МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Вахрушевский учебно – воспитательный комплекс №2 «Берегиня»
РАССМОТРЕНО на заседании кафедры естественно-математических дисциплин Протокол № __ от «__» _______2023 г. Руководитель кафедры ______ С.Н.Вольчик | СОГЛАСОВАНО с зам. директора по УВР ___ Л.Д.Величко «___» _______2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ГОУ ЛНР «ВУВК №2 «Берегиня» ________ И.М. Левко Приказ №___ от «__»______2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ID 3173391)
Учебного предмета
«ИНФОРМАТИКА»
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
(для 5-6 классов образовательных организаций)
Составитель:
учитель информатики Воронина Е.Н.
Вахрушево 2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» в 5–6 классах на базовом уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса; даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Программа разработана на основании Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с учётом Примерной программы воспитания (про-токол Федерального учебно-методического объединения по об-щему образованию № 3/22 от 23 .06 .2022) и Примерной основ-ной образовательной программы основного общего образования (протокол Федерального учебно-методического объединения по общему образованию № 1/22 от 18 .03 .2022) .
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Целями изучения информатики на уровне основного общего образования являются:
формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др., как необходимого условия для успешного продолжения учебно-познавательной деятельности и основы научного мировоззрения;
формирование алгоритмического стиля мышления, как необходимого условия профессиональной деятельности в современном высокотехнологичном обществе;
формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося;
формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики, таких, как базовое программирование, основы работы с данными, коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Основные задачи учебного предмета «Информатика»:
— сформировать у обучающихся:
знания о цифровой грамотности, приоритетно формируемой на ранних этапах обучения, как в рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при освоении всех без исключения учебных предметов;
знания о теоретических основах компьютерных наук, включая основы теоретической информатики и практического программирования, изложение которых осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с предметом изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем последующее развитие и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
базовые знания об информационных технологиях как необходимом инструменте практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов:
цифровая грамотность;
теоретические основы информатики;
алгоритмы и программирование;
информационные технологии.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Обязательная часть учебного плана примерной основной образовательной программы основного общего образования не предусматривает обязательное изучение курса информатики в 5–6 классах. Время на данный курс ГОУ ЛНР «ВУВК № 2 «Берегиня» выделяет за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Программа по информатике для 5–6 классов составлена из расчёта общей учебной нагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6 классе. Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями информатики происходит на уровне начального общего образования в рамках логико-алгоритмической линии курса математики; в результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование компетентности учащихся в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), необходимой им для дальнейшего обучения.
Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение информатики в 5–6 классах поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для изучения курса информатики основной школы в 7–9 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
КЛАСС
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения.
Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода.
Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога).
Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета.
Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных сетях Кибербуллинг.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение.
Действия с информацией. Кодирование информации. Данные — записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой.
Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы.
Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Графический редактор Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение.
Текстовый редактор. Правила набора текста
Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.
КЛАСС
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры.
Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги) Путь к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, пере- именование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных).
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному.
Информационный объём данных. Бит — минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм).
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные.
Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Векторная графика Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы.
Текстовый процессор
Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы.
Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию;
овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья:
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанных на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса
Экологическое воспитание:
наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся услови- ям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 КЛАСС
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений:
соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете;
называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение;
понимать содержание понятий «программное обеспечение»;
понимать содержание понятий «операционная система», «файл»;
искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам, по изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации;
запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа управления исполнителем», «искусственный интеллект»;
составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования с использованием последовательного выполнения операций и циклов;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений;
создавать и редактировать растровые изображения; использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с фрагментами изображения.
