СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 7 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике 7 класс на 35 учебных часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 7 класс»

«РАССМОТРЕНО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО

Заместитель

Директор МБОУ

_______/ /

директора по УР

« »

протокол № _____ от

МБОУ «Лицей № 159»

_______/ /

«___» ________20  г.

_______/ /

Приказ №____


«___» ________20  г.

«___» ________20  г.














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по информатике в 7 классе


учителя информатики












Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _______ от

«_____» _________20  г.
















20 -20 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 7 класса в течение 35 часов (1 час в неделю).

Основными нормативными документами, определяющими содержание рабочей программы, являются:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №276-ФЗ

  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 с изменениями)

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897»

  4. Примерная программа базового курса «Информатика» для основной школы (7‑9 классы).

  5. Образовательная программа лицея по информатике.

  6. Положение о рабочей программе учителя МБОУ « »

Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на основной ступени обучения являются:

  • получение школьниками представления о сущности информационных процессов;

  • умение рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике;

  • классификация информации;

  • выделение общего и особенного;

  • умение устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д.

Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения. Базовый уровень преподавания предмета по стандарту рассчитан на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачам общего образования, задачами социализации.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Учащиеся должны

знать/понимать:

  • связь между информацией и знаниями человека;

  • что такое информационные процессы;

  • какие существуют носители информации;

  • функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

  • как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);

  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

  • типы и свойства устройств внешней памяти;

  • типы и назначение устройств ввода/вывода;

  • сущность программного управления работой компьютера;

  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

  • назначение программного обеспечения и его состав.

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

  • какие существуют области применения компьютерной графики;

  • назначение графических редакторов;

  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

  • что такое мультимедиа;

  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

  • включать и выключать компьютер;

  • пользоваться клавиатурой;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

  • просматривать на экране каталог диска;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

  • использовать антивирусные программы;

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

Личностные результаты

Ученик научится (или получит возможность научиться) критическому отношению к информации и избирательности её восприятия; уважению к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмыслению мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; познакомится с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями для профессионального самоопределения,

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД.

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

  • формирование умений ставить цель, планирование достижения этой цели;

  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:

  • Выполнять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, работать в группе.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

  • как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

  • измерять информационный объем текста (при использовании компьютерного алфавита);

  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

    • различать естественные и формальные языки;

    • определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

    • выполнять основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);

    • распознавать способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти, назначение графических редакторов, назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа;

определять основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

  1. Введение в предмет – 1 час.

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.

  1. Человек и информация – 6 часов (4+2).

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика: единицы измерения количества информации, измерение количества информации.

  1. Компьютер: устройство и программное обеспечение – 6 часов (2+4).

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом ОС; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

  1. Текстовая информация и компьютер – 10 часов (2+8)

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

Практика: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; постановка руки при вводе с клавиатуры; основные приемы ввода и редактирования текста; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

  1. Графическая информация и компьютер – 6 часов (2+4).

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

  1. Мультимедиа компьютерные презентации – 6 часов (2+4).

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ,
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; аудио- и видеомагнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

  • Операционная система Windows 10.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.) Explorer.

  • Клавиатурный тренажер – Solo.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, MS Office 2007.

  • Звуковой редактор – AudioCity.

  • Программа-переводчик – Сократ персональный.

  • Система оптического распознавания текста – Fine Reader.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.) – Media Player.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Семакин И.Г. Информатика: учебник для 7 класса / И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. – 6-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 168 с. : ил.

  2. Задачник-практикум по информатике в 2-х томах: Учебное пособие для средней школы / Под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

  3. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013

  4. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие М.: БИНОМ, Лаборатория знаний. 2017

  5. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К.; под общей редакцией Лапчика М.П. – М.: Издательский центр «Академия», 2011

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практическое задание №1. Единицы измерения количества информации

Практическое задание №2. Измерение количества информации

Практическое задание №3. Назначение и устройства компьютера. Компьютерная память

Практическое задание №4. Файловая система. Планирование собственного информационного пространства

Практическое задание №5. Пользовательский интерфейс

Практическое задание №6. Компьютер как универсальное средство обработки информации

Практическое задание №7. Создание и простейшее редактирование документов

Практическое задание №8. Форматирование текстовых документов

Практическое задание №9. Формулы и графические объекты в текстовых редакторах

Практическое задание №10. Создание и форматирование списков

Практическое задание №11. Таблица в текстовом документе

Практическое задание №12. Создание гипертекстового документа

Практическое задание №13. Системы перевода и распознавания текстов

Практическое задание №14. Обработка текстовой информации

Практическое задание №15. Кодирование изображения

Практическое задание №16. Растровая и векторная графика

Практическое задание №17. Работа с графическим редактором растрового типа

Практическое задание №18. Работа с графическим редактором векторного типа

Практическое задание №19. Компьютерные презентации

Практическое задание №20. Создание презентации с использованием готовых шаблонов

Практическое задание №21. Дизайн презентации и макеты слайдов

Практическое задание №22. Звуки и видеоизображения

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел

Количество
часов

Контрольная работа

Количество

Форма

Введение в предмет

1



Человек и информация

6

1

Контрольная работа

Первое знакомство с компьютером

6

1

Контрольная работа

Текстовая информация и компьютер

10

1

Контрольная работа

Графическая информация и компьютер

6

1

Контрольная работа

Технология мультимедиа

6




ИТОГО:

35

4




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Основные виды
деятельности

Кол-во часов

Дата
проведения

Примечание

План

Факт

Введение в предмет (1ч (1+0))

Введение в предмет информатики. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ

Чтение текста.
Выполнение заданий.

