Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №56»
СОГЛАСОВАНО Дата_______________________ заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________/Моторнова М.Ю./ | УТВЕРЖДАЮ Директор школы_____________Т.Н.Озерова Приказ № 01-02/189 от 28.08.2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ____информатике_______
в ______7-х____________
__________Корчевцева Л.И.__________
на____2018-2019_______
город Ярославль
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
Основной образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средней школы №56». Утверждена 04.09.2015 г. Приказ № 01-14/329
Методического письма о преподавании учебного предмета «Информатика» в 2017-2018 учебном году (региональный уровень)
Приказа директора «О годовом календарном учебном графике» №01-14/345 от 30.08.2017г.
Цели изучения предмета «Информатика»:
Формирование личности, готовой жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.
Освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формировании целостной научной картины мира и составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях;
Формирование представлений о важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества;
Осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
Приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности;
Овладение умениями создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значительной информации и личную информационную безопасность;
Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи изучения учебного предмета:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными пакетами программ;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
формировать универсальные учебные действия.
Количество часов, отводимых на изучение «Информатика в_7__ классе по федеральному учебному плану – 34 часов (1 час в неделю); по приказу директора школы продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, поэтому рабочая программа составлена на 34часа.
Используемый учебник Босова Л.Л., Босова А.Ю., Информатика , Бином, 2015) входит в федеральный перечень.
Проекты и исследования в каждом из разделов выносятся на внеурочную деятельность по «Информатика», они выполняются по выбору и желанию учащихся. На общественную презентацию индивидуальных проектов в классе отводится не менее 1-2 уроков в учебный год или часть нескольких уроков.
Для развития коммуникативных УУД обучающихся систематически планируется проведение уроков в парной и групповой форме; выполнение домашних заданий учащимися с использованием ИКТ.
Личностные результаты
Обучающийся сможет:
*осознавать ответственность человека за общее благополучие, давать положительные и отрицательные оценки поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей;
*уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания;
*учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;
* понимать необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
* видеть смыслы деятельности, осознавать необходимость самообразования;
*быть готовым противостоять любым видам насилия;
*признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях
*знать основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Метапредметные результаты
Межпредметные понятия
Проектная деятельность:
обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
Приобретение навыков работы с информацией
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся сможет:
*ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
* находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте;
- различать темы и подтемы специального текста;
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся сможет:
*
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы и изображения; *преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; *интерпретировать текст - делать выводы из сформулированных посылок; *заполнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Работа с текстом: оценка информации
*
откликаться на содержание текста: - связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; - оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; - находить доводы в защиту своей точки зрения; * критически относиться к рекламной информации; *определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
*осваивать навыки целеполагания, включая постановку новых целей;
* преобразовывать практическую задачу в познавательную;
*определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
*формулировать тему урока и его последующее содержание;
*определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
*определять последовательность действий в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм(план);
*находить из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
*создавать совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
*анализировать причины проблем и неудач в выполнении деятельности и находить рациональные способы их устранения;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
*свободно пользоваться выработанными совместно с учителем и сверстниками критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
*отслеживать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
*анализировать по плану (алгоритму) собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
*адекватно оценивать собственные возможности в отношении решения поставленной задачи;
*самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
*строить (по плану, алгоритму) логическую цепочку рассуждений;
*выделять явление из общего ряда других явлений;
* строить рассуждение по плану (образцу), предложенному учителем, от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
*по предложенному плану (алгоритму) определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
*создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления в соответствии с поставленной учителем задачей;
*строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
8. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
Общее понимание текста, ориентация в тексте:
- выявлять (находить) информацию, содержащуюся в тексте;
- находить в тексте ответ на поставленный вопрос;
- находить и извлекать информацию из текста;
- определять основное содержание текста;
- определять ключевые темы текста;
- сопоставлять вербальную и графическую информацию;
Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста:
- выявлять информацию, содержащуюся в разных частях текста в явном и неявном виде;
- находить собственную аргументацию для утверждений из текста;
Использование информации из текста для различных целей:
- применять изложенное в тексте для решения задачи;
- применять правило, приведенное в тексте, в новой ситуации;
- перекодировать информацию;
- использовать информацию, приведенную в тексте, в новой ситуации;
- использовать информацию из текста для решения задач;
- использовать информацию из текста для решения проблемы;
- сопоставлять информацию из текста с новой информацией, имеющейся в задании;
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
*выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем
* в соответствии с заданием учителя осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
Коммукативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
*организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
*чётко формулировать цели совместной деятельности группы;
*критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
*предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
*сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования, и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
*выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, докладом, рефератом;
*правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
*использовать невербальные средства или наглядные материалы (презентации, графики, диаграммы, видео и аудиоматериалы и др.), подготовленные/отобранные под руководством учителя;
