Рабочая программа для 7 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ авторской программы И.Г.Семакина.
Согласно базисному учебному плану на изучение информатики в 7 классе отводится 1 час в неделю (35 часов в год).
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
№ | Разделы и темы | Количество часов | Тип урока | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | Виды и формы контроля | Д/З | Дата |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
по плану | факт |
1. Человек и информация. | 5 | | | | | | | | |
| Введение. Техника безопасности. Информация и знания | 1 | Лекция. Изучение нового мат-ла | умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования» | прогнозирование результата деятельности и его характеристики | постановка вопросов; формирование умения работать в парах и малых группах. | Эвристическая беседа | § 1 с12-15 №4 | | |
| Восприятие и представление информации | 1 | Комб-нный (повтор+ нов. матер.) | умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования». | владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно | формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать | Текущий контроль. Опрос. | § 2 с15-19 №8 | | |
| Информационные процессы. Входная контрольная работа | 1 | Комб-нный (пров+ нов. мат) | действие смыслообразования, устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, (интерес, мотивация); | планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий | формирование умения работать в парах и малых группах; формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов). | Текущий контроль. Опрос. Тестирование | § 3 с19-24 №4 | | |
| Измерение информации. Единицы измерения информации. | 1 | Комб-нный (пров+ нов. мат) | формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире. | получение опыта использования методов и средств информатики | формирование умения работать в парах и малых группах; формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.). | Текущий контроль. Опрос. | § 4 С23-27 №6 | | |
| Контрольная работа по теме «Измерение информации». | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»;формирования желания выполнять учебные действия. | умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи | инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Тестирование | § 1-4 с12-27 | | |
2. Первое знакомство с компьютером. | 5 | | | | | | | | |
| Назначение и устройство компьютера. | 1 | Комб-нный (повтор+ нов. матер.) | умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования» | планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий | формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов). | Текущий контроль. Опрос. | § 5 С40-42 №5 | | |
| Компьютерная память. Как устроен персональный компьютер | 1 | Комб-нный (повтор+ нов. матер.) | действие нравствено-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо») | владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно | формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать | Текущий контроль. Опрос. | § 6,7 С43-52 №2(с52) | | |
| Основные характеристики ПК. Программное обеспечение компьютера. | 1 | Комб-нный (повтор+ нов. матер.) | формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире. | коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий | формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов). | Текущий контроль. Опрос. | § 8,9,10 С52-61 №2(с61) | | |
| О системном ПО и системах программирования. Пользовательский интерфейс. Файлы и файловые структуры. | 1 | Комб-нный (повтор+ нов. матер.) | умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования» | планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий | определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Текущий контроль. Опрос. | § 11,12 С61-70 №3(с70) | | |
| Практическая работа «Работа с файловой структурой ОС». Контрольное тестирование. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение» | получение опыта использования методов и средств информатики | умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Практикум. Тестирование | § 12 С65-70 | | |
3. Текстовая информация и компьютер | 9 | | | | | | | | |
| Тексты в компьютерной памяти | 1 | Комб-нный (повтор+ нов. матер.) | формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире. | планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий | умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения работать в парах и малых группах | Текущий контроль. Опрос. | § 13 С76-82 №6 | | |
| Текстовые редакторы и текстовые процессоры. | 1 | Комб-нный (повтор+ нов. матер.) | использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. | прогнозирование результата деятельности и его характеристики | оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.) | Текущий контроль. Опрос. | §14,15 С83-91 №1(с85) | | |
| Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования». | 1 | Практикум | умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение» | владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно | оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, умение отличать корректную аргументацию от некорректной | Фронтальный опрос, практикум | §14 с83-85 | | |
| Работа с текстовым редактором. | 1 | Практикум | действие смыслообразования, устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, (интерес, мотивация); | коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий | понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации | Фронтальный опрос, практикум. | §15, с85-91, №2(с91) | | |
| Практическая работа «Форматирование текста». | 1 | Практикум | использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. | планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий | оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.) | Фронтальный опрос, практикум. | §15, с85-91, №4(с91) | | |
