«РАССМОТРЕНО» | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДАЮ» |
Руководитель МО | Заместитель | Директор МБОУ |
_______/ / | директора по УР | « » |
протокол № _____ от | МБОУ «Лицей № 159» | _______/ / |
«___» ________20 г. | _______/ / | Приказ №____ |
| «___» ________20 г. | «___» ________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике в 7 классе
учителя информатики
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _______ от
«_____» _________20 г.
20 -20 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 7 класса в течение 35 часов (1 час в неделю).
Основными нормативными документами, определяющими содержание рабочей программы, являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №276-ФЗ
Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 с изменениями)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897»
Примерная программа базового курса «Информатика» для основной школы (7‑9 классы).
Образовательная программа лицея по информатике.
Положение о рабочей программе учителя МБОУ « »
Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» на основной ступени обучения являются:
получение школьниками представления о сущности информационных процессов;
умение рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике;
классификация информации;
выделение общего и особенного;
умение устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д.
Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения. Базовый уровень преподавания предмета по стандарту рассчитан на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачам общего образования, задачами социализации.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Учащиеся должны
знать/понимать:
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
что такое мультимедиа;
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране каталог диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы;
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Личностные результаты
Ученик научится (или получит возможность научиться) критическому отношению к информации и избирательности её восприятия; уважению к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмыслению мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; познакомится с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями для профессионального самоопределения,
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель, планирование достижения этой цели;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:
Выполнять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, работать в группе.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
различать естественные и формальные языки;
определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
выполнять основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
распознавать способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти, назначение графических редакторов, назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа;
определять основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение в предмет – 1 час.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.
Человек и информация – 6 часов (4+2).
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика: единицы измерения количества информации, измерение количества информации.
Компьютер: устройство и программное обеспечение – 6 часов (2+4).
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом ОС; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Текстовая информация и компьютер – 10 часов (2+8)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; постановка руки при вводе с клавиатуры; основные приемы ввода и редактирования текста; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Графическая информация и компьютер – 6 часов (2+4).
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
Мультимедиа компьютерные презентации – 6 часов (2+4).
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ,
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; аудио- и видеомагнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
Операционная система Windows 10.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.) Explorer.
Клавиатурный тренажер – Solo.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, MS Office 2007.
Звуковой редактор – AudioCity.
Программа-переводчик – Сократ персональный.
Система оптического распознавания текста – Fine Reader.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.) – Media Player.
ЛИТЕРАТУРА
Семакин И.Г. Информатика: учебник для 7 класса / И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. – 6-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 168 с. : ил.
Задачник-практикум по информатике в 2-х томах: Учебное пособие для средней школы / Под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие М.: БИНОМ, Лаборатория знаний. 2017
Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К.; под общей редакцией Лапчика М.П. – М.: Издательский центр «Академия», 2011
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Практическое задание №1. Единицы измерения количества информации
Практическое задание №2. Измерение количества информации
Практическое задание №3. Назначение и устройства компьютера. Компьютерная память
Практическое задание №4. Файловая система. Планирование собственного информационного пространства
Практическое задание №5. Пользовательский интерфейс
Практическое задание №6. Компьютер как универсальное средство обработки информации
Практическое задание №7. Создание и простейшее редактирование документов
Практическое задание №8. Форматирование текстовых документов
Практическое задание №9. Формулы и графические объекты в текстовых редакторах
Практическое задание №10. Создание и форматирование списков
Практическое задание №11. Таблица в текстовом документе
Практическое задание №12. Создание гипертекстового документа
Практическое задание №13. Системы перевода и распознавания текстов
Практическое задание №14. Обработка текстовой информации
Практическое задание №15. Кодирование изображения
Практическое задание №16. Растровая и векторная графика
Практическое задание №17. Работа с графическим редактором растрового типа
Практическое задание №18. Работа с графическим редактором векторного типа
Практическое задание №19. Компьютерные презентации
Практическое задание №20. Создание презентации с использованием готовых шаблонов
Практическое задание №21. Дизайн презентации и макеты слайдов
Практическое задание №22. Звуки и видеоизображения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел | Количество часов | Контрольная работа |
