме контрольной работы в 1,2,3 семестре |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Информация и информационные процессы
Роль информации в процессах управления. Понятие обратной связи. Процесс обучения как процесс управления. Организация хранения информации. Защита информации. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Практические занятия:
Решение расчетных задач по теме: «Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации».
Решение расчетных задач по теме: «Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую».
Знать:
роль информации в процессах управления;
понятие обратной связи;
процесс обучения как процесс управления;
организацию хранения информации;
защиту информации;
Уметь:
Тема 2. Информационные модели и системы
Информационные модели. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования в процессе познания (на примерах задач из различных предметных областей). Формализация задач из различных предметных областей.
Практические занятия:
Решение расчетных задач по теме: «Информационные модели».
Знать:
информационные модели;
структурирование данных;
построение информационной модели для решения поставленной задачи;
оценка адекватности модели объекту и целям моделирования в процессе познания;
модели в математике, физике, биологии, литературе.
Уметь:
Тема 3. Информационное моделирование
Моделирование в различных предметных областях (физике, биологии, литературе и др.). Реализация информационных моделей средствами табличного процессора.
Практические занятия:
Практическая работа: Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
Решение задач по теме: Реализация информационных моделей средствами табличного процессора.
Знать:
- моделирование в различных предметных областях (физике, биологии, литературе и др.);
- реализацию информационных моделей средствами табличного процессора;
- информационное моделирование в системах управления базами данных.
Уметь:
- разрабатывать модели средствами табличного процессора.
Тема 4. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации
Принципы и технологии обработки звуковой информации. Принципы компьютерных видеотехнологий и анимации. Оборудование для цифровых видеотехнологий. Форматы видеофайлов. Программные средства для нелинейного видеомонтажа. Мультимедийные презентационные технологии, их использование в учебной деятельности.
Практические занятия:
Практическая работа: Создание мультимедийной презентации.
Практическая работа: Создание видеофильма с помощью мультимедийной программы.
Знать:
принципы и технологии обработки звуковой информации;
принципы компьютерных видеотехнологий и анимации;
оборудование для цифровых видеотехнологий;
форматы видеофайлов;
программные средства для нелинейного видеомонтажа;
мультимедийные презентационные технологии и их использование в учебной деятельности.
Уметь:
Тема 5. Технологии поиска и хранения информации
Автоматизированные информационные системы (АИС). Основные принципы построения и классификации АИС. Системы управления базами данных. Поисковые запросы, создание отчётов. Создание, ведение и использование БД при решении учебных и практических задач.
Практические занятия:
Практическая работа: Создание БД «Приемная комиссия»;
Практическая работа: Реализация простых запросов с помощью конструктора;
Практическая работа: Реализация сложных запросов к БД «Приемная комиссия»;
Практическая работа: Реализация запросов на удаление и использование вычисляемых полей.
Знать:
автоматизированные информационные системы (АИС);
основные принципы построения и классификации АИС;
системы управления базами данных;
поисковые запросы, создание отчётов;
создание, ведение и использование БД при решении учебных и практических задач.
Уметь:
Тема 6. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)
Организация передачи данных. Система адресации. Электронная почта. Принципы организации. Клиентские программы обработки почты. On-line сервисы Интернет. Информационные ресурсы Интернет. Основные языки разметки гипертекста HTML. Программные средства разработки Web – страниц. Публикация и поддержка Web – страниц в сети Интернет. Телекоммуникации как средство образовательных информационных технологий. Информационное обеспечение образовательного процесса. Принципы организации дистанционного обучения.
Практические занятия:
Практическая работа: Работа с поисковыми системами.
Практическая работа: Работа с электронной почтой.
Практическая работа: Персональный обмен сообщениями.
Знать:
что в себя включают сетевые информационные технологии;
какие бывают виды сетевых информационных технологий;
как коллективно работать в сети.
Уметь:
работать в поисковых система;
создавать электронный почтовый ящик;
обмениваться электронными сообщениями.
Тема 7. Информационная деятельность человека. Технологии управления, планирования и организации деятельности с использованием ИКТ
Офисные программные средства. Программы – организаторы. Создание организационных диаграмм и расписаний. Организация автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов. Виды и программное обеспечение АРМ. Планирование и проектирование применения ИКТ. Примеры применения ИКТ в управлении. Программные средства выбора и принятия наилучших управленческих решений. Типичные неисправности и трудности в использовании ИКТ. Профилактика оборудования. Комплектация рабочего места средствами ИКТ в соответствии с целям и задачами его использования. Технологии автоматизированного управления в учебной среде. Системы автоматизированного тестирования и контроля знаний. Использование тестирующих систем в учебной деятельности. Инструменты создания простых тестов и учёта результата тестирования.
Практические занятия:
Дебаты на тему: «Планирование и проектирование применения ИКТ»
Дебаты на тему: «Типичные неисправности и трудности в использовании ИКТ. Профилактика оборудования».
Дебаты на тему: «Комплектация рабочего места средствами ИКТ в соответствии с целями и задачами его использования».
Практические занятия: Создание простых тестов.
Знать:
офисные программные средства;
программы – организаторы;
создание организационных диаграмм и расписаний;
организация автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов;
виды и программное обеспечение АРМ;
примеры применения ИКТ в управлении;
программные средства выбора и принятия наилучших управленческих решений;
технологии автоматизированного управления в учебной среде;
системы автоматизированного тестирования и контроля знаний;
использование тестирующих систем в учебной деятельности;
инструменты создания простых тестов и учёта результата тестирования.
Уметь:
Тема 8. Основы социальной информатики
Применение информационных технологий в различных сферах жизни общества и человеческой деятельности. Понятие о культуре информационной деятельности и задача её формирования в техникуме. Основные этапы становления информационного общества: технический, демографический, экономический аспекты. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Профессии и виды деятельности человека в информационной сфере. Проблемы информационной безопасности. Информационная этика. Основные положения правовой защиты информации и программ.
Практические занятия:
Урок-игра по теме: «Этические и правовые нормы информационной деятельности человека».
Знать:
применение информационных технологий в различных сферах жизни общества и человеческой деятельности;
культуру информационной деятельности и задачи её формирования;
основные этапы становления информационного общества: технический, демографический, экономический аспекты.
профессии и виды деятельности человека в информационной сфере;
проблемы информационной безопасности;
информационную этику;
основные положения правовой защиты информации и программ.
Уметь:
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
Семакин И.Г. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса./ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.- 264 с.:ил.
Семакин И.Г. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса./ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.- 224 с.:ил.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10–11 классов./ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 120 с.:ил.
Дополнительная литература
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10 кл. – М., 2013.-212 с.:ил.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 11 кл. – М., 2013.-187 с.:ил.
Гейн Ф.Г. Информатика и ИКТ. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый и профильный уровни/ 3-е изд. 2013.-272 с.: ил.
Гейн Ф.Г. Информатика и ИКТ. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый и профильный уровни/ 3-е изд. 2014.-336 с.: ил.
Интернет ресурсы:
Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru .
Сайт для самообразования и онлайн тестирования: http://uztest.ru/.
http://moeobrazovanie.ru/.
http://videouroki.net/index.php?subj_id=1.
Тестирование online: 5 – 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo.
Единая коллекция цифровых общеобразовательных ресурсов:
http://school-collection.edu.ru/
10