1




Человек и информация (6ч (4+2))

Информация и информационные объекты различных видов

Чтение текста.
Выполнение заданий.

1

12.09



Восприятие и представление информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов

Чтение текста.
Выполнение заданий.

1




Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Источник и приемник информации, канал связи. Сигнал, кодирование и декодирование

Чтение текста.
Выполнение заданий

1




Измерение количества информации. Дискретная форма представления информации

Чтение текста.
Выполнение заданий.

1




Единицы измерения количества информации. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов

Чтение текста.
Выполнение заданий.
Практическая работа №1

1




Измерение количества информации

Выполнение индивидуального задания.
Практическая работа №2

1




Компьютер: устройство и программное обеспечение (6ч (2+4))

Назначение и устройство компьютера. Программный принцип работы компьютера. Компьютерная память

Чтение текста.
Выполнение заданий.
Практическая работа №3.

1




Устройство персонального компьютера, его основные характеристики. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению

Чтение текста.
Выполнение заданий.

1




Программное обеспечение компьютера. Системное ПО и системы программирования. Представление о программировании

Чтение текста.
Выполнение заданий.

1




Файловая система. Оперирование компьютерными информационными объектами. Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Планирование собственного информационного пространства.

Чтение текста.
Выполнение заданий.
Практическая работа №4

1




Пользовательский интерфейс. Командное воздействие пользователя с компьютером

Чтение текста.
Выполнение заданий.
Практическая работа №5

1




Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Выполнение индивидуального задания.
Практическая работа №6

1




Текстовая информация и компьютер (10ч (2+8))

Тексты в памяти компьютера. Структурные элементы текста: символ, слово, строка, предложение, абзац, страница, раздел, ссылка, заголовок, оглавление

Чтение текста.
Выполнение заданий.

1




Текстовые редакторы. Создание и простейшее редактирование документов в текстовом процессоре. Рекомендации для начинающих. Непечатаемые символы. Правила набора текста. Приемы редактирования текста

Чтение текста.
Выполнение заданий.

1




Работа с текстовым редактором. Создание и простейшее редактирование документов. Исходное положение рук, расположение пальцев. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма. Сохранение текстового документа. Форматы текстовых документов

Чтение текста.
Выполнение заданий.
Практическая работа №7

1




Настройка параметров элементов текста: страницы, абзаца. Форматирование текстовых документов. Работа с фрагментами текста

Чтение текста.
Выполнение заданий.
Практическая работа №8

1




Дополнительные возможности текстовых процессоров. Формулы и графические объекты в текстовых редакторах. Вставка в документ формул, изображений

Чтение текста.
Выполнение заданий.
Практическая работа №9

1




Приемы форматирования в текстовых документах. Создание и форматирование списков. Печать текста

Чтение текста.
Выполнение заданий.
Практическая работа №10

1




Таблица в текстовом документе. Выравнивание содержимого ячеек

Чтение текста.
Выполнение заданий.
Практическая работа №11

1




Создание гипертекстового документа. Выделение изменений. Проверка правописания, словари

Чтение текста.
Выполнение заданий.
Практическая работа №12

1




Системы перевода и распознавания текстов

Чтение текста.
Выполнение заданий.
Практическая работа №13

1




Обработка текстовой информации. Примеры деловой переписки, учебной публикации. Планирование работы над текстом

Выполнение индивидуального задания.
Практическая работа №14

1




Графическая информация и компьютер (6ч (2+4))

Компьютерная графика. Интерфейс графического редактора. Форматы графических файлов. Использование готовых графических объектов

Чтение текста.
Выполнение заданий.

1




Технические средства компьютерной графики. Ввод изображений с помощью сканера

Чтение текста.
Выполнение заданий.

1




Кодирование изображения. Пиксель. Информационный вес пикселя. Видеокарта

Чтение текста.
Выполнение заданий.
Практическая работа №15

1




Растровая и векторная графика

Чтение текста.
Выполнение заданий.
Практическая работа №16

1




Работа с графическим редактором растрового типа. Использование примитивов и шаблонов

Чтение текста.
Выполнение заданий.
Практическая работа №17

1




Работа с графическим редактором векторного типа. Геометрические и стилевые преобразования

Выполнение индивидуального задания.
Практическая работа №18

1




Форматы графических файлов

Чтение текста.
Выполнение заданий.

1




Мультимедиа и компьютерные презентации (6ч (2+4))

Мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук

Чтение текста.
Выполнение заданий.

1




Технические средства мультимедиа

Чтение текста.
Выполнение заданий.
Практическая работа №19

1




Компьютерные презентации. Создание презентации с использованием готовых шаблонов: оформление слайдов. Использование стандартных графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Дизайн презентации и макеты слайдов. Демонстрация слайдов

Чтение текста.
Выполнение заданий.
Практическая работа №20

1




Дискретизация аналогового сигнала

Чтение текста.
Выполнение заданий.
Практическая работа №21

1




Представление и обработка звука. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж

Чтение текста.
Выполнение заданий.
Практическая работа №22

1