| Работа с фрагментами текста. | 1 | Практикум | действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»); формирования желания выполнять учебные действия. | выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи | формирование умения работать в парах и малых группах. определение цели, функций участников, способов взаимодействия | Фронтальный опрос, практикум. | §15, с85-91, №8(с91) | | |
| Практическая работа «Работа с таблицами». | 1 | Практикум | умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение», формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе | владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно | формирование умения работать в парах и малых группах | Фронтальный опрос, практикум. | §16, с92-97, №10 | | |
| Дополнительные возможности текстового редактора. Практическая работа «Возможности текстового редактора». | 1 | Практикум | использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. | получение опыта использования методов и средств информатики | формирование умения работать в парах и малых группах. определение цели, функций участников, способов взаимодействия | Фронтальный опрос, практикум. | §17, с97-100, №4 | | |
| Контрольная работа «Обработка текстовой информации». | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования». | прогнозирование результата деятельности и его характеристики | понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации | Тестирование | §13-17, с76-100 | | |
4. Графическая информация и компьютер. | 7 | | | | | | | | |
| Компьютерная графика | 1 | Комб-нный (повтор+ нов. матер.) | использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий; умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение» | владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно | формирование умения работать в парах и малых группах; определение цели, функций участников, способов взаимодействия | Текущий контроль. Опрос. | §18, с106-112, №5 | | |
| Технические средства компьютерной графики | 1 | Комб-нный (повтор+ нов. матер.) | формирования желания выполнять учебные действия;использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий | получение опыта использования методов и средств информатики | постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Текущий контроль. Опрос. | §25, с113-118, 38 | | |
| Как кодируется изображение. | 1 | Комб-нный (повтор+ нов. матер.) | формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире. | планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий | оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.) | Текущий контроль. Опрос. | §20, с118-122, №6 | | |
| Растровая и векторная графика | 1 | Комб-нный (повтор+ нов. матер.) | формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире | прогнозирование результата деятельности и его характеристики | формирование умения работать в парах и малых группах | Фронтальный опрос, практикум. | §21, с122-127, №9 | | |
| Работа с графическим редактором растрового типа | 1 | Комб-нный (повтор+ нов. матер.) | действие смыслообразования, устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, (интерес, мотивация); | владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно | постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | Фронтальный опрос, практикум | §22, с128-132, №6 | | |
| Работа с графическим редактором векторного типа | 1 | Комб-нный (повтор+ нов. матер.) | использование фантазии, воображения при выполнении учебных действ | получение опыта использования методов и средств информатики | формирование умения работать в парах и малых группах | Фронтальный опрос, практикум | §23, с132-136, №2 | | |
| Контрольная работа по теме «Графическая информация и компьютер» | | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»;формирования желания выполнять учебные действия. | владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно | умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Тестирование | §18-23, с106-136 | | |
5. Технология мультимедиа. | 6 | | | | | | | | |
| Что такое мультимедиа | 1 | Лекция. Изучение нового мат-ла | формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире | планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий | оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.) | Текущий контроль. Опрос. | §24, с146-148, №2 | | |
| Практическая работа «Создание презентации». | 2 | Практикум | го образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ | владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно | понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации | Фронтальный опрос, практикум. | §24, с146-148 | | |
| Аналоговый и цифровой звук | 1 | Комб-нный (повтор+ нов. матер.) | формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире | прогнозирование результата деятельности и его характеристики | постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | Текущий контроль. Опрос. | §25, с148-150, №3 | | |
| Технические средства мультимедиа | 1 | Комб-нный (повтор+ нов. матер.) | умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов | получение опыта использования методов и средств информатики | умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Текущий контроль. Опрос. | §26, с151-152, №4 | | |
| Компьютерные презентации | | Комб-нный (повтор+ нов. матер.) | повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ | умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи | оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.) | Фронтальный опрос, практикум | §27, с152-157,№7 | | |
| Контрольная работа «Технология мультимедиа». | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | формирования желания выполнять учебные действия. | коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий | формирование умения работать в парах и малых группах; | Тестирование | §24-27, с146-157 | | |
| Резерв | 3 | | | | | | | | |