КЛАСС
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений:
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу);
работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов;
защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного программного обеспечения с использованием встроенных в операционную систему или распространяемых отдельно средств защиты;
пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»;
иметь представление об основных единицах измерения ин- формационного объёма данных;
сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
разбивать задачи на подзадачи;
составлять программы для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами;
объяснять различие между растровой и векторной графикой;
создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации создаваемых документов;
создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы;
создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами анимации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Цифровая грамотность |
1.1. | Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе | 2 | 0 | 1 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1.2. | Программы для компьютеров Файлы и папки | 3 | 0 | 1 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1.3. | Сеть Интернет Правила безопасного поведения в Интернете | 2 | 0 | 1 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
2.1. | Информация в жизни человека | 3 | 1 | 1 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ |
Итого по разделу | 3 | |
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования | | |
3.1. | Алгоритмы и исполнители | 2 | | 2 | https://lbz.ru/metodist/ authors/informatika/3/f iles/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files /5814/ |
3.2 | Работа в среде программирования | 8 | | 5 | https://lbz.ru/metodist/ authors/informatika/3/f iles/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files /5814/ |
Итого по разделу | 10 | |
Раздел 4. Информационные технологии |
4.1. | Графический редактор | 3 | 0 | 2 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ |
4.2. | Текстовый редактор | 6 | 0 | 4 | https://bosova.ru/ |
4.3. | Компьютерная презентация | 3 | 1 | 1 | https://resh.edu.ru/ |
Итого по разделу: | 12 | |
Резервное время | 2 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 18 | |
КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Цифровая грамотность |
1.1. | Компьютер | 1 | 0 | 0 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1.2. | Файловая система | 1 | 0 | 2 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1.3. | Защита от вредоносных программ | 1 | 0 | 0 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
Итого по разделу | 4 | | | |
Раздел 2. Теоретические основы информатики |
2.1. | Информация и информационные процессы | 2 | 0 | 1 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
2.2. | Двоичный код | 2 | 0 | 0 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
2.3. | Единицы измерения информации | 2 | 1 | 0 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
Итого по разделу | 6 | |
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования | |
3.1. | Основные алгоритмические конструкции | 8 | 0 | 3 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
3.2. | Вспомогательные алгоритмы | 4 | 0 | 2 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
Итого по разделу | 12 | | | |
Раздел 4. Информационные технологии | |
4.1. | Векторная графика | 3 | 0 | 3 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
4.2. | Текстовый процессор | 4 | 0 | 3 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
4.3. | Создание интерактивных компьютерных презентаций | 3 | 1 | 2 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
Итого по разделу | 10 | |
Резервное время | 0 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 16 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Правила гигиены и техника безопасности при работе с компьютерами. | 1 | | | | |
2 | Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. | 1 | | | | |
3 | Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Пр.р. №1 «Запуск, работа и завершение работы клавиатурного тренажёра» | 1 | | 1 | | |
4 | Прикладные программы (приложения) системное программное обеспечение (операционные системы). Практическая работа №2. «Создание, сохранение и загрузка текстового и графического файла» | 1 | | | | |
5 | Имя файла (папки, каталога). Пр.р. №2. «Выполнение основных операций с папками (создание, переименование, сохранение). Профориентация | 1 | | 1 | | |
6 | Сеть Интернет. Правила безопасного поведения в Интернете Пр.р. №3. «Поиск информации по выбранным ключевым словам и по изображению» | 1 | | 1 | | |
7 | Обобщение по теме «Цифровая грамотность» | 1 | | | | |
8 | Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Пр.р. №4 Электронный практикум «Координатная плоскость» | 1 | | 1 | | |
9 | Действия с информацией. Кодирование информации. | 1 | | | | |
10 | Искусственный интеллект и его роль в жизни человека. Контрольная работа №1. «Компьютер. Информация» | 1 | 1 | | | |
11 | Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. | 1 | | | | |
12 | Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы. | 1 | | | | |
13 | Пр.р. № 5. «Знакомство со средой программирования «ЛогоМиры»» | 1 | | 1 | | |
14 | Пр.р. № 6. «Реализация линейных алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры»» | 1 | | 1 | | |
15 | Пр.р. № 7. «Реализация линейных алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры»» | 1 | | 1 | | |
16 | Пр.р. № 8. «Реализация линейных алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры»» | 1 | | 1 | | |
17 | Пр.р. № 9. «Реализация циклических алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры»» | 1 | | 1 | | |