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
*использовать текстовый редактор для написания писем, сочинений, докладов, рефератов, «PowerPoint» для создания презентаций, «Excel» и др.;
*знать об информационной гигиене и правилах информационной безопасности
Тематическое планирование
№ | Тема | Часов |
1 | Информация и информационные процессы | 9 |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации. | 7 |
3 | Обработка графической информации | 4 |
4 | Обработка текстовой информации | 9 |
5 | Мультимедиа | 5 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое (поурочное) планирование
7 класс
№ п/п | Тема урока | § | Дата проведения | Предметные результаты |
План | Факт |
1. | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и правила работы на компьютере. | Введение | 05.09 | | Выпускник научится: осознавать значения информатики в повседневной жизни человека; владеть информационной и культурой; понимать роль информационных процессов в современном мире; различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях; приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице; оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи); определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов); определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода. Ученик получит возможность научиться: научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита; узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1. |
Тема Информация и информационные процессы | | |
2. | Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки. Информация и её свойства. Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком. | §1.1. | 12.09 | |
3. | Информационные процессы. Обработка информации. Вводный контроль. | §1.2. | 19.09 | |
4. | Информационные процессы. Хранение и передача информации. | §1.2. | 26.09 | |
5. | Всемирная паутина как информационное хранилище. Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы. Поисковые машины. | §1.3. | 03.10 | |
6. | Представление информации. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование. Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите. | §1.4 | 10.10 | |
7. | Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. Измерение и дискретизация. Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. | §1.5. | 17.10 | |
8. | Алфавитный подход к измерению информации. Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т.д. Количество информации, содержащееся в сообщении. | §1.6. | 24.10 | |
9. | Всероссийский урок «Безопасный Интернет». Измерение информации. Тестовая работа «Информация и информационные процессы». Подход А.Н. Колмогорова к определению количества информации | | 31.10 | |
Тема Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | | | |
10. | Техника безопасности и правила работы на компьютере. Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики. Физические ограничения на значения характеристик компьютеров. Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой природе. | §2.1 | 14.11 | | Выпускник научится: узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств; определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера; узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров; описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров; подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче; выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы); разбираться в иерархической структуре файловой системы; осуществлять поиск файлов средствами операционной системы; Ученик получит возможность научиться: осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей; узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера. научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства. |
11. | Персональный компьютер. Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные комплексы. Роботизированные производства, аддитивные технологии (3D-принтеры). | §2.2 | 21.11 | |
12. | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение. | §2.3. | 28.11 | |
13. | Всероссийский урок «Урок цифры». Системы программирования и прикладное программное обеспечение. Архивирование и разархивирование. | §2.3 | 05.12 | |
14. | Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Типы файлов. Характерные размеры файлов различных типов. Файловый менеджер. Поиск в файловой системе. | §2.4. | 12.12 | |
15. | Пользовательский интерфейс. Тестовая работа «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». | §2.5 | 19.12 | |
16. | Анализ тестовой работы. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры. | | 26.12 | |
Тема Обработка графической информации | | | |
17. | Техника безопасности и правила работы на компьютере. Формирование изображения на экране компьютера. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели HSB и CMY. Глубина кодирования. | §3.1 | 16.01 | | Ученик научится: применять основные правила создания текстовых документов; использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов; использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций; Ученик получит возможность научиться: |
18. | Компьютерная графика. Знакомство с растровой и векторной графикой. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений. Знакомство с графическими редакторами. | §3.2 | 23.01 | |
19. | Создание графических изображений. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты. | §3.3 | 30.01 | | применять основные правила создания текстовых документов; использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов; использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций; Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе): навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем (файловые менеджеры, текстовые редакторы) приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных и т. п.; владеть навыками и умениями безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете; познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом; узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных. |
20. | Безопасный интернет. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Тестовая работа. | | 06.02 | |
Тема Обработка текстовой информации | | |
21. | Анализ тестовой работы. Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). | §4.1 | 13.02 | |
22. | Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. | §4.2 | 20.02 | |
23. | Прямое форматирование. Свойства страницы, абзаца, символа. | §4.3 | 27.02 | |
24. | Стилевое форматирование | §4.3 | 06.03 | |
25. | Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. | §4.4 | 13.03 | |
26. | Проверка правописания, словари. Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод. | §4.5 | 20.03 | |
27. | Техника безопасности и правила работы на компьютере. Оценка количественных параметров текстовых документов. Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного. Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов. | §4.6 | 10.04 | |
28. | Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация. Оформление реферата: История вычислительной техники. Практическая работа. | | 17.04 | |
29. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Внутренний мониторинг. | | 24.04 | |
Тема Мультимедиа | | |
30. | Технология мультимедиа. Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений и звуковых файлов. | §5.1 | 08.05 | | |
31. | Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов. Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования. ВМ: Тестовая работа «Мультимедиа». | §5.2 | 15.05 | |
32. | Создание мультимедийной презентации. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). ВМ: итоговая тестовая работа. | §5.2 | 22.05 | |
33. | Общественная презентация индивидуальных проектов | | 29.05 | |
34. | Общественная презентация индивидуальных проектов. | | ??? | |
Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 7–9 классов
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)