Количество | Форма |
| Введение в предмет | 1 | | |
| Человек и информация | 6 | 1 | Контрольная работа |
| Первое знакомство с компьютером | 6 | 1 | Контрольная работа |
| Текстовая информация и компьютер | 10 | 1 | Контрольная работа |
| Графическая информация и компьютер | 6 | 1 | Контрольная работа |
| Технология мультимедиа | 6 | | |
| ИТОГО: | 35 | 4 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Основные виды деятельности | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
Введение в предмет (1ч (1+0)) |
| Введение в предмет информатики. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ | Чтение текста. Выполнение заданий. | 1 | | | |
Человек и информация (6ч (4+2)) |
| Информация и информационные объекты различных видов | Чтение текста. Выполнение заданий. | 1 | 12.09 | | |
| Восприятие и представление информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов | Чтение текста. Выполнение заданий. | 1 | | | |
| Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Источник и приемник информации, канал связи. Сигнал, кодирование и декодирование | Чтение текста. Выполнение заданий | 1 | | | |
| Измерение количества информации. Дискретная форма представления информации | Чтение текста. Выполнение заданий. | 1 | | | |
| Единицы измерения количества информации. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов | Чтение текста. Выполнение заданий. Практическая работа №1 | 1 | | | |
| Измерение количества информации | Выполнение индивидуального задания. Практическая работа №2 | 1 | | | |
Компьютер: устройство и программное обеспечение (6ч (2+4)) |
| Назначение и устройство компьютера. Программный принцип работы компьютера. Компьютерная память | Чтение текста. Выполнение заданий. Практическая работа №3. | 1 | | | |
| Устройство персонального компьютера, его основные характеристики. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению | Чтение текста. Выполнение заданий. | 1 | | | |
| Программное обеспечение компьютера. Системное ПО и системы программирования. Представление о программировании | Чтение текста. Выполнение заданий. | 1 | | | |
| Файловая система. Оперирование компьютерными информационными объектами. Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Планирование собственного информационного пространства. | Чтение текста. Выполнение заданий. Практическая работа №4 | 1 | | | |
| Пользовательский интерфейс. Командное воздействие пользователя с компьютером | Чтение текста. Выполнение заданий. Практическая работа №5 | 1 | | | |
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации | Выполнение индивидуального задания. Практическая работа №6 | 1 | | | |
Текстовая информация и компьютер (10ч (2+8)) |
| Тексты в памяти компьютера. Структурные элементы текста: символ, слово, строка, предложение, абзац, страница, раздел, ссылка, заголовок, оглавление | Чтение текста. Выполнение заданий. | 1 | | | |
| Текстовые редакторы. Создание и простейшее редактирование документов в текстовом процессоре. Рекомендации для начинающих. Непечатаемые символы. Правила набора текста. Приемы редактирования текста | Чтение текста. Выполнение заданий. | 1 | | | |
| Работа с текстовым редактором. Создание и простейшее редактирование документов. Исходное положение рук, расположение пальцев. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма. Сохранение текстового документа. Форматы текстовых документов | Чтение текста. Выполнение заданий. Практическая работа №7 | 1 | | | |
| Настройка параметров элементов текста: страницы, абзаца. Форматирование текстовых документов. Работа с фрагментами текста | Чтение текста. Выполнение заданий. Практическая работа №8 | 1 | | | |
| Дополнительные возможности текстовых процессоров. Формулы и графические объекты в текстовых редакторах. Вставка в документ формул, изображений | Чтение текста. Выполнение заданий. Практическая работа №9 | 1 | | | |
| Приемы форматирования в текстовых документах. Создание и форматирование списков. Печать текста | Чтение текста. Выполнение заданий. Практическая работа №10 | 1 | | | |
| Таблица в текстовом документе. Выравнивание содержимого ячеек | Чтение текста. Выполнение заданий. Практическая работа №11 | 1 | | | |
| Создание гипертекстового документа. Выделение изменений. Проверка правописания, словари | Чтение текста. Выполнение заданий. Практическая работа №12 | 1 | | | |
| Системы перевода и распознавания текстов | Чтение текста. Выполнение заданий. Практическая работа №13 | 1 | | | |
| Обработка текстовой информации. Примеры деловой переписки, учебной публикации. Планирование работы над текстом | Выполнение индивидуального задания. Практическая работа №14 | 1 | | | |
Графическая информация и компьютер (6ч (2+4)) |
| Компьютерная графика. Интерфейс графического редактора. Форматы графических файлов. Использование готовых графических объектов | Чтение текста. Выполнение заданий. | 1 | | | |
| Технические средства компьютерной графики. Ввод изображений с помощью сканера | Чтение текста. Выполнение заданий. | 1 | | | |
| Кодирование изображения. Пиксель. Информационный вес пикселя. Видеокарта | Чтение текста. Выполнение заданий. Практическая работа №15 | 1 | | | |
| Растровая и векторная графика | Чтение текста. Выполнение заданий. Практическая работа №16 | 1 | | | |
| Работа с графическим редактором растрового типа. Использование примитивов и шаблонов | Чтение текста. Выполнение заданий. Практическая работа №17 | 1 | | | |
| Работа с графическим редактором векторного типа. Геометрические и стилевые преобразования | Выполнение индивидуального задания. Практическая работа №18 | 1 | | | |
| Форматы графических файлов | Чтение текста. Выполнение заданий. | 1 | | | |
Мультимедиа и компьютерные презентации (6ч (2+4)) |
| Мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук | Чтение текста. Выполнение заданий. | 1 | | | |
| Технические средства мультимедиа | Чтение текста. Выполнение заданий. Практическая работа №19 | 1 | | | |
| Компьютерные презентации. Создание презентации с использованием готовых шаблонов: оформление слайдов. Использование стандартных графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Дизайн презентации и макеты слайдов. Демонстрация слайдов | Чтение текста. Выполнение заданий. Практическая работа №20 | 1 | | | |
| Дискретизация аналогового сигнала | Чтение текста. Выполнение заданий. Практическая работа №21 | 1 | | | |
| Представление и обработка звука. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж | Чтение текста. Выполнение заданий. Практическая работа №22 | 1 | | | |