18 | Пр.р. №10. «Реализация циклических алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры»» | 1 | | 1 | | |
19 | Пр.р. №11. «Реализация линейных и циклических алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры»» | 1 | | 1 | | |
20 | Обобщение по теме «Алгоритмы и программирование» | 1 | | | | |
21 | Графический редактор. Растровые рисунки. Использование графических примитивов. | 1 | | | | |
22 | Пр.р. №12. «Создание и редактирование простого изображения с помощью инструментов графического редактора» | 1 | | 1 | | |
23 | Пр.р. №13. «Работа с фрагментами изображения с использованием инструментов графического редактора» | 1 | | 1 | | |
24 | Текстовый редактор. Правила набора текста. | 1 | | | | |
25 | Пр.р. №14. «Создание небольших текстовых документов с использованием базовых средств текстовых редакторов» | 1 | | 1 | | |
26 | Текстовый процессор. Редактирование текста. | 1 | | | | |
27 | Пр.р. №15. «Редактирование текстовых документов» | 1 | | 1 | | |
28 | Пр.р. №16. «Форматирование текстовых документов» | 1 | | 1 | | |
29 | Пр.р. №17. «Вставка в документ изображений» | 1 | | 1 | | |
30 | Компьютерные презентации. Профориентация | 1 | | | | |
31 | Пр.р. №18. «Создание презентации на основе готовых шаблонов» | 1 | | 1 | | |
32 | Контрольная работа №2 «Алгоритмы и программирование» | 1 | 1 | | | |
33 | Резерв | 1 | | | | |
34 | Резерв | 1 | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 18 | |
6 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Правила гигиены и техника безопасности при работе с компьютерами. Компьютер. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры | 1 | | | | |
2 | Иерархическая файловая система Файлы и папки (каталоги). Путь К файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога) Пр.р. №1. Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок(каталогов) | 1 | | 1 | | |
3 | Поиск файлов средствами операционной системы Пр.р. №2. Поиск файлов средствами операционной системы | 1 | | 1 | | |
4 | Цифровая грамотность. Профориентация | 1 | | | | |
5 | Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Защита от вирусных программ. Встроенные антивирусные средства операционных систем. | 1 | | | | |
6 | Информационные процессы и информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных). Пр.р. №3. Преобразование информации, представленной в форме таблиц и диаграмм, в текст. | 1 | | 1 | | |
7 | Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. | 1 | | | | |
8 | Информационный объём данных. Единицы измерения информации. Бит – минимальная единица количества информации – двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. | 1 | | | | |
9 | Информационный объём данных. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). | 1 | | | | |
10 | Контрольная работа №1 Теоретические основы информатики | 1 | 1 | | | |
11 | Основные алгоритмические конструкции. | 1 | | | | |
12 | Среда текстового программирования. | 1 | | | | |
13 | Управление исполнителем (исполнитель Черепаха). | 1 | | | | |
14 | Управление исполнителем (исполнитель Черепаха). | 1 | | | | |
15 | Циклические алгоритмы. Переменные. | 1 | | | | |
16 | Пр.р. №4. Разработка программ в среде текстового программирования, реализующих простые вычислительные алгоритмы | 1 | | 1 | | |
17 | Пр.р. №5. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием циклов | 1 | | 1 | | |
18 | Пр.р. №6. Разработка диалоговых программ в среде текстового программирования. | 1 | | 1 | | |
19 | Вспомогательные алгоритмы. Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами. | 1 | | | | |
20 | Пр.р. №7. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур). | 1 | | 1 | | |
21 | Пр.р. №8. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами. | 1 | | 1 | | |
22 | Обобщение по теме «Алгоритмизация и основы программирования» | 1 | | | | |
23 | Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Пр.р. №9. Исследование возможностей векторного графического редактора Масштабирование готовых векторных изображений | 1 | | 1 | | |
24 | Пр.р. №10. Создание и редактирование изображения базовыми средствами векторного редактора (по описанию). | 1 | | 1 | | |
25 | Добавление векторных рисунков в документы. Пр.р. №11. Разработка простого изображения с помощью инструментов векторного графического редактора (по собственному замыслу). | 1 | | 1 | | |
26 | Текстовый процессор Структурирование информации с помощью списков Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Профориентация | 1 | | | | |
27 | Пр.р. №12. Создание небольших текстовых документов с нумерованными, маркированными и многоуровневыми списками | 1 | | 1 | | |
28 | Добавление таблиц в текстовые документы. Пр.р. №13. Создание небольших текстовых документов с таблицами | 1 | | 1 | | |
29 | Пр.р. №14. Создание одностраничного документа, содержащего списки, таблицы, иллюстрации | 1 | | 1 | | |
30 | Создание интерактивных компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки Пр.р. №15. Создание презентации с гиперссылками. | 1 | | 1 | | |
31 | Пр.р. №16. Создание презентации с интерактивными элементами. | 1 | | 1 | | |
32 | Контрольная работа № 2 Информационные технологии | 1 | 1 | | | |
33 | Резерв | 1 | | | | |
34 | Резерв | 1 | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 16 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
КЛАСС
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл
КЛАСС
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
КЛАСС
Авторская мастерская Л.Л.Босовой https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/ Единая коллекция ЦОР (school-collection.edu.ru) Коллекция на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru)
КЛАСС
Авторская мастерская Л.Л.Босовой https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/ Единая коллекция ЦОР (school-collection.edu.ru) Коллекция на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru)
2