СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 7 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка рабочей программы в связи с введение новых ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 7 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №56»




СОГЛАСОВАНО


Дата_______________________

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

__________/Моторнова М.Ю./



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы_____________Т.Н.Озерова

Приказ № 01-02/189 от 28.08.2018






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ____информатике_______


в ______7-х____________


__________Корчевцева Л.И.__________



на____2018-2019_______
















город Ярославль

2018

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

  • Основной образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средней школы №56». Утверждена 04.09.2015 г. Приказ № 01-14/329

  • Методического письма о преподавании учебного предмета «Информатика» в 2017-2018 учебном году (региональный уровень)

  • Приказа директора «О годовом календарном учебном графике» №01-14/345 от 30.08.2017г.

Цели изучения предмета «Информатика»:

  • Формирование личности, готовой жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.

  • Освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формировании целостной научной картины мира и составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях;

  • Формирование представлений о важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества;

  • Осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • Приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности;

  • Овладение умениями создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значительной информации и личную информационную безопасность;

  • Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


Задачи изучения учебного предмета:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными пакетами программ;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • формировать универсальные учебные действия.

Количество часов, отводимых на изучение «Информатика в_7__ классе по федеральному учебному плану – 34 часов (1 час в неделю); по приказу директора школы продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, поэтому рабочая программа составлена на 34часа.

Используемый учебник Босова Л.Л., Босова А.Ю., Информатика , Бином, 2015) входит в федеральный перечень.

Проекты и исследования в каждом из разделов выносятся на внеурочную деятельность по «Информатика», они выполняются по выбору и желанию учащихся. На общественную презентацию индивидуальных проектов в классе отводится не менее 1-2 уроков в учебный год или часть нескольких уроков.

Для развития коммуникативных УУД обучающихся систематически планируется проведение уроков в парной и групповой форме; выполнение домашних заданий учащимися с использованием ИКТ.

Личностные результаты

Обучающийся сможет:

*осознавать ответственность человека за общее благополучие, давать положительные и отрицательные оценки поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей;

*уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания;

*учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;

* понимать необходимость учения, выраженного в преобладании учебно­-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

* видеть смыслы деятельности, осознавать необходимость самообразования;

*быть готовым противостоять любым видам насилия;

*признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях

*знать основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

Метапредметные результаты

Межпредметные понятия

Проектная деятельность:

обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

Приобретение навыков работы с информацией

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся сможет:

*ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

* находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте;

- различать темы и подтемы специального текста;

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся сможет:

*структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы и изображения; *преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; *интерпретировать текст - делать выводы из сформулированных посылок;

*заполнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Работа с текстом: оценка информации

*откликаться на содержание текста: - связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; - оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; - находить доводы в защиту своей точки зрения; * критически относиться к рекламной информации;

*определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

*осваивать навыки целеполагания, включая постановку новых целей;

* преобразовывать практическую задачу в познавательную;

*определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

*формулировать тему урока и его последующее содержание;

*определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

*определять последовательность действий в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм(план);

*находить из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

*создавать совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

*анализировать причины проблем и неудач в выполнении деятельности и находить рациональные способы их устранения;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

*свободно пользоваться выработанными совместно с учителем и сверстниками критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

*отслеживать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

*анализировать по плану (алгоритму) собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

*адекватно оценивать собственные возможности в отношении решения поставленной задачи;

*самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

*строить (по плану, алгоритму) логическую цепочку рассуждений;

*выделять явление из общего ряда других явлений;

* строить рассуждение по плану (образцу), предложенному учителем, от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

*по предложенному плану (алгоритму) определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

*создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления в соответствии с поставленной учителем задачей;

*строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

8. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Общее понимание текста, ориентация в тексте:

- выявлять (находить) информацию, содержащуюся в тексте;

- находить в тексте ответ на поставленный вопрос;

- находить и извлекать информацию из текста;

- определять основное содержание текста;

- определять ключевые темы текста;

- сопоставлять вербальную и графическую информацию;

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста:

- выявлять информацию, содержащуюся в разных частях текста в явном и неявном виде;

- находить собственную аргументацию для утверждений из текста;

Использование информации из текста для различных целей:

- применять изложенное в тексте для решения задачи;

- применять правило, приведенное в тексте, в новой ситуации;

- перекодировать информацию;

- использовать информацию, приведенную в тексте, в новой ситуации;

- использовать информацию из текста для решения задач;

- использовать информацию из текста для решения проблемы;

- сопоставлять информацию из текста с новой информацией, имеющейся в задании;

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

*выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем

* в соответствии с заданием учителя осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

Коммукативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

*организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

*чётко формулировать цели совместной деятельности группы;

*критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

*предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

*сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования, и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

*выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, докладом, рефератом;

*правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

*использовать невербальные средства или наглядные материалы (презентации, графики, диаграммы, видео и аудиоматериалы и др.), подготовленные/отобранные под руководством учителя;


13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

*использовать текстовый редактор для написания писем, сочинений, докладов, рефератов, «PowerPoint» для создания презентаций, «Excel» и др.;

*знать об информационной гигиене и правилах информационной безопасности


Тематическое планирование


Тема

Часов

1

Информация и информационные процессы

9

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

7

3

Обработка графической информации

4

4

Обработка текстовой информации

9

5

Мультимедиа

5


Итого

34


Календарно-тематическое (поурочное) планирование

7 класс

п/п

Тема урока

§

Дата проведения

Предметные результаты

План

Факт

1.

