Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ново-Павловская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения учителей _________ цикла «28» августа 2018 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ В.А.Горобцова «28» августа 2018 г. | ПРИНЯТО на методическом совете ____________ Н.И.Буренко Протокол № 1 от 28.08.2018 г. |
| | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Ново-Павловской ООШ _________Г.Ф.Ткаченко Протокол педсовета № 8 от 28.08.2018г. Приказ № 91 от 28.08.2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
основное общее образование, 7 класс
1 час в неделю, всего – 35 часов
Учитель: Кривцова Ольга Анатольевна
Рабочая программа по информатике разработана для 7 класса. Исходными документами для составления рабочей программы явились:
Закон об образовании Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012;
Информатика. 7–9 классы : методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, 2-е изд., стереотип. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 464 с. : ил.
ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова, ИНФОРМАТИКА, Учебник для 7 класса. БИНОМ. Лаборатория знаний.2018год.
2018- 2019 учебный год
Планируемые результаты
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Выпускник научится:
понимать сущность основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
приводить примеры информационных процессов — процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных — в живой природе и технике;
оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных, канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить целые двоичные числа в десятичную систему счисления; сравнивать, складывать и вычитать числа в двоичной записи;
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» необязательно);
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Выпускник получит возможность научиться:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную систему счисления;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;
познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Содержание программы
1.Информация и информационные процессы
Информация и сигнал. Непрерывные и дискретные сигналы. Виды информации по способу восприятия её человеком. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Двоичное кодирование. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды.
Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации. 1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита. Информационный вес символа алфавита, произвольной мощности. Информационный объём сообщения. Единицы измерения информации (байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт).
Понятие информационного процесса. Основные информационные процессы: сбор, представление, обработка, хранение и передача информации. Два типа обработки информации: обработка, связанная с получением новой информации; обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Носители информации. Сетевое хранение информации. Всемирная паутина как мощнейшее информационное хранилище. Поиск информации. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Основные этапы развития ИКТ.
2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
Основные компоненты компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции. Программный принцип работы компьютера.
Устройства персонального компьютера и их основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации.
Компьютерная сеть. Сервер. Клиент. Скорость передачи данных по каналу связи.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Антивирусные программы. Архиваторы. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Организация индивидуального информационного пространства.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
3. Обработка графической информации
Пространственное разрешение монитора. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Глубина цвета. Видеосистема персонального компьютера.
Возможность дискретного представления визуальных данных (рисунки, картины, фотографии). Объём видеопамяти, необходимой для хранения визуальных данных.
Компьютерная графика (растровая, векторная, фрактальная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
4. Обработка текстовой информации
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.
Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов).
Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Стилевое форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. Информационный объём фрагмента текста.
5. Мультимедиа
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Возможность дискретного представления звука и видео.
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Композиция и монтаж.
Тематическое планирование.
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Информация и информационные процессы | 9 |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 |
3 | Обработка графической информации | 4 |
4 | Обработка текстовой информации | 9 |
5 | Мультимедиа | 3 |
6 | Промежуточная аттестация | 1 |
7 | Итоговое повторение | 2 |
| Итого за 7 класс | 35 |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Параграф учебника | Типы занятий | Дата план | Дата факт |
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места | Введение, № 1 | Урок повторения (актуализации ЗУН) | | |
| Тема «Информация и информационные процессы» | | | |
2 | Информация и ее свойства | § 1.1, № 2–7 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
3 | Информационные процессы. Обработка информации | § 1.2, № 8–14 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
4 | Информационные процессы. Хранение и передача информации | § 1.2, № 15–18 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
5 | Всемирная паутина как информационное хранилище | § 1.3, № 19–23 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
6 | Представление информации | § 1.4, № 24–35 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
7 | Дискретная форма представления информации | § 1.5, № 36–54 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
8 | Единицы измерения информации | § 1.6, № 55–74 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
9 | Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы». | Глава 1, № 75 | Урок развивающего контроля | | |
| Тема «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» | | | |
10 | Основные компоненты компьютера и их функции | § 2.1, № 76–85 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
11 | Персональный компьютер | § 2.2, № 86–102 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
12 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | § 2.3, № 103–109 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
13 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | § 2.3, № 103–109 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
14 | Файлы и файловые структуры | § 2.4, № 110–124 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
15 | Пользовательский интерфейс | § 2.5, № 125–126 | | | |
16 | Контрольная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». | Глава 2, № 127 | Урок развивающего контроля | | |
Тема «Обработка графической информации» | | | |
17 | Формирование изображения на экране монитора | § 3.1, № 128–154 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
18 | Компьютерная графика | § 3.2, № 155–163 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
19 | Создание графических изображений | § 3.3, № 164–171, 173 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
20 | Контрольная работа по теме «Обработка графической информации». | Глава 3, № 172 | Урок развивающего контроля | | |
Тема «Обработка текстовой информации» | | | |
21 | Текстовые документы и технологии их создания | § 4.1, № 174–177 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
22 | Создание текстовых документов на компьютере | § 4.2, № 178–191 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
23 | Прямое форматирование | § 4.3, № 192–195 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
24 | Стилевое форматирование | § 4.3, № 196–200 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
25 | Визуализация информации в текстовых документах | § 4.4, № 201–203 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
26 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | § 4.5, № 204–205 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
27 | Оценка количественных параметров текстовых документов | § 4.6, № 206–239 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
28 | Оформление реферата «История развития компьютерной техники» | | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
29 | Контрольная работа по теме «Обработка текстовой информации». | Глава 4, № 240 | Урок развивающего контроля | | |
30 | Технология мультимедиа | § 5.1, № 241–254 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
31 | Компьютерные презентации | § 5.2, № 241–254 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
32 | Создание мультимедийной презентации | § 5.2, № 241–254 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
33 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа за курс 7 класса. | | Урок развивающего контроля | | |
| Итоговое повторение | | | | |
34-35 | Основные понятия курса | Главы 1–4, раздел «Обобщение изученного в 7 классе» | Урок повторения (актуализации ЗУН) | | |