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и правила работы на компьютере.

Введение

05.09


Выпускник научится:

  • осознавать значения информатики в повседневной жизни человека;

  • владеть информационной и культурой;

  • понимать роль информационных процессов в современном мире;

  • различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс,

  • различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;

  • приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе

  • оперировать единицами измерения количества информации;

  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;

  • кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;

  • оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);

  • определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);

  • определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода.

Ученик получит возможность научиться:

  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита;

  • узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1.


Тема Информация и информационные процессы



2.

Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки. Информация и её свойства. Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком.

§1.1.

12.09


3.

Информационные процессы. Обработка информации. Вводный контроль.

§1.2.

19.09


4.

Информационные процессы. Хранение и передача информации.

§1.2.

26.09


5.

Всемирная паутина как информационное хранилище. Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы. Поисковые машины.

§1.3.

03.10


6.

Представление информации. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.

Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите.

§1.4

10.10


7.

Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. Измерение и дискретизация. Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных.

§1.5.

17.10


8.

Алфавитный подход к измерению информации. Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т.д. Количество информации, содержащееся в сообщении.

§1.6.

24.10


9.

Всероссийский урок «Безопасный Интернет». Измерение информации. Тестовая работа «Информация и информационные процессы».

Подход А.Н. Колмогорова к определению количества информации


31.10


Тема Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией




10.

Техника безопасности и правила работы на компьютере. Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики. Физические ограничения на значения характеристик компьютеров. Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой природе.

§2.1

14.11


Выпускник научится:

  • представлять компьютер как универсальное устройство обработки информации;

  • узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;

  • определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;

  • узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;

  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

  • выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);

  • разбираться в иерархической структуре файловой системы;

  • осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;

Ученик получит возможность научиться:

  • развивать основные навыки и умения использования компьютерных устройств;

  • осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;

  • узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.

  • научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства.


11.

Персональный компьютер. Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные комплексы. Роботизированные производства, аддитивные технологии (3D-принтеры).

§2.2

21.11


12.

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение.

§2.3.

28.11


13.

Всероссийский урок «Урок цифры». Системы программирования и прикладное программное обеспечение. Архивирование и разархивирование.

§2.3

05.12


14.

Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Типы файлов. Характерные размеры файлов различных типов. Файловый менеджер. Поиск в файловой системе.

§2.4.

12.12


15.

Пользовательский интерфейс. Тестовая работа «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

§2.5

19.12


16.

Анализ тестовой работы. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры.


26.12


Тема Обработка графической информации




17.

Техника безопасности и правила работы на компьютере. Формирование изображения на экране компьютера. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели HSB и CMY. Глубина кодирования.

§3.1

16.01


Ученик научится:

  • применять основные правила создания текстовых документов;

  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;

Ученик получит возможность научиться:

18.

Компьютерная графика. Знакомство с растровой и векторной графикой. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений. Знакомство с графическими редакторами.

§3.2

23.01


19.

Создание графических изображений. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

§3.3

30.01


  • применять основные правила создания текстовых документов;

  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;

Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):

  • навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем (файловые менеджеры, текстовые редакторы)

  • приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных и т. п.;

  • владеть навыками и умениями безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете;

  • познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;

узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.


20.

Безопасный интернет. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Тестовая работа.


06.02


Тема Обработка текстовой информации



21.

Анализ тестовой работы. Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ).

§4.1

13.02


22.

Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов.

§4.2

20.02


23.

Прямое форматирование. Свойства страницы, абзаца, символа.

§4.3

27.02


24.

Стилевое форматирование

§4.3

06.03


25.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др.

§4.4

13.03


26.

Проверка правописания, словари. Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.

§4.5

20.03


27.

Техника безопасности и правила работы на компьютере. Оценка количественных параметров текстовых документов. Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного. Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов.

§4.6

10.04


28.

Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация. Оформление реферата: История вычислительной техники.

Практическая работа.


17.04


29.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Внутренний мониторинг.


24.04


Тема Мультимедиа



30.

Технология мультимедиа. Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений и звуковых файлов.

§5.1

08.05



31.

Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов. Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования.

ВМ: Тестовая работа «Мультимедиа».

§5.2

15.05


32.

Создание мультимедийной презентации. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). ВМ: итоговая тестовая работа.

§5.2

22.05


33.

Общественная презентация индивидуальных проектов


29.05


34.

Общественная презентация индивидуальных проектов.


???


Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 7–9 классов
  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  7. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.

  9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»

  10. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»

  11. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»